Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В дремучем лесу то ли век, то ли два




 Жила молчаливая птица сова.

- Сначала надо списать без ошибок эти строки, но для этого давайте подумаем, если ли где опасные места. После разбора запись на доске выглядит так.

На доске.

В дремучем лесу то ли век, то ли два

Жила молчаливая птица сова.

Д. Предложение пишется с большой буквы. В слове дремучем два опасных места - гласные е.

 У. Как эта орфограмма называется?

Д. Безударные гласные.

- В слове лесубезударная гласная е. Можно прове­рить - лес.

У. Теперь спишите, но не спешите, без ошибок напишите.

Дети записывают.

- Внимание, слушайте задание. Нам надо определить, какие согласные звуки твердые, а какие - мягкие. Мы сейчас будем раскрашивать твердые согласные звуки синим цветом, а мягкие - зеленым.

Дети рассуждают следующим образом.

 

Д. [в] - твердый звук.

- [д] - твердый.

- [р'] - мягкий, его смягчает е.

- [ж] - твердый, он всегда твердый.

- [ч'] - мягкий, этот звук всегда мягкий.

- [ц] - всегда твердый.

У. Здорово, все объяснили. А зачем нам согласные звуки, если слоги образуют гласные, поются гласные?

Д. Без согласных звуков не получились бы слова.

У. Как вы думаете, какое слово будет легче отгадать - когда даны одни гласные или одни согласные?

Дети высказывают свои предположения.

- Сейчас поэкспериментируем.

- На доске.

             Н . С Т                                                 . А . .

             Б . Р . Б . Н                                           . А . А . А . А .

             В . Л К                                                  . О . .

У. Сначала учитель показывает только буквы гласных звуков, а потом закрывает и показывает буквы согласных звуков. А потом все открывает.

- Что вы можете сказать?

Д. Легче было догадаться, когда были буквы соглас­ных звуков, но лучше, если есть буквы гласных и со­гласных звуков.

У. Как вы думаете, чего больше: букв согласных или звуков?

Д. Звуков больше, так как они могут быть твердыми или мягкими, а буква будет одна, например, кити кот - звуки [к'] и [к], а буква к.

У. Посмотрите на доску.

На доске.

Икра - игра, поле - поля, булка - белка, работа - забо­та, сыр - сор.

- Ребята, а задание будет такое. Выпишите только те пары слов, в которых изменили буквы согласных зву­ков. Есть здесь такие?

Д. Да.

У.Сколько таких пар?

Д. Две.

У. Записывайте.

После записи дети зачитывают то, что они выписали.

- Я предлагаю вам такое задание: из слова «убежал» согласный, верните его.

На кодоскопе.

Роза - гроза, рубка - ... , клад - ... , лапа - ... , шар - ... , укус - ... , каска - ... ,

 слон - ....

- Давайте подумаем, какие были слова.

Дети сначала проговаривают, а потом записывают самосто­ятельно любые три пары слов.

Д. Трубка, склад, лампа (лапша), шарф, уксус, крас­ка, склон.

У.Запишите себе любые три пары слов. Что вы заме­тили новое?

Д. Согласные тоже могут изменить смысл слова.

 

IV. Итог урока

У. Давайте подведем итог. Что мы узнали и вспомни­ли сегодня про согласные звуки?

Д. При произношении согласного звука воздух встре­чает во рту преграду, согласный звук не образует слог. Но согласные тоже очень важные, без них не было бы слов.

- Согласных звуков больше, чем букв согласных звуков.

V. Домашнее задание

У. А мы сегодня с вами выписали все буквы соглас­ных звуков?

Д. Нет.

У. Дома вы допишите к себе в тетрадки оставшиеся буквы согласных звуков. А мы продолжим открывать их секреты на следующем уроке. Остается вам сказать только одно. Я зашифровала слово. Если вы возьмете из каждого слова по второму слогу, то отгадаете его.

 

На доске.

Космонавт

Холодные

Певцы

Д. Вы загадали слово молодцы.

У. Да. Вы все активно работали, старались.

 


Тема. «Твердые и мягкие согласные звуки»

 

Цели урока.Дети должны усвоить два способа обозначения мягкости согласных звуков.

Оборудование.Учебник «Русский язык» (авт. А. В. Поля­кова).


Ход урока

Организационный момент

Учитель.Ну, ребята, чур, молчок. Начинается урок.

II. Тема урока

У.   В гости шел к нам пес Барбос,

В лапах косточку он нес.

                                            На ходу споткнулся,

Носом в столб уткнулся.

               Вы, ребятки, посмотрите на слова:

                                            Что здесь записала я?

 Где здесь слово «нос»,

 Где здесь слово «нёс»,

 Вот в чем мой вопрос.

На доске.

1. [нос]

2. [н'ос]

Дети.Первое слово нос, второе - нёс.

У. Как вы это определили? В транскрипции ведь все одинаково.

Д. Во втором слове запятая показывает, что звук про­износится мягко.

У. Откройте тетради, давайте запишем эти два слова.

Учитель рядом с транскрипцией записывает слова, а дети работают в тетрадях.

- Что теперь изменилось, чем отличаются эти слова?

Д.В одном слове буква гласного звука о, а во втором - ё. Эти слова отличаются не только буквой, но и по смыслу. Нос - это то, чем мы дышим, а нёс - это что-то нести.

У. Хорошо. А еще чем отличаются эти слова?

Д. Они являются разными частями речи. Нос - это существительное, а нёс - это глагол.

У. Молодцы, здорово, что вы это запомнили. Расска­жите все о слове нос.

Учитель «в ладошку» собирает ответы детей.

Д. В этом слове три буквы и три звука, так как один гласный звук, значит, один слог.

Д.Нос - это предмет, который отвечает на вопрос что?

У. Не предмет, а слово, которое обозначает предмет и отвечает на вопрос что?

Д. Это слово неодушевленное, единственное число, мужской род.

У. А вы можете изменить число?

Д.Нос один, а много - носы.

У. Замечательно. А давайте еще изменим это слово по вопросам.

Вопросы написаны на листе, и они всегда перед глазами у детей.

Д. (хором). Есть что? нос.

- Нет чего? носа.

- Рад чему? носу.

- Виню что? нос.

- Горжусь чем? носом.

- Думаю о чем? о носе.

У. Молодцы. А я вам нашла очень интересные крыла­тые выражения.

На доске.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...