Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Процесс работы над усвоением понятий




Усвоение грамматических понятий — процесс длитель­ный и довольно сложный для младших школьников. Орга­низуя работу над понятиями, следует исходить из лингви­стической сущности изучаемого понятия, психолого-ди­дактических особенностей процесса усвоения знаний млад­шими школьниками, взаимообусловленности речевого и умственного развития учащихся, роли грамматических знаний в речевой практике.

В грамматических понятиях обобщены существен­ные признаки языковых явлений. Следовательно, процесс работы над усвоением понятия прежде всего должен вклю­чать анализ определенного языкового материала в це­лях выделения существенных признаков изучаемого по­нятия. Существенные признаки — это признаки отличи­тельные, необходимые для того или иного понятия, без ко­торых понятия, как такового, быть не может (они составля­ют его суть, его сущность).

Например, для окончания как морфемы характерны два таких существенных признака:

а) окончание — изменяемая часть слова,

б) выполняет синтаксическую функ­цию (служит для связи слов в предложении) или формообразующую функцию (книга - ед.число, книги — мн. чис­ло) .

Но не только этими признаками ограничивается харак­теристика данного понятия. Окончание имеет еще ряд не­существенных признаков, т.е. таких, которые в отдельных словах могут быть, а в других могут и отсутствовать. Так, окончание стоит чаще всего на конце слова, однако в языке есть и такие слова, в которых за окончанием следует суф­фикс (строится). В слове окончание может быть обозначено буквой или буквами, т.е. материально выражено, но может быть и нулевым (вода, берег).

Приступая к работе над понятием, необходимо четко определить для себя его существенные признаки, с учетом программных требований уточнить, с какими признаками (существенными или несущественными) следует познако­мить учащихся данного класса, какой лучше использовать лексический материал, методические приемы и средства.

Процесс формирования языковых понятий условно де­лится на четыре этапа:

1) Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия. На данном этапе осуще­ствляется абстрагирование от лексического значения кон­кретных слов и предложений и выделение того, что являет­ся типичным для данного языкового явления, языковой ка­тегории. Учащиеся овладевают такими умственными опе­рациями, как анализ и абстрагирование.

2) Обобщение признаков и установление связей между признаками понятия (установление внутрипонятийных связей), ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА. Учащиеся овладевают операциями сравнения и синтезирования.

3) Осознание формулировки понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.

4) Конкретизация грамматического понятия на но­вом языковом материале. Упражнения на применение знаний на практике. Установление связей изучаемого понятия с ра­нее усвоенными (установление межпонятийных связей).

Показателями усвоения грамматического понятия являются:

— умение отличать данную категорию от сходной;

— умение подвести под общее правило отдельные частные случаи (привести примеры);

— умение пользоваться грамматическими знаниями в самостоятельных творческих работах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 287.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...