Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Составление библиографии и обзора источников по теме ВКР




Семестр

Во 2 семестре продолжается дисциплина «Научно-исследовательский семинар» (контрольные задания + индивидуальные консультации М.В. Пономарева) + семестр завершается первым этапом НИПнаучно-исследовательской практикой (групповые консультации М.В. Пономарева + работа с научным руководителем). Зачет по НИС ставит Пономарев М.В., зачет по НИП – научный руководитель. Общий за чет по НИР ставил руководитель магистерской программы.

Все материалы по НИС – см. в облаке https://cloud.mail.ru/public/BL5q/QTtxXTEoq

 

 

Задание № 1

Анкета по итогам НИР/НИС 1 семестра

(первая половина февраля)

Результат оформляется одним файлом «Отчет НИС № 1» и отправляется на проверку Пономареву М.В. на почту mvp2002@list.ru не позднее 15 февраля.

 

Задание № 2

Практическое задание по работе с сетевыми ресурсами

(вторая половина февраля)

Результат оформляется одним файлом «Отчет НИС № 2» и отправляется на проверку Пономареву М.В. на почту mvp2002@list.ru не позднее 1 марта.

 

Задание № 3

Составление библиографии и обзора источников по теме ВКР

+ тренинг библиографического описания

(март-апрель)

Результат оформляется одним файлом «Отчет НИС № 3» и отправляется на проверку Пономареву М.В. на почту mvp2002@list.ru не позднее 25 апреля.

 

Задание № 4

Тренинговое задание по источниковедческому анализу

(вторая половина марта)

Результат оформляется одним файлом «Отчет НИС № 4» и отправляется на проверку Пономареву М.В. на почту mvp2002@list.ru не позднее 30 марта.

 

Задание № 1

Анкета по итогам НИР/НИС 1 семестра

(первая половина февраля)

1.1.Название ВКР

1.2. Название окончательное или предварительное?

1.3. Название утверждено научным руководителем?

2.1 Привести полные формулировки объекта, предмета, цели исследования.

2.2. Это формулировки утверждены научным руководителем?

3. Перечислить планируемые основные содержательные линии работы (задача-min), либо сформулировать их как проект содержательной структуры, т.е. последовательность глав и параграфов (задача-max).

4. Какова теоретико-методологическая направленность ВКР? (общенаучные методы не указывать! – речь идет о корректных теоретико-методологических направлениях, в рамках которых позиционируется диссертационное исследование)

5. За счет каких особенностей ВКР будет обеспечена ее научная новизна?

6. Какова позиция научного руководителя по проекту ВКР, и каков характер взаимодействия с научным руководителем? Консультирует ли Вас какой-либо другой специалист?

 

Результат оформляется одним файлом «Отчет НИС № 1» и отправляется на проверку Пономареву М.В. на почту mvp2002@list.ru не позднее 15 февраля.

 

Задание № 2

Практическое задание по работе с сетевыми ресурсами

 (вторая половина февраля)

Формирование самой информационно-ресурсной базы исследования – это важнейший этап реализации диссертационного проекта. Речь идет не только о подборе тех материалов, которые будут использованы непосредственно для работы над текстом ВКР, но и накоплении достаточной информации по историографии темы, актуальных и перспективных исследованиях в соответствующем проблемном поле, наиболее авторитетных специалистах и научных школах. Для выполнения этой задачи требуется освоение поисковых и каталожных систем, систем навигации, тематических баз данных и т.п. В современных условиях практически вся эта работа выполняется с помощью ресурсов Интернета.

В рамках данного задания предполагается апробация различных сетевых ресурсов, использование которых может повысить эффективность эвристического поиска. Ниже приведены электронные адреса сетевых ресурсов, разделенных на десять категорий:

1. Специализированные и образовательные и порталы

2. Сайты вузов, академических институтов и их структурных подразделений

3. Сайты профессиональных ассоциаций, сетевых сообществ

4. Сайты библиотек, архивов, музеев

5. Сайты издательств, специализирующихся на выпуске научной, учебной и методической литературы

6. Сайты научных и образовательных периодических изданий

7. Электронные библиотеки

8. Словари, энциклопедии, справочники

9. Тематические страницы социальных сетей

10. Тематические интернет-проекты

(список этих ресурсов также приведен в отдельном файле «Список электронных ресурсов» в «облаке» НИС по адресу https://cloud.mail.ru/public/BL5q/QTtxXTEoq).

Для выполнения задания необходимо «протестировать» эти ресурсы с точки зрения эффективности и комфортности работы с ними, их продуктивности для решения задач эвристического поиска:

1) в рамках каждой из указанных 10 категорий необходимо выделить 2-3 наиболее эффективных ресурса и 1-2 наименее эффективных (сформулировав в отчете критерии такой оценки).

2) в рамках 3-5 категорий из указанных (на свой выбор) необходимо найти дополнительные ресурсы подобного типа (указав в отчете их названия и электронные адреса).

 

Результат оформляется одним файлом «Отчет НИС № 2» и отправляется на проверку Пономареву М.В. на почту mvp2002@list.ru не позднее 1 марта.

 

Сетевые ресурсы

1. Специализированные и образовательные и порталы

- http://vak.ed.gov.ru/ - сайт Высшей аттестационной комиссии

- http://efir-msk.ru/ – Европейский фонд инновационного развития (научные конференции, монографии, научные издания)

- http://konferen.ru/ – информация о предстоящих научных и научно-практических конференциях, выставках, семинарах, сборниках научных статей.

- http://www.kon-ferenc.ru/ – Научные конференции России

- http://www.konferencii.ru/ref-base/rints/1 – информационная поддержка научных мероприятий

- http://eee-science.ru/ – Наука и образование он-лайн. Зарубежные и международные конференции.

- https://interactive-plus.ru/ – Интерактивплюс. Центр научного сотрудничества (статьи, конференции, авторы)

- http://intelpro.extech.ru/ – Государственный учет результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения

- http://www.inforeg.ru/ – Информрегистр

- http://www.rntd.citis.ru/ – Федеральное государственное автономное научное учреждение «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти»             

- http://www.rntd.citis.ru/ – Федеральный центр по непубликуемым источникам информации.

- http://www.edu.ru – Российское образование. Федеральный образовательный портал.

- http://ecsocman.hse.ru/ – Экономика, социология, менеджмент. Федеральный образовательный портал

- http://law.edu.ru/ – Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»

- http://constitutions.ru/ – Российский правовой портал

- http://www.law.edu.ru/ – Юридическая Россия. Федеральный образовательный портал

- http://www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Федеральный портал.

- http://fcior.edu.ru/ – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

- http://sinncom.ru – Инновации в образовании. Специализированный образовательный портал

- http://www.alleng.ru/ – портал «Всем, кто учится»

- http://ndce.edu.ru – портал учебного книгоиздания

 

2. Сайты вузов, академических институтов и их структурных подразделений

- http://мпгу.рф/ – официальный сайт МПГУ [http://мпгу.рф/ob-mpgu/struktura/biblioteka/ – в т.ч. библиотека МПГУ]

- http://www.msu.ru/ – официальный сайт МГУ [http://www.nbmgu.ru/ – в т.ч. библиотека МГУ]

- http://www.hse.ru/ – официальный сайт ВШЭ [http://library.hse.ru/ – в т.ч. библиотека ВШЭ]

- http://www.rsuh.ru/ – официальный сайт РГГУ [http://liber.rsuh.ru/ – в т.ч. библиотека РГГУ]

- http://www.ras.ru/ – официальный сайт Российской Академии наук.

- http://igh.ru –сайт Института всеобщей истории РАН

- http://www.ivran.ru – сайт Института востоковедения РАН

- http://iri-ran.ru – Институт российской истории РАН

- http://inslav.ru – сайт Института славяноведения РАН

- ttp://www.spbiiran.nw.ru/ – Санкт-Петербургский институт истории РАН

- http://www.ieras.ru/ – Институт Европы РАН      

- http://www.ilaran.ru – Институт Латинской Америки РАН

- http://www.inafr.ru – Институт Африки РАН

- http://www.ifes-ras.ru – Институт Дальнего Востока РАН 

- http://www.iskran.r – Институт Соединенных Штатов Америки и Канады РАН

- http://www.issras.ru/ – Институт проблем развития науки РАН

- http://www.inion.ru/ – Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН)

- http://www.igpran.ru – Институт государства и права РАН               

- http://www.ipmb.ru/– Институт проблем международной безопасности РАН 

- http://www.imemo.ru/ – Институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН (ИМЭМО РАН)

- http://www.ipras.ru/ – Институт психологии РАН               

- http://www.isprras.ru – Институт социально-политических исследований РАН              

- http://www.isras.ru – Институт социологии РАН

- http://www.si.ras.ru – Социологический институт РАН      

- http://www.inecon.ru – Институт экономики РАН              

- http://iph.ras.ru – Институт философии РАН

- http://www.eu.spb.ru/history/index.htm – исторический раздел сайта Европейского университета в Санкт-Петербурге

 

3. Сайты профессиональных ассоциаций,

- http://national-science.ru/ – Национальная ассоциация ученых

- http://worldhist.ru – Всемирная история. Единое научно-образовательное пространство. Единый сетевой ресурс для координации научно-исследовательской и преподавательской деятельности историков России.

- http://historians.ru – сайт Национального комитета российских историков

- http://www.aik-sng.ru – главный сайт Ассоциации «История и компьютер»

- http://kleio.asu.ru – сайт Ассоциации «История и компьютер» на портале Алтайского госуниверситета

- http://worldhist.ru/club – социальная сеть «Историки России»

- http://community.livejournal.com/annuaire_fr – сообщество «Французского ежегодника» в «Живом Журнале» (ЖЖ)

- http://community.livejournal.com/18century_ru – сообщество Восемнадцатый век» в ЖЖ

- http://gerodot.ru/viewforum.php?f=6 – форум «Новое время» на портале «Новый Геродот»

- http://www.humanities.edu.ru/db/forums/79927 – форум для педагогов по предметным областям: История

- http://fp.edu.ru/forum/default.asp – открытый форум по обсуждению учебников федеральных перечней.

 

4. Сайты библиотек, архивов, музеев

- http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека (Москва) (в т.ч. каталожная система: http://www.rsl.ru/ru/s97/s977242/ )

- http://www.nlr.ru – Российская национальная библиотека (СПб)

- http://www.shpl.ru – Государственная публичная историческая библиотека

- http://www.libfl.ru – Всероссийская государственная библиотека иностранной литера-туры

- http://www.inion.ru – библиотека ИНИОН РАН

- http://www.gnpbu.ru – Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского

- http://nbmgu.ru – Фундаментальная научная библиотека МГУ

- http://www.sigla.ru – Объединенный поиск по электронным каталогам библиотек мира

- http://www.rusarchives.ru – сайт Росархива «Архивы России»

- http://www.hist.msu.ru/ER/museum.htm - ссылки на веб-сайты музеев мира

- http://www.museum.ru – портал «музеи России»

- http://www.hermitage.ru – Государственный Эрмитаж

- http://www.museum.ru/gmii – Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С.Пушкина

 

5. Сайты издательств, специализирующихся на выпуске научной, учебной и методической литературы

- http://www.academia_moscow.ru – издательство «Академия»

- http://www.akademkniga.ru – издательство «Академкнига/Учебник»

- http://www.aspectpress.ru – издательство «Аспект-Пресс»

- http://www.mtu_net.ru/balass – издательство «Баласс»

- http://www.v_shkola.ru – издательство «Высшая школа»

- http://www.vlados.ru – гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС»

- http://www.drofa.ru – издательство «Дрофа»

- http://www.kdu.ru – Книжный Дом «Университет»

- http://URSS.ru - издательство «Комкнига». Научная и учебная литература

- http://www.avanta.ru – Мир энциклопедий «Аванта+»

- http://www.mnemozina.ru – издательство «Мнемозина»

- http://www.prosv.ru – издательство «Просвещение»

- http://www.phoenixrostov.ru – издательство «Феникс» (Ростов-на-Дону)

- http://www.history.ru/component/option,com_weblinks/catid,25/Itemid,90/ - раздел «Всемирная история» каталога электронного издательства Клио-Софт)

 

6. Сайты научных и образовательных периодических изданий, новостные сайты

- http://www.srednieveka.ru/ - сайт журнала «Средние века и раннее Новое время» (http://www.sv.medium-aevum.info – электронные версии журнала)

- http://www.odysseus.msk.ru/ – сайт альманаха «Одиссей. Человек в истории»

- http://orbis-medievalisru.47.com1.ru/inform/kazusy.html – сайт альманаха «Казус. Индивидуальное и уникальное в истории»

- http://annuaire-fr.narod.ru/ – сайт «Французского ежегодника»

- http://www.nivestnik.ru/ – сайт журнала «Новый исторический вестник»

- http://www.istrodina.com – сайт журнала «Родина»

- http://www.znanie-sila.ru – сайт журнала «Знание – сила»

- http://pish.ru/ - сайт журнала «Преподавание истории в школе»

- http://his.1september.ru – газета «История»

- http://mes.igh.ru/magazine - Электронный научно-образовательный журнал «История»

- http://www.polisportal.ru/ – Политические исследования (ПОЛИС)

- http://jour.isras.ru/index.php/socjour – Социологический журнал

- http://socis.isras.ru/ – Социологические исследования (СОЦИС)

- http://www.imemo.ru/jour/meimo – Мировая экономика и международные отношения (МЭиМО)

- http://www.mgimo.ru/alleurope/index.html – Интернет-журнал «Вся Европа»

- http://www.newsru.com/allnews – Новостной портал Newsru

- http://www.novoteka.ru/r/World – Новотека «В мире»

- http://ilpp.ru/page_pid_291_lang_1.aspx – Лента конституционных новостей

 

7. Электронные библиотеки

- http://www.dissercat.com/ - Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat

- http://elibrary.ru/defaultx.asp – Электронная библиотека eLIBRARY.ru

- http://cyberleninka.ru/ – Электронная библиотека Киберленинка

- http://istmat.ru/ – Электронная библиотека исторической и философской литературы

- http://www.gumer.info/ – Электронная библиотека Гумер

- http://www.gumfak.ru/ – Электронная гуманитарная библиотека

- http://eknigi.org/ – eknigi. Электронная библиотека.  

- http://bookzz.org/ – bookzz. Электронная библиотека.  

- http://sbiblio.com/biblio/ – Библиотека учебной и научной литературы

- http://modernlib.ru/ – Электронная библиотека ModernLib.Ru

- http://grachev62.narod.ru/catalog.htm – Электронная библиотека Михаила Грачева

- http://yanko.lib.ru/ – Электронная библиотека Fort / Da (библиотека Слава Янко)

- http://www.alexandria.org.ua/component/option,com_frontpage/Itemid,1/ – Библиотека «Александрия»

- http://creativeconomy.ru/library/index.php – электронная библиотека креативной экономики

- http://www.history-library.com/index.php?id1=1 – Библиотека истории

- http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.2.73.5 – История. Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Профессиональное образование.

- http://www.historic.ru – «Historic.Ru: Всемирная история»: Электронная библиотека по истории

- http://lib.ru/HISTORY – исторический раздел библиотеки Максима Мошкова

- http://militera.lib.ru – Электронная библиотека «Военная литература»

- http://magazines.russ.ru/ – «Журнальный зал»: электронная библиотека современных литературных журналов России

- http://soc.lib.ru/ – Электронная библиотека Soc.Lib.ru («Социология, Психология, Управление»)

- http://www.wdl.org/ru – Мировая цифровая библиотека

- https://www.wpafilmlibrary.com/ – видеотека WPA Film Library

 

8. Словари, энциклопедии, справочники, каталоги Интернет-ресурсов

- http://www.hist.msu.ru/ER/links.htm – ссылки на веб-сайты учреждений исторического профиля. Коллекция ссылок Исторического факультета МГУ

- http://www.biografia.ru – сайт «Биография.Ру» (биографии исторических личностей)

- http://www.edic.ru – Большой энциклопедический и Исторический словари он-лайн

- http://ru.wikipedia.org/wiki – свободная многоязычная Интернет-энциклопедия «Википедия», версия на русском языке

- http://www.glossary.ru – служба тематических толковых словарей «Глоссарий. ру».

- http://www.megabook.ru – мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия

- http://www.krugosvet.ru – энциклопедия «Кругосвет»

- http://dic.academic.ru - словари и энциклопедии он-лайн на Академик.ру: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона; Большая Советская Энциклопедия; Википедия; Современная энциклопедия; Большой энциклопедический словарь; Советская историческая энциклопедия; Все монархи мира; 1000 биографий и т.д.

- http://www.sci.aha.ru/ALL – справочник-энциклопедия All-In-One

- http://www.alleng.ru/edu/hist1.htm – проект РГСУ «Образовательные ресурсы Интернета – История. Всемирная история».

- http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.2.73.5.3 – Всеобщая история Европы и американского континента. Каталог информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Профессиональное образование.

- http://vive-liberta.narod.ru/links.htm – перечень ссылок на Интернет-ресурсы по истории Французской революции конца XVIII в. на сайте «VIVE LIBERTA»

- http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

- http://window.edu.ru/window/catalog – Каталог информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

 

9. Социальны сети, тематические страницы социальных сетей

- http://vkontakte.ru/ – ВKонтакте - Ведущая социальная сеть России.

- http://facebook.com/ – Facebook - Ведущая социальная сеть в мире.

- http://plus.google.com/ – Google+ - Глобальная от Google.

- http://www.so.cl/ – Socl - Социальная сеть от Microsoft.

- http://academia.edu/ – Academia.edu - Социальная сеть для ученых.

- http://epernicus.com/ – Epernicus - Ученые и исследователи.

- http://science-community.org/ – Социальная сеть ученых. Научная социальная сеть.

- http://scipeople.ru/ – SciPeople. Социальная научная сеть, научные работы, обсуждения, комментарии и многое другое в научной сфере.

- http://nsportal.ru/ – nsportal.ru. Социальная сеть работников образования, обучающие программы и литература для преподавателей.

- http://rusedu.net/ – RusEdu. Сообщество педагогов, социальная сеть русских учителей.

- http://newsland.ru/ – Newsland - Новостная социальная сеть.

- http://newsland.com/ Newsland - Новостная социальная сеть, обсуждение мировых новостей.

- http://rustoria.ru/ Рустория - Свободная социальная сеть свободы слова в России для журналистов и пишущих блогеров.

- http://yousmi.by/ YouSmi.by - Новостная социальная сеть, фото с места новостей.

 

10. Тематические интернет-проекты

- http://historydoc.edu.ru - Всемирная история. Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала

- http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/modern.htm – Исторические источники по Новой и Новейшей истории стран Европы и Америки на русском языке в Интернете. Собрание ссылок на сайте Электронной библиотеки Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

- http://rulers.narod.ru – проект «Всемирная история в лицах»

- http://hist1.narod.ru – проект «Всемирная история: учебники и книги С.А. Нефедова»

- http://vive-liberta.narod.ru/index.htm – проект «VIVE LIBERTA. Великая французская революция. Протестные, революционные и национально-освободительные движения»

- http://larevolution.ru – проект «Великая французская революция»

- http://vivovoco.rsl.ru – проект «VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!» (http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/NYE/EIDELMAN.HTM – страница Н. Эйдельмана на «VIVOS VOCO!»; http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/NEWHIST.HTM – страница журнала «Новая и новейшая история» на «VIVOS VOCO!» с подборкой статей за разные годы)

- http://america-xix.org.ru - сайт «Северная Америка. Век девятнадцатый»

- http://www.museum.ru/museum/1812 – проект «1812 год»

- http://www.nobles.narod.ru – проект «Генеалогия дворян Европы»

- http://www.istorya.ru – проект «История.Ру» (История России. Всемирная, мировая история)

- http://www.robespierre-m.narod.ru – новый взгляд на личность Робеспьера: сайт Елены Руденко

- http://www.grinchevskiy.ru/ – история США в документах: тексты документов, исторических источников, выступлений государственных и общественных деятелей США XVII – XX вв.

- http://www.ipweb.narod.ru/main.htm – сайт «Америка XIX в. Дикий Запад от IP-WEB»

- http://napoleonbonapart.narod.ru/index.htm – сайт «Наполеон Бонапарт»

- http://www.postindustrial.net/index.php – Центр постиндустриальных исследований

- http://www.islamology.ru/ – Центр исламских исследований

- http://katolik.ru/ – Католический портал

- http://magistrado.ucoz.ru/ – Исторически-юридический сайт

 

Задание № 3

Составление библиографии и обзора источников по теме ВКР

+ тренинг библиографического описания

(март-апрель)

 

Библиографический списокпо теме ВКР включает источники и научную литературу. В отличие от «Списка использованных источников и литературы», который войдет в состав итогового текста ВКР и будет включать только те материалы, которые реально использовались в нем (цитировались или упоминались в ссылках), в состав библиографического списка могут входить любые материалы «по теме». Составление такого избыточно широкого списка, как правило, происходит на первом этапе работы над ВКР, когда необходимо «накопление материала», поиск близких по тематике исследований и установление авторов, работающих в соответствующем проблемном поле. Помимо подготовки собственно «списка» на этом же этапе работы целесообразно комплектовать информационно-ресурсную базу для своего исследования, включающую те полнотекстовые материалы, которые были обнаружены в процессе поиска.

В рамках данного задания необходимо подготовить библиографический список из двух частей, в первую из которых войдет перечень источников, а во вторую – научной литературы (имеющей отношение как к предмету, так и объекту исследования)

***

Использование источниковой базы, доступной для анализа и достаточной для реализации поставленных исследовательских задач, является принципиально важным критерием оценки ВКР. Источники – это не просто информационный ресурс, позволяющий «наполнять содержание». С помощью анализа исторических источников и подтверждающих ссылок на исторические источники достигается доказательность диссертационного исследования, обеспечивается его «научность». Поэтому уже на самых ранних этапах исследования необходимо определить, с помощью каких типов источников может быть реализована поставленная цель исследования и раскрыты его основные содержательные линии, требуются ли какие-либо «опорные» источники, имеющие принципиальное значение, осуществить подбор основной группы источников, проверив их доступность. Принципиально важно убедиться, что проектируемое исследование обеспечено достаточной и доступной источниковой базой – в противном случае даже самая перспективная научная гипотеза окажется нереализуемой.

Источником считается информационный объект (материальный, виртуальный, вербальный, письменный), анализ которого с применением специальных методик позволяет устанавливать научные факты, значимые для достижения цели исследования. Отличием «источников» от «литературы»является отражение в них изучаемой реальности, а не результата научного изучения этой реальности. При этом многие источники носят субъективный характер, то есть отражают не «реальность», а «впечатления от реальности» (мемуары, эпистолярные источники, публицистика и т.п.). Более того, и значительная часть так называемых источников «официального происхождения» носит отпечаток субъективности. Поэтому работа с источниками требуют применения специализированных методик анализа. Но в любом случае создание исторический источник рассматривается как отражение изучаемых событий, явлений и процессов, а не результат их изучения. К источникам нельзя отнести и более позднюю репрезентацию знаний об исторических событиях, явлениях и процессах в произведениях художественного творчества, культурно-просветительской публицистике или учебной литературе, поскольку основной такой репрезентации является если и не научный анализ, то  данные, ранее полученные в ходе научных исследований (например, книги А.З. Манфреда и В.Г. Ревуненкова по истории Великой французской революции не могут использоваться в качестве «источника» при изучении якобинской диктатуры, равно как и кинофильм «Александр Невский» нельзя использовать в качестве «источника» при изучении новгородских вечевых традиций). Но в некоторых случаях и научная литература, и продукты художественной репрезентации вполне могут использоваться в роли исторических источников – если именно так формулируется предмет исследования и его теоретико-методологическая направленность (например, кинофильм «Александр Невский» можно использовать в качестве источника при изучении роли образа князя Александра Невского в историческая памяти российского общества, а книги А.З. Манфреда и В.Г. Ревуненкова по истории Великой французской революции могут использоваться в качестве источника при изучении полемики «московской» и «ленинградской» научных школ советской историографии в рамках жанра «интеллектуальной истории).

В теории источниковедения существует много подходов к классификации источников. Наиболее распространенный выделяет типы источников – в соответствии с их информационной природой (устные, письменные, материальные, лингвистические, аудиовизуальные), и виды источников – по общности происхождения, функций, формы. Например, среди лингвистических источников можно выделить как виды диалекты, топонимику, терминологию. Письменные источники делятся на источники официального происхождения (законодательные акты, парламентские документы, документы административных органов и судебно-следственные материалы, дипломатически документы, документы политических партий и общественных организаций, материалы статистики и т.д.) и источники неофициального происхождения (мемуары, воспоминания, дневники, эпистолярные источники, памфлеты, листовки, афиши, периодическая печать, художественная литература). Можно выделять и конкретные группы источников, близких по содержанию.

Электронные тексты источников, размещенные в интернете, сами по себе отдельный тип или вид не образуют. То есть, если автор исследования работал с электронным текстом книги или статьи, которые имеют полиграфические аналоги, то при оформлении ссылок или списка источников и литературы целесообразно указывать именно полиграфическое издание (причем, даже без упоминания о его размещении на электронном носителе .но если данная книга действительно является доступной в своем «бумажном варианте», если же цитируется книга, отсутствующая в доступных библиотечных фондах, то обязательно указывается электронный носитель или электронный адрес ее размещения). А вот те материалы, которые вообще не имеют полиграфического аналога, то есть изначально созданы именно в виртуальной среде, образуют отдельный вид и/или группы источников.

Следует обратить внимание на то, что в состав источниковой базы могут войти источники, которые с точки зрения их природы определяются как «вторичные» – это информация (цитаты или какие-либо данные), доступная для автора диссертации только в изложении других исследователей или вошедшая в состав другого источника. Широкое применение вторичных источников в диссертации является нежелательным, но оно возможно «в разумных размерах» при отсутствии доступа к нужным материалам. Но в тексте диссертации ссылка на такой источник информации оформляется особый образом – «Цит. по: ...» (т.е. цитируется по ....). И в «Списке источников и литературы», который помещается в конце диссертации, в перечне источников такие вторичные источники не указываются. Не указываются такие источники и в библиографическом списке, который должен быть подготовлен в рамках данного задания. Но в обзоре источников, который прикладывается к библиографическому списку, можно при необходимости упомянуть необходимость привлечения «вторичных источников» (впоследствии они могут быть упомянуты и в обзоре источниковой базы во введении ВКР, если имеют принципиальное значение).  

Еще один нюанс, который необходимо учесть при формировании источниковой базы – сборники документов или любых иных материалов не считаются отдельным источником. При цитировании и в составе «Списка источников и литературы» всегда указываются конкретные документы (т.е. оформляется название конкретного источника и после двух косых черт название сборника). Исключением бывают компактные группы однородных источников (например, публикации в какой то газете за определенный период).

Сколько источников нужно привлечь в рамках диссертации? Ответ зависит от специфики исследования, но обширная источниковая база – это важный критерий качества диссертации. Естественно, что ее основу должны составить те материалы, которые имеют отношение к предмету исследования, а не просто «созвучные теме». Их неофициально называют «опорные источники». Это «ядро» источниковой базы. Если предмет и цель предполагают наличие таких «опорных» источников, то их доступность нужно установить уже на самом начале работы. Более вариативным может быть «основной круг источников» – это те источники, которые позволяют решить все задачи, связанные с предметом исследования (в сочетании с данными научной литературы). Обычно их состав составляет 15-20 источников, хотя эта цифра может существенно варьироваться. Кроме того, в диссертациях используют и «косвенные источники» – они значимы для характеристики объекта, а не предмета исследования (т.е. выступают дополняющими, иллюстрирующими к научной литературе). Соотношение «основных» и «косвенных» источников в идеале должно в пользу первых, но использование косвенных источников позволяет и расширить источниковую базу, и обеспечить разнообразие типов используемых источников.

Каким образом искать источники? Основным инструментом поиска являются те сетевые ресурсы, которые использовались при выполнении задания № 2. Но сложность подбора источников заключается в том, что они достаточно редко публикуются отдельно. Кроме того, во многих случаях даже при вполне четко сформулированной цели исследования не вполне понятно, какие именно источники нужно привлечь для ее реализации, и вообще какие бывают источники по изучаемой проблеме. Поэтому на практике, хотя и считается, что работа над диссертацией начинается с комплектации источниковой базы, подбор источников происходит параллельно с поиском научной литературы по теме исследования. В этом случае изучаются списки источников и литературы, которые приводятся в диссертациях и монографиях, ссылки, используемые в монографиях и научных статьях (особое внимание необходимо обратить на следующие ресурсы: http://www.dissercat.com/ – Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat – это сайт с эффективной поисковой системой, где к авторефератам диссертаций добавлены списки источников и литературы); http://elibrary.ru/ – Электронная библиотека eLIBRARY.ru и http://cyberleninka.ru/ – Электронная библиотека Киберленинка – это полнотекстовые коллекции научных статей). Важно проверить наличие специализированных (тематических) сетевых ресурсов, а также хрестоматий, практикумов, сборников законодательства, собраний парламентских документов или статистических материалов, которые совпадают по хронологии и содержательной направленности с проблемным полем ВКР. И, наконец, не стоит пренебрегать и обычными поисковыми системами типа yandex или google. Но следует учесть, что такой поиск эффективен только при продуманной системе запросов (что важно при использовании функции поиска в dissercat, elibrary и cyberleninka). Целесообразно разработать «матрицу поиска» – набор опорных понятий, персоналий, названий учреждений, событий и т.п. «кодовых слов», которые использовать в строчке поиска. 

***

Помимо комплектации источниковой базы формирование библиографического списка подразумевает и поиск научной литературы «по теме» исследования – причем, как по его предмету, так и объекту. В полном объеме задание по формированию информационно-ресурсной базы исследования будет выполняться в 3 семестре. В рамках же данного задания по сути проводится предварительная работа по поиску материалов. Однако следует уделить особое внимание наиболее актуальным направлениям в изучении проблемного поля диссертации, определению круга авторов, специализирующих на соответствующей проблематике, поиску близких по тематике диссертаций (авторефератов). Следует также учесть, что в состав библиографического списка может войти и литература по теоретико-методологическому направлению диссертации.

Помимо рекомендованных выше сетевых ресурсов (http://www.dissercat.com, http://elibrary.ru, http://cyberleninka.ru) рекомендуется использовать каталожные системы ведущих библиотек (http://www.rsl.ru/ru/s97/s977242/ – каталожная система Российской государственной библиотеки; http://www.shpl.ru – Государственная публичная историческая библиотека) и иные сетевые ресурсы, освоенные при выполнении задания № 2.

***

Уже с самого начала составления библиографического списка необходимо соблюдать правила библиографического описания (в соответствии с ГОСТ 7.0.5-2008). Следует обратить внимание на точное соблюдение всех правил, включая расстановку знаков препинания (точки, запятые тире, двоеточия, одна и две косые черты, квадратные скобки).  

Необходимо учесть, что в существующей практике библиографического описания научных текстов присутствуют явные разночтения (отсюда и отличия в требованиях к оформлению статей в научных журналах или к оформлению диссертаций в различных университетах и научных институтах). Причина этих разночтений заключается в том, что существуют ГОСТы как библиографического описания, так и библиографической ссылки. Правила полного библиографического описания созданы, прежде всего, для издательской и библиотечной работы. Правила библиографической ссылки (ГОСТ 7.0.5-2008) более просты, поэтому в студенческих работах они используются для оформления не только цитат, но и итогового списка истопников и литературы.

ПРИНЦИПИАЛЬНО ВАЖНО по мере составления перечня источников и научной литературы оформлять всю информацию строго в соответствии с правилами библиографического описания. В том числе речь идет о таких «мелочах», как расстановка тире, точек, запятых, знаков слеш и т.п.!










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...