Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Консультирование кризисных состояний




Особенности кризисной интервенции

В 60-е г.20в.Дж. Каплан ввел понятие кризисной интервенции и описал его принципы. Каплан разработал концепцию кризиса, опираясь на понятие гомеостазиса.Каплан говорил о кризисе как о временном периоде, представляющем как возможность для личностного роста, так и опасность повышенной уязвимости для психического здоровья. Важнейшим фактором, обусловливающим кризис, является несоответствие сложности и важности проблемы и ресурсов, имеющихся для его разрешения.

Были выделены 4 стадии кризисной реакции:

1) первичное возрастание напряжения, вызванное стимулом, приводит в действие привычные механизмы решения проблем;

2) безуспешность этих действий и продолжающееся воздействие травматического стимула, обусловливает возрастание напряжения, появление чувства беспомощности и неэффективности;

3) дальнейшее возрастание напряжения сначала становится мощнейшим внутренним стимулом для мобилизации внутренних и внешних ресурсов, поиска новых методов решения проблемы. Человек может по-новому определить проблему, так что она станет решаемой, а некоторые цели могут быть опущены;

4) если проблема продолжается, и ее нельзя ни разрешить ни избежать, напряжение возрастает, что может привести к срыву.

Кризисное вмешательство  - экстренная и неотложная психологическая скорая помощь, направленная на возвращение пострадавшего к адаптивному уровню функционирования, предотвращение психопатологии, снижение негативного воздействия травматического события.

Базовые принципы кризисной интервенции

1)Безотлагательная интервенция. Кризис таит в себе опасности, ограничивает возможности для развития, поэтому интервенция не может быть отсрочена.

2)Самоопределение. Мы считаем, что обратившиеся к нам в момент кризиса люди вполне компетентны и способны выбрать свой собственный жизненный курс.3)Действие. При кризисной интервенции специалист очень активно участвует во всем, что происходит с клиентом для того, чтобы оценить ситуацию и сформулировать план действий.5)Ограничение целей. Минимальная цель кризисной интервенции - предотвратить катастрофу. В более широком смысле основополагающая цель состоит в восстановлении равновесия. Конечная цель может заключаться в том, чтобы сделать и то, и другое в совокупности с элементами развития.6)Поддержка. При работе с кризисом специалист должен предоставить клиенту поддержку, а именно быть "с ним", т.е. помочь ему пройти через процесс.

7)Кризис, сфокусированный на решении проблемы - это состояние, которое неоднократно приводит к неопределенности все стороны индивидуума. В таком случае интервенция должна быть достаточна структурирована для того, чтобы сфокусироваться на основной проблеме или проблеме, приведшей к кризису.8)Фокусировка.Подвести клиента к разговору об одной конкретной вещи, с обоюдного согласия сделать акцент на этой теме.

Типы фокусировки:а. Клиент более чем с одной проблемой нуждается в фокусировке.б. "Рассеянный" клиент, который перескакивает с одной темы на другую.в. Фокусировка на том, что "красной нитью" проходит почти через все проблемы клиента (например, неуверенность).

г. Фокусировка на клиенте, а не на третьем лице.

Когда фокусировка необходима?

 Когда Вы, как консультант, запутались или чего-то не понимаете. При работе с "рассеянным" клиентом всякий раз, когда становится очевидным, что его разбросанность перемежается с моментами прояснения.

Как провести фокусировку?

а. Путем совместного с клиентом выстраивания приоритета проблем.б. Суммируя все проблемы клиента и затем, выбрав одну часть этой суммы, сконцентрироваться на ней.в. Ставя открытые вопросы, с тем, чтобы вернуть клиента к приоритетной проблеме, если он/она отклоняетсяг. Вступая в конфронтацию с клиентом: "Мы договорились работать с Х, но, как мне кажется, Вы говорите о Y."д. Проводя реальную проверку: набравший ваш номер клиент, у которого нет денег или пищи, или который только что поссорился со своей подружкой - на самом ли деле он осознает важность своей проблемы.е. Будьте открыты, говорите клиенту о своем желании сфокусироваться в данный момент на определенной теме и позвольте ему самому выбрать эту тему.

Остерегайтесь следующего:

а. Фокусироваться на предмете, который кажется важным Вам, но не клиенту.б. Слишком раннего фокусирования, когда клиент еще не собрался с мыслями.в. Возможно, что действительно разбрасывающийся клиент является наркоманом или человеком с умственными расстройствами.

 

 

Консультирование кризисных состояний

В течение жизни человек переживает самые разные кризисные состояния.

Кризис - поворотный момент, период опасного или неопределенного состояния, то есть кризис как нечто, хотя и опасное, но содержащее в себе возможность развития.

Причины кризиса.

 Внешний фактор - различные жизненные события и ситуации.

 Внутренний фактор - причины кризиса носят внутрипсихиче-ский характер. Переживание кризиса тем острее, чем больше человек сопротивляется происходящим переменам в его жизни.

Сущность кризиса.

 Накопленная неудовлетворенность является причиной возникшего кризиса.

Стадии кризиса.

Нормальное состояние.Используются привычные способы решения проблем и поведения.Задействуются знакомые ресурсы.Сохраняется гибкость в подходе к проблеме.Напряжение и релаксация сбалансированны.

На этой стадии человек успешно противостоит стрессу. Если же его действий недостаточно для решения проблемы, наступает следующая стадия.

Предкризисное состояние.Усиление ощущения неуверенности, душевного дискомфорта, переживание необычности происходящего, внутреннее стеснение, оцепенение мысли, скованность, заторможенность, ощущение фрустрации, страха.Ощущение безысходности при неудачной попытке решения проблемы старыми способами.Уменьшение гибкости.

На этой стадии человек готов к встрече с консультантом и восприятию новых идей. Если эта встреча произошла, то при консультировании мы имеем дело с проблемой принятия решения. В противном случае наступает следующая стадия.

Сам кризис или острый кризис.Переживается состояние сильного внутреннего конфликта, разлада.Эмоциональная и умственная дезорганизация.Возможна депрессия, суицидальное, криминальное поведение - в зависимости от типа реагирования: депрессивного или агрессивного.Ощущение исчерпанности ресурсов.

Дезинтеграция, крушение - крушение самооценки, представлений о своем месте в обществе и в жизни.Страх перед неизвестностью, неопределенностью, переменами.Работа с клиентом, переживающим эту стадию кризиса, ведется в русле кризисного консультирования.Возникновение новой формы.

Ощущается некоторая беспомощность из-за сомнений и нерешительности, но чувствуется также некоторое успокоение.Намечается цель.Осознаются новые возможности. Происходит освоение новых моделей решения проблем.На этой стадии консультации ведутся в русле принятия решения.

Стадия комфорта.Ситуация прояснилась, наметились пути выхода.Интегрированы новые модели решения проблем.Появляется чувство уверенности.Возвращается хорошее самочувствие.Происходит укрепление самооценки.

Этапы кризисного консультирования:

 1. Установление контакта.

 2. Сбор информации.

 Первый принцип кризисного консультирования: в состоянии кризиса не следует решать давние проблемы, бередить старые раны, та как в этот момент у клиента нет сил справиться с этим.

 3. Формулирование проблемы.

 4. Исследование возможностей.

 Второй принцип - следует оставаться в рамках прояснения текущих событий.

 Пока человек находится в ситуации острого кризиса, его решения могут быть нереалистичными. А чаще всего "тоннельное мышление", сопровождающее кризисное состояние, непозволяющее видеть выход из создавшегося положения.

 5.Поиск альтернатив.

 Третий принцип кризисного консультирования: консультант не должен пытаться изменить чувства клиента. Он может только реорганизовать их в более конструктивное целое. Боль, которую испытывает человек в кризисе, мотивирует его на поиск новых путей решения, ресурсов, на приобретение новых навыков.

 6. Контракт.

 7. Заключительный этап.

Принципы ведения беседы:

 При общении с клиентом в кризисном состоянии существует опасность эмоционального заражения. Поэтому консультант, при всей мотивированности беседы, должен внутренне быть несколько дистанцирован от клиента, но при этом выражать теплоту и поддержку.Необходимо сохранять внешнее спокойствие. Следует избегать нереалистических обещаний и прогнозов, продиктованных желанием успокоить клиента. Необходимо избегать проявлять слишком много активности в беседе и вмешиваться в то, что клиент должен решить сам.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...