Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

К ЭКЗАМЕНУ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА




1. Философия как феномен современной культуры. Специфика современных форм философского знания.

2. Ценности современной культуры и проблемные поля философии. Природа философских проблем и трансформации проблематики философии в современных условиях.

3. Философия и стиль мышления эпохи. Историческая динамика стилей мышления и трансформации содержания философского знания.

4. Культурные традиции Запада и Востока и типы философского мышления.

5. Философия и национальное самосознание. Основные исследовательские стратегии в современной философии.

6. Понятие реальности и философские подходы к его интерпретации. Онтология как учение о бытии. Статус онтологии в системе философского знания.

7. Фундаментальные понятия онтологии и их историческая динамика.

8. Понятия развития и саморазвития. Концепция самоорганизации в современной синергетике.

9. Единство бытия как онтологическая проблема.

10. Пространственно-временная организация материального мира. Темпоральные и пространственные характеристики человеческого бытия.

11. Философская концепция универсума: классические и современные версии.

12. Природа как объект философского анализа. Понятие Космоса, естественнонаучные и философские подходы к его интерпретации.

13. Феномен сознания и специфика человеческого бытия.

14. Специфика философского рассмотрения феномена человека.

15. Учение о человеке в структуре философского знания; сущность философской антропологии.

16. Универсальная и индивидуальная размерности феномена человека.

17. Проблема соотношения духовности и телесности в философской традиции.

18. Социальная размерность феномена человека. Понятие личности.

19. Проблема соотношения исторической необходимости и индивидуальной свободы личности.

20. Феноменологическая парадигма трактовки человека. Аналитика «феноменов человеческого бытия» в современной философии.

21. Экзистенциалистская парадигма интерпретации человека в современной культуре. Философский экзистенциализм и художественная традиция.

22. Космическая размерность феномена человека и проблема надвитального предназначения человеческого бытия.

23. Модели соотношения индивида и общества в социально-философской традиции. Проблема социализации индивида в современной философии.

24. Современные трактовки проблемы свободы и ответственности.

25. Личность и массы в структуре социального действия; проблема роли личности в истории и современные версии ее интерпретации.

26. Социальная психологии массовых процессов.

27. Политическая система общества. Индивид и власть.

28. Аксиологические параметры бытия человека в мире. Личностный выбор и проблема смысла жизни человека.

29. Личность и ценности массовой культуры.

30. Понятие общечеловеческих ценностей. Универсальные ценности современного гуманизма.

31. Специфика науки. Научное и вненаучное познание.

32. Эволюция форм научной рациональности в истории познания.

33. Понятия классической, неклассической и постнеклассической науки.

34. Наука в системе культуры. Специфика современного научного познания.

35. Механизмы и закономерности развития научного познания.

36. Понятие методологической истории науки.

37. Проблема преемственности в развитии науки. Концепция научной революции в современной методологии.

38. Феномен междисциплинарных связей в науке и синтетические тенденции в развитии современного научного познания. Философия как методология междисциплинарного синтеза.

39. Структура научно-познавательной деятельности.

40. Сущность эмпирического исследования и его роль в научном познании.

41. Специфика эмпирических оснований гуманитарного познания.

42. Специфика и структура теоретического исследования.

43. Формы теоретического научного познания. Функции теории в научном познании.

44. Проблема социокультурной детерминации научного познания.

45. Метатеоретические основания науки.

46. Специфика научной картины реальности в гуманитарном познании.

47. Научная картина реальности в культурологических дисциплинах.

48. Историческая эволюция идеалов и норм науки.

49. Понятие стиля научного мышления: специфика и социокультурные детерминанты.

50. Феномен современного стиля научного мышления: сущность и основные характеристики.

51. Наука как ценность в современной культуре.

52. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.

53. Сциентизм как феномен культуры западного образца. Сциентизм и гуманитарное познание.

54. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности.

55. Современная этика науки и гуманизация научного познания.

56. Понятие девиантной науки. Феномен паранауки: сущность и условия формирования.

57. Специфика философско-методологического анализа науки.

58. Метод и методология. Современная многоуровневая концепция методологического знания.

59. Статус и функции общенаучной методологии познания.

60. Методология и методика научного исследования.

61. Методологический инструментарий современной науки.

62. Проблема обоснования результатов научного исследования.

63. Современные методы систематизации научных знаний (классификация, типологизация и др.).

64. Информационные технологии в современном научном познании.

65. Наука как социальный институт. Эволюция организационных форм науки.

