Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Факторы, определяющие развитие гибкости
Тема 13. ГИБКОСТЬ И МЕТОДИКА ЕЕ РАЗВИТИЯ Понятие о гибкости, ее виды Впервые определение гибкости предложил Н.Г.Озолин в 1949г. ГИБКОСТЬ-способность человека выполнять движения с боль- шой амплитудой. В 1977г. Л.П.Матвеев предложил такое определение: ГИБКОСТЬ– это морфофункциональные свойства опорно- двигательного аппарата, которые обуславливают степень подвижно- сти его звеньев относительно друг друга. Термин «гибкость» целесообразно применять для суммарной под- вижности нескольких сочленений или всего тела. Применительно же к отдельным суставам, правильнее говорить об их подвижности (напри- мер, подвижность в голеностопном суставе, плечевом и др.). Различают два вида (формы проявления) гибкости – активная и пассивная. АКТИВНАЯ ГИБКОСТЬ – это способность человека достигать больших амплитуд движений за счет сокращения мышечных групп, проходящих через тот или иной сустав (например, амплитуда подъема ноги в равновесии «ласточка»). ПАССИВНАЯ ГИБКОСТЬ - понимают способность выполнять движения с наибольшей амплитудой под воздействием внешних растя- гивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений. Информативным показателем состояния суставного и мышечного аппарата является разница между показателями активной и пассивной гибкости. Эта разница называется ДЕФИЦИТОМ АКТИВНОЙ ГИБКО- СТИ. (Годик М.А., 1989) Различают также динамическую и статическую гибкость. Первая проявляется во время движений, а вторая – в позах. Гибкость может быть общей и специальной. ОБЩАЯ ГИБКОСТЬ – это подвижность во всех суставах челове- ческого тела, позволяющая выполнять разнообразные движения с мак- симальной амплитудой. СПЕЦИАЛЬНАЯ ГИБКОСТЬ – это значительная или предельная подвижность лишь в отдельных суставах, соответствующая требовани- ям конкретного вида деятельности. Факторы, определяющие развитие гибкости Проявление гибкости зависит от ряда факторов: Анатомическийформа костей, толщина суставного хряща, эла- стичность мышц, сухожилий и связок во многом определяют уровень развития гибкости (направление и размах движений в суставе: сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинацию, пронацию, вращение). Центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напря- жением мышц-антогонистов. Это значит, что проявления гибкости за- висят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движения, т.е. от степени со- вершенствования межмышечной координации. Внешние условия. Под валянием разминки, массажа, согревающих процедур (тепловая ванна, горячий душ, растирания) происходит суще- ственное повышение амплитуды движений. Наибольшие показатели гибкости регистрируются от 12 до 17 часов. Фактором, влияющим на подвижность суставов, является также функциональное состояние орга- низма в данный момент: под влиянием утомления активная гибкость уменьшается, а пассивная увеличивается за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению. (Е.П.Васильев, 1989). Гибкость в отличие от других качеств начинает регрессировать уже с первых лет жизни. Причины в постепенном окостенении хряще- вой ткани, уменьшении эластичности связок. Наиболее интенсивно пас- сивная гибкость развивается до 15-17 лет. При этом для развития пас- сивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а активной – 10-14 лет. Гибкость – одно из качеств, где девочки имеют преимущество над мальчиками. По данным Б.В. Сермеева девочки опережают мальчиков по ряду показателей примерно на 20-30%. Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость. 13.3. Средства развития гибкости В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Такие упраж- нения называю упражнениями на растягивание. Среди упражнений на растягивания выделяют: ⇒ активные (махи, рывковые, наклоны, вращательные движения, а также с предметами); ⇒ пассивные (с партнером, с отягощением, амортизатором, на снарядах); ⇒ статические (сохранение положения тела с предельной амплитудой от 6 до 10 сек). Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется выполнять с постоянно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний. Основные правила применения упражнений в растягивании сле- дующие: не допускаются болевые ощущения, упражнения выполняются в медленном темпе, амплитуда движений постепенно увеличивается. 13.4. Методы развития гибкости Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание серия- ми, по нескольку повторений в каждой, и интервалами активного отды- ха, достаточными для восстановления работоспособности. В зависимости от решаемых задач, режима растягивания, возраста, пола, физической подготовленности, строения суставов дозировка на- грузки может быть весьма разнообразной. Этот метод имеет два вариан-
та: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения. Методика развития гибкости с помощью ста- тических упражнений получила название «стретчинг». В качестве развития и совершенствования гибкости используется также игровой и соревновательные методы. В последние годы появились новые, нетрадиционные методы раз- вития гибкости. Например, метод биомеханической стимуляции мышц, разработанный В.Т. Назаровым или метод электровибростимуляцион- ный. Последний метод основан на том, что при выполнении упражне- ний на растягивание вибростимуляции подвергаются мышцы- антогонисты, а электростимуляции – мышцы-синергистры. Это способ- ствует достижению большой амплитуды движений. 13.5. Критерии и методы оценки гибкости Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду __________движений измеряют в градусах или линейных мерах, ис- пользуя аппаратуру или педагогические тесты. Аппаратурными способами измерения являются: • механический (с помощью гониометра); • механоэлектрический (с помощью электрогониометра); • оптический (с помощью фото-, видео- кино- аппаратуры); • ренгенографический. В школьной практике используется механический гониометр – уг- ломер, к одной из ножек которого крепится транспортир. Ножки гонио- метра крепятся на продольных осях сегментов, составляющих тот или иной сустав. При выполнении сгибания, разгибания или вращения оп- ределяют угол между осями сегментов сустава (подробнее у М.А. Годи- ка в учебнике «Спортивная метрология»). Основными педагогическими тестами служат простейшие кон- трольные упражнения, которые позволяют оценить подвижность раз- личных суставов (плечевого, тазобедренного, коленного, голеностопно- го, подвижность позвоночного столба и др.), (подробнее у В.И. Ляха «Тесты в физическом воспитании школьников»). 13.6. Особенности методика развития гибкости При планировании и проведении занятий, связанных с развитием гибкости, необходимо соблюдать ряд важных методических требова- ний. Упражнений на гибкость можно включать в различные части заня- тия: в подготовительную, основную и заключительную. В комплекс может входить 6-8 упражнений. Преимущественно необходимо разви- вать подвижность в тех суставах, которые играют наибольшую роль в жизненно необходимых действиях. Нужно иметь в виду, что упражне- ния на растягивание дают наибольший эффект, если их выполнять еже- дневно или даже 2 раза в день. При прекращении выполнения упражне- ний на гибкость уровень ее постепенно снижается и через 2-3 месяца вернется к исходному уровню. Поэтому перерыв в занятиях может быть не более 1-2 недель. При развитии гибкости целесообразны такие соотношения различ- ных упражнений на растягивание: 40% активных, 40% пассивных и 20% статических. Но существует такая закономерность: чем меньше возраст, тем большую долю должны составлять активные упражнения и мень- шую - статические. Работу на развитие гибкости необходимо сочетать с развитием си- ловых способностей. В этом случае большой эффективностью обладают занятия с использованием упражнений с применением дополнительных отягощений, причем величина их не должна превышать 50% от уровня силовых возможностей растягиваемых мышц. Величина отягощения в значительной мере зависит от характера двигательного действия: при использовании маховых упражнений вполне достаточно отягощения 1-3 кг, а при выполнении упражнений с принудительным растягиванием должно быть больше. Для расслабления и снижения мышечного напряжения целесооб- разно использовать психорегулирующие методы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 518. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |