Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ




РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА

Тема 1.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ ФИЛОСОФИИ

 

 Мировоззрение и его структура. Исторические типы: мифология, религия, философия. Философия как учение о предельных основаниях бытия (онтология).Философия как учение о познании бытия в мире (гносеология).Философия как учение о подлинных ценностях бытия (аксиология).Философия как учение о возможных формах преобразования бытия в мире (праксиология).Основные функции философии: мировоззренческая, методологическая. Основные философские методы освоения мира: диалектический и метафизический, метод герменевтики и синергетики, метод структурно-функционального анализа.

 

 

Тема 2

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

 

Становление религиозно-философского сознания в Древней Индии. Ведийский и брахманский периоды развития духовной культуры. Джайнизм и буддизм, веданта и чарвака – путь от мифологического и религиозного мировоззрения к философскому.17 век продолжает следующий Идея первоосновы мира. Поиск первоначала сущего.

 Формирование философской культуры в Древнем Китае. Дао как путь жизни, первоначало и завершение всего сущего в мире. Закон и нравственность, долг и совесть, вина и счтрах- ценностные ориентиры жизнедеятельности дренвнего китайца. Даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен.

Тема 3

КОСМОЦЕНТРИЗМ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ                                       

 

Социально-исторические предпосылки древнегреческой философии, ее космоцентризм.Философия как натурфилософия. Поиск первоначала сущего и формирование категориального каркаса философии: хаос и космос, идея и материя, душа и разум, единое как судьба.

Милетская школа и Союз Пифагора, Гераклит и элеаты, Анаксагор, Левкипп и Демокрит о бытии мира и его познании.

 Классический период развития античной философии. Формирование философской культуры и языка философии.Софисты и Сократ. Мир идей                                                                                                                                             и мир вещей в философии Платона.Платон о душе и ее бессмертии.

Философия Аристотеля, ее энциклопедический характер. Учение о сущности мира, движении, причине; о возможном и действительном бытии. Учение о категориях и логике. Физика и метафизика. Угасание античного мира и закат его философии. Школа Эпикура, ее просветительский характер.Стоицизи и скептицизм .

 

Тема 4

ТЕОЦЕНТРИЗМ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

  Специфика средневековой философии, ее социокультурная обусловленность. Христианская догматика и философская мысль. Теология и философия. Бог, человек и мир в христианской философии. Учение Аврелия Августина. Схоластика как рациональное обоснование теологии. Обсуждение на языке разума теологических проблем.

 Основные философские проблемы схоластики: соотношение веры и знания, сущности и существования, природа общих понятий («универсалий»). Противостояние реализма и номинализма. Вместе с тем следует иметь в виду, что в Новое время теория

 Теолого-философская система Фомы Аквинского.

Формирование православной культуры и религиозного мировоззрения Киевской Руси. Вклад Иллариона Киевского, Никифора Грека и Климента Смолятича в становление русской философии.

Тема 5

А.НТРОПОЦЕНТРИЗМ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Антропоцентризм и гуманизм философской мысли. Гимн земному предназначению человека и объяснение природы из ее «собственных начал». Становление опытного естествознания. Возрождение натурфилософии, ее пантеизм.

Николай Кузанский о соотношении конечного и бесконечного.. Пересмотр теологических представлений о мире.

 Новая натурфилософия: Леонардо да Винчи и Николай Коперник, Иоган Кеплер и Галилео Галилей,Дж. Бруно.

Проблема государства, его правителей и управляемых в произведениях Н.Макиавелли, Т.Мора, Т.Кампанеллы.Эразм Роттердамский и его философия.

Философский смысл иосифлянства и нестяжательства. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Проблема человека и его индивидуальности. О соотношении духовной и светской власти.

 

                                                       

 

Тема 6

 

ЭМПИРИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

 

Становление гносеологического отношения в системе «субъект-объект», утверждение автономии человеческого разума.

Ф.Бэкон и Р.Декарт о природе сознания.»Идолы» сознания. Эмпиризм философии Ф.Бэкона и его развитие в философии Т. Гоббса, Дж. Локка, Дж.Беркли, Д.Юма.                                                          

Рационализм философии Р. Декарта и его развитие в философии Б. Спинозы и Г. Лейбница.

Формирование новой гносеологии и новой методологии. Основные правила индуктивного метода Ф. Бэкона и дедуктивного метода Р. Декарта.

Философия эпохи Просвещения. Ставка на разум и программа преобразования сознания человека. Теория общественного договора.

Принцип историзма в объяснении сущности человека и общества в философии Д.-Б.Вико и И.Гердера.

Философия русского Просвещения.

 

Тема 7

ПАНРАЦИОНАЛИЗМ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Теоретический и практический разум в философии И.Канта. Гносеологические возможности чувств, рассудка и разума. Учение об антимониях. Идея активности познающего субъекта. Сознание как инструмент объяснения мира. Три аксиомы категорического императива И.Канта.

Обоснование суверенитета человека в философии И.Фихте. Субъективная диалектика. Натурфилософия Ф. Шеллинга. Диалектика природы. Взаимосвязь объективного и субъективного, тождество объекта и субъекта, бытия и мышления.

Г. Гегель , его философская система и метод. Гегель о закономерности становления сущности человека. Законы диалектики и ее категории.

Антропологический материализм Л.Фейербаха. Критика религии и идеализма.

Идеи немецкой философии на русской почве (Велланский, Павлов, Галич, Надеждин, Бакунин и Белинский).

 

 

Тема 8

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Х1Х-ХХвв.

 

Причины мировоззренческого плюрализма и многообразия философских направлений. Философия К.Маркса. Сущность материалистического понимания истории. Соотношение общественного бытия и общественного сознания. Сущность человека. Материалистическая диалектика.

А.Шопенгауэр и критика рационализма. Иррационализм С.Кьеркегора.Философия Ф.Ницше. Пересмотр европейских ценностей в конце Х1Хв.                                         

Классический позитивизм О.Конта и его эволюция. Человек в философии экзистенциализма, философской антропологии.

 Герминевтика как метод гуманитарных наук в философии В. Дильтея, М. Хайдеггера, Г. Гадамера.

Критическая направленность социальной философии фракфуртской школы.

Религиозная философия и позитивизм в России.

 

 

Тема 9

 

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РАЗВИТИЕ

Основные идеи русской философии, ее особенности и  направления развития. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев и его оценка судьбы России.

Философия русских революционных демократов, ее становление и основные этапы. Философия

Философия  В.С.Соловьева как органический синтез религии, философии и науки. Ориентир на диалог Запада и Востока, западного знания и восточного понимания.                                                   

Проблема свободы и смысл творчества Н.Бердяева. Идеи русского космизма: В. Вернадский, Н.Федоров, А.Чижевский.                              

 

 

                                                 РАЗДЕЛ 11                                  
                        ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 


Тема 10

 

 

БЫТИЕ МИРА

 

Бытие как исходная категория философии. Размышления о бытии мира в историко-философской традиции. Осмысление бытия через субстанцию как нечто неизменное и неуничтожимое в противоположность «тленному» миру, решение гносеологического вопроса противопоставления сущности и явления. Эвристический потенциал понятия «материя».

Движение как способ существования материи. Противоречивый характер движения.

Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени, их становление и развитие в историко-философской традиции.

Бытие как  предикат всего сущего, исходная категория онтологии и гносеологии.

                      

Тема 11

 

ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

 

Развитие как объект гносеологии. Основные признаки развития, от простого изменения. Сущность развития.

Время как характеристика развития и категория «становления», как переход от одной определенности бытия к другой, формирование нового качества. Критерий развития.

Основные принципы развития, их онтологическая укорененность. Принципы взаимосвязи и взаимодействия и их методологическое значение. Принцип причинности и его эвристические возможности. Детерминизм и индетерминизм.

Философское понимание закона. Классификация законов по сфере действия, по содержанию, по форме проявления. Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания.

Объективная и субъективная диалектика. Методологическое значение всеобщих законов развития в осмыслении процессов развития конкретных форм бытия, преемственности, направленности и темпов развития.

Особенности развития в различных формах организации бытия: развитие Вселенной; развитие природы; развитие человека; развитие общества.

Единство прогресса и регресса.

 

 

Тема 12

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 481.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...