66. Формы научной коммуникации. Проблема диалога в научном сообществе.

67. Наука в культуре Беларуси. Основные тенденции развития науки и современной белорусской культуре.

68. Понятие классической науки. Методологическая специфика научного познания классического типа.

69. Неклассическая наука, переосмысление классического канона рациональности в неклассическом естествознании. Феномен постнеклассической науки.

70. Специфика современной постнеклассической науки: мировоззренческие и методологические аспекты.

71. Парадигмальные сдвиги в современном естественнонаучном и гуманитарном познании.

72. Специфика гуманитарного познания. Статус гуманитаристики в классической и современной культурах.

73. Парадигмальная история гуманитаристики. Исследовательские программы в обществознании.

74. Понятие научной дисциплины в социально-гуманитарном познании.

75. Культурологические дисциплины в системе социогуманитарного знания.

76. Проблема истины в социально-гуманитарном познании: сущность и специфика. Проблема объективности социально-гуманитарного знания.

77. Методологический статус процедур интерпретации в структуре социогуманитарного познания. Истина и интерпретация.

78. Философско-методологические проблемы социального прогнозирования. Философия и футурология

Специфика методологического развития современной гуманитаристики.

Методологические проблемы современной культурологии.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТУ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЕГО ПОДГОТОВКЕ

 

Реферат аспиранта (соискателя) к экзамену кандидатского минимума должен представлять собой оригинальное авторское исследование по избранной проблеме, выполненное на основании философской методологии.

Структура реферата

Реферат к экзамену кандидатского минимума должен включать в себя следующие разделы:

1) План, который должен включать в себя перечисление всех структурных блоков реферата с указанием страниц, на которых начинаются соответствующие разделы (названия глав и параграфов указываются в обязательном порядке);

2) Введение (2-3 с.), в котором должно осуществляться:

¾ обоснование актуальности темы реферата,

¾ формулировка цели и задач реферата,

¾ определение предмета и объекта исследования,

¾ определение методов исследования;

3) Историко-философский экскурс (3-5 с.), в рамках которого освещаются основные этапы рассмотрения избранной проблемы в историко-философской традиции;

4) Основная часть реферата, включающая в себя 2-4 раздела (разделы могут быть разбиты на главы, а главы, при необходимости, – на параграфы), содержащие критический анализ современной философской литературы по избранной проблеме и авторские теоретические обобщения; разделы должны быть связаны между собой сквозной логикой изложения с тем, чтобы реферат представлял собой целостный научный текст;

5) Заключение (1-3 с.), которое должно содержать научно обоснованные выводы автора по исследованной проблеме;

6) Список литературы, использованной при подготовке реферата (не менее 25 источников).

 

Научный аппарат

Реферат должен быть оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным текстам академического характера.

В реферате должно соблюдаться единство категориально-понятийного аппарата, все используемые автором понятия должны быть четко определены.

Список использованной литературы составляется следующим образом: источники на белорусском и русском языках (в алфавитном порядке), источники на европейских языках (в алфавитном порядке), источники с иероглификой; нумерация – сквозная.

Для каждого источника необходимо указать:

&  для монографий:

¾ фамилию и инициалы автора,

¾ полное название работы,

¾ место издания,

¾ название издательства,

¾ год издания,

¾ количество страниц в источнике.

Например: Кіпель В. Беларусы ў ЗША. – Мн.: Беларусь, 1993. – 352 с.

& для статей в сборниках или журналах:

¾ фамилию и инициалы автора,

¾ полное название работы,

¾ название сборника или журнала,

¾ место издания,

¾ название издательства,

¾ год издания,

¾ страницы источника, на которых размещена данная статья (раздел).

Например: Гадамер Х.-Г. Человек и язык // От Я к Другому. Сборник переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. — Мн.: Менск, 1997. — С. 130-141.

В Список использованной литературы включаются только те источники, на которые автор непосредственно ссылается в тексте реферата.

Оформление ссылок

Ссылки на классические философские произведения и современную философскую литературу оформляются в соответствии с требованиями Высшей Аттестационной Комиссии Республики Беларусь.

Возможно два варианта оформления справочного аппарата реферата:

— подстрочные ссылки.

— ссылки через указание в квадратных скобках номера источника в общем Списке использованной литературы и (после двоеточия и пробела) номера страницы.

При прямом цитировании дается ссылка на непосредственные страницы источника; при указании на разработанность той или иной проблемы в соответствующих источниках – указание источников.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...