Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Автоматизация: система понятий и терминов




Содержание

Введение…………………………………………………..….………………..С. 3.

Глава 1. Теоретические основы автоматизации

1.1. Автоматизация: система понятий и терминов …………….........С. 5.

1.2. АБИС: понятия и задачи……………………………………….....С. 9.

1.3. АLIS-WEB: общая характеристика..……………………….…..С. 15.

Глава 2. Автоматизация централизованных библиотечных систем Витебской области

2.1. Централизованная библиотечная система города Витебска …..С.17.

2.2. Новополоцкая центральная городская библиотека имени В.В. Маяковского………………………………………………....С.30.

2.3 Оршанская централизованная библиотечная система……….....С. 37.

2.4. Лепельская централизованная библиотечная система ………...С. 39.

2.5 Верхнедвинск централизованная библиотечная система………С. 41.

Приложения…………………………………………………………………..С. 43.

Заключение…………………………………………………………………...С. 45.

Список использованной литературы…………………………………….....С. 46.

 

Введение

 

Библиотеки - это мост из прошлого в будущее. Здесь сохраняется старое, появляется новое и закладывается информационная база для будущего.

Традиционно библиотекарь работал с карточными каталогами, книжными фондами, библиографическими пособиями, читателями, другими библиотекарями, пишущей машинкой и счетами. Сегодня к этому набору прибавляются (а где-то и заменяются) компьютеризированные базы данных и знаний, ресурсы локальных и глобальных компьютерных сетей, информационные продукты и услуги, исключительно ориентированные на использование компьютеров (мультимедийная информация на различных носителях информации).

Актуальность темы. В наши дни новые технологии придали новую форму основным навыкам библиотечных профессионалов. У них на вооружении: компьютеры, видео- и аудиоресурсы, электронный каталог и электронная картотека статей - новейшая и перспективная форма справочного аппарата. Они представляют библиотекарям и читателям огромные возможности хранения, поиска и использования информации.

 Библиотека является связующим звеном между информацией и пользователем, а новые технологии представляют уникальные возможности доведения самой разнообразной информации до потребителя, где бы он ни находился.

Объект: автоматизация библиотек.

Предмет: централизованные библиотечные системы Витебской области.

Цель: изучения теоретического и практического процесса автоматизации библиотек и работы централизованных библиотечных систем Витебской области.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

-осуществить понятийный анализ «автоматизация»;

-проанализировать работы исследователей, затрагивающие сущность и содержание работы библиотек в этом направлении;

-рассмотреть проблемы при введении автоматизации централизованных библиотечных систем Витебской области.

Методы:

- анализ и синтез – для анализа содержания публикаций по теме исследования;

- сравнительный – для сопоставления опыта работы областных библиотек;

- библиографический – для выделения публикаций по теме.

Структура:Дипломная работа состоит из введения, двух глав с подразделами, заключения и списки использованной литературы.

Во введении представлена актуальность темы, раскрываются основные цели, задачи и методы исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические основы автоматизации, проблемы, задачи, этапы внедрения автоматизации в библиотеках.

Во второй главе рассматривается автоматизация централизованных библиотечных систем Витебской области. Представлена полная инструкция пакет по которой работают данные ЦБС. И рассматриваются, с какими проблемами, недоработками сталкиваются библиотеки в процессе работы.

В заключении приводиться краткие выводы исследования, обобщаются результаты.

Список использованной литературы включает 21 название.

 

 

Глава 1. Теоретические основы автоматизации

Автоматизация: система понятий и терминов

 

В наше время принято говорить, что человечество вступило в эпоху «А»: атома (атомной энергии), авиации, автомобиля, автоматики. Уже это свидетельствует о том чрезвычайном положении, которое занимает автоматическое управление в современной жизни. Автоматизация производственных установок повышает экономические показатели производства, машин, облегчает условия работы, его производительность и т.д. Автоматика, автоматическое управление в принципе представляет собой не технические изобретения, а явление природы. Оно является существенной предпосылкой существования жизни на Земле.

Автоматизация — одно из направлений научно-технического прогресса, использующее саморегулирующие технические средства и математические методы с целью освобождения человека от участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов, изделий или информации, либо существенного уменьшения степени этого участия или трудоёмкости выполняемых операций. Термин «автоматизация», основанный на более раннем слове «автоматический» (поступающий с автомата), не был широко использован до 1947 года, когда Форд создал отдел автоматизации. Именно в это время индустрия быстро принимала контроллеры обратной связи, которые были введены в 1930-х годах [4].

Основная тенденция развития систем автоматизации идет в направлении создания автоматических систем, которые способны выполнять заданные функции или процедуры без участия человека. Роль человека заключается в подготовке исходных данных, выборе алгоритма (метода решения) и анализе полученных результатов.

Однако присутствие в решаемых задачах эвристических или сложно программируемых процедур объясняет широкое распространение автоматизированных систем (также, в зависимости от терминологии некоторых исследований, — полуавтоматических систем). Здесь человек участвует в процессе решения, например, управляя им, вводя промежуточные данные. В таких случаях принципиально экономят на защите от редких и сложных нестандартных событий, отводя её роль человеку.

На степень автоматизации влияют вероятность и разнообразность нестандартных событий (аварий), продолжительность времени, отведенного на решение задачи, и её вид — типовая или нет. Так, при срочном поиске решения нестандартной задачи следует полагаться только на самого себя. [4].

Автоматизация трактуется по-разному так, например: 

1. В экономике: Автоматизация – это применение машин, машинной техники и технологии с целью облегчения человеческого труда, вытеснения его ручных форм, повышения его производительности. Автоматизация производства призвана устранить физически тяжелый, монотонный труд, переложив его на плечи машин. Автоматизация управления направлена на использование компьютеров и других технических средств обработки и передачи информации в управлении производством, хозяйственными процессами [13].

2. В технике: Автоматизация - применение технических средств, освобождающих человека частично или полностью от непосредственного участия в процессах получения преобразования, передачи и использования энергии, материалов и информации. Автоматизация управления направлена на использование компьютеров и других технических средств обработки и передачи информации в управлении производством, экономикой [3].

3. В общем понимании: Автоматизация - применение технических средств, экономико-математических методов и систем управления, освобождающих человека частично или полностью от непосредственного участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации. Автоматизируются: 1) технологические, энергетические, транспортные и др. производственные процессы; 2) проектирование сложных агрегатов, судов, промышленных сооружений, производственных комплексов;3) организация, планирование и управление в рамках цеха, предприятия, строительства, отрасли, войсковой части, соединения и др.; 4) научные исследования, медицинское и техническое диагностирование, учет и обработка статистических данных, программирование, инженерные расчеты и др. Цель автоматизации - повышение производительности и эффективности труда, улучшение качества продукции, оптимизация управления, устранение человека от работы в условиях, опасных для здоровья. Автоматизация - одно из основных направлений научно-технического прогресса. [6]

Как можно заметить из предыдущих понятий: автоматизация – это применение технических средств. В библиотечном деле автоматизация производится по средствам внедрения компьютерной техники и программ в работу библиотек.

Под автоматизацией библиотеки следует понимать все процессы, связанные с установкой компьютеров на рабочие столы сотрудников библиотеки и читательские места и позволяющие поэтапно освободить сотрудников библиотеки от рутинной работы, пишущих машинок, перфораторов, ручных картотек, счет и т.д., а читателям - создать эффективный и комфортный сервис в поиске и получении изданий из фондов библиотеки. Все эти изменения должны привнести компьютеры, локальные вычислительные сети компьютеров и программные системы, работающие на них. А появление других новых технологий, новых элементов, повышающих качество и эффективность работы библиотекарей и читателей, уже должно покрываться термином "информатизация", внутри которого "автоматизация" является одной из компонент. Другими компонентами информатизации являются телекоммуникационные технологии, онлайн и Интернет; штриховые коды и автоматическая идентификация изданий и читательских билетов; CD-ROM и системы "CD-ROM Networking"; издательские технологии; полнотекстовые базы, и наконец, сверхмодные электронные или цифровые библиотеки [21].

 

АБИС: понятия и задачи

На пороге XXI века происходят глобальные изменения в развитии человеческой цивилизации, которые приводят к постиндустриальному обществу. Все шире использующему компьютеризированные орудия труда и информационные технологии.

Одним из основных продуктов деятельности человека становиться информация. Библиотекам предстоит войти в процесс развития информационной индустрии, обогащая содержание и расширяя ассортимент производимого ими информационного продукта. В свое поле деятельности наряду с библиографической информацией фактографическую и аналитическую, библиотекам также предстоит создание не только традиционной, но и новой продукции (фонды, каталоги в бумажном и машиночитаемом видах, банки данных). Достичь всего этого можно, только если библиотеки уже сейчас, не теряя времени, приступят к выполнению комплексных программ автоматизации библиотечных процессов.

В условиях информационного перенасыщения, библиотеке все сложнее выполнять основные функции: фондообразование, информационно-библиографическое и абонементное обслуживание. Улучшить сбор, хранение и обеспечение доступа к информации библиотека сможет только при условии изменения ее технического оснащения.

Для достижения однозначности понимания вопросов, рассматриваемых в  данной работе, необходимо чётко договориться об используемой в ней терминологии.

Автоматизированная информационная система (АИС) – 

1. В прямом (узком) значении термина: Комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно-технологических средств и персонала, предназначенный для решения задач справочно-информационного обслуживания и/или информационного обеспечения пользователей информации;

2. В расширенном значении термина: Комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно-технологических средств и персонала, предназначенный для сбора, (первичной) обработки, хранения, поиска, (вторичной) обработки и выдачи данных в заданной форме или виде для решения разнородных профессиональных задач пользователей системы.

Автоматизированные информационные системы представляют собой последующую ступень в развитии информационно-поисковых систем, которые обеспечивают только одну функцию - поиск информации. 

Автоматизированные информационные системы отличаются:

1. многофункциональностью (т.е. способностью решать разнообразные задачи);

2. независимостью процессов сбора обработки, ввода данных и их обновления (актуализации) от процессов их использования прикладными программами;

3. независимостью прикладных программ от физической организации баз данных; развитыми средствами лингвистического, организационно-технологического обеспечения и др.

В соответствии с ГОСТ 34.003-90, п.п. 2.19, 2.20, 2.21 – информационная база автоматизированной системы – совокупность упорядоченной информации, используемой при функционировании АС. Информационная база включает в себя в немашинную информационную базу АС и машинную информационную базу АС. В зависимости от характера поддерживаемых баз данных АИС (в прямом или узком значении термина) могут подразделяться на документографические, фактографические, полнотекстовые и т.п. [8].

В зависимости от характера решаемых задач АИС (в широком значении термина) могут подразделяться на библиотечные (АБС), библиотечно-информационные (АБИС) или информационно-библиотечные (АИБС), справочные и информационно-справочные, научно-технической информации (АСНТИ) и т.п. Следует отметить, что широкий класс различных автоматизированных систем (в том числе - управленческих, обучающих и др.) в сущности является разновидностью автоматизированных информационных систем, адаптированных для решения соответствующих функциональных задач и дополненных необходимыми программными и техническими средствами.

Автоматизированные библиотечные информационные системы (АБИС) - системы планирования ресурсов предприятий для библиотеки, которые используются для отслеживания библиотечных фондов, от их заказа и приобретения до выдачи посетителям библиотек[2].

 В АБИС обычно выделяются следующие группы функций:

• комплектование фондов и книгообмен;

• библиографическая и аналитическая обработка литературы, ведение электронного каталога;

• хранение фондов литературы;

• обслуживание читателей (регистрация заказов, обеспечение выдачи и контроля возврата литературы и т.д.);

• справочно-библиографическое обслуживание на основе собственного электронного каталога;

• библиографическое и информационное обслуживание на основе использования баз данных (БД) и чужих ЭК в теледоступе или на магнитных и оптических дисках;

• задачи, связанные с межбиблиотечным абонементом;

• автоматизированная подготовка библиографических изданий, а на первых этапах автоматизации — распечатка и тиражирование каталожных карточек;

• функции управления (учет, контроль, статистика, кадры, бухгалтерия и т.д.).

АБИС могут быть реализованы в локальном и сетевом вариантах. Конфигурация сети выбирается и проектируется в соответствии с особенностью каждой библиотеки, включая количество ее подразделений, рабочих мест, характер занимаемых помещений, их удаления друг от друга и др. При выполнении работ, связанных с проектированием АБИС, начиная с предпроектного обследования объекта автоматизации и завершая разработкой её программно-технических комплексов, средств информационного обеспечения (в частности состава и структур баз данных), важнейшее место занимает определение и/или разработка состава задач, решаемых системой и отдельными её подсистемами. 

Определение автоматизированных библиотечных информационных систем требует уточнения круга профессиональных задач. Из этих задач на первый план выходит замена традиционных библиотечных технологий на автоматизированные, начиная с комплектования и заканчивая разнообразным обслуживанием пользователей.

Информационная технология современной библиотеки основывается, в первую очередь, на автоматизированной библиотечной информационной системе (АБИС), обеспечивает обработку, аналитико-синтетическую обработку и представления пользователям документного фонда библиотеки (как традиционного (бумажного), так и электронных информационных ресурсов), обслуживает библиотечные фонды на всех этапах: от приобретения до заказа.

Разновидности задач:

· Функциональная задача - Задача, связанная с основным назначением функционирования соответствующей конкретной службы, автоматизированной системы или ее части. Функциональные задачи каждой автоматизированной системы могут быть условно подразделены на служебные задачи (т.е. ориентированные на внутрисистемные функции или операции) и пользовательские задачи, ориентированные на обслуживание функций пользователей системы.

· Информационная задача - Задача, связанная с поиском данных (обработкой и формой выдачи) необходимых пользователям или персоналу системы (соответственно – информационная пользовательская и информационная служебная задачи). Информационные задачи могут рассматриваться как технологическое средство решения пользовательских и служебных задач.

· Регламентная задача – Разновидность функциональной задачи, решение которой должно производиться через директивно заданные промежутки времени. Примерами регламентных задач являются служебные задачи контроля технологической дисциплины (например, обработки входных документальных потоков, контроля возврата литературы читателями библиотеки и т.п.) и информационные задачи (например, подготовка и передача пользователям АБИС подборок литературы в режиме ИРИ и т.п.).

Состав функциональных и пользовательских задач АБИС верхних уровней формируется исходя из целей основной деятельности или назначения объекта автоматизации (в нашем случае – библиотеки и/или информационного органа), основных особенностей его организации, состава пользователей и характера их информационных потребностей а также общего организационно-функционального представления будущей автоматизированной системы. В указанном смысле наименования задач по своей сути повторяют наименование процессов, выполняющихся в традиционной (не автоматизированной) системе (например, - комплектование фондов, библиографическая и/или аналитическая обработка документов, абонементное обслуживание читателей, справочно-библиографическое обслуживание и т.п.), дополненное задачами, характерными для автоматизированных систем или возможными только в них. Примерами могут служить задачи: администрирования базами данных, поддержки и развития программно-аппаратных средств, поддержки, использования и развития средств АСЛО, сохранения и архивации машиночитаемых информационных ресурсов, индексирования документов и данных (составление ПОДов и ПП) и т.д.   

Состав задач более низких уровней (как правило, начиная с третьего, максимум – с четвёртого) составляют задачи на выполнение работ и операций с использованием средств программно-аппаратного комплекса. К этим задачам относятся как новые задачи, характерные только для автоматизированной системы, так и некоторые задачи, пришедшие из «традиционной» т.е. неавтоматизированной системы. Последние, как правило, носят рутинный характер и поэтому их выполнение должно быть полностью или частично переложено на программно-аппаратный комплекс создаваемой системы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 730.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...