Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные факторы, определяющие содержание ППФП




 Для определения ППФП составляется профессиограмма специалиста, т. е. тот объём и перечень необходимых прикладных знаний, умений и навыков, психофизических и специальных качеств, которые обеспечивают надежность и успешность профессиональной деятельности. 

Каждая профессиограмма включаетследующие разделы

Презентация профессии 

Тип и класс профессии 

Содержание деятельности 

Требования к знаниям и умениям специалиста 

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Условия труда 

Медицинские противопоказания 

Базовое образование 

Пути получения профессии 

Области применения профессии 

Перспективы карьерного роста 

Профессиональные заболевания

Профессия – вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня специальных знаний и умений (квалификации) и может служить источником дохода. Тип профессии указывает на то, с кем или с чем человек имеет дело в своей профессиональной деятельности (предмет труда). Класс профессии указывает на степень сложности и требуемой квалификации человека, определяет характер труда. Все профессии условно делятся на два класса: алгоритмический (исполнительский) и творческий (эвристический). 

Дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП: индивидуальные особенности будущих специалистов игеографо-климатические условия региона, где предстоит работать.Успешность подготовки к профессии зависит от физиологической и психологической пригодности к профессии, т. е. от индивидуальных способностей, поэтому усилия и время для освоения ППФП у каждого свои. Важно ориентироваться и на возрастные изменения организма человека. Наиболее продуктивный возраст для ППФП от 18 до 35 лет. Продуктивную работу в географо-климатических условиях можно достичь повышенной устойчивостью к холоду, жаре, солнечной радиации, температурным колебаниям и т. д. средствами закаливания, выполнением гигиенических мероприятий.

Профессиональное здоровье выпускников вузов можно представить в виде системы, основными структурными компонентами которой являются клинический, психический и физический статус, обусловливающие уровень функционального состояния, психических и физических качеств, устойчивость выпускников вузов к факторам труда и надежность их деятельности. Таким образом, концепция профессионального здоровья у студентов приводит к необходимости комплексного подхода, который объединяет следующие основные направления:

1) оценку состояния здоровья, влияние на нее профессиональной деятельности, острых, кумулятивных и отдаленных последствий влияния профессиональной деятельности;

2) оценку надежности профессиональной деятельности;

3) изучение уровня мотивационной сферы, духовного и социального благополучия.

В результате интегральная оценка профессионального здоровья должна представлять собой совокупность результатов по всем направлениям и не может быть удовлетворительной при неблагополучии даже одной из позиций, являющихся компонентами профессионального здоровья.

Профессиональное долголетие

Профессионально важные качества

Функциональное состояние (динамическая компонента)

Высокий уровень обучения и подготовки

Надежность и безопасность деятельности

Профессиональное здоровье

Клинический (генотипический) статус

Функциональные резервы

Биологический возраст (базовая компонента)

Так, биологический возрастявляется базовой составляющей системы здоровья студентов и имеет тесную связь с клиническим статусом и профессиональным долголетием. Количественным выражением динамики биологического возраста служат функциональные резервы организма человека. В понятии биологического возраста возрастные изменения физиологических систем конкретного организма сопоставляются со средними популяционными данными. Биологический возраст человека не всегда может совпадать с хронологическим (или паспортным) возрастом, определяемым от рождения до момента регистрации.Концепция биологического возраста имеет определенные ограничения прогностических возможностей, но на ее основе определяется стратегия предупреждения и восстановления наиболее вероятностных или уже наступивших изменений в организме людей. Высокая интенсификация профессиональной деятельности и биологическая агрессивность внешних факторов приводят к более раннему биологическому старению людей. Динамической компонентой профессионального здоровья выпускников вузов являются их функциональное состояние, которое обусловливает успешноеосуществление профессиональной деятельности. Профессиональное здоровье людей следует рассматривать как совокупность многих параметров функциональной системы, призванных обеспечить высокую надежность и профессиональное долголетие специалистов в процессе осуществления профессиональной деятельности в системе «человек – машина». Профессиональное здоровье обеспечивает профессиональное долголетие людей– временной интервал биологического возраста с момента обучения и овладения профессией до времени его выхода на пенсию по возрасту или дисквалификации по состоянию здоровья.

Профессиональное долголетие – это характеристика генетически детер- минированного и эволюционного процесса нормально протекающего биологического старения людей в конкретной социально-экономической формации.

Под «функциональными резервами» людей, определяющими основу функционального состояния, понимается функциональная система, объединяющая психофизиологические резервы, резервы вегетативных функций и резервные возможности регуляторных систем организма. Количественная оценка функциональных резервов определяется в связи с тем, насколько их уровень и объём обеспечивают эффективность и безопасность деятельности и, по существу, оцениваются и прогнозируются функциональные резервы профессиональной работоспособности людей. Однако остается достаточно много места для разночтений состояний, занимающих промежуточное положение между здоровьем и болезнью. Однако следует заметить, что все они представляют собой определенные переживания, жизненные трудности, кризис, неудачу, стресс и т.д. Поэтому, являясь предметом забот и тревог человека, эти психические дезадаптации могут трансформироваться в болезнь. Подобные состояния требуют проведения психопрофилактической помощи. Помощь психолога, специалиста по оздоровительной физической культуре здесь бывает более предпочтительна, чем врача. Устойчивость людей к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности, является интегративным качеством личности с таким сочетанием эмоциональных, волевых и нравственных компонентов, которое способствует успешному решению сложных и ответственных задач в экстремальной обстановке, без значительного отрицательного влияния на самочувствие и работоспособность. Анализ представленных факторов риска возникновения состояний дезадаптации личности у людей позволяет проводить более целенаправленные профилактические мероприятия с использованием средств оздоровительной физической культуры. Таким образом, можно заключить, что профессиональное здоровье представляет собой некий достаточный уровень функционального состояния организма, позволяющий осуществлять трудовую деятельность в усложнённых и экстремальных условиях. При этом здоровьесберегающее поведение играет главную роль в сохранении и поддержании здоровья людей. Поэтому необходимым являются мероприятия по формированию навыков здоровьесберегающего поведения у студентов в процессе их обучения в высших учебных заведениях. На наш взгляд, это позволит обеспечить высокий уровень работоспособности










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 587.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...