Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Синтетическая и пограничная природа ПС.




ПС существует на стыке книжного и разговорного стилей. Причин тому несколько.

1. Произведения ПС могут быть как в письменной, так и в устной форме.

2. Произведения ПС обычно пишет автор, но адресатами этой речи становится аудитория (необходима трансформация книжной речи в разговорные формы)

3. Основная задача этого стиля: сформировать относительное единство общественных мнений относительно событий, значимых для социума, его отдельных групп.

4. Объектом ПС могут стать самые разные явления социальной, общественной, духовной, научной, художественной, религиозной сфер жизни. В такой специфике предметной сферы ПС – еще один источник его пограничных форм существования.

ПС – открытая языковая система. Это позволяет журналистам, ораторам обращаться к элементам других функциональных стилей, включая внелитературные слова и выражения, если это оправдано целями (синтетичность ПС).

Отношения автора публицистического текста и читателя (информационная и воздействующая функции). Жанры ПС.

Автор ПТ почти всегда выражает не столько личное, сколько общественно-заинтересованное мнение (смотрит на предмет глазами той или иной социальной группы). За выражением «гражданской позиции» автора стоит воля, желание той или иной социальной группы. Но в ПС воля облекается в форму убеждения, приобщения читателя или слушателя к мнению автора.

Стремясь убедить читателя в выражаемом мнении, точке зрения, автор почти всегда преследует две взаимосвязанные цели – информационную и воздействующую.

Есть жанры ПС, где информационный пласт доминирует (заметка, репортаж, отчет, интервью, хроника, обозрение). Оценочный план доминирует над информативным в жанрах: статья, корреспонденция, комментарий, рецензия, обзор. В очерке, фельетоне, памфлете информационная и воздействующе-оценочная функции находятся в относительном балансе.

Особенности языка публичной речи

Чтобы облегчить восприятие своих мыслей и мнений, автор публицистического текста использует для этого практически любые слои языка. Но публицисты избегают непонятных узкоспециальных терминов, диалектных, жаргонных слов, ограниченно употребляют иноязычную лексику, не прибегают к усложненным синтаксическим конструкциям, не любят отвлеченную образность.

Лексика ПС разнообразна: общеупотребительная, нейтральная, а также книжная и разговорная. Выбор словесного материала определяется темой. Допустимо смешение контрастных по стилистической окраске слов.

Использование речевых клише (устойчивые выражения) концентрирует информацию, облегчает восприятие. Речевые штампы (шаблонные обороты речи) лишь засоряют предложение, не обогащая его в информационном плане.

Словообразование. Активны суффиксы иноязычного происхождения: -изм, -ация, -генный, иноязычные приставки (анти, архи-, де-, пост-, гипер-, конр-). Встречаются старославянские приставки (все-, пре-, вос-).

 Для морфологии ПС характерно использование разговорных окончаний (в цеху, трактора). Большую роль играют самые разные глагольные формы, особенно настоящего времени.

Синтаксис ПС отличает простота и ясность (простые односоставные предложения). Эмоционально-экспрессивное воздействие на читателя оказывают: необычный порядок слов в предложении, риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения, нанизывание однородных членов предложения.

Понятие об ораторском искусстве. Типы ораторов.

Одним из самых ярких форм проявления ПС сталоораторское искусство (высокая степень мастерства публичного выступления). Синонимами ораторского искусства (ОИ) являются греческое слово «риторика» и русское «красноречие». Главная задача ОИ та же, что и ПС в целом: «...находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель). ОИ расцветает в переломные эпохи истории, когда возникает потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов.

ОИ подразделяют на следующие роды: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное).

Важнейшая роль в ОИ принадлежит оратору. Это человек, произносящий публичную речь. Следуя классификации Цицерона, современные ученые выделяют: а) ораторов, воздействующих на слушателей эмоционально, б) с помощью логики рассуждений, в) смешанный тип.

Особенности аудитории. Виды аргументов.

У аудитории есть ряд особенностей: а) степень однородности-неоднородности (по полу, возрасту, национальности, образованию, интересам); б) количественный состав (больше аудитория – единодушнее реагирует); в) мотивы (интеллектуально-познавательные, моральные, эмоционально-эстетические).

Для убеждения аудитории используются аргументы (обоснование суждений, оценок).

Виды аргументов: логические (факты, аксиомы и постулаты, законы науки, определение основных понятий и др.) и психологические (аргументы к невежеству, к силе, к выгоде, к состраданию, к верности и др.)

Основные этапы подготовки речи. Приемы поиска материала.

В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к выступлению:

– выбор темы и определение цели;

– подбор материала, его изучение и анализ (официальные документы, научная и научно-популярная литература, справочники, энциклопедии, словари);

– разработка плана выступления;

– работа над композицией (вступление, главная часть, заключение);

–  написание текста выступления (черновик, беловик);

– овладение материалом выступления (перечитать, заучить фрагменты, выучить последовательность частей, произнести вслух).

Виды планов.

Выделяют три вида планов: предварительный, рабочий и основной.

Основная цель создания предварительного плана – определиться с аспектами темы, сформулировать круг основных вопросов, наметить собственное решение данной темы.

Рабочий план составляется после изучения литературы, обдумывания темы, собирания фактического материала. В рабочем плане формулируются отдельные положения, указываются примеры, факты, приводятся цифры, оттачивается структура выступления, намечается баланс между частями.

Основной план пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им восприятие выступления.

 

Лекция 7. Разговорный стиль

1. Неофициальный характер общения. Бессознательное и автоматическое использование речевых средств.

2. Речевые привычки и формы языкового творчества в РС.

3. Языковые особенности РС.

4. Экспрессивные стили в СРЛЯ.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 360.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...