Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЮ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ




■ Задачи и значение работы по развитию восприятия речи на слух слабослышащими детьми

Развитие слухового восприятия слабослышащих учащихся — чрезвычайно важная задача современной школы, так как от ее решения в значительной мере зависит эффективность их обучения и воспитания, социальная реабилитация. В школе для слабослышащих детей работа по развитию слухового восприятия проводится в двух направлениях: во-первых, дети учатся воспринимать на слух речь, во-вторых,

неречевые звучания, разные шумы. Осуществляют эту работу учителя, воспитатели и другие работники школы, а также родители при оказании им школой методической помощи (И.Г. Багрова, 1990).

Основной целью является формирование навыков, способных служить прочной основой слухозрительной базы совершенствования всех сторон устной речи слабослышащих, в том числе навыков ее восприятия. При достижении этой цели станет возможным более полное преодоление последствий тугоухости, что, в свою очередь, будет способствовать социальной реабилитации слабослышащих.

Развитие слухового восприятия речи происходит при реализации слуховых резервов учащихся. О развитии речевого слуха можно судить по повышению уровня разборчивости речи, т. е. умения учащихся правильно воспринимать на слух предъявляемый речевой материал (фразы, слова), и увеличению оптимального для восприятия речи на слух расстояния.

Задачей специалистов-сурдопедагогов является достижение высокого уровня разборчивости речи, а также оптимального расстояния, необходимого для свободного восприятия устной информации и общения (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них). Свидетельством развития речевого слуха является также постепенно формирующееся умение ребенка воспринимать все более сложный (по объему, по смыслу) речевой материал в различных условиях: при естественном звучании речи (разговорной громкости и шепотной), а затем — в записи, в «подсказывающей ситуации» и вне ситуации, в условиях изоляции от шумов и приближающихся к естественным. Об уровне развития речевого слуха говорит и уменьшение количества предъявлений конкретной речевой единицы, необходимого для правильного восприятия слабослышащими и др.

Формирование этих умений зависит от разного состояния слуха и уровня речевого развития, а также от других индивидуальных особенностей. На основе развивающейся в процессе специальной работы слуховой функции слабослышащий должен научиться воспринимать на слух образец речи учителя и, подражая ему, правильно этот образец воспроизвести. Ему также необходимо научиться контролировать на основе слуха свое произношение.

 Задачей работы по развитию восприятия речи на слух является формирование умений и навыков воспринимать речевой материал как с помощью звукоусиливающей аппаратуры разного типа, так и без нее. При этом на основе развивающейся слуховой функции у детей формируются прочные навыки слухозрительного восприятия устной речи окружающих, что, в свою очередь, оказывает благотворное воздействие на их речевое развитие. Повышается качество произносительной стороны устной речи, которая становится у слабослышащих значительно более внятной и выразительной. В результате ребенок может достаточно свободно общаться с окружающими при помощи устной речи. Все это позитивно воздействует на формирование его личности.

 

■ Организация работы

Организация работы по развитию восприятия речи на слух предполагает следующее:

• проведение слуховой тренировки — специальных упражнений в восприятии речи только на слух, исключая зрение;   

• работу по развитию слухового восприятия всех учащихся школы (как с тяжелой степенью потери слуха, так и с незначительной тугоухостью; с разным уровнем речевого развития);

• систематичность проведения работы по развитию восприятия речи на слух;

• использование звукоусиливающей аппаратуры разного типа: стационарной (коллективного и индивидуального пользования, проводной и беспроводной) и индивидуальными слуховыми аппаратами;

• оснащенность процесса обучения радиотехническими средствами;

• наличие наглядных средств и дидактических материалов. Предусматривается повышение квалификации, методической подготовки учителей, воспитателей, а также родителей учащихся.

Работа по развитию слухового восприятия осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса (на специальных занятиях, общеобразовательных уроках), а также во внеурочное и внешкольное время, в том числе в период пребывания школьника в семье.

