Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Школа и педагогическая мысль в Византии
В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Византийская империя просущест-
32________ Лекция 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли... вовала более тысячи лет и рухнула в 1453 г. под ударами турецких завоевателей. Специфика византийской культуры определялась тем, что она формировалась на разнородной по своему составу этнической основе. За 1000 лет своего развития Византия впитала культурные ценности не только Западной, но и Восточной цивилизаций. Однако культура империи оставалась грекоязычной. Высокий социальный статус обр азования и образованности— одна из ведущих тенденций в развитии византийской культуры. Наличие общего образования служило непременным условием для получения должности как в государственных, так и в церковных учреждениях. Идеалом личности в Византии является человек, получивший классическое образование и сочетающий христианско-православное мировоззрение с традиционной литературно-гуманистической образованностью. Характерная черта византийской жизни — высокая культура домашнего воспитания. В знатных семьях мальчиков 5—7 лет отдавали в руки наставника, в обязанности которого входило наблюдать за играми ребенка, развлекать его и учить грамоте. В Византии не существовало социальных ограничений на получение образования. Учебные заведения могли посещать все, кто хотел и имел возможность учиться. Обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых щкол. Система образования включала: 1) школы грамоты: давали элементарное образование («про- 2) грамматические школы: обеспечивали получение сред 6. Школа и педагогическая мысль в Византии государственными и церковными. Цель обучения - формирование всеобщей культуры и красноречия, развитие мышления у школьников. Акцент делался на грамматике, риторике, диалектике и поэтике. «Математическую четверицу», т. е. арифметику, геометрию, музыку, астрономию, изучали немногие; 3) высшая школа «аудиториум» (константинопольская школа). Существовали высшие юридическая, медицинская, философская и патриаршая школы. Они подчинялись императорской власти. До VI в. преподавание велось как на греческом так и на латинском языке. Позднее — только на греческом. Преподаватели высшей школы являлись государственными служащими высокого ранга, составляли замкнутую корпорацию, их отличала и одежда. Основной метод преподавания — лекции и комментарии преподавателей, форма обучения — диспут. Цель обучения — подготовка энциклопедически образованного государственного или церковного деятеля. Содержание образования: философия, комментирование и критика греческих текстов, комментарии к сочинениям отцов церкви, богословие, медицина, музыка. Помимо высших школ в Византии существовали кружки-салоны, своеобразные домашние академии, объединявшие эрудитов, группировавшихся вокруг мецената-философа. Высшее богословское образование получали в монастырях, до XV в. сохранивших большое значение в византийской образовательной системе. Одним из первых средневековых схоластов был Иоанн Дамаскин (675-753). Он оказал огромное влияние на западноевропейское богословие и воззрения древнерусских мыслителей. Основной трактат — «Источник знаний». Он выступал за необходимость универсального, энциклопедического и богословского образования. Дамаскин дал высочайшую оценку книжному учению и образованию. В трактате рассмотрена психолого-педагогическая проблематика об особенностях воображения, памяти и др. Даны методические рекомендации по работе с книгой, организации диспутов и др. Наставником Кирилла (Константина) и Мефодия, славянских первоучителей, являлся патриарх Фотий (820-897). По его мнению, школа должна являться местом, где молодое 34 Лекция 1. Заражение воспитания,школы и педагогической мысли. 6. Школа и педагогическая мысль в Византии 35
поколение усваивает точно очерченный круг общечеловеческих ценностей. Создал в Константинополе школу, представляющую собой нечто среднее между высшей школой и интеллектуальным кружком. Ее характерные особенности; ведущая роль энциклопедически образованного учителя, имеющего непререкаемый авторитет; простота и искренность между учителем и учениками, привязанность их друг к другу и общая «ревность» к знанию; универсальное содержание образования, включающего как светские науки, так и богословские; активный метод обучения — беседа. Для своей школы Фотий написал труд, содержавший пересказ более 300 произведений античных и византийских писателей, историков, ученых. Выдающимся государственным деятелем был Михаил Пселл(1018-1090). В середине жизни принял монашество. Он оставил большое число педагогических трудов: «Обзор риторических идей», «О стиле некоторых сочинений», «О всяческой науке» и др. Пселл выступал противником крайностей монастырских форм религиозного воспитания и обучения. Соглашаясь с учением о двух природах — земной и небесной, он считал, что и образование человека должно проходить в два этапа: изучение наук о низшей природе, заканчивающееся усвоением элементов античной философии, и постижение божественного мира через изучение теологии. По мнению Пселла, идеально воспитанный византиец телесно прекрасен, светски образован, умеет восхишфтъся красотой материального мира, обладает христианской твердостью ума и душевным благородством. Во взглядах на воспитание Пселл был ярким представителем христианского гуманизма. Специфические черты византийской культуры и образованности оказали благотворное влияние на последующий ход развития всемирной культуры. Резюме. Осмысление воспитания как особого вида деятельности началось 35—40 тыс. лет назад, при постепенном приспособлении древних людей к существовавшему порядку вещей. Поначалу воспитание не являлось особой функцией, а сопутствовало передаче жизненного опыта и дифференцировалось лишь по полу и возрасту. На исходе первобытнообщинного периода появляются Дома молодежи, цель кото- рых - подготовка общественного человека и передача трудовых навыков, знаний, обрядов. В дальнейшем главными носителями идеалов воспитания и обучения становятся семья, государство и церковь. Однако сам идеал был различен: гипертрофированная военная подготовка в Спарте, развитый интеллект и культура тела в Афинах, деятельный политический член общества в Риме. Принятые в различных цивилизациях нормы жизни и воспитания нашли отражение в трудах Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтилиана. В начале 1-го тысячелетия зарождается христианство, способствовавшее развитию педагогической мысли. Воспитание ориентировалось на Библию, в которой провозглашались любовь к людям и идея самосовершенствования для спасения и вечной жизни. Прямой наследницей эллинско-римской культуры и образования стала Византия, где отсутствовала монополия церкви на образование, но в программах обучения и воспитания религия занимала ведущее место. Византийская образованность соединила античность и Средневековье. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Назовитеизвестные вам концепции воспитания и охарактери 2. Какими были особенности воспитания в первобытном об 3. Расскажите о воспитании и обучении в одной из стран Древне 4. Определите общее и особенное в практике обучения и воспита 5.Проанализируйте взгляды одного их древнегреческих философов, занимавшихся вопросами воспитания. 6. Назовите папы школв Древнем Риме и дайте их характеристику. 7. Что вы знаете о влиянии христианства на развитие воспитания 8. Какие типы школ включала система образования в Византии? • - ЛЕКЦИЯ 2 |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 280. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |