Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теории трансформации капитализма




После второй мировой войны под воздействием научно-технической революции в экономически|экономично| развитых странах происходят существенные изменения|смены| в структуре производства и потребления, появляются новые формы хозяйственной деятельности. Ведущую роль в экономике начинают играть крупные|великие| корпорации. В связи с этим появляются теории, которые|какие| основой|основанием| общественного развития считают изменения|смены| в технике производства и придают решающее значение в экономике таким институтам, как государство, корпорации, профсоюзы.

Так, американский ученый А. Берли обосновал теорию «демократизации капитала». Он считает, что в результате|вследствие| распространения акций среди части рабочего класса |рабочий| и других слоев населения происходит рассеивание, или диффузия собственности. «Демократизация капитала» происходит еще и потому, что акционерное общество|товарищество| строится на таких демократических принципах как участие в собраниях, обсуждение отчетов правления, выборы нового состава правления и т. п. Берли| объявил США Американской экономической|экономичной| республикой, в которой|какой| господствует|господствует| «народный капитализм».

Составляющей частью теории народного капитализма является теория «управленческой революции». Ее основателями|учредителями| стали американские ученые А. Берли, Дж. Бернхем, П. Драккер. Они утверждают, что с развитием акционерных обществ,|товариществ| власть|собственников| капиталистов-собствен-ников становится|стает| второстепенной или совсем исчезает и устанавливается власть наемных управляющих (менеджеров), которые|какие| являются «доверенными народа» и руководствуются не мотивами прибыли, а интересами общества.

Еще одним элементом теории «народного капитализма» стала теория «революции в доходах». С. Кузнец, Дж. К. Гелбрэйт, А. Хансен и другие заявили, что в развитых капиталистических странах состоялся|произошел,отделался| коренной переворот в распределении|распределении| национального дохода, в результате которого|какого| происходит выравнивание доходов между слоями и классами капиталистического общества.

Использовав теории «диффузии собственности», «управленческой революции» и «революции в доходах», американский экономист Г. Минсобосновал теорию «коллективного капитализма». В работе «Корпоративная революция в Америке» (1962) он корпорацию называет новым социальным институтом, который|какой| отражает общественные интересы, а не только заботится о росте прибыли, и действует по критерию социальной ответственности. Минс доказывает|доказывает|, что при государственной регламентации цен, дивидендов и т. п. можно соединить|сочетать| интересы монополий и общества.

Американские ученые Дж. М. Кларк, П. Самуэльсон, А. Хансен и английские ученые Н. Калдор, Р. Титмасс и другие разработали| теорию «государства всеобщего благоденствия». Ее суть|сущность| заключается в том, что государство изображается как надклассовый орган, который|какой| действует в интересах общества, всех классов, слоев и групп. Через|из-за| бюджет оно перераспределяет доходы в пользу бедных, в результате чего богатых и бедных вытесняют средние классы со средними доходами. Государство из|с| полицейского превратилось в позитивную|положительную| экономическую|экономичную| силу, взяло на себя ответственность за обеспечение всем гражданам здорового и достойного образа жизни.

Среди теорий трансформации капитализма главное место занимают технократические теории. Их самыми яркими представителями являются американские ученые Дж. К. Гелбрэйт, У. Ростоу, Д. Белл. Они стремятся объяснить основные социально-экономические явления изменениями|сменами| в сфере техники.

Так, Д. К. Гелбрэйтв работе «Новое индустриальное общество» (1961) доказывает|доказывает|, что изменения|смены| в технике и технологиях привели к|до| образованию корпораций и их объединению с государством. Возникло «новое индустриальное общество», в котором|каком| реальная власть принадлежит не владельцу|собственнику| капитала, а «техноструктуре|» – общественной прослойке, к|до| которой|какой| относятся ученые, конструкторы, специалисты по|с| технологии, управлению и т. п. Целью «техноструктуры|» является немаксимизация прибыли, а укрепление позиций корпорации на рынке. Техноструктура вынуждена планировать работу корпорации в будущем. Потому|оттого| в современной экономике формируется широкая сеть межкорпоративных договоров, которая|какая| делает рынок управляемым, предполагаемым, стабильным. Стихийный рынок и свободная конкуренция остались в учебниках, а экономика современных развитых стран управляется техноструктурой| на основе долгосрочного планирования. Интересы техноструктуры| совпадают с интересами всего общества, поскольку процветание корпораций обеспечивает устойчивый|экономичный| рост, расширение занятости, повышения уровня потребления.

Однако в последующих работах – «Экономические|экономичные| теории и цели общества» (1976), «Век неуверенности» (1977) – Дж. Гелбрэйт признает, что социальная значимость корпораций была явно завышена. Потому|оттого| он много внимания уделяет проблемам социального контроля над экономикой, внедряет|вводит| понятие «новый социализм», «респектабельный социализм». «Новый социализм», по мнению ученого, не имеет идеологического характера, он навязывается обстоятельствами. Ученый предлагает планирование использовать на государственном уровне, провести национализацию военной промышленности, поддерживать медицину, жилищное|жилое| строительство, искусство, сельское хозяйство, внедрить|ввести| прогрессивный налог и т. п.

Одной из разновидностей теории индустриального общества стала теория «стадий экономического|экономичного| роста» Уолта Ростоу. В 1960 г. вышел его труд «Стадии экономического|экономичного| роста. Не коммунистический манифест», в котором|какой| вопреки марксистской теории формационного развития общества автор выделяет пять стадий в истории человечества:

1) традиционное общество;

2) переходное общество;

3) стадия сдвига, или «всплеска|взлета|»;

4) стадия зрелости;

5) общество высокого массового потребления.

Первая стадия – это период в истории человечества, к|до| которому|какому| относятся все восточные деспотии, греко-римская цивилизация, средневековая Европа до конца XVII в. В традиционном обществе преобладает сельскохозяйственное производство и «доньютоновская| наука и техника».

Вторая стадия приходится|приникает| на конец XVII – начало XVIII в. и характеризуется возникновением в Европейских странах промышленных предприятий и банков.

Для «всплеска|взлета|» необходимы такие условия:

1) увеличение инвестиций до|до| уровня, который|какой| превышает прирост населения на 10 %;

2) быстрое развитие одной или нескольких отраслей обрабатывающей промышленности;

3) наличие такой политической, социальной и институциональной системы, которая бы|б| позволяла использовать стимул к|до| экономическому|экономичному| росту.

Наилучшим образом в Европе укреплению веры в экономический|экономичный| прогресс способствовали национальные государства.

Третья стадия характеризуется быстрым|скорым| развитием промышленности и сельского хозяйства. В Англии – это 80-е – 90-е годы XVIII в., во Франции и США – несколько десятилетий перед 1860 г., в России и Канаде – это период перед 1914 г., в Индии и Китае – после 1950 г.

Четвертая стадия – стадия зрелости, когда обеспечивается стабильность превышения выпуска продукции над ростом населения. Англия вступила в эту стадию с 1850 г., США – с 1900 г., Германия и Франция – с 1910 г., Канада и СССР – с 1950 г.

Пятая стадия – это период высокого массового потребления. Ее основой|основанием| является производство предметов потребления и услуг. Этой стадии, по мнению Ростоу, достигли только США.

Используя технологический подход к|до| анализу общественных явлений, ученый утверждает, что любая|какая-нибудь| экономическая|экономичная| система достигает определенной степени развития независимо от политического строя. Ростоу считал, что структура советской экономики была похожей со структурой экономики западных стран, а коммунизм – один из возможных путей перехода к «единому|единому| индустриальному обществу».

На рубеже 60-х – 70-х годов XX в. широкую популярность приобретает теория «постиндустриального (информационного) общества»американского социолога Даниела Белла. В 1973 г. он опубликовал работу «Наступление постиндустриального общества», в которой|какой| доказывает|доказывает|, что развитие общества связано|повязано| с изменениями|сменами| в трех основных сферах: технико-экономической, культурной, политической|политичной|. В постиндустриальном обществе машинная технология замещается| «технологией интеллектуальной», ведущей становится|стает| сфера нематериального|нематериального| производства, обеспечивается высокий уровень благосостояния населения, управление переходит к|до| носителям теоретических знаний и высококвалифицированным специалистам, главными|головными| ценностями становятся|стают| научные знания, интеллект и информация.

Своеобразным вариантом идей постиндустриального общества является теория «супериндустриального общества»американского экономиста и социолога Элвина Тоффлера. По его мнению|на его взгляд|, в процессе исторического развития, преодолевая острые противоречия|противоречивость| путем кризисов и потрясений, общество переходит от одной стадии к|до| другой подобно движению волн. Приблизительно|примерно| десять тысяч лет назад началась «аграрная волна цивилизации». Промышленная революция, которая началась в Европе с конца XVIIІ в., привела ко|до| второй волне и утверждению индустриальной цивилизации. Третья волна началась с научно-технической революции и должна привести к|до| утверждению супериндустриального общества, основой|основанием| которого|какого| является качественно новый уровень обмена информацией. Одним из важнейших следствий «информационной революции» станет изменение|смена| власти. Если источником|родником,истоком| власти в прошлом и нынешнем времени является насилие и богатство, то на новом этапе развития общества приоритетное значение приобретает власть знания.

Среди теорий трансформации капитализма в 60-х – 70-х годах XX в. большой|великой| популярностью пользовалась теория «конвергенции». Конвергенция означает|означает| сближение, восхождение. Под воздействием научно-технического прогресса, развития новых технологий общества с разным|различным| политическим и социальным строем (капитализм и социализм) проникают друг в друга и приобретают общие черты. Так, голландский ученый Ян Тинбергенсчитал, что добиться оптимального варианта организации общества можно в результате|вследствие| заимствования и слияния важнейших принципов капитализма и социализма. Среди принципов капиталистической системы ведения хозяйства это: частная|приватная| собственность, прибыль, рыночная система. Среди принципов социализма: экономическое|экономичное| планирование, рабочий контроль условий производства, высокая|великая| степень социального равенства. При этом капитализм отказывается от принципа невмешательства государства в экономические|экономичные| процессы, а социализм – от общественной собственности.

Неоинституционализм

В 80-х – 90-х годах XX в. сформировалось и получило заслуженное признание своеобразное экономическое|экономичное| течение – неоинституционализм|. От своих предшественников новые институционалисты| отличаются как методологией, так и объектом анализа. Как известно, представители раннего институционализма| стремились изучать экономические|экономичные| явления методом других общественных наук. К|до| экономике они шли|уходили| от права и политики. Неоинституционалисты, напротив, изучают правовые, политические|политичные|, социальные проблемы для выяснения экономических|экономичных| явлений. На вооружение они взяли общие принципы неоклассической теории, сосредоточили основное внимание на изучении поведения хозяйствующих|хозяйствующих| субъектов. Однако в отличие от неоклассиков, для которых|каких| субъекты экономической|экономичной| деятельности были неделимыми единицами, неоинституционалисты| акцентируют внимание на внутренней структуре экономического|экономичного| субъекта. Кроме того, хозяйствующие|хозяйствующие| субъекты выступают не как изолированные Робинзоны, а как индивиды, которые действуют в условиях сложной институциональной структуры в рамках определенных правовых, организационных и социальных ограничений, преодоление которых требует значительных усилий и расходов. Таким образом, объектом исследования неоинституционалистов| являются такие институты экономической|экономичной| деятельности, как фирмы, структуры управления, права собственности и т.п.

Зарождение неоинституционализма| связывают с работами англо-американского ученого Роберта Коуза. В 1937 г. он опубликовал статью «Природа фирм», которая|какая| привлекла внимание ученных лишь|только| в 70-х годах. Как известно, ортодоксальная неоклассическая теория в качестве главной|головной| организующей и координирующей силы рассматривала рыночный механизм. Фирма в традиционной микроэкономической|экономичной| теории, как отмечает американский ученый М. Слайтер, - это только кривые спроса и предложения. Вопреки традиции, Р. Коуз ставит вопрос об организующей роли фирмы. В его понимании, фирма – и субъект рынка, и его альтернатива. Ученый стремится ответить на вопросы, которых|каких| никто из|с| экономистов раньше|ранее| не задавал: почему существуют фирмы; что определяет их число, размеры, специализацию; почему одна часть экономической|экономичной| деятельности осуществляется на основе прямых распоряжений в самой фирме, а другая – осуществляется на рынке.

Р. Коуз обосновывает ответы на эти вопросы, исходя из понятия трансакционных издержек (издержек на заключение соглашений). Рынок достаточно часто требует от индивидов чрезвычайно больших|великих| расходов, связанных|повязанных| со сбором и обработкой информации, проведением переговоров и принятием решений, контролем и юридической защитой выполнения контрактов. Поэтому|оттого| может случиться, что экономически|экономично| более целесообразно создать фирму, в рамках которой|какой| осуществлялись бы|б| действия, которые|какие| в другом случае осуществлялись бы|б| через|из-за| рыночные соглашения. Фирма, по мнению Коуза, возникает как заменитель рыночных операций с целью уменьшения расходов, связанных с функционированием рыночного механизма. В той мере, в которой|какой| механизм административного управления позволяет сокращать трансакционные| издержки, фирма вытесняет рынок. Однако этот процесс имеет определенные границы|черты|, поскольку координация экономической|экономичной| деятельности из|с| одного центра связана|повязана| с определенными расходами. При росте размеров организации издержки|расхода| на прямое управление растут|вырастают|. Поэтому|оттого| возникает проблема оптимальных размеров фирмы. Они определяются гранью|чертой|, где потери рыночной координации равняются издержкам административного управления.

Понятие трансакционных| издержек, сначала отнесенное к|до| рыночным соглашениям, позже было распространено и на расходы внутрифирменного| регулирования. Именно на основе сопоставления издержек пользования|использования| рыночным механизмом и издержек внутрифирменной| координации принимаются решения относительно|касательно| специализации и диверсификации производства, укрупнения и разукрупнения фирм.

Используя теорию трансакционных| издержек, Р. Коуз большое|великое| внимание уделил выяснению проблем внешних эффектов(экстерналий|). Как известно, экстерналии| – это расходы, которые|какие| осуществляют|свершают,совершают| не те, кто их порождает, а посторонние|сторонние| субъекты. Рыночное хозяйство имеет свойство недооценивать внешние эффекты и не компенсировать связанные|повязанные| с ними дополнительные расходы. Для рынка хозяйственная деятельность – это деятельность «для себя», а не для других. Рынок не способен работать|трудиться| на общий результат, на общую пользу|корысть|. Однако по мере развития общественного производства проблема экстерналий| становится|стает| все более острой, возникает неотложная потребность ее решения.

Неоклассики экстерналии| относили к|до| «провалам рынка» и считали, что для их преодоления необходимо государственное вмешательство. Как известно, А. Пигу предлагал использовать систему налогообложения и субсидий, которые|какие| могут оптимально повлиять на выравнивание внешних эффектов.

Р. Коуз доказывает|доказывает|, что государственное регулирование не всегда является полезным. Оно требует дополнительных расходов и не предвиденных потерь. По его мнению|на его взгляд|, проблема экстерналий| может решиться чисто рыночными методами – путем договоренности разных|различных| сторон. Однако такие договоренности возможны при условии четкого определения прав собственности.

Р. Коуз, А. Алчиан и другие неоинституционалисты| понятие «собственность» заменили термином|термином| «право собственности». Собственность есть не ресурс сам по себе, а ряд|вереница| прав или, по крайней мере, частица|часть,доля| права использования|употребления| ресурса. Права собственности – это права владения и использования|употребления|, управления и отчуждения, обеспечения защиты и наследства|наследия|, бессрочного владения и ответственности, исключения вреда|ущерба| для окружающих и использование|употребление| процедур для возобновления|восстановления| собственности, право на получение дохода и компенсации.

Права собственности должны быть четко определенны, или «специфицированы». Если собственник|собственник| четко знает круг|окружность| своих полномочий и уверен в реальности их выполнения|употребления|, он имеет возможность принимать самые эффективные в данных условиях решения. И наоборот, если права собственности «размыты» и плохо защищены, это значительно осложняет|усложняет| поиски рационального выбора.

Опираясь на теорию прав собственности, Р. Коуз в статье «Проблема социальных издержек» (1960) делает вывод: «Если права собственности четко определены и трансакционные| издержки равняются нулю|нолю|, то размещение ресурсов будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений|смен| в распределении|распределении| прав собственности». Этот вывод называют «теоремой Коуза».

Для обоснования своей теории ученый приводит пример взаимоотношений скотовода|скотовода| и земледельца. Скотовод|скотовод| намеревается увеличить поголовье скота, что угрожает|грозит| потравой поля земледельца, причем убыток от потравы больший, чем доход скотовода|скотовода| от увеличения поголовья. Если правом не допускать прохода чужого скота владеет|обладает| земледелец, то он будет требовать компенсации потравы и скотовод|скотовод| откажется от своего намерения как убыточного. Если же право прохода принадлежит скотоводу|скотоводу|, то земледелец предложит ему компенсацию за отказ от увеличения поголовья в размере дохода, который скотовод|скотовод| недополучит. В любом случае, т. е., при любом|каком-нибудь| делении|распределении| прав собственности, соглашение отвечает интересам обоих субъектов ведения хозяйства, и поголовье скота останется на предыдущем|предварительном| уровне.

Таким образом, Коуз доказывает|доказывает|, что при четкой спецификации прав собственности «провалы рынка» отсутствуют, и проблема экстерналий| решается с помощью|посредством| прямых соглашений хозяйствующих|хозяйствующих| субъектов, без вмешательства государства.

Однако стоит отметить, что соглашения нельзя достичь без внешнего вмешательства, если к|до| конфликту привлечено значительное число людей и набор негативных эффектов достаточно большой|великий|. Так, невозможно с помощью|посредством| отдельных соглашений сохранить|сберечь| леса, которые подлежат нерациональной вырубке|вырубке|, тяжело|трудно| решить|решить| вопрос о возмещении ущерба большому|великому| водоему построенными на его берегах предприятиями и т. п. С другой стороны, экономики с идеально специфицированными правами собственности и нулевыми трансакционными| издержками практически|практично| не существует. Поэтому|оттого| «теорема Коуза» может служить лишь|только| в качестве модели, сравнение с которой|какой| позволяет оценить реальные экономические|экономичные| ситуации.

В 60-х – 70-х годах XX в. на базе Вирджинского университета и Вирджинского политехнического института сформировалась Вирджинская школа. Ее лидер, Джеймс Бьюкенен (1919), стал всемирно известным ученым, разработав| основы|основания| теории общественного выбора. Сам ученый основоположником современной теории общественного выбора называл шведского экономиста Викселя. Большой|великий| вклад|вклад| в формирование этой теории внесли шотландский ученый Дункан Блек и американские ученые Кеннэт Эрроу и Фрэнк Найт.

Представители теории общественного выбора подвергают сомнению эффективность государственного регулирования экономики, развенчивают миф о государстве, у которого|какого| нет никаких других целей, кроме беспокойства об общественных интересах.

Ввиду взаимозависимости экономических и политических явлений, ученые этого направления исходят из того, что, занимаясь политической| деятельностью, в частности, принимая участие в разработке и реализации государственных решений в экономической сфере, экономические субъекты используют политические|политичные| институты для достижения своих индивидуальных целей. Эта гипотеза об определяющей|определительной| роли индивидуального интереса в политической|политичной| деятельности аналогична утверждению о рациональном поведении разных|различных| субъектов в экономической|экономичной| деятельности.

Вторая предпосылка теории общественного выбора заключается в том, что сфера политической|политичной| деятельности представляет собой такую же арену отношений обмена, как и рынок товаров и услуг. Дж. Бьюкенен на этот счет|по этому поводу| отмечает: «Политика является сложной системой обмена между индивидами, в которой|какой| последние пытаются коллективно достичь своих собственных целей, поскольку не могут реализовать их путем обычного рыночного обмена. Здесь|тут| нет других интересов, кроме индивидуальных. На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике – соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому – от местной пожарной охраны до|до| суда».

Третьей предпосылкой теории Бьюкенена является концепция «экономического|экономичного| человека». В рыночной экономике человек принимает такие решения, какие бы|б| способствовали|содействовали| максимизации собственной выгоды. Все люди – от избирателядо до президента – руководствуются в своей деятельности в первую очередь экономическим|экономичным| принципом: сравнивают потери и выгоды. Однако особенность общественного сектора заключается в том, что частные|приватные| интересы реализуются с помощью|посредством| общественных институтов. Коллективное принятие решений зависит от экономической|экономичной| оценки участников голосования своих издержек и выгод в связи с их реализацией. При этом большое|великое| значение будет иметь способ принятия решения.

Так, в условиях прямой демократии, когда избиратели непосредственно голосуют за определенный проект, решения будут приниматься на основе соотношения издержек и выгод для разных|различных| групп участников голосования. Например, проект строительства спортивного комплекса за средства|стоимости| местного бюджета будет принят, если большинство голосующих будут представлять молодые люди. Если же большинство – люди преклонных лет, то, по-видимому|пожалуй|, преимущество будет отдано строительству больницы.

В условиях представительской демократии при принятии решений побудительными|понудительными| мотивами являются частные|приватные| интересы депутатов, государственных чиновников, функционеров общественных организаций. Желание быть переизбранным на следующий срок вынуждает|принуждает| их действовать в интересах тех людей или групп, которые|какие| в наибольший мере будут этому способствовать|содействовать|. В связи с этим используются разные|различные| способы влияния на принятие решений: лоббизм, лагроллинг| и т.д. Следствиями такой политики является рост численности и влияния бюрократического аппарата, стремление получать политическую|политичную| ренту, т.е. дохода за счет осуществления политического|политичного| процесса.

Представители теории общественного выбора доказывают|доказывают|, что усиление роли и функций государства достаточно часто противоречит общественным интересам и принципам экономической|экономичной| эффективности. Это свидетельствует о «фиаско» государства, политика которого|какой| не способна обеспечить эффективное распределение|распределение| и использование|употребление| общественных ресурсов.

С целью преодоления противоречий|противоречивости| между частными|приватными| и общественными интересами Бьюкенен предлагает «реформировать политические|политичные| процедуры и правила таким образом, чтобы они способствовали|содействовали| достижению общего согласия». В таком случае в результате коллективных действий ожидается получение взаимных выгод всеми сторонами подобно тому, как это происходит на рынке.

В пределах политического|политичного| обмена, по Бьюкенену, общественный выбор состоит из двух стадий. На первой стадии происходит разработка правил и процедур игры. На основе свободного выбора устанавливаются правила функционирования системы, включая фиксацию и защиту прав собственности, определяются разумные ограничения экономической|экономичной| деятельности субъектов, правила разработки коллективных решений относительно|касательно| производства и распределения|распределения| общественных благ. В теории общественного выбора это называют конституционным выбором. Конституция – это набор ранее согласованных правил и норм, по которым|какими| будут осуществляться последующие действия. Текущая политика – это результат игры в пределах конституционных правил. Поэтому|оттого| результативность и эффективность политики зависит от того, насколько четко и глубоко составлена начальная конституция. На второй стадии экономические субъекты вступают в непосредственные отношения, т. е. осуществляют экономическую деятельность на основе свободного выбора, но в пределах установленных на первой стадии правил. Ученый отмечает, что для обеспечения на второй стадии максимального удовлетворения потребностей экономических|экономичных| субъектов выбор ими «правил игры» на первой стадии должен осуществляться по принципам добровольности и единодушия. «Единодушие, - пишет Бьюкенен, - достигнутое участниками коллективного выбора в политике, является аналогичным добровольному обмену индивидуальных товаров на рынке».

На разных|различных| стадиях государство исполняет разную|различную| роль. На первой стадии государство исполняет роль гаранта защиты прав хозяйствующих|хозяйствующих| субъектов, на второй – оно обеспечивает граждан общественными благами. Усиление этой функции приводит к|до| росту влияния управленцев и бюрократов. Поэтому|оттого| государство должно выполнять|исполнять| защитную функцию и отказаться от участия в производственной деятельности. Его главная задача|задача| – создание конституционной экономической|экономичной| политики.

Создание конституционной экономики благодаря распространению правил экономической|экономичной| игры на политический|политичный| процесс выглядит|выглядывает| достаточно привлекательно. Но трудно представить, как на практике можно преодолеть|преодолеть| противоречия|противоречивость| и конфликты, ликвидировать отличия интересов, обеспечить принцип единодушия.

В 1992 г. лауреатом Нобелевской премии по|с| экономике стал американский ученый Гарри Беккер. В дипломе шведской академии наук отмечается, что он подтолкнул экономистов к|до| решению новых проблем, помог посмотреть с экономической|экономичной| точки зрения на важнейшие социальные вопросы, такие, как: семейные отношения, образование, дискриминация, преступность.

Отправная|отправочная| точка теоретических рассуждений ученого такова: при принятии решений человек пользуется понятиями экономического|экономичного| порядка. Он избирает|обирает| такие решения, которые|какие| больше всего отвечают его интересам.

Анализируя сферу семейных отношений, Беккер в труде «Трактат о семье|» доказывает|доказывает|, что люди «вступают в|до| брак|супружеству| или разрывают|расторгают| его тогда, когда ожидают, что это повысит их благосостояние». Экономические|экономичные| обоснования имеют большое|великое| влияние на решение семьи относительно|касательно| рождения детей. Расходы на воспитание детей сегодня достаточно высокие. Они растут|вырастают| и через|из-за| потерянные заработки матери. «Степень полезности» от каждого последующего ребенка уменьшается, поскольку дети отвлекают женщину|жену| от работы, уменьшают возможность преумножить|приумножить| доходы. В то же время|одновременно| ослабление семейных связей уменьшает отдачу от детей в виде расходов на обеспечение родителей|отцов| в преклонном возрасте.

Соотношение растущих|вырастающих| расходов на воспитание детей и снижение ожидаемой отдачи от них объясняет рост разводов|расставаний|, снижение рождаемости. Между семьей и экономикой существуют прямые и обратные|обращенные| связи. Семейные отношения существенно влияют на экономический|экономичный| рост. С другой стороны, развитие экономики, рост благосостояния ведут к|до| изменению|сменам| структуры семьи и характера решений, которые ею принимаются. Ученый приходит к выводу, что законы, которые|какие| принимаются в интересах поддержки женщин|жен|, часто дают результаты, противоположные ожидаемым.

Г. Беккер внес значительный вклад в разработку теории человеческого капитала. Поскольку люди заинтересованы в максимизации доходов не только в отдельные отрезки времени, но и на протяжении всей жизни, то они вкладывают средства|стоимости| в свое образование и профессиональную подготовку. Это решение осуществляется на основе сопоставления издержек и выгод. Выгоды образования заключаются в ожидании будущих высоких доходов. Издержки могут быть явными и неявными (потерянные на протяжении учебы|обучения,учения| заработки). Рациональный инвестор будет вкладывать средства|стоимости| в человеческий капитал до|до| достижения такого уровня образования, за которым|какой| предельные выгоды образования сравняются с предельными потерями. Для их сравнения используют процесс дисконтирования.

Ученый доказывает|доказывает|, что расходы на образование и подготовку кадров равноценны инвестициям в создание и приобретение машин, оборудования, технологий. Они обеспечивают в будущем рост прибыли как частного|приватного| бизнеса, так и общества. Поэтому|оттого|, экономически|экономично| целесообразным является увеличение как частных,|приватных| так и государственных инвестиций в человеческий капитал.

Г. Беккер впервые подверг|подверг| экономическому|экономичному| анализу такое социальное явление как преступность. В работе «Преступления и наказания: экономический|экономичный| подход» автор доказывает|доказывает|, что преступность в большинстве случаев является результатом не психического заболевания, а рационального выбора. Преступник сопоставляет выгоды нарушения закона сравнительно с|в сравнении с| легальными действиями и издержки, связанные|повязанные| с возможным раскрытием|вскрытием| преступления, строгостью|суровость| наказания и т.п. Потому|оттого| ученый считает, что для борьбы с преступностью нужно создать такие условия, при которых|какие| выгоднее не нарушать|возбуждать| закон. Сама же борьба с правонарушениями должна быть эффективной. Эффективность правоохранительной деятельности – это минимизация совокупных расходов общества от преступности (суммы убытков от преступлений и издержек на борьбу с противоправными действиями). Более эффективными, по мнению Беккера, являются штрафы сравнительно с|в сравнении с| тюремным заключением, поскольку штрафы – это не только наказание для преступника, но и доход для государства.

Теорию Г. Беккера называют «теорией рационального выбора». Действительно, если в классической политической|политичной| экономии главным| был вопрос о содержании и факторах роста богатства, у неоклассиков – поведение хозяйствующих|хозяйствующих| субъектов в условиях ограниченных ресурсов, то в центре исследований Беккера – проблема рационального принятия решений. Он ярко продемонстрировал, что не только в экономических|экономичных|, но и в социальных отношениях человек рационально добивается реализации собственных интересов.

Таким образом, невзирая на|несмотря на| господство в современной экономической|экономичной| науке сторонников неоклассической теории, институционалисты| являются наиболее активными в постановке новых проблем. Их теория находится|перебывает,пребывает| в состоянии бурного развития, а стремление синтезировать разные|различные| подходы к|до| решению экономических|экономичных| проблем вызывает повышенный интерес к этому направлению экономической|экономичной| мысли|мнения,суждения| и его заслуженное признание.

Тема 11. Кейнсианство

· Экономическая теория Дж. М. Кейнса

· Неокейнсианство

· Посткейнсианство

· Современное кейнсианство

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 413.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...