Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВ.




1. Задачи работы над морфемным составом слов и словообразованием

Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной.

Эта тема важна потому, что:

1) Школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов.

2) Учащиеся узнают об основном способе словообразо­вания; новые слова создаются из тех морфем, которые уже существуют в языке, и по тем моделям, которые, исторически сложились и закрепились в системе сло­вообразования.

3) Осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует форми­рованию у школьников точности речи.

4) Упражнения в анализе слов по морфологическому составу и упражнения в словообразовании служат незаменимым средством развития логического мыш­ления и речи.

5) Изучение морфемного состава слова важно для фор­мирования орфографического навыка; только на основе усвоения теоретических знаний по составу слова и на основе анализа слов и словообразования учащиеся начинают осознавать, почему именно так, а не иначе пишутся слова.

 

В период изучения темы решаются задачи, имеющие большое значение для усвоения учащимися грам­матических знаний и орфографических навыков. Главные из этих задач такие:

1. В процессе целенаправленных упражнений добиться осознанного усвоения учащимися понятий морфем: корня, приставки, суффикса, окончания.

2. Вооружить детей умениями и навыками анализа слов по составу;они должны уметь найти в слове опреде­ленную морфему, подобрать к данному слову однокоренные слова с разными приставками и суффиксами, отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов.

3. Довести до сознания учащихся сущность морфологи­ческого принципа нашей орфографии, который определяет правильное написание абсолютного большин­ства слов русского языка.

4. Научить школьников сознательно пользоваться правилами правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных; раз­вивать орфографическую зоркость; ознакомить с пра­вилами написания приставок, которые пишутся оди­наково, независимо от произношения; научить отличать приставку от предлога.

5. В процессе словообразовательных и лексических уп­ражнений добиваться обогащения активного словаря учащихся, а проводя упражнения творческого харак­тера, решать задачи развития связной речи.

Подготовительные упражнения должны носить целенаправленный и систематический характер.

Содержание подготовительных упражнений определя­ется целями, которые реализуются в результате их выпол­нения. Эти цели могут быть такими:

1) Исключить возможность смешения форм одного и того же слова с однокоренными (родственными) словами; учащиеся часто включают в ряд однокоренных слов формы слова (сосна — сосны — на сосне).

2) Предупредить ошибку как результат смешения сино­нимов и слов, имеющих омонимичные корни, с однокоренными словами при подборе к данному слову однокоренных. Нередки случаи, когда учащиеся в ряд однокоренных слов относят или слова-синонимы (смотреть — глядеть),или чаще слова с корнями-омо­нимами (гореть — горевать — горный).

3) Воспитывать в детях привычку внимательно относится к графической форме слова. Дети должны в процессе упражнений убедиться, что при письме далеко не всегда можно доверять слуху: очень часто написание слов расходится с его произношением — написание надо проверять.

4) Учить детей вслушиваться, вдумываться и всматриваться в слово, чтобы увидеть его смысловую связь с другими словами, близкими по значению, но не одинаковыми, чтобы видеть сходство и различие в звуковых и гра­фических формах слов; другими словами, развивать в детях языковое чутье.

Содержание и методика работы над частями слова

 

Ознакомление с однокоренными словами и морфемами имеет следующие задачи:

познакомить с особенностями корня, приставки, суффикса и окончания как значащих частей слов,

— приступить к формированию понятия «однокоренные слова»,

— провести наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Формирование понятия «однокоренные слова»связа­но с усвоением двух их существенных признаков: семанти­ческой общности (имеют что-то общее по смыслу) и струк­турной общности (наличие общего корня). Поэтому в про­цессе обучения следует создать условия для осознания учащимися совокупности указанных признаков. Необходимо развивать у школьников умение соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, вы­деляя общее. Например: учащиеся сравнивают слова: ма­лина, малинник, малиновыйи устанавливают, что их мож­но объединить в одну группу родственных слов, так как все три слова сходны по смыслу и имеют одинаковую, общую часть. Учащимся необходимо уяснить тот факт, что смыс­ловая общность однокоренных слов создается общностью корня. Именно в корне заключается то общее, что «роднит» однокоренные слова, объединяет их в одну группу слов. Приставки и суффиксы вносят в смысл слова что-то свое; это создает своеобразие лексического значения каждого из однокоренных слов, различает их друг от друга.

Для того, чтобы развить у детей умение распознавать однокоренные слова по двум их существенным признакам, прово­дится противопоставление однокоренных слов и синонимов (смелый — смелость,

 смелость — храбрость), а также про­тивопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы (гора — горный — горняк, гора — гореть). Противо­поставление однокоренных слов и синонимов предупреждает ошибочную ориентировку только на семантическую близость слов. Противопоставление однокоренных слов и слов, имею­щих корни-омонимы, позволяет предупредить ошибку, свя­занную с ориентировкой только на структурную общность.

Такого понимания от учащихся можно добиться только в ре­зультате очень серьезного выполнения целой системы упражне­ний. При выполнении упражнений в классе, при проверке работы рекомендуется предлагать учащимся устно доказывать, почему слова близки по смыслу.

В русском языке в качестве однокоренных слов выступают слова разных частей речи. В связи с этим результативно ис­пользовать анализ текстов, в которых есть однокоренные сло­ва разных частей речи, а также проводить подбор однокорен­ных слов, отвечающих на вопросы кто? что? какой? что делать?При этом обязательным является сравнение слов в целях установления их сходства и различия со стороны смыс­ла и состава. Построить работу на уроке по ознакомлению с родственными словами можно следующим образом:

 

1. Учащиеся записывают под диктовку текст:

У Иры папа водитель. Он водит грузовую машину. У Наташи отец водник. Он плавает на судне по реке.

 

2. Наблюдение над родственными словами. Выделение двух признаков родственных слов.

Найдите в тексте близкие по смыслу слова и объясните, почему они близки:

Водитель

Водит.

— Выделите общую часть этих слов:

ВОДитель

                                                          ВОДит.

 

3. Формулировка вывода: слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу, называются родственными.

4. Первичное закрепление:

Почему слово «водник» не является родственным словам «водитель» и «водит»?

— Подберите к нему родственные слова:

Вода

Водичка

Водяной.

 

Выделите общую часть.

Вода

Водичка

   водяной.

 

Для понимания смысловой взаимосвязи между родственными словами полезны такие по содержанию упражнения:

 

1. Название родственных слов и наблюдение за ними. Учи­тель, показывая, например, мыло, спрашивает:

— Как называется этот предмет? (Слово мыло записыва­ется на доске и в тетрадях.)

— А как называется эта коробочка (показывает мыльницу)? (Под словом мыло записывается слово мыльница.)

Как сказать по-другому «натереть руки мылом»? (Намы­лить.) На доске и в тетрадях учащихся запись:

                                                       мыло

                                                      мыльница 

                                                  намылить

Учитель. Слова, которые мы получили, близки по смыслу: и мыльница, и намылитьсвязаны со словом мыло. Найдите во всех этих словах общую часть, которая делает слова близкими по смыслу (мыло, мыльница, намылить).

Записать предложение

Мыло хорошо мылится,

найти в нем родственные слова, подчеркнуть их, выделить в родственных сло­вах общую часть.

При составлении предложений с родственными словами не­обходимо проводить наблюдения и за формами слов, чтобы дети не смешивали два процесса: формообразование и словообразо­вание.

Например, составьте предложение со словом сахарницатак, чтобы в предложении это слово изменилось.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 385.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...