Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Благовещение Пресвятой Деве Марии




Лк. 1, 26-38

 

В то время, когда в Иудее праведные Захария и Елисавета ожидали рождения сына, в Назарете произошло великое истори­ческое событие, которое явилось началом нашего спасения.

В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архан­гел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Де­ве Марии с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть Мате­рью Спасителя мира.

Предание говорит, что Ангел явился в дом праведного Иоси­фа в то время, когда Дева Мария читала книгу пророка Исайи и остановила свое внимание на словах: «Се, Дева во чреве при­имет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14). Это пророчество настолько подействовало на Ее святую душу, что Она пожелала быть хотя бы служанкой у Той Девы, Которая сподобится быть Матерью Господа. В это самое время Пресвятой Деве в сиянии небесного света внезапно предстал Архангел Гав­риил и, обращаясь к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! Гос­подь с Тобою; благословенна Ты между женами».

Мария, увидев Ангела и услышав его приветствие, смