Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МОРАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
На рис. 2.5.1 показаны пять областей, в которых ИТ могут подрывать традиционные правовые и моральные нормы. В каждой области выявляются этический, социальный и политический уровни анализа. Информационные права: конфиденциальность и свобода Конфиденциальность — это претензия индивидов на то, чтобы в определенных рамках быть свободными от надзора и вмешательства других индивидов или организаций. Эта претензия актуальна и для рабочего места: миллионы служащих подвержены электронному надзору и другим видам ограничений, основанных на высоких технологиях. Требование конфиденциальности защищается законами многих стран самыми различными способами. В США право на конфиденциальность защищается, главным образом, первой поправкой к конституции, гарантирующей свободу слова и ассоциаций, а также четвертой поправкой, защищающей от необоснованного обыска и конфискации документов. Большинство американских и европейских законов базируется на правовом режиме, называемом справедливая информационная практика (fair information practices), впервые документально зафиксированном в 1973 году. Свободная информационная практика — это множество принципов, регулирующих сбор и использование информации об отдельных людях. Пять принципов этой практики представлены в таблице 2.5.1 Таблица 2.5.1 Принципы справедливой информационной практики
Законодательство Российской Федерации в области информатизации начало формироваться с 1991 года. Среди важнейших принятых законов можно назвать следующие: закон «О средствах массовой информации» (27.12.91 г. Н2124-1), Патентный закон РФ (23.09.92 г. Н3517-1), закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (23.09.92 г. КЗ 526-1), закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (23.09.91 г. М3523-1), Основы законодательства об Архивном фонде РФ и архивах (07.07.93 г. К5341-1), закон «Об авторском праве и смежных правах» (09.07.93 г. М5351-1), закон «О государственной тайне» (21.07.93 г. К5485-1), закон «Об обязательном экземпляре документов» (29.12.94 г. К77-ФЗ), закон «О связи» (16.02.95 г. Ш5-ФЗ), закон «Об информации, информации и защите информации» (20.02.95 г. К24-ФЗ), закон «Об участии в международном информационном обмене» (05.06.96 г. Н85-ФЗ). 13 декабря 2001 г. Государственной думой принят федеральный закон «Об электронной цифровой подписи». В этих законах определяются основные термины и понятия в области компьютерной информации (например, такие, как программа для ЭВМ, сеть ЭВМ, база данных), регулируются вопросы ее распространения, охраны авторских прав, имущественные и неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием программного обеспечения и новых информационных технологий. Законодательно установлены также понятия информационной безопасности и информационного обмена. Закон об электронной цифровой подписи (ЭЦП) позволяет использовать ее без предварительных договоренностей между сторонами, определяет рамки, строение и общие принципы инфраструктуры управления открытыми ключами, проводит четкое разделение удостоверяющих центров в корпоративных сетях и в сетях общего доступа (в частности, в Интернете). Следует еще упомянуть Указы Президента РФ, которые касаются, прежде всего, вопросов формирования государственной политики в сфере информатизации (включая организационные механизмы), создания системы правовой информации и информационно-правового сотрудничества с государствами СНГ, обеспечения информацией органов государственной власти, мер по защите информации (в частности, шифрования). Принципы, положенные в основу законодательства в области информатизации, исходят из понятия «взаимный интерес» тех, кто владеет данными, с одной стороны, и индивидами — с другой. Индивиды заинтересованы в участии в транзакциях, а держатели данных (обычно деловые предприятия и правительственные учреждения) требуют информации об индивидах для поддержки транзакций. Информацию нельзя использовать для каких-либо других целей помимо той, для которой она собиралась, без согласия индивидов. В этой связи нужно решить ряд вопросов. Этические вопросы · При каких условиях можно и нужно вмешиваться в частную жизнь индивидов? · Что узаконивает вторжение в жизнь людей посредством наблюдений, рыночных исследований или каких-либо других способов? · Нужно ли информировать людей, что их подслушивают? · Следует ли информировать людей, что вы используете сведения о них в других целях, чем те, которые были объявлены? Социальные вопросы. Социальные вопросы касаются права и претензий на конфиденциальность. · Следует ли обещать людям в определенных ситуациях, что они находятся на «частной территории» вне публичного надзора? · Должно ли общество гарантировать конфиденциальность при использовании электронной почты, сотовых телефонов? Политические вопросы. Политические вопросы касаются разработки законов, которые регулируют отношения между индивидами и теми, кто собирает информацию о них. · Могут ли специальные органы безопасности мешать коммерческой разработке кодированных телефонных передач, чтобы агенты этой организации могли осуществлять подслушивание? · Необходим ли закон, требующий от маркетинговых фирм получения согласия индивидов на использование их имен в массовом маркетинге (согласованные базы данных)? · Должны ли быть защищены законом частные сообщения по электронной почте независимо от того, кто владеет соответствующим оборудованием? Гражданские свободы должны быть защищены законодательными ограничениями на деятельность предприятий и правительственных учреждений по сбору информации. |
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 342. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |