Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Закономерности протекания инновационных процессов.
Понятие инновационного процесса Формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Инновационный процесс - более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных позиций и разной степенью детализации: · во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и инноваций; · во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения. В общем виде, инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит и новых потребителей. Типы нововведений Общепринятой типологии или классификации нововведений в образовании не существует. Имеется более 20 критериев для классификации нововведений, например: долговременные и кратковременные, рассчитанные на малые группы и общества, радикальные и реформаторские, в образовании, труде, досуговой деятельности, авторитарные и либеральные, инициативные и административные... Идею выделения продуктивного и репродуктивного компонентов деятельности применительно к педагогической инноватике формулирует М.В. Кларин. Он выделяет два основных типа инновационных подходов к обучению: 1) инновации-модернизации, которые направлены на достижение гарантированных результатов в рамках традиционной репродуктивной ориентации учебного процесса; 2) инновации-трансформации, преобразующие традиционный учебный процесс в процесс исследовательского характера и организацию учебно-познавательной деятельности. Первый подход автор называет технологическим, второй – поисковым. Существуют и другие основания для типологии нововведений в образовании. Так, О.Г. Хомерики выделяет следующие типы нововведений с точки зрения их отнесенности к той или иной части учебно-воспитательного процесса: - в содержании образования; - методиках, технологиях, методах учебно-воспитательного процесса; - организации учебно-воспитательного процесса; - управляющей системе школы. В рамках последней группы автор предлагает рассмотреть деление нововведений по масштабу (объему) преобразований: - на частные (локальные, единичные), не связанные между собой; - модульные (комплекс частных, связанных между собой, относящихся, например, к одной группе предметов, одной возрастной группе учащихся...); - системные (охватывающие все образовательные учреждения) нововведения. В.И. Беляев выделяет два типа инновационных процессов, происходящих в области образования, по характеру их происхождения. 1) радикальные нововведения, которые открывают принципиально новые средства удовлетворения новых или уже известных потребностей, вносят качественные изменения в способы человеческой деятельности; 2) модифицирующие нововведения, обеспечивающие совершенствование существующих практических средств для быстрого удовлетворения текущих изменений общественных потребностей. А.И. Пригожин делит нововведения по инновационному потенциалу на три типа: - радикальные, или базовые (принципиально новые технологии, методы управления); - комбинаторные (использование различных сочетаний конструктивного соединении эле-ментов); - модифицирующие (улучшение, дополнение исходных конструкций, принципов, форм). Существуют новшества, состоящие из отдельных уже известных элементов, каждый из которых представляет собой модифицированное новшество. Но в своем сочетании эти элементы никогда не применялись, и их найденная комбинация дала новый эффект. Примеры таких новшеств можно найти в опыте учителей-новаторов: С.Н. Лысенковой, И.П. Волкова, Е.И. Потаповой... Примером радикального нововведения является технология обучения методом «погружения», которую предложил М.П. Щетинин, а впоследствии развили его последователи А.А. Остапенко, А.Н. Тубельский… В исследованиях А.В. Хуторского спроектирован и реализован метод эвристического погружения, модифицирующий базовое новшество. Новшества могут быть классифицированы по причинам появления. На основе анализа различных инноваций выявлены следующие источники создания новшеств в образовании: - передовой педагогический опыт – источник новых методик, технологий и техник, преобразовывающих педагогическую практику; - фундаментальные и прикладные исследования в области педагогических дисциплин, таких, как педагогика, сравнительная педагогика, история педагогики, дидактика, частные методики обучения; - достижения смежных с педагогикой дисциплин – философии, культурологии, психологии, медицины, социологии, синергетики…; - административные решения – законы, постановления, проекты, программы, которые инициируются чиновниками, политиками, администраторами; - глобальные образовательные и иные процессы в стране, мире, во Вселенной. Согласно обобщенной типологии педагогические нововведения подразделяются на следующие классы и соответствующие каждому классу типы. (Хуторской) 1.По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, задачах, содержании образования и воспитания, формах, методах, приемах, технологиях обучения, средствах обучения и образования, системе диагностики, контроле, оценке результатов... 2.По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей... 3.По области педагогического применения: в учебном процессе, учебном курсе, образовательной области, на уровне системы обучения, уровне системы образования, в управлении образованием. 4.По итогам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, групповом обучении, тьюторстве, репетиторстве, семейном обучении... 5.По функциональным возможностям нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий...), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии...), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование). 6.По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, сти-хийные, спонтанные, случайные. 7.По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединении педагогов, школе, группе школ, регионе, на федеральном уровне, международном уровне... 8.По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов. 9.По объему новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные... 10.По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные. В предложенной типологии одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках. Закономерности протекания инновационных процессов. Среди закономерностей протекания инноационых процессов в литературе выделяется четыре закона: закон необратимой дестабилизаципедагогической инновационной среды, закон финальной реализации инновационного процесса, закон стереотипизации педагогических инноваций, закон цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций. Остановимся на содеражании каждого из этих законов.
6. Чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 405. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |