Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сентябрь – октябрь – ноябрь




Рекомендация читать детям каждый день остается в силе и в средней группе детского сада.

Многие песенки и потешки русского народа, авторские поэтические произведения являются удачным материалом для подвижных игр и импровизаций: "Зайчишка-трусишка…", "Гуси, вы, гуси…", "Дон! Дон! Дон!.." и др.

Перед тем как познакомить детей с песенкой "Дон! Дон! Дон!..", целесообразно напомнить им песенку "Тили-бом! Тили-бом!", в которой усилиями соседей удалось спасти кошкин дом. "В новой песенке кошкин дом сгорел. Попробуйте догадаться, почему это произошло?" – просит детей воспитатель.

"Все спешили, суетились, испугались", – говорят дети, и педагог подтверждает их ответ строчками из песенки: "Коза выскочила, глаза выпучила, залить не может"; "Бежит уточка с ковшом, но ковш уронила, воду-то разлила" и т. п.

Игру в прятки можно начать "Считалочкой" В. Витки (пер. с белор. И. Токмаковой).

Раз, два, три, четыре, пять,

Негде зайчику скакать:

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами щелк, щелк!

А мы спрячемся в кусты,

Прячься, заинька, и ты.

Ты, волчище, погоди!

Как попрячемся – иди.

Перед дневным сном детям следует читать такие произведения, которые не заставляют их волноваться за судьбу героев, например: сказку "Война грибов с ягодами" в обр. В. Даля, "Заяц и еж" (из сказок братьев Гримм, немец., пер. А. Введенского, под ред. С. Маршака); главы из книги А. Милна "Винни-Пух и все-все-все" (пер. с англ. Б. Заходера) и главы из книги А. Введенского "О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке".

Убаюкать детей поможет потешка:

Лень-потягота,

Поди на Федота,

С Федота на Якова,

С Якова на всякого…

"Сказка о кругленьких и длинненьких человечках" Р. Сефа – веселое и мудрое произведение, помогает легко предотвратить любую конфликтную ситуацию, стоит лишь прочитать строчки: "Ах, не надо, ох, не надо ссориться по пустякам".

Дошкольникам полезно читать уже знакомые произведения из программного репертуара для детей 3–4 лет: Д. Лукич "Три плюшевые сказки" (пер. с сербохорват. Л. Яхнина), Б. Поттер "Ухти-Тухти" (пер. с англ. О. Образцовой), Й. Чапек (главы из книги "Приключения песика и кошечки", пер. с чешск. Г. Лукина), Г. Цыферов (главы из книги "Про цыпленка, солнце и медвежонка"), С. Прокофьева (главы из книги "Машины сказки") и др. [1]

Следует продолжать работу по приобщению детей к рассматриванию иллюстраций в книгах, начатую в младшем возрасте. Еженедельно в книжном уголке следует выставлять книги для рассматривания. Педагог должен восхищаться наблюдательностью детей, побуждая их описывать иллюстрации: "Догадайтесь, о чем книга. Расскажите, кому какой рисунок особенно понравился и почему". Позже он должен рассказать о том, что дети не заметили, описать рисунок, который им совсем не понравился, побуждая обратиться к книге еще раз.

Обязательно нужно рассматривать с детьми сборники русских народных песенок, например иллюстрированные Ю. Васнецовым, А. Елисеевым, В. Конашевичем; "Новую азбуку" Л. Толстого с рисунками А. Пахомова, М. Петрова, Т. Морковкина.

Удобны для рассматривания "Сказки в картинках" с рисунками Н. Шеварева, М. Меженинова и других художников.

После того как дети рассмотрели книгу и достаточно подробно описали содержание рисунков, важно объяснить им, почему именно эта книга заняла почетное место в книжном уголке. При этом обязательно следует назвать фамилию художника. Можно попросить детей обратиться за помощью в методический кабинет или к родителям с просьбой узнать, какие еще существуют книги с рисунками этого художника. В ходе работы с детьми следует обращать внимание на звукопроизношение; на то, что и как рассказывают дети, подсказывать им правильные формы слов, помогать без искажений строить предложения, бережно относиться к детским фантазиям.

Сентябрь

Занятие 1. Беседа с детьми на тему "Надо ли учиться говорить?"

Цель. Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.

Ход занятия

"Весь год каждую неделю на занятиях по развитию речи мы будем учиться правильно и красиво говорить на родном русском языке, – начинает занятие воспитатель. – Как вы думаете, почему надо (и надо ли!) хорошо владеть родным языком?" Педагог выслушивает ответы детей и обобщает их: "Богатый запас слов, умение понятно для окружающих строить высказывания, доброжелательность речи – показатели культуры человека".

Продолжая беседу, педагог напоминает, что пока не все слова дети произносят правильно, без ошибок, а иногда им не хватает слов, чтобы о чем-то рассказать. "Давайте проверим, права ли я?" – предлагает воспитатель. Он показывает яркую мягкую игрушку, например, лису. Дети описывают ее.

"Молодцы, – хвалит их педагог, – замечательные слова вспомнили. Но я дополню ваше описание лисички. Мех у нее блестящий, разных цветов: светло-желтый, оранжевый, ярко-рыжий. Хвост лохматый, ушки торчком, белоснежные щечки, под шейкой – пушистая белая пелеринка".

Воспитатель предлагает вниманию детей рисунок с образцами тканей [2] .

"Вашему вниманию предлагаются ткани для наволочек, пододеяльников, простыней, – объясняет педагог. – Кто какую ткань выбирает?"

Воспитатель помогает детям правильно охарактеризовать ткань. Подсказывает, как по-другому можно начать свой ответ: "Я хочу наволочку из ткани…", "Мне понравилась ткань…", "Думаю, что самая красивая ткань…" И так далее.

Педагог объясняет, что принято говорить простыня , а не простынь . Просит объяснить смысл слова пододеяльник .

Завершая занятие, педагог спрашивает у детей, убедились ли они в том, что нужно учиться правильно говорить по-русски.

Занятие 2. Звуковая культура речи: звуки с и сь

Цель. Объяснить детям артикуляцию звука с , поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи).

Ход занятия

"Живет-поживает Язычок в своем домике, – начинает занятие воспитатель. – А домик Язычка – рот. Домик открывается и закрывается. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки.) Язычок то выглядывает из домика, то прячется".

Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть его в домик.

"Язычок очень любит петь разные песенки, – продолжает воспитатель. – Однажды он пел: "И-и-и". Как он пел? Хотите спеть вместе со мной? Тогда помогайте мне: "И-и-и-и". (Поют негромко.)

"С-с-с-с, – полилась из крана вода. – Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку". "Хорошо", – согласился Язычок и запел: "С-с-с-с". (Произносится отрывисто.)

Давайте споем песенку воды вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.

Закройте рот, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: "С-с-с".

Давайте послушаем, как песня воды получается у Олега (у Саши). (Вызывает 4–5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношением звука.)

А теперь споем песенку все вместе.

Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню.

Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.

Если петь песню воды медленно и отрывисто (вот так!), то кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня (подносит к губам ладонь, но не прижимает к ним), и разрешите ветерку потанцевать.

Посмотрите: сейчас я буду петь песню воды, и бумажка, которую я держу перед ртом, начнет шевелиться. Что вы видели? ( Бумажка шевелилась .)

Возьмите по такой же полоске бумаги (узкие полоски папиросной бумаги лежат на столах) и спойте песенку воды. Давайте посмотрим на полоску Димы, когда он поет песню (Кати, Оленьки…).

Отложите бумажки и послушайте: Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на песню воды. Сначала он запел: "Са-са-са". Что запел Язычок? Потом: "Ся-ся-ся, ось-ось-ось".

Су-су-су – ягоды в лесу,

Ус-ус-ус – на елке много бус".

Воспитатель читает русскую народную песенку "Сорока, сорока…":

Сорока, сорока,

Сорока-белобока.

Кашку варила,

На порог скакала ,

Гостей скликала .

Гости услыхали ,

Быть обещали.

Гости – на двор,

Кашицу – на стол .

Педагог повторяет песенку, побуждая детей договаривать слова со звуком с (выделены курсивом).

Затем предлагает детям загадку:

Скатерть бела весь свет одела.

(Снег)

Примечание. Для индивидуальной работы с детьми, которые плохо овладели произношением звуков с, сь , можно использовать соответствующие страницы рабочей тетради. (Уроки грамоты для малышей. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: "Звук с ".)

Занятие 3. Обучение рассказыванию: "Наша неваляшка"

Цель. Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.

Ход занятия

Воспитатель ставит на стол спиной к детям неваляшку. Они просят хором и по одному (2–3 ребенка): "Неваляшка, повернись!" Воспитатель предлагает малышам позвать неваляшку иначе: "Неваляшка с большими синими глазами и длинными ресницами, повернись к нам!" (Хоровые и индивидуальные просьбы.)

Неваляшка поворачивается, дети рассматривают ее огромные синие глаза и длинные черные ресницы, обмениваются впечатлениями.

"Наша неваляшка очень красивая, – говорит педагог. – У нее большие синие глаза…" ( длинные ресницы, румяные щеки ).

"Наша неваляшка не только красивая. Она нарядная, не правда ли?" – спрашивает педагог, переходя ко второй части описания. ( Да, она нарядная: на ней яркое красное пальтишко с белыми пуговицами и красная шапочка с белым отворотом. )

"Наша неваляшка – веселая игрушка, – продолжает воспитатель. – Чуть тронешь ее, и она начинает звенеть и качаться. Покажите как". Дети качаются и "звенят", как неваляшки.

Воспитатель дает образец описания куклы. Затем просит детей рассказать про неваляшку, подсказывая им план рассказа: "Наша неваляшка хороша собой. У нее… Наша неваляшка – нарядная кукла. На ней… Наша неваляшка – веселая игрушка…"

Педагог вызывает 2–3 ребят. Если ребенку нужна помощь, подсказывает исходную фразу, например: "Наша неваляшка – нарядная кукла. Продолжай…"

"Мы сегодня учились рассказывать, – напоминает детям педагог, – и очень хорошо рассказали про неваляшку. Она решила до конца дня погостить в нашей группе. Вдруг кто-то из вас порадует ее, рассказав о том, какая она красивая, нарядная и веселая".

Примечание . Перед сборами на прогулку педагог напоминает детям о том, что у неваляшки глаза синие-синие. "Про того, у кого синие глаза, часто говорят синеглазый. А вот Андрюша у нас черноглазый, Аленушка – сероглазая…"

Дети выясняют, у кого какие глаза. Это позволит избежать характерных ошибок: "Глаза немножко белые и немножко черные".

Занятие 4. Чтение стихотворения И. Бунина "Листопад". Составление рассказа о кукле

Цель. Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.

Предварительная работа. Накануне во время прогулки "поискать" приметы осени: описать ее цвета, послушать шуршание листьев и, если удастся, отметить, что "воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра".

Ход занятия

Педагог интересуется у детей, какое сейчас время года, с какого месяца начинается осень. "Начало осени – это ранняя осень, очень яркое и красивое время года, про которое написано много чудесных стихотворений. Я прочитаю вам одно из них".

Читает стихотворение И. Бунина "Листопад" (2 раза).

"Согласитесь, – обращается к детям педагог, – так красиво можно рассказать об осенней природе только в поэтическом (стихотворном) произведении. Даже кукла, пришедшая к нам на занятие, замерла в немом восторге!"

Воспитатель объясняет, что неваляшка рассказала игрушкам о том, как порадовали ее дети, отметив ее красоту, описав ее одежду и музыкальность. Теперь обо всем этом хочется услышать и этой красавице кукле. "Порадуем ее? – спрашивает педагог. – Тогда начнем. И эта кукла очень красива. У нее… Кукла нарядная. У нее… Кукла не простая, а говорящая…"

Педагог просит кого-нибудь из детей рассказать о кукле. Объясняет, почему рассказ получился без повторов.

Воспитатель завершает занятие чтением стихотворения И. Бунина "Листопад".

Октябрь

Занятие 1. Чтение сказки К. Чуковского "Телефон"

Цель. Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.

Предварительная работа. Утром в уголок книги положить иллюстрированное издание сказки К. Чуковского "Телефон" (лучше с рисунками В. Сутеева).

Ход занятия

Воспитатель интересуется, заметили ли дети новую книгу, вспомнили ли, как она называется. Напоминает фамилию автора произведения. Просит вспомнить другие сказки К. Чуковского. Затем читает сказку "Телефон".

Педагог интересуется у детей, кому какой телефонный разговор кажется самым смешным. "Лично мне, – говорит воспитатель, подсказывая, как ответить на поставленный вопрос, – показалась смешной просьба свиньи и ответ автора:

– Нельзя ли прислать соловья?

Мы сегодня вдвоем

С соловьем

Чудесную песню

Споем.

– Нет, нет, соловей

Не поет для свиней!

Позови-ка ты лучше ворону!"

Педагог предлагает детям поиграть в телефон. Он сообщает, что сейчас звонок будет сделан с Диминого (Олиного, Сашиного и т.д.) телефона. Перед тем как заговорит ребенок, дети произносят: "Динь-ди-лень, динь-ди-лень".

"Алло! Вас слушают, – говорит воспитатель. – Это я, крокодил (медведь, носорог…)". Далее воспроизводится отрывок (если потребуется, с помощью взрослого).

Примечание. В эту игру следует играть и в последующие дни (в помещении, на улице), помогая детям запоминать и выразительно читать диалоги.

Занятие 2. Звуковая культура речи: звуки з и зь

Цель. Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з , зь .

Ход занятия

Педагог просит детей вспомнить свистящую песенку воды, вытекающей из крана. Эту песенку дети исполняют все вместе и индивидуально.

"Сейчас слушайте особенно внимательно, – обращается воспитатель к детям и произносит звуки с (с-с-с-с-с) и з (з-з-з-з-з) . – Что вы услышали? Молодцы. Сумели услышать две похожие песенки, два звука, которые легко спутать. При их исполнении язык прижимается к нижним зубам. Проверим? Звуки произносятся похоже, только звук з получается звонким.

З-з-з-з-з – эта звонкая песенка очень хорошо получается у комаров. Летом в вечернее время з-з-з-з-з слышится слева, справа, сзади, над головой".

Педагог предлагает поиграть. Одна группа дошкольников изображает комаров, которые поют то тихо, то громко, а остальные дети отмахиваются, отгоняют комаров. Затем ребята меняются ролями.

Путем индивидуального исполнения комариной песни (3–4 ответа) выбирается лучший певец – комар-солист.

Воспитатель продолжает: "В музыкальной комариной школе малыши-комары (их еще можно назвать иначе: вы – ребята, а они… ( комарята ), вы – ребятишки, а они… ( комаришки )) исполняют сложные песенки. Например:

За-за-за, зя-зя-зя – потерял я ферзя.

Кто что потерял? Ферзь – это… (шахматная фигура) . Значит, это шахматист потерял ферзя.

Зя-зя-зя, за-за-за – прилетела стрекоза. (Дети повторяют чистоговорку.)

Зю-зю-зю, зу-зу-зу – не дразните козу.

Почему не стоит дразнить это рогатое животное?"

Воспитатель дважды читает детям отрывок из стихотворения А. Прокофьева "На зеленой на лужайке":

На зеленой на лужайке

Заиграли балалайки,

Загудела дудочка,

Дудочка-погудочка.

Педагог просит назвать слова со звуками з, зь . Поясняет, что в стихотворении три слова начинаются с этого звука.

Воспитатель предлагает поиграть: "Я буду произносить слова. Когда услышите слово, начинающееся со звука з , хлопните в ладоши". Педагог произносит следующие слова: заяц, кролик, черника, земляника, зеленый, синий, сиреневый, заря-заряница – солнцева сестрица.

Воспитатель сообщает, сколько раз ошибся тот или иной ребенок. "В следующий раз будьте внимательнее", – советует педагог.

В заключение он читает четверостишие:

Заря-заряница,

Солнцева сестрица,

День замыкает,

Месяц зажигает.

Воспитатель просит детей понаблюдать, будет ли сегодня вечерняя заря-заряница.

Занятие 3. Заучивание русской народной песенки "Тень-тень-потетень"

Цель. Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.

Предварительная работа. Накануне выяснить, какие стихотворения помнят дети. Напомнить им стихотворения А. Барто (из цикла "Игрушки": "Мишка", "Мячик", "Кораблик"), русские народные песенки "Пошел котик на торжок…", "Огуречик, огуречик…", "Пальчик-мальчик…"

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям о том, что знает теперь, какие стихи они помнят.

"Особенно приятно было слушать… – называет имена 3–4 детей. – Думаю, что и вам будет приятно послушать стихи в их исполнении".

Дети (2–3 ребенка) читают стихи (по своему выбору).

Воспитатель говорит детям, что знает русскую народную песенку, которую стоит запомнить, чтобы позже порадовать кого-нибудь из своих близких, "подарив" им чудесное стихотворение:

Тень-тень-потетень,

В огороде-то плетень.

В избе печка топится,

Бабушка торопится:

Она репу печет,

По тарелочкам кладет.

Кот к тарелке – скок!

Себе нос обжег.

"Тень-тень-потетень, в огороде-то плетень?" – спрашивает воспитатель, предлагая ребятам повторить эти строки с утвердительной интонацией (хоровой и 3–4 индивидуальных ответа).

"В избе печка топится? Бабушка торопится?" – интересуется педагог.

Затем читает первые шесть строчек и поясняет: "Если бабушка торопится и уже печеную репу по тарелочкам кладет, значит кто-то вот-вот придет обедать. Но первым прибежал… ( кот ).

Кот к тарелке – скок!

Себе нос обжег".

Дети по очереди повторяют эти строки.

Педагог читает стихотворение полностью. Затем приглашает к себе ребенка, предложив ему выбрать сверстника на роль кота.

Первые две строчки произносят все дети. Далее текст читает вызванный ребенок, показывая как он раскладывает репу по тарелочкам (воображаемая ситуация). Другой ребенок, изображающий кота, прыгает к тарелке, трет обожженный нос и мяукает (обиженно или с негодованием).

Потом дети меняются ролями.

Если позволит время, можно еще раз разыграть сценку с участием других детей.

Занятие 4. Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов – описаний игрушек

Цель. Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу).

Ход занятия

Воспитатель напоминает, что ранняя осень миновала и заканчивается второй осенний месяц: "Изменяется погода, большие изменения происходят в природе. И в стихах про осень появилась грусть, Послушайте…"

Педагог читает стихотворения А. Пушкина "Уж небо осенью дышало" (отрывок из романа "Евгений Онегин"), А. Плещеева "Осень наступила". Интересуется, кому какое стихотворение понравилось. Обещает прочитать их еще раз в конце занятия или на прогулке.

Воспитатель предлагает вниманию детей две разные по внешнему виду мягкие игрушки, например, двух чебурашек (кошечек, собак и т.п.).

"Сегодня мы продолжим учиться рассказывать об игрушках, – объясняет воспитатель. – Я буду рассказывать об одной, вы – о другой. Выбирайте игрушку. Начинаем работать. Мой чебурашка – очаровательная игрушка. У него большие мягкие ушки, красивые черные грустные глаза. А что вы расскажете о чебурашке?"

Дети, подражая педагогу, описывают свою игрушку.

"Мой чебурашка сшит из гладенького темно-коричневого меха, а его мордочка – из бежевого меха. А ваш чебурашка?

Мой чебурашка – такой трогательный, милый, что его хочется взять на руки и прижать к груди. А что вы можете сказать о своем чебурашке?"

"Вы замечательно работали, – говорит педагог и предлагает детям поменяться игрушками. – Я буду рассказывать про вашего чебурашку, а вы про моего. Итак…"

"Вот повезло нашим чебурашкам. Они так много интересного узнали и про себя, и друг про друга", – завершает педагог эту часть занятия.

Затем читает стихотворение, понравившееся большинству детей. Если при оценке стихотворений мнения детей разделились, следует прочитать оба произведения.

Ноябрь

Занятие 1. Чтение сказки "Три поросенка"

Цель. Познакомить детей с английской сказкой "Три поросенка" (пер. С. Михалкова), помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.

Ход занятия

"Сегодня я прочитаю вам сказку о трех поросятах. Эта английская сказка, а на русский язык ее перевел Сергей Михалков, – начинает занятие воспитатель. – Слушайте. Уму-разуму набирайтесь. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".

Педагог читает сказку.

"Итак, добры молодцы и красны девицы, чему-нибудь эта сказка вас научила?" – продолжает занятие педагог. Выслушивает ответы детей и обобщает их: "Лодырничать, надеясь, что что-то без труда получится, – плохая привычка. Воображать и хвалиться – тоже не годится. Вспомните, как перепугались поросята, удиравшие от волка: "От страха у них… ( отнимались ноги ), каждая щетинка… ( дрожала ), носы… ( пересохли ). Да еще и визжали на весь лес".

Воспитатель просит вспомнить, что в сказке говорится про волка. "С каким ревом ошпаренный волк вылетел из трубы? ( С диким .) С крыши он… ( скатился ). Сколько раз волк перекувырнулся через голову?" ( Четыре .)

Если останется время, можно спеть вместе с детьми песенку Наф-Нафа:

Никакой на свете зверь ,

Хитрый зверь , страшный зверь ,

Не откроет эту дверь.

Нет!

Примечание. С детьми, которые не различают звуки с и з , воспитатель повторяет песенку Наф-Нафа и просит назвать слова сначала с одним, потом с другим звуком (выделены курсивом).

Педагог предлагает ребятам сосчитать, сколько раз в песенке повторяется слово зверь , выясняет, чем отличаются слова зверь и дверь .

Занятие 2. Звуковая культура речи: звук ц

Цель. Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука ц , ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям о том, что они учились различать похожие звуки с, сьз, зь . "Сейчас я проверю, не путаете ли вы их. Будьте внимательны, – говорит педагог. – Киска ест сметану из миски. Какой звук слышите? ( Звук с .)

"А недавно две газели позвонили и запели" (Корней Чуковский "Телефон"), – педагог повторяет три последние слова и спрашивает: Какой звук встречается во всех этих словах?" ( Звук з. )

Воспитатель хвалит детей за умение различать звуки на слух.

Затем спрашивает, любят ли дети загадки, и предлагает отгадать одну из них.

Два конца, два кольца,

Посередине гвоздик.

(Ножницы)

После того как дети отгадают загадку, воспитатель, слегка интонируя звук ц , произносит слова: кольца, концы, ножницы .

"Какой звук я выделила голосом? – спрашивает педагог. – Этот звук тоже важно научиться произносить правильно и четко. Сначала давайте поцокаем, как белки: "Ц-ц-ц-ц" (хоровой и 3–4 индивидуальных ответа). А теперь позовем цыплят: "Цып-цып-цып" . И насыплем им зернышек. Пусть клюют.

Цыплят заметила кошка Царапка. Как кошку зовут? "Сейчас я, – говорит Царапка, – цыплят цап-цап-цап ". Что сказала кошка? Скажите ей: "Царапка, не смей трогать и пугать цыплят!" (Хоровой и индивидуальные ответы.) Царапка убежала. Цыплята ушли. Но появился мышонок. Сидит он, моет свою мордочку, моет без водицы и без мыльца, как мышонок из знакомой вам сказки:

А мышонок вымыл рыльце

Без водицы и без мыльца.

Из какой сказки этот мышонок? Кто эту замечательную сказку написал?" (Самуил Маршак. "Сказка об умном мышонке".)

Воспитатель просит повторить стихотворные строки так, чтобы в словах рыльце, водица, мыльце был слышен звук ц .

Затем педагог предлагает поиграть. "Я буду произносить слова. Когда вы услышите в слове звук ц , хлопните в ладоши. Цапля… цокает… ходит… цветок… растет… цветет… цирк… приехал… цифра… пятерка ". (Между словами воспитатель делает паузу, считая про себя до трех.)

Педагог называет детей, которые спешили с ответами и проиграли.

"В любой игре надо быть внимательнее, принимать решение самостоятельно, не ориентироваться на товарищей. Ведь у нас занятие, а это значит, что мы чему-то учимся, и возможны ошибки", – завершает занятие воспитатель.

Примечание. В свободное от занятий время можно предложить детям запомнить четверостишие (из чешской поэзии, пер. С. Маршака):

Знаешь буквы А, Бе, Це?

Сидит кошка на крыльце,

Шьет штанишки мужу,

Чтоб не мерз он в стужу.

Когда дети запомнят стихотворение, можно предложить им поиграть. Взрослый (или ребенок) произносит первую строчку, обращаясь к кому-либо из детей, а ребенок в ответ проговаривает остальные три строки стихотворения.

Для индивидуальной работы с детьми можно использовать:

• скороговорку: "Из соседнего колодца целый день водица льется";

• загадки:

Девица в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Не зверь, не птица,

И нос, как спица.

(Комар)

• страницу из рабочей тетради "Уроки грамоты для малышей. Средняя группа" (М. Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: "Звук ц ").

Детям, которые нечетко произносят звук ц , можно предложить проговаривать звуки т и с сначала медленно, потом быстро, на одном выдохе, слитно.

Занятие 3. Рассказывание по картине "Собака со щенятами" [3] . Чтение стихов о поздней осени

Цель. Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.

Ход занятия

Воспитатель утром, до занятия, вносит в группу картину и оставляет ее детям для самостоятельного рассматривания.

При рассматривании картины дети обмениваются впечатлениями, успевают заметить многие детали.

По просьбе педагога ребята придумывают, как можно назвать картину.

"Вы рассмотрели картину и уже, должно быть, решили, как она должна называться", – начинает занятие педагог.

Воспитатель выслушивает детей, корректирует их ответы, объясняет, что название картины не должно быть очень длинным, но и из короткого названия должно быть понятно, о чем эта картина.

Педагог одобряет такие названия: "Собака и ее щеночки", "Собачий двор", "Про собачек" и т.п.

Затем дает свое название: "Собака со щенятами". Поясняет, что можно сказать со щенками , а можно со щенятами .

"Для того чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о собаке, потом – все о щенятах и, наконец, описать сам двор, – объясняет педагог. – Итак, внимание на собаку".

Выслушав детей, воспитатель обобщает сказанное и дает образец рассказа. Затем он предлагает рассказать о щенках, задает уточняющие вопросы, исправляет ответы детей и т.п.

"А теперь надо описать двор, в котором живут собака и щенки", – подсказывает педагог. Он следит за тем, чтобы дети правильно обозначали пространственные ориентиры и уточняли, где это – там, тут ( около, рядом, в, у и т. п.).

Затем воспитатель составляет рассказ по картине, а детей просит проследить, не будет ли в нем повторов: "Я постараюсь избежать их. Сначала я расскажу о собаке, потом – о щенках, а позже – о дворе".

Дети выслушивают рассказ педагога, затем рассказ ребенка (по желанию).

Педагог сообщает детям, что подходит к концу последний месяц осени – хмурый и дождливый ноябрь и что стихи об этом времени года совсем иные, чем о ранней осени.

Воспитатель читает стихотворение А. Майкова "Осенние листья по ветру кружат…" (или стихотворение А. Кольцова "Дуют ветры…"). Если останется время, следует прочитать стихотворение А. Блока "Зайчик".

Занятие 4. Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение "Что из чего?"

Цель. Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.

Ход занятия

"На предыдущих занятиях мы учились составлять рассказы об игрушке, – напоминает воспитатель. – Давайте проверим, как это у вас получится без моих подсказок".

Педагог ставит перед детьми несколько игрушек: куклу, медвежонка, чебурашку и т. п.

"Не забыли, как мы рассказывали? – интересуется воспитатель. – Вспомните рассказ про неваляшку – красивую, нарядную, веселую игрушку".

Педагог по очереди вызывает детей, которые выбирают игрушки и составляют рассказы. Если какая-то игрушка окажется невостребованной, можно обратиться к ребенку примерно так: "А Хрюша так мечтал, чтобы про него рассказала Арина! Неужели откажешь ему?!"

"Осень подходит к концу. Холодно, дождливо. Но мы не горюем. Наслаждаемся дарами лета и осени. Пьем соки, компоты. Едим варенье, джемы. Кто какие соки любит?" – спрашивает воспитатель.

Выслушав ответы детей, уточняет: "Апельсиновый сок – из апельсинов, яблочный… (из яблок) , грушевый… персиковый… вишневый… сливовый…"

Варенье из черники… (черничное) , брусники… ежевики… малины… абрикосов…"

Примечание. Вне занятий полезно поиграть с детьми в игру "Кафе-мороженое". Воспитатель выбирает двоих детей на роли официантов и сообщает им и будущим посетителям кафе, что выбор мороженого, соков, джемов – самый разнообразный.

Педагог учит детей вежливым формам обращения к посетителям: "Вам мороженое? Шоколадное, сливочное, фруктовое? С джемом, с медом? С каким джемом? Если нужен сок, его продают рядом", и т.п.

Декабрь – январь – февраль

С русскими народными песенками, рекомендованными для чтения в зимние месяцы, детей можно познакомить следующим образом. Например, песенку "Сидит, сидит зайка…" можно включить в подвижную игру.

Сидит, сидит зайка,

Сидит зайка серый.

Под кустом, под кустом.

Педагог читает стихотворение, указывая на присевшего под кустом ребенка.

Игра повторяется. Теперь роль зайчика исполняет другой ребенок. Его выбирает воспитатель или ребенок, исполнявший роль зайца. Зайчика можно выбрать и с помощью считалки.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф! Паф! Не попал.

Серый зайчик ускакал.

Шла машина темным лесом

За каким-то интересом.

Инте-инте-интерес,

Выходи на букву С .

Воспитатель дотрагивается до ребенка, а дети называют его имя (до тех пор, пока не встретится имя, начинающееся со звука с ).

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Русская народная песенка "Ножки, ножки, где вы были?" тоже представляет собой игру-диалог с движениями-импровизациями.

– Ножки, ножки, где вы были?

– За грибами в лес ходили.

– Что вы, ручки, работали?

– Мы грибочки собирали. (Дети "срывают", "срезают" грибы.)

– А вы, глазки, помогали?

– Мы искали да смотрели, (Дети оглядывают пенечки, наклоняются.)

Все пенечки оглядели.

Песенки "Кот на печку пошел…", "Сегодня день целый!.." следует неоднократно читать детям как присказки. Отдельные строчки из этих песенок можно включать в занятия по звуковой культуре речи при решении самых разных задач. Например:

По болоту босиком

Кулик ходит с посошком . (Закрепление слов со звуком с).

Кот на печку пошел ,

Горшок каши нашел . (Закрепление произнесения звука ш в словах.)

Песенка "Пальцы" (из немецкой народной поэзии, в пересказе Л. Яхнина) помогает детям запомнить, как называется тот или иной палец. Если при чтении песенки педагог держит ребенка за руку, массирует его пальчики, то малыш получает от этого и пользу, и удовольствие.

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний палец – самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик,

Господинчик,

В землю косточки сажает.

Перед сном следует читать детям спокойные, не будоражащие их воображение произведения, например, стихотворения И. Сурикова "Зима", С. Есенина "Поет зима – аукает…", Ю. Мориц "Дом гнома, гном дома"; главы из "толстых книг" российских и зарубежных писателей (А. Милн "Винни-Пух и все-все-все", пер. с англ. Б. Заходера; Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей"; Э. Блайтон "Знаменитый утенок Тим", пер. с англ. Э. Паперной; Т. Энгер "Приключения в лесу Елки-на-Горке", пер. с норв. Л. Брауде) [4] . Общение с детьми перед сном желательно завершить чтением колыбельных. Например:

Колыбельная (в сокр.)

Я сейчас начну считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Только кончу я считать,

Все давайте спать! Спать!

По дорогам ходит сон -

Раз, два, три, четыре, пять.

Всем приказывает он:

Спать, спать, спать, спать…

А. Введенский Или:

Уж ты, галочка… (в сокр.)

Уж ты, галочка,

Трепыхалочка,

Голохвосточка,

Белокосточка.

Помоги как-нибудь

Ты Никитушке (Аленушке, Николеньке и др.) уснуть.

Н. Крандиевская

Произведения, заставляющие детей переживать вместе с героями (К. Ушинский "Бодливая корова" и др.), или от души смеяться над услышанным (С. Маршак "Багаж", Л. Пантелеев "На море" и др.), целесообразнее читать перед выходом на дневную или вечернюю прогулку.

В удобное для детей и воспитателя время следует проводить индивидуальные занятия, помогая дошкольникам освоить материал того или иного раздела программы (например, выполнить задания из рабочей тетради "Уроки грамоты для малышей"; помочь запомнить стихотворение; рассмотреть рисунки в книге и рассказать о рисунке, который понравился, и т. д.).

Дети уже освоили многие культурно-гигиенические навыки, но далеко не всегда выполняют их так, как хотелось бы взрослым. И в этом случае может помочь поэзия:

Петя и слова (в сокр.)

Если руки мыли ВЫ,

Если руки моем МЫ,

Если руки моешь ТЫ,

Значит руки ВЫ-МЫ-ТЫ.

В. Лифшиц Наряжая елку, можно помочь детям запомнить следующее стихотворение:

Мы нарядим елку (в сокр.)

Мы нарядим елку

У себя в саду.

Мы зажжем на елке

Красную звезду…

Солнечные блики

Вспыхнут, как цветы.

У людей хорошие

Сбудутся мечты.

Пер. с чувашского Ю. Кушака В. Давыдов-Анатри

Детям пятого года жизни следует рассказывать о Российской армии, о том, как почетно быть воином, охранять нашу огромную страну.

Дошкольники с удовольствием слушают стихотворение "Февраль" С. Маршака:

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Воспитатель утром, до занятия, вносит в группу картину и оставляет ее детям для самостоятельного рассматривания.

При рассматривании картины дети обмениваются впечатлениями, успевают заметить многие детали.

По просьбе педагога ребята придумывают, как можно назвать картину.

"Вы рассмотрели картину и уже, должно быть, решили, как она должна называться", – начинает занятие педагог.

Воспитатель выслушивает детей, корректирует их ответы, объясняет, что название картины не должно быть очень длинным, но и из короткого названия должно быть понятно, о чем эта картина.

Педагог одобряет такие названия: "Собака и ее щеночки", "Собачий двор", "Про собачек" и т.п.

Затем дает свое название: "Собака со щенятами". Поясняет, что можно сказать со щенками , а можно со щенятами .

"Для того чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о собаке, потом – все о щенятах и, наконец, описать сам двор, – объясняет педагог. – Итак, внимание на собаку".

Выслушав детей, воспитатель обобщает сказанное и дает образец рассказа. Затем он предлагает рассказать о щенках, задает уточняющие вопросы, исправляет ответы детей и т.п.

"А теперь надо описать двор, в котором живут собака и щенки", – подсказывает педагог. Он следит за тем, чтобы дети правильно обозначали пространственные ориентиры и уточняли, где это – там, тут ( около, рядом, в, у и т. п.).

Затем воспитатель составляет рассказ по картине, а детей просит проследить, не будет ли в нем повторов: "Я постараюсь избежать их. Сначала я расскажу о собаке, потом – о щенках, а позже – о дворе".

Дети выслушивают рассказ педагога, затем рассказ ребенка (по желанию).

Педагог сообщает детям, что подходит к концу последний месяц осени – хмурый и дождливый ноябрь и что стихи об этом времени года совсем иные, чем о ранней осени.

Воспитатель читает стихотворение А. Майкова "Осенние листья по ветру кружат…" (или стихотворение А. Кольцова "Дуют ветры…"). Если останется время, следует прочитать стихотворение А. Блока "Зайчик".

Занятие 4. Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение "Что из чего?"

Цель. Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.

Ход занятия

"На предыдущих занятиях мы учились составлять рассказы об игрушке, – напоминает воспитатель. – Давайте проверим, как это у вас получится без моих подсказок".

Педагог ставит перед детьми несколько игрушек: куклу, медвежонка, чебурашку и т. п.

"Не забыли, как мы рассказывали? – интересуется воспитатель. – Вспомните рассказ про неваляшку – красивую, нарядную, веселую игрушку".

Педагог по очереди вызывает детей, которые выбирают игрушки и составляют рассказы. Если какая-то игрушка окажется невостребованной, можно обратиться к ребенку примерно так: "А Хрюша так мечтал, чтобы про него рассказала Арина! Неужели откажешь ему?!"

"Осень подходит к концу. Холодно, дождливо. Но мы не горюем. Наслаждаемся дарами лета и осени. Пьем соки, компоты. Едим варенье, джемы. Кто какие соки любит?" – спрашивает воспитатель.

Выслушав ответы детей, уточняет: "Апельсиновый сок – из апельсинов, яблочный… (из яблок) , грушевый… персиковый… вишневый… сливовый…"

Варенье из черники… (черничное) , брусники… ежевики… малины… абрикосов…"

Примечание. Вне занятий полезно поиграть с детьми в игру "Кафе-мороженое". Воспитатель выбирает двоих детей на роли официантов и сообщает им и будущим посетителям кафе, что выбор мороженого, соков, джемов – самый разнообразный.

Педагог учит детей вежливым формам обращения к посетителям: "Вам мороженое? Шоколадное, сливочное, фруктовое? С джемом, с медом? С каким джемом? Если нужен сок, его продают рядом", и т.п.

Декабрь – январь – февраль

С русскими народными песенками, рекомендованными для чтения в зимние месяцы, детей можно познакомить следующим образом. Например, песенку "Сидит, сидит зайка…" можно включить в подвижную игру.

Сидит, сидит зайка,

Сидит зайка серый.

Под кустом, под кустом.

Педагог читает стихотворение, указывая на присевшего под кустом ребенка.

Игра повторяется. Теперь роль зайчика исполняет другой ребенок. Его выбирает воспитатель или ребенок, исполнявший роль зайца. Зайчика можно выбрать и с помощью считалки.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф! Паф! Не попал.

Серый зайчик ускакал.

Шла машина темным лесом

За каким-то интересом.

Инте-инте-интерес,

Выходи на букву С .

Воспитатель дотрагивается до ребенка, а дети называют его имя (до тех пор, пока не встретится имя, начинающееся со звука с ).

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Русская народная песенка "Ножки, ножки, где вы были?" тоже представляет собой игру-диалог с движениями-импровизациями.

– Ножки, ножки, где вы были?

– За грибами в лес ходили.

– Что вы, ручки, работали?

– Мы грибочки собирали. (Дети "срывают", "срезают" грибы.)

– А вы, глазки, помогали?

– Мы искали да смотрели, (Дети оглядывают пенечки, наклоняются.)

Все пенечки оглядели.

Песенки "Кот на печку пошел…", "Сегодня день целый!.." следует неоднократно читать детям как присказки. Отдельные строчки из этих песенок можно включать в занятия по звуковой культуре речи при решении самых разных задач. Например:

По болоту босиком

Кулик ходит с посошком . (Закрепление слов со звуком с).

Кот на печку пошел ,

Горшок каши нашел . (Закрепление произнесения звука ш в словах.)

Песенка "Пальцы" (из немецкой народной поэзии, в пересказе Л. Яхнина) помогает детям запомнить, как называется тот или иной палец. Если при чтении песенки педагог держит ребенка за руку, массирует его пальчики, то малыш получает от этого и пользу, и удовольствие.

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний палец – самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик,

Господинчик,

В землю косточки сажает.

Перед сном следует читать детям спокойные, не будоражащие их воображение произведения, например, стихотворения И. Сурикова "Зима", С. Есенина "Поет зима – аукает…", Ю. Мориц "Дом гнома, гном дома"; главы из "толстых книг" российских и зарубежных писателей (А. Милн "Винни-Пух и все-все-все", пер. с англ. Б. Заходера; Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей"; Э. Блайтон "Знаменитый утенок Тим", пер. с англ. Э. Паперной; Т. Энгер "Приключения в лесу Елки-на-Горке", пер. с норв. Л. Брауде) [4] . Общение с детьми перед сном желательно завершить чтением колыбельных. Например:

Колыбельная (в сокр.)

Я сейчас начну считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Только кончу я считать,

Все давайте спать! Спать!

По дорогам ходит сон -

Раз, два, три, четыре, пять.

Всем приказывает он:

Спать, спать, спать, спать…

А. Введенский Или:

Уж ты, галочка… (в сокр.)

Уж ты, галочка,

Трепыхалочка,

Голохвосточка,

Белокосточка.

Помоги как-нибудь

Ты Никитушке (Аленушке, Николеньке и др.) уснуть.

Н. Крандиевская

Произведения, заставляющие детей переживать вместе с героями (К. Ушинский "Бодливая корова" и др.), или от души смеяться над услышанным (С. Маршак "Багаж", Л. Пантелеев "На море" и др.), целесообразнее читать перед выходом на дневную или вечернюю прогулку.

В удобное для детей и воспитателя время следует проводить индивидуальные занятия, помогая дошкольникам освоить материал того или иного раздела программы (например, выполнить задания из рабочей тетради "Уроки грамоты для малышей"; помочь запомнить стихотворение; рассмотреть рисунки в книге и рассказать о рисунке, который понравился, и т. д.).

Дети уже освоили многие культурно-гигиенические навыки, но далеко не всегда выполняют их так, как хотелось бы взрослым. И в этом случае может помочь поэзия:

Петя и слова (в сокр.)

Если руки мыли ВЫ,

Если руки моем МЫ,

Если руки моешь ТЫ,

Значит руки ВЫ-МЫ-ТЫ.

В. Лифшиц Наряжая елку, можно помочь детям запомнить следующее стихотворение:

Мы нарядим елку (в сокр.)

Мы нарядим елку

У себя в саду.

Мы зажжем на елке

Красную звезду…

Солнечные блики

Вспыхнут, как цветы.

У людей хорошие

Сбудутся мечты.

Пер. с чувашского Ю. Кушака В. Давыдов-Анатри

Детям пятого года жизни следует рассказывать о Российской армии, о том, как почетно быть воином, охранять нашу огромную страну.

Дошкольники с удовольствием слушают стихотворение "Февраль" С. Маршака:

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Примечание. Для индивидуальной работы с детьми можно использовать рабочую тетрадь "Уроки грамоты для малышей. Средняя группа" (М.: Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: "Звук ш ").

Полезно также провести подвижную игру, используя стихотворение А. Прокофьева "Гуси-лебеди" (в сокращении):

Гуси-лебеди, спешите,

Гуси-лебеди, пляшите!

Гуси-лебеди, пляшите,

Быстро крыльями машите.

Гуси-лебеди, домой,

Серый волк под горой!

Январь

Занятие 1. Чтение детям русской народной сказки "Зимовье"

Цель. Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Зимовье" (в обр. И. Соколова-Микитова).

Ход занятия

Воспитатель просит детей назвать русские народные сказки.

Затем проводит мини-викторину:

– показывает обложки (или иллюстрации) сказок "Колобок", "Гуси-лебеди" и просит угадать названия произведений;

– зачитывает отрывок из сказки "Лиса и заяц" и предлагает назвать произведение: "Лисе зимою все было хорошо, а как пришла весна по зиму, да стала снег сгонять, землю пригревать, тут Лискин дворец и растаял да водою под гору сбежал";

– поет песенку лисы из сказки "Кот, петух и лиса":

Петушок, петушок ,

Золотой гребешок ,

Выгляни в окошко -

Дам тебе горошку .

"Как много слов со звуком ш в этой песенке, – говорит воспитатель. – Спойте песенку вместе со мной, а потом назовите четыре слова, в которых есть звук ш ".

Педагог ставит на свой стол четыре подсказки – пирамидки, грибки и т.п. Ребенок (дети) называют слово, воспитатель убирает предмет и повторяет песенку.

Воспитатель сообщает детям, что сегодня они познакомятся с новой сказкой – "Зимовье". Педагог уточняет, что такое зимовье. Выслушивает ответы детей, но пока ничего им не объясняет.

Затем читает сказку.

Воспитатель просит ребят подумать, почему семь очень-очень голодных волков, которые запросто могли съесть хозяев зимовья, ушли ни с чем и что же это за зимовье такое.

Примечание. Вне занятий, помогая детям вспомнить сказку, следует выяснить, из чего звери зимовье строили, чем крышу крыли, из чего печь сложили, что между бревен прокладывали.

Педагог объясняет, что такое бревно, щепа, кирпич и мох.

Эту работу легче осуществить, если рассмотреть с детьми рисунки к сказке.

Занятие 2. Звуковая культуры речи: звук ж

Цель. Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж .

Ход занятия

"Сидел Язычок в домике, – начинает занятие педагог. – Слышит: кто-то поет песенку: "Ж-ж-ж-ж". – "Я не умею так петь, – огорчился Язычок. – Я знаю песню листьев, гуся, змеи. Но эта новая песня совсем другая. Она звонкая: "Ж-ж-ж-ж".

Ж-ж-ж – это песня жука, – объясняет педагог. – Она поется так же, как песня гуся ( ш-ш-ш) , но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: "Ж-ж-ж". Что вы слышите? (Горлышко поет эту песню.) A теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню гуся. Поет горло?

Давайте поучимся петь песенку жука. Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: "Ж-ж-ж-ж"".

Дети поют песенку маленького жучка и песню большого толстого жука.

Далее педагог проводит подвижную игру "Жуки". Ребята берутся за руки и образуют круг. Воспитатель выводит за его пределы 6–7 детей. Они изображают жуков. (Желательно, чтобы среди них были те дети, которые нечетко произносят звук ж .)

"Круг – это большая комната со множеством окон, – объясняет педагог. – Люди ушли, а окна в комнате не закрыли. (Дети опускают, расцепляют руки.) В комнату влетели жуки и загудели: "Ж-ж-ж". Они стали летать по всей комнате. Подул ветер, и окна захлопнулись. Жуки полетели к окнам, не увидели стекол и упали. Попались жуки! Лежат на спине, барахтаются. Жалобно жужжат. Давайте поможем жукам – перевернем их на брюшко и, открыв окна, выпустим на волю. Пусть летают".

Игра повторяется.

"А сейчас, – говорит педагог, – я прочитаю вам стихотворение, которое называется "Почему букет поет?"

Жук в рубашке полосатой

Прилетел играть к ребятам,

На цветок лиловый сел -

Песню звонкую запел,

Сока сладкого хлебнул,

В колокольчике заснул,

Да попал в букет к Маринке

И жужжит, жужжит в корзинке!

А Марина не поймет:

Почему букет поет?

Н. Головина

"Почему же пел букет? – спрашивает педагог. – Хотите послушать рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и, попав к девочке, испугался? Я буду рассказывать, а вы мне, когда попрошу, помогайте".

Воспитатель читает отрывок из рассказа "Поющий букет" В. Бирюкова:

...

Летел жук по своим делам, жужжал: "Жжжуть как пить хочется". ( О чем и как жужжал жук? (Хоровой и индивидуальные ответы.))

Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: "Тут я найду, чем жжжажжжду утолить". Залез в колокольчик, осмотрелся: "Красиво! Жжить можно!" (Что прожужжал жук?) Попробовал усиками дно цветка и сказал: "Сок! Вкусный!"

Попил, и весело ему стало. "Жжить хорошо!" – запел жук. (О чем он запел?)

Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.

И вдруг раздалось жужжание: "Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут". (О чем жук жужжал на этот раз?)

"Вы хорошо сегодня работали, и я порадую вас новыми загадками, – завершает занятие педагог.

Лежал, лежал, да в речку побежал.

(Снег)

Есть в загадке слова со звуком ж ? Назовите их.

Шагаешь – впереди лежит,

Оглянешься – домой бежит.

(Дорога)

Запомните загадки и загадайте их дома родителям".

Занятие 3. Обучение рассказыванию по картине "Таня не боится мороза" [7]

Цель. Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям, что очень хочет познакомить их с Таней, которая вышла на прогулку: "Хотите посмотреть на девочку, которая мне нравится?"

Педагог показывает картину, дает детям возможность поделиться своими впечатлениями. Хвалит за наблюдательность, но говорит, что надо учиться рассматривать картину в определенной последовательности, тогда рассказ получится красивым, без повторов.

"Можно рассказать о том, чем занята девочка, а также о том, как красиво вокруг. С чего начнем? – интересуется педагог. – Давайте начнем рассказ с описания одежды. Зимой холодно, и Таня тепло одета. На ней… (пальто, валенки, шапка, шарф, варежки). Вам нравится Танино зимнее пальто? Оно… (зеленое, с коричневым воротником). Отделано ли пальто мехом? (На карманах, рукавах пальто отделка из меха.) А из чего сшита Танина шапка? (Она тоже сшита из коричневого меха.) Кто хочет рассказать, в какой одежде Таня вышла гулять? (1–2 ответа).

Дети, что делает Таня? (Выслушивает ответы, обобщает их.) Да, Таня синей лопаткой насыпает снег в зеленое ведерко.

Посмотрите, ребята, какие красивые деревья зимой! На них… (снег) . На березе маленьких веточек даже не видно – спрятались в снежинках. И на зеленой елочке тоже снег. Посмотрите, как лежит снег на этой елочке, будто белые платочки разбросаны по веткам. Что разбросано по веткам? (Платочки. Вот платочек и вот. Вот еще один.)

Кто еще хочет рассказать о том, как красиво вокруг? Может быть, мы чего-нибудь не заметили? ( На березе сидит ворона, за деревьями – дома и т. д.)

Хотите, я расскажу вам про эту картину? Слушайте. На улице зима. Таня взяла санки и пошла гулять. Зимой морозно, но Танюше не холодно. На ней зимнее пальто и меховая шапка. Пальто теплое и красивое. Оно зеленое с коричневым меховым воротником. На рукавах и карманах пальто – отделка из меха. Танюша в черных валенках. Она не забыла надеть шарф и варежки.

Таня трудится. Она синей лопаткой насыпает снег в зеленое ведерко.

А кругом белым-бело. Всюду снег: на земле, на скамейке, на деревьях. У березы и веток не видно – снежинками укрылись. Только елка зеленеет. Но и на ней лежит снег. Будто кто-то белые платочки на зеленые иголки повесил".

Педагог просит ребенка рассказать о содержании картины. Оценивает рассказ (обо всем ли рассказал в определенной последовательности).

Затем воспитатель предлагает детям назвать картину. Отмечает наиболее удачные названия. Сообщает авторское название: "Таня не боится мороза".

Занятие 4. Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто "Я знаю, что надо придумать"

Цель. Выяснить, какие программные стихотворения знают дети. Помочь детям запомнить новое стихотворение.

Предварительная работа. Подготовить прозрачные пластиковые пластины зеленого цвета. Дать детям возможность увидеть окружающий мир в зеленом цвете. Попросить ребят прочитать любимые стихотворения.

Ход занятия

Воспитатель напоминает, что накануне (уточняет значение этого слова) дети читали свои любимые стихи и очень его порадовали. "Со всеми пообщаться я не успела, – говорит педагог, – поэтому обязательно послушаю ваши любимые стихи сегодня".

Дети (3–4 человека) читают стихи, в том числе "Почему медведь спит зимой" В. Орлова, "Не ветер бушует над бором…" Н. Некрасова, "Тень-тень-потетень".

Педагог читает первые строчки стихотворений А. Барто (2–3 стихотворения из цикла "Игрушки"), интересуется, знают ли дети произведения и кто их написал.

Воспитатель рассказывает о том, что у А. Барто много замечательных стихов для маленьких детей и детей постарше. "А вы себя к каким детям относите? – интересуется педагог. Коль вы уже большие, придется вам и серьезное стихотворение Агнии Барто прочитать. – Но сначала ответьте, по лету соскучились? Агния Барто нашла способ, как порадовать себя, как зимой лето вернуть. Ее совет мне очень понравился. Послушайте".

Воспитатель читает стихотворение несколько раз. Затем вместе с детьми негромко проговаривает первую часть стихотворения, а вторую часть читает ребенок, который смотрит на окружающих через пластину зеленого цвета.

Я знаю, что надо придумать,

Чтоб не было больше зимы,

Чтоб вместо высоких сугробов

Вокруг зеленели холмы.

"А ты знаешь? – спрашивает педагог у ребенка. (Знаю.)

Смотрю я в стекляшку

Зеленого цвета,

И сразу зима

Превращается в лето.

Чтение в лицах повторяется.

Февраль

Занятие 1. Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения "Федорино горе"

Цель. Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой "Федорино горе".

Ход занятия

Воспитатель показывает обложки книг или иллюстрации к сказкам К. Чуковского, читает отрывки из произведений и помогает вспомнить, как называется та или иная сказка и чем она завершается. Например:

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки,

Обнимают и целуют

косолапого:

"Ну, спасибо тебе, дедушка,

за солнышко".

(Краденое солнце)

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили…

(Путаница)

Прибегали светляки,

Зажигали огоньки -

То-то стало весело,

То-то хорошо!

(Муха-Цокотуха)

Воспитатель напоминает детям, что все эти замечательные сказки написал Корней Иванович Чуковский. И сказку "Федорино горе" тоже написал дедушка Корней.

Педагог читает сказку. Дает детям возможность обменяться впечатлениями. Затем спрашивает, кому что в этой сказке показалось особенно смешным. Воспитатель зачитывает детям понравившиеся отрывки, в том числе эпизод, который приглянулся самому педагогу.

Примечание. Вне занятий целесообразно послушать сказки К. Чуковского в записи.

Занятие 2. Звуковая культура речи: звук ч

Цель. Объяснить детям, как правильно произносится звук ч , упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей.

Ход занятия

"Сегодня, – говорит педагог, – мы будем учиться петь новую песенку. Что это за песенка, вы должны догадаться сами. Слушайте.

Пошел Язычок погулять и пришел к железной дороге. Там стоял большой паровоз. Он громко пел: "Ч-ч-ч". Язычок стал учить песню паровоза. Он поднял кончик языка, будто собрался запеть: "Ш-ш-ш", но сделал шаг назад в своем домике. Покажите, как Язычок сделал шаг назад. Закройте рот, дайте вашим язычкам отдохнуть. Теперь пусть язычки снова поднимут кончики, сделают шаг назад и постучат ими в потолок: "Ть-ть-ть".

А теперь постучите кончиком языка в потолок, пустите на ладонь (сделайте заборчик перед ртом) теплый ветерок и спойте: "Ч-ч-ч". (Дети повторяют упражнение несколько раз.) Какую песню мы сегодня узнали? Чья это песня?

Язычку очень понравилось играть в паровоз. Паровоз шел быстро: "Ч-ч-ч-ч", потом еще быстрее… Когда паровоз шел медленнее, его песня затихала. Послушайте теперь, как поет песню Олин паровоз. (Спрашивает 3–4 детей, которые нечетко произносят звук ч .)

Стал Язычок сочинять и петь, – продолжает занятие воспитатель, – разные песни, похожие на песню паровоза:

Чу-чу-чу – стоять не хочу,

Стоять не хочу – чу-чу-чу ;

Ча-ча-ча, чи-чи-чи, чо-чо-чо.

Ач-ач-ач – испекли калач.

Оч-оч-оч – наступила ночь.

Чок-чок – каблучок.

Дети повторяют слоги и чистоговорки вслед за воспитателем. Педагог читает детям стихотворение "Трое гуляк" (из французской народной поэзии, перевод Н. Гернет и С. Гиппиус):

В поле гуляли трое гуляк,

После прогулки делали так:

Апчхи!

Апчхи!

Чхи!

Воспитатель читает первые две строчки, а "трое гуляк", которые выбраны педагогом, поочередно чихают.

Чтение в лицах повторяется.

Затем педагог предлагает поиграть: "Я буду произносить слова. Когда услышите слова со звуком ч , хлопните в ладоши. Будьте внимательны. Работайте самостоятельно.

Чай… чародей… волшебник… чаща… чертенок… озорной… чижик… воробей… кашлять… чихать ".

В конце игры воспитатель отмечает, кто допустил ошибки.

Заканчивая занятие, педагог дарит детям новую загадку:

Белая бочка,

Нет в ней ни сучочка.

(Яйцо)

Примечание. Вне занятий для индивидуальной работы с детьми целесообразно использовать рабочую тетрадь.

Занятие 3. Составление рассказов по картине "На полянке" [8]

Цель. Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать учить придумывать название картине.

Ход занятия

"Когда на улице холодно, хмуро или слякотно, так хочется, чтобы скорее наступило лето, – начинает занятие воспитатель. – Так хочется оказаться на опушке леса у реки, как вот эта семья".










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...