Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

К вопросу межличностных отношений в студенческой группе.




А.А. Немова

Саратовский государственный аграрный университет

имени Н.И. Вавилова, г. Саратов, Россия

К вопросу межличностных отношений в студенческой группе.

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся межличностных отношений в студенческой группе, а также приводятся некоторые из видов методик.

Ключевые слова: межличностные отношения, студенческая группа, социометрия, референтометрия,метод «определения мотивационного ядра»,личность.

В наши дни социальная среда оказывает на личность студентов не только социализирующее воздействие, но и воспитательное. Подобная среда помогает в процессе обучения накапливать жизненный опыт путем коммуникабельности и определенного сотрудничества со своими однокурсниками.

Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

На сегодняшний день вопрос межличностных отношений остается довольно актуальным, так как он затрагивает различные сферы и области общения: экономические, социальные, политические, идеологические и мн. др. Представляется интересным рассмотреть специфику межличностных отношений на примере общения в студенческой группе.

Проблема взаимоотношений между студентами состоит в том, что в их возрасте определяются особенности отношений личностик окружающим, которые влияют на дальнейшее развитие и формирование в целом. Это отражается на образе жизни студентов, например:в действиях проявляется совокупность норм, правил и форм поведения.

Студенческая группа – это психологический центр формирования личности.В такой группе закладываются не только понятия о правильности отношений к учебным дисциплинам и порядкам ВУЗа, но и к высоконравственным качествам. Коллективная работа в студенческих группах способна существенно повысить эффективность индивидуального освоения знаний, но при этом нужно быть командой, в которой заботятся о каждом из своих товарищей и пребывают постоянно в научном поиске и взаимодействии. [1]

Следующие признаки являются неотъемлемой частью студенческих групп:

· Социальный престиж;

·  Активное взаимодействие с разными социальными образованиями;

·  Поиск смысла жизни;

· Стремления к новым идеям и прогрессивным превращениям. [2]

Для упрощения анализа межличностных отношений в группе учеными-психологами, социологами были разработаны и предложены различные методики. Все они довольно распространенные и известные в наши дни, но мы остановимся на следующих: «социометрия», «самоорганизация» и «референтометрия».

И так,  несколько слов о названных методиках.

Джекоб Леви Морено - американский психиатр и социальный психолог, который ввел понятие о социометрии в науку.

«Социометрия» – это такой метод исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям.[3]

Социометрический метод показывает свойства межличностных взаимоотношений в малых группах как целостного образования. Он позволяет получить серьёзные теоретические выводы о процессах функционирования, развития группы, а также результатов практических достижений. Главное достоинство метода социометрии заключается в том, что его легко можно представить в виде диаграммы, графика, таблицы, схемы, числовых величин…

Оказавшись на новом жизненном этапе – «студенчестве», большинство лиц (первокурсников)испытывают трудности при коммуникативном общении с различными людьми.

При исследованиях данного феномена Дж.Морено выявил что существуют: эмоциональные связи (симпатии/антипатии между членами группы), степень сплоченности/разобщенности в группе, внутригрупповые подсистемы (сплоченные образования, во главе которых могут быть не только лидеры в эмоциональной и деловой сфере, но и лидеры – неформального характера) и мн. др.

Стоит отметить тот факт, что при повторных измерениях,  в одной и той же группе, социометрический методпозволяет демонстрировать динамику взаимоотношений между студентами группы и делать соответствующие выводы.

Метод «определения мотивационного ядра». Для такой психодиагностической методики свойственно предоставление личности права самостоятельно принимать решения, руководствуясь при этом определенными целями, задачами, мотивами или личным предпочтением к кому-либо, в зависимости от его отношения к другому лицу. Приведем пример: студент как обычно приходит на пару, но неожиданно для него оказывается, что преподаватель подготовил для всей группы контрольное задание. Так как студент не готов к нему, то он машинально ищет себе собеседника или товарища, который сможет оказать помощь в задании.

Процесс выявления мотивационного ядра принято проводить в несколько этапов:

1. Использование социометрического и референтного методов, то есть на первом этапе собирается информация о каждом статусе члена группы. Затем составляется список отражающий статусную структуру группы.

2. Каждый студент должен составить список своей группы, упорядоченный по определенным качествам. После все списки собирают, приводя их к групповому варианту. В итоге данный процесс позволяет проследить межличностную взаимосвязь между учащихся в группе.[4]

«Референтометрия» - это одна из методик, позволяющих определять степень значимости каждого в группе для своего собеседника.

Референтная методика включает две процедуры. На предварительной (вспомогательной): с помощью опросного листа выявляются позиции (мнения, оценки, отношение) каждого члена группы по поводу значимого объекта, события или человека. Вторая процедура выявляет лиц, позиция которых, отраженная в опросном листе, представляет наибольший интерес для других испытуемых. Все это вынуждает испытуемого проявлять высокую избирательность в отношении тех лиц в группе, чья позиция для него в данный момент наиболее актуальна.

Такая методика мотивирует студентов, тем самым показывает их межличностный выбор, предпочтения в группе, интересы, позиции и мн. др. [5]

Подводя итоги сказанного, напрашивается вывод, что межличностные отношения в студенческих группах могут иметь неустойчивый характер и могут измеряться, выявляться различными интересными, с моей точки зрения, методиками.В какой-то мере они «возникают и складываются на основе определенных чувств, которые рождаются у студентов по отношению друг к другу, по отношению к целям в общении и т. д.» [6]. А применяемые к ним методологии помогают в некоторой степенилучше разбираться в себе и во взаимоотношениях между членами группы.

Список литературы:

1. Рыжкова И.В. Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды. \И.В. Рыжкова \\ Сборник: Пути совершенствования и развития профессиональной компетентности будущих офицеров. – Саратов: изд-во «Саратовский военный институт внутренних войск МВД РФ», 2008. - С. 224-227

2. Ваш психолог2009 - 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/73-diagnosis-of-interpersonal/192-socio

3. Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-mezhlichnostnyh-otnosheniy-v-studencheskoy-gruppe

4. Студопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studopedia.ru/9_222435_sotsiometricheskiy-metod-sushchnost-osobennosti-realizatsii-oblast-primeneniya.html

5. Файловый архив для студентов.[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.studfiles.ru/preview/2492050/

6. Рыжкова И.В. Совершенствование педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения: дис. канд. пед. наук: 13.00.08: защищена 20.05.2009: утв: 25.09.09/ Рыжкова Ирина Васильевна. - Саратов, 2009. – 182с.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...