В процессе обучения обязательны специальные ежедневные упражнения в слуховом восприятии речевого материала. Они планируются педагогами и проводятся не только на специальных занятиях по развитию восприятия речи на слух, но и на общеобразовательных уроках, на занятиях воспитателей, в режимные моменты, на прогулке и на занятиях с родителями.

Только систематическая работа по развитию восприятия речи на слух всего коллектива педагогов и семьи приведет к осуществлению поставленных задач. В дни школьных каникул, а также в течение всего учебного года, когда ребенок приходит домой, родители проводят занятия по развитию слухового восприятия речи в соответствии с согласованным с учителями планом. Учителя консультируют родителей, знакомят их с методикой работы.

Работой по развитию восприятия речи на слух охватываются все ученики, независимо от индивидуальных особенностей, интеллекта, года обучения в школе, успеваемости, произношения. Время, отводимое учебным планом на занятия по развитию слухового восприятия, делится поровну между всеми учащимися класса.

В зависимости от степени и характера поражения слуха, индивидуальных особенностей слабослышащего варьируются методические приемы, виды работ по развитию речевого слуха.

Работа по развитию восприятия речи на слух планируется всеми учителями и воспитателями на учебную четверть и на каждое занятие, урок. Учителя-дефектологи, проводящие специальные занятия по развитию речевого слуха, планируют также работу на неделю.

Специальная работа по развитию слухового восприятия проводится на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения (подготовительные — 5-е классы), групповых занятиях по развитию слухового восприятия речи (6—11 классы 2-го отделения и 6—10 классы 1-го отделения), фронтальных занятиях в слуховом кабинете (подготовительные — 5-е классы 2-го отделения и 1—4 классы 1-го отделения).

На индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения отводится 18 ч в неделю на класс (подготовительные — 5-е классы 2-го отделения, 1—5 классы 1-го отделения) независимо от количества учащихся в нем. Время занятий распределяется поровну между всеми учащимися.

Индивидуальные занятия вводятся в сетку школьного расписания, составляемого заместителем директора по учебной работе. Они проводятся параллельно с уроками, а также по их окончании. Расписание составляется так, чтобы все индивидуальные и фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения были закончены до подготовки домашнего задания. Учитель, проводящий индивидуальные занятия, может взять учащихся с фронтальных занятий в слуховом кабинете, с музыкально-ритмических занятий. График посещений занятий учащимися должен быть скользящим: следует брать одного и того же ученика на занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения с разных уроков и занятий.

Для того чтобы научить детей успешно воспринимать речь на слух вне зависимости от тембра голоса, произносительных особенностей говорящего, могут проводиться сдвоенные занятия по развитию слуха (одновременно с двумя учащимися). Каждый ученик при этом упражняется в восприятии речи двух дикторов: учителя и товарища. Время на слуховую тренировку удваивается. Эти занятия могут проводиться, начиная с 3-го класса, а при возможности — и раньше.

В 6—8 классах на специальные занятия по развитию восприятия речи на слух и коррекцию произношения выделяется 6 ч в неделю на класс независимо от количества учащихся в нем. Из них на специальную тренировку в восприятии речи на слух — 3 ч, на специальные занятия по коррекции произношения — 3 ч.

Задачи работы по развитию слухового восприятия в этих классах усложняются, занятие проходит в условиях, приближенных к естественным. Выполнение этих задач обеспечивает групповой тип занятий, при котором расширяется возможность использования разнообразных методических приемов. Увеличивается число ситуаций, возникающих при общении не двух, а четырех и более собеседников. Происходит интенсификация формирования навыков восприятия речи дикторов независимо от акустической ее характеристики, манеры говорить, свойственной разным людям. Еще одной причиной, диктующей необходимость проведения групповых занятий по развитию навыков восприятия речи на слух в средних и старших классах школы для слабослышащих детей, является важность обеспечения систематичности проведения, специальных занятий со всеми учащимися класса при сокращении времени, отводимого учебным планам на них. В 6—8-х классах 1-го и 2-го отделений при проведении групповых занятий по развитию слухового восприятия класс делится на группы, составленные из учащихся с примерно одинаковым снижением слуха и речевым развитием. Занятия проводятся по расписанию 2 раза в неделю (с каждой группой) по специальной программе учителем по слуховой работе. Продолжительность одного группового занятия — 22—23 мин. Нецелесообразно проведение с группой одного занятия в неделю продолжительностью 45 мин.

Групповые занятия проводятся в большом помещении, что дает возможность собеседникам удаляться друг от друга. Помещение оснащается магнитофоном, электропроигрывателем, радиоприемником или репродуктором, а также телевизором. Необходимо обеспечить условия проведения групповых занятий по развитию слухового восприятия, целью которых является тренировка в разговоре по телефону.

В 9 классах 1-го и 2-го отделений на занятия по развитию слухового восприятия и коррекции произношения отводится 4 ч в неделю независимо от количества учащихся в классе. При этом на специальные групповые занятия по развитию слухового восприятия речи -— 2 ч, на занятия по произношению — 2 ч. Класс делится на 2 группы, занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 22— 23 мин с каждой из групп.

В 10 классе 1-го и в 10—11 классах 2-го отделения на занятия по развитию восприятия речи на слух и коррекции произношения отводится 2 ч на каждый класс (независимо от количества в нем учащихся), из них на специальные занятия по развитию восприятия речи на слух — 1ч.

Организация занятий в 10—11 классах зависит от уровня сформированности навыков восприятия речи на слух и произношения учеников, готовящихся к окончанию школы.

Фронтальные занятия в слуховом кабинете проводит по специальной программе учитель-дефектолог слухового кабинета. На эти занятия отводится 12 ч в неделю (из 24 ч недельной нагрузки учителя-дефектолога) на школу независимо от количества классов. Они проводятся по 1 ч в неделю с полным составом классов. Продолжительность одного занятия в слуховом кабинете — 45 мин.

 

■ Оснащенность техническими средствами и дидактическим материалом

Работа по развитию слухового восприятия может проводиться успешно лишь при использовании разного типа звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования как в школе, так и вне ее. Все учебные помещения должны быть оборудованы звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования стационарного типа, таким образом будут созданы условия для одновременной работы со всем классом, с группой учащихся. Аппаратура должна иметь индивидуальную регулировку усиления для каждого ученика на каждое ухо. Детей следует обучить ею пользоваться. В комплект обязательно включаются микрофоны для учителя и учащихся. Один микрофон на одного – двух  (не более) учащихся. При проведении работы используется проводная, а также беспроводная звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, основанная на радиопринципе и обеспечивающая нужное усиление. Каждый ученик и учитель должны иметь экран, позволяющий развивать восприятие речи только на слух.

В школе должна быть также стационарная звукоусиливающая аппаратура, предназначенная только для индивидуальной работы с учащимися. Чаще всего она используется

при специальной работе над произносительной стороной устной речи слабослышащего на индивидуальных занятиях по формированию произношения, а в некоторых случаях (например, в начале обучения) — при тяжелой тугоухости и грубом речевом недоразвитии — для слуховой тренировки.

В процессе обучения используются индивидуальные слуховые аппараты. Каждый ученик должен иметь периодически сменяемые индивидуальные вкладыши. Аппараты подбираются с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Школа должна располагать аудиометрами для проведения тональной и речевой аудиометрии.

Слуховой кабинет, школьный зал, где проходят выступления учащихся, лекции, концерты, собрания и т. п., следует оборудовать магнитной индукционной петлей.

Школьный зал рекреации, коридор, вестибюль надо радиофицировать, а также оборудовать помещения школы устройствами, позволяющими достичь нужного усиления речи и неречевых звучаний.

Помещения для слухового кабинета и для проведения исследования слуха учащихся, а также специальные помещения для проведения индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и формирования произношения должны быть звукоизолированными.

В школе должна быть определенная фонотека (набор грампластинок, магнитная пленка с записью разнообразного речевого материала, набор записи музыкальных произведений — вокальных, инструментальных, а также различного рода шумов и т. п.).

Чрезвычайно важно создать условия для обучения школьников восприятию речи по телефону.

 

■ Содержание работы по развитию восприятия речи на слух

Содержание работы по развитию восприятия слабослышащими речи на слух состоит в совершенствовании их умений и навыков в слуховом восприятии звучащей речи.

Общие и частные требования к работе по восприятию речи на слух конкретизированы в специальной программе. Обучаясь воспринимать речь на слух, учащиеся одновременно получают навыки восприятия на слух как знакомого, так и незнакомого по смыслу речевого материала, произносимого голосом разговорной и повышенной (вне помещения) громкости, а также шепотом (для учащихся, которым это доступно). Содержание работы включает в себя совершенствование умения воспринимать на слух речь не только в ее естественном звучании, но и в записи (по радио, телефону, телевизору). Совершенствуются навыки восприятия речи на слух в изолированных от посторонних шумов помещениях, а также в условиях специально смоделированного шума. Школьники учатся воспринимать на слух речь дикторов с разным тембром голоса, различной манерой говорить. Большое внимание уделяется выработке умения с помощью звукоусиливающей аппаратуры при восприятии на слух речи разговорной громкости дифференцировать правильное и неправильное произношение элементов речи, включая фонемы, определять характер ошибки в произношении товарища и своем и т. д.

При проведении слуховой тренировки в восприятии речи на специальных занятиях по развитию речевого слуха в 1— 10 классах 1-го отделения и 1—11 классах 2-го отделения используется разработанный в НИИ дефектологии в соответствии с учебными программами примерный речевой материал, который грамматически и семантически разнороден, имеет разную акустическую характеристику. В материал для слуховой тренировки, как в «живую речь», включаются существительные и междометия, глаголы и союзы, разного типа простые и сложные предложения, слова с различной слогоритмической структурой. Решающим критерием отбора материала является смысловая, социальная значимость, его необходимость в общении, употребляемость в быту и в ходе учебно-воспитательного процесса. В слуховые упражнения включаются осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова. Восприятие учебной и иной информации, представляющей собой развернутые смысловые структуры, определяет включение в тренировочные слуховые упражнения большого количества текстов. Педагог может предлагать ученику как материал, который до этого никогда не предъявлялся ему только на слух, при исключении зрения, так и тот, что ранее уже включал в слуховую тренировку.

При обучении слабослышащих восприятию речи на слух используется аналитико-синтетический метод, предусматривающий восприятие не только целостных речевых единиц, но и, при необходимости анализа воспринимаемого на слух, отдельных слогов, звуков, составляющих воспринимаемое слово (с первых дней обучения).

Отдельные речевые единицы или речевые элементы иногда, по ходу занятий, различаются учеником на слух: например, слова самолет—бабушка, дом—собака, мама—папа, год—кот, побежал—убежал, девочка—девочки. В ходе слуховой тренировки может возникнуть необходимость в различении на слух словосочетаний, отличающихся одним звуком (аба—апа, жа—ша и т. п.), с последующим предъявлением их ребенку на слух в слове, фразе.

Этот метод выдерживается и в отношении обучения восприятию на слух незнакомых по сюжету текстов. Дети учатся воспринимать текст целиком (учитель читает его полностью) и по фразам: зачитываются последовательно все фразы, составляющие текст, целиком, а при необходимости — дробно (по словам, словосочетаниям) с последующим слитным предъявлением. Отдельные словосочетания, слоги, звуки учащиеся воспринимают на слух также и в связи с коррекцией их произношения и грамматическим оформлением высказываний. Таким образом, для восприятия на слух предъявляются различные речевые единицы и их элементы.

В начале, обучения значения слов, словосочетаний, включаемых в слуховую тренировку, должны быть знакомы учащимся. Однако постепенно начинает использоваться и незнакомый по значению речевой материал. Фразы, предлагаемые ученику для восприятия, могут быть короткими, состоящими из двух-трех слов, простыми и сложными. Воспринимаемые детьми на слух тексты в начале обучения состоят из коротких простых предложений, имеют содержание, близкое их личному опыту и наблюдениям; затем предлагается более сложный материал со скрытым смыслом, выраженным образно, сложными речевыми конструкциями.

Объем воспринимаемого речевого материала на одном занятии или в течение учебного года может быть разным для каждого ученика. Эта разница обусловлена возрастными особенностями, уровнем развития речи, речевого слуха.

Более сложный по содержанию и больший по объему материал предлагается учащимся с меньшей потерей слуха и более высоким уровнем речевого развития, менее сложный материал — тем, у кого снижение слуха значительно и наблюдается недостаточный уровень речевого развития (при прочих равных условиях). Речевой материал для учащихся 1-го отделения более сложен по содержанию и больше по объему по сравнению с речевым материалом для учащихся 2-го отделения; для учащихся старших классов он сложнее, чем для учащихся младших.

Характер речевого материала зависит от типа урока, занятия, на котором проводится слуховая тренировка: специального (индивидуального, фронтального) или общеобразовательного урока, внеклассного мероприятия, внешкольного занятия, а также от индивидуальных особенностей ребенка. Уже в 4—5 классах учащимся с достаточно высоким уровнем развития речевого слуха, свободно воспринимающим на слух программный речевой материал, рекомендуется слушать сообщения, включающие сложный речевой материал, по радио, телевидению. Конечно, его содержание не может быть известно заранее ни ученику, ни педагогу.

Способы восприятия детьми речевого материала также постепенно усложняются. Сначала дети могут различать на слух небольшое количество речевых единиц в условиях ситуативности, а затем и вне ситуативности. Однако этот способ является при работе со слабослышащими вспомогательным. Основными же являются опознавание материала, который ранее уже включался в слуховую тренировку (когда педагог не сообщает ученику даже тематики, к которой относится предъявляемый на слух внеситуативный речевой материал), и восприятие на слух речевого материала, хотя и знакомого по значению, но не включавшегося ранее в слуховую тренировку.

Способы предъявления речевого материала могут быть различными:

•     материал предъявляется только на слух;

•     материал предъявляется для слухозрительного восприятия;

•     материал на индивидуальном занятии предъявляется на слух с предварительной слухозрительной тренировкой;

•     материал предъявляется сразу на слух, однако в случае необходимости используется слухозрительное восприятие с последующим восприятием только на слух. Этот способ является основным.

Материал для различения может предъявляться:

•     сначала для слухозрительного восприятия со звукоусиливающей аппаратурой — при использовании картинок, предметов, табличек или без них, а затем на слух;

•     сразу на слух: с аппаратурой или без нее — при использовании картинок, предметов, табличек.

Известно, что при тугоухости школьники в основном способны воспринимать на слух, исключая зрение, даже без специального обучения хотя бы несколько знакомых по значению слов. Поэтому содержание работы состоит в обучении всех слабослышащих учащихся восприятию речи сразу на слух, без предварительной слухозрительной тренировки.

 

■ Обучение произношению

Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся.

Произносительные навыки формируются в ходе всего учебно-воспитательного процесса как при общении с учителем (воспитателем) на уроках и во внеурочное время, так и на специальных занятиях: индивидуальных, музыкально-ритмических, на занятиях в слуховом кабинете. В процессе обучения произношению реализуется аналитико-синтетический полисенсорный концентрический метод обучения. Особенно важно в работе над произношением широко использовать звукоусиливающую аппаратуру как на индивидуальных занятиях, так и на всех уроках по общеобразовательным предметам и на внеурочных занятиях. Постепенно, по мере формирования навыка восприятия речи на слух, все учащиеся переводятся на работу с индивидуальными слуховыми аппаратами. При их использовании учитывается расстояние, на котором ученик может воспринимать речь окружающих и свою собственную (Н.И. Шелгунова, 1995).

Речь учителя (воспитателя) должна быть эмоционально окрашенной, выразительной, с соблюдением всех норм произношения.

Содержание обучения произношению как в 1-м, так и во 2-м отделениях состоит из следующих разделов: речевое дыхание, голос, звуки речи и их сочетания, слово, фраза, также включены требования к орфоэпии и интонации. Работа над словом, фразой является важнейшим разделом обучения.

В связи с особенностями речевого развития учащихся 1-го и 2-го отделений обучение произношению каждого из категорий слабослышащих проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работы.

Обучение произношению учащихся с глубоким речевым недоразвитием происходит на речевом материале, который знаком им по значению.

Работа над словом в 1 классе предусматривает не только воспроизведение слова по образцу учителя и по графическому знаку, но и изображение ритмов с помощью рисунков, схем, а также подбор слов к соответствующим ритмам и т. д. Эти упражнения подготавливают детей к восприятию во 2 классе понятий слог, ударный, безударный.

Знакомство с правилами орфоэпии происходит по подражанию речи учителя с последующим подключением правильного произношения слова по надстрочному знаку. Формирование интонационной стороны речи начинается с обучения учащихся выделять ритмическую структуру слова, фразы, затем — с воспроизведения повествовательной и вопросительной интонации.

Значительная часть звуков и их сочетаний усваивается учащимися на основе слухозрительного и слухового подражания речи учителя. Как правило, хорошо усваиваются звуки а, о, у, ы, э, ja, jo, ja, jy, м, н, п. Звуки ы, в, ф, к, х, л, з, ж, г, ч требуют более длительной тренировки.

Усвоение звуков с, ш, р, б, д, ц требует проведения специальных индивидуальных занятий. До начала специальной работы над этими звуками допускаются замены: ш—с (лабиализованный звук с), д—т, р — фрикативный звук р, л — полумягкий звук л, ц—с.

Во втором полугодии уточняется артикуляция звуков ч, ш, р, б, д, т, производится дифференциация звуков с—ш, с—з, ш—ж, ц—с, ч—щ, б—п, д—т и коррекция усвоенных звуков.

Во 2—3 классах основное внимание уделяется дифференциации сходных звуков, а также работе над стечением согласных в словах и фразах.

При коррекции дефектов звуков используются слуховые дифференцировки, направленные на различение правильного и неправильного произнесения звука с последующим самостоятельным произношением слова (фразы). Коррекция недостатков воспроизведения звуков проводится на индивидуальных занятиях и составляет их основное содержание.

При обучении произношению следует учитывать индивидуальные возможности восприятия учащимися фонетических элементов речи без аппарата. Формирование умения произносить слова слитно на одном выдохе, определять количество слогов в слове, фразе, изменять силу голоса в связи со словесным ударением, с повествовательной и вопросительной интонацией служит предпосылкой к выработке выразительности устной речи.

В 1 классе учащиеся сначала учатся произносить ряды слогов с разным ритмическим контуром (например, па-па-па-па, па-па-па-па, па-па-па-па), затем слова, словосочетания и фразы, состоящие из 4—6 слогов; во втором полугодии увеличивается количество слогов до 7—8, произносимых учеником на одном выдохе. От учащихся, помимо сопряженного и отраженного проговаривания, требуется и самостоятельное проговаривание.

Сопряженное проговаривание способствует формированию речевого дыхания и слитного произношения слов и фраз учащимися в соответствующем темпе. При отраженном проговаривании слова, фразы воспроизводятся после прослушивания речи учителя.

Во 2 классе дети определяют количество слогов в слове, находят ударный и безударный слоги. В словах и фразах, состоящих из большого количества слогов, они должны уметь делать паузы, выделяя синтагмы сопряженно с учителем, затем — по подражанию и на основе графического знака в тексте. На материале слогов, слов, фраз формируется умение изменять силу голоса в зависимости от расстояния до собеседника

Одновременно с работой над членением фразы формируются умения изменять силу голоса, необходимую для выделения логического ударения (сначала сопряженно с учителем и по подражанию), соблюдать повествовательную и вопросительную интонации при чтении текста, воспроизводить побудительную (повелительную) и восклицательную интонации, уметь самостоятельно пользоваться правилами орфоэпии в речи.

Дефекты голоса, требующие специальной работы, исправляются на индивидуальных занятиях.

В 3 классе, работая над текстом рассказа, учащиеся учатся правильно его йотировать, выделять слова, несущие основную смысловую нагрузку в вопросах и ответах по подражанию и руководствуясь указанием учителя. При чтении текста все виды интонации закрепляются с опорой на знаки препинания.

У учащихся 4—5 классов вырабатываются умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении (как в произношении своих товарищей, так и в своем собственном) и исправлять их. В дальнейшем произносительные навыки у учащихся закрепляются. Они упражняются в правильном, выразительном и естественном воспроизведении всего речевого материала в ходе учебной и внеурочной деятельности.

Составной частью учебно-воспитательного процесса в специальной школе для слабослышащих детей являются музыкально-ритмические занятия. В процессе этих занятий совершенствуются слуховое восприятие музыки и речи, навыки внятной, эмоциональной, интонированной устной речи, ритма и выразительности движений. Музыкально-ритмические занятия направлены на формирование гармоничной личности слабослышащего школьника, способствуют его эстетическому, физическому, нравственному развитию.

Содержанием музыкально-ритмических занятий является обучение слабослышащих школьников следующим навыкам: музыкально-ритмическим движениям; восприятию и исполнению песен и игре на инструментах; слушанию музыки; восприятию на слух и воспроизведению устной речи.

Обучение музыкально-ритмическим движениям направлено на формирование способности учащихся воспринимать музыку: ее характер, основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику звучания, тембр, звуковысотные отношения) — и выражать ее эмоциональное содержание в движениях. Упражнения имеют общеразвивающий характер и направлены на укрепление, развитие и коррекцию всего двигательного аппарата слабослышащего. Включаются танцевальные упражнения по ритмической гимнастике.

Важное значение имеет обучение слушанию музыки, исполнению песен и игре на разных инструментах: у детей формируются воображение, музыкальная память, навыки восприятия на слух музыки различных жанров. Продолжается работа по формированию представлений о месте музыки в жизни человека. Формирующаяся в ходе музыкально-ритмических занятий (наряду с занятиями в слуховом кабинете, во внеклассное время) способность слабослышащего исполнять разные вокальные упражнения и песни (сначала приближенно, а затем все более точно интонируя исполняемую мелодию), играть на шумовых или других музыкальных инструментах вызывает у учащихся высокий эмоциональный подъем, благотворно влияет на формирование личности ребенка. Обучение интонированию мелодии, воспроизведению разных нот при вокальных упражнениях способствует выработке напевного звучного голоса, умения модулировать его, что оказывает позитивное влияние и на произносительную сторону устной речи слабослышащего ребенка.

На музыкально-ритмических занятиях педагог проводит работу по формированию внятной, выразительной устной речи учащихся, ее ритмико-интонационной структуры на протяжении всего занятия. При этом на каждом занятии в течение 10—12 мин проводятся специальные упражнения по развитию произносительных умений учащихся с использованием фонетической ритмики (в зависимости от состояния произношения), способствующие формированию внятной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...