Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Административные правоотношения; недействительность уступки требований из административных правоотношений




 

***Поскольку отношения между таможенными органами и юридическим лицом основаны на властном подчинении, то сделка об уступке последним права требования возврата неосновательно взысканного таможенными органами штрафа другому юридическому лицу является недействительной*** (п. 14 Обзора, утвержденного Письмом ВАС N 5 от 17 июня 1996 г.)

Сам по себе тезис о недопустимости уступки требований, возникших из административных правоотношений, вряд ли может быть подвергнут сомнению. Действительно, гражданское законодательство не применяется к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой (п. 3 ст. 2 ГК). Значит, не применяются к таким отношениям и нормы гражданского законодательства об уступке требования.

Однако правомерность распространения данного законодательного правила на данный конкретный случай возбуждает у нас большие сомнения. В самом деле сложившиеся между неосновательно оштрафованным лицом и таможенными органами правоотношения вряд ли могут быть признаны административными. Отношения по взысканию штрафов таможенными органами - отношения административные, ибо такое взыскание осуществляется в бесспорном порядке, на основании законодательно закрепленной обязанности всех юридических лиц выполнять предписания таможенных органов, вынесенных в пределах их компетенции. Но отношения по возврату незаконно взысканных штрафов - это отношения по возмещению убытков, причиненных незаконными действиями государственных органов, т.е. гражданские отношения (ст. 1069 ГК). Обоснованием данного суждения является также соображение о том, что участники этих отношений не находятся во властном подчинении друг другу: ни таможенный орган не может запретить юридическому лицу совершать действия для возврата незаконно взысканного штрафа, ни юридическое лицо не может приказать таможенным органам возвратить этот штраф.

Таким образом, главной сложностью в применении п. 3 ст. 2 ГК для отграничения административных отношений от гражданских оказывается применение установленного этой нормой критерия по существу. Внешняя видимость обманчива. Одно лишь участие в правоотношениях органов государственной власти и управления само по себе не свидетельствует об административном характере этих отношений. Более того, рискнем высказать мысль о том, что всякие вообще отношения должны предполагаться гражданскими, доколе не будет доказано обратного, а именно того, что тем или иным конкретным отношениям присущ признак юридического неравенства участников - власти одного над другим и подчинения одного другому. В случае, рассмотренном в Обзоре, Президиум даже не подверг сомнению взятый, что называется, "с потолка", тезис об административном характере сложившихся с таможенниками правоотношений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 541.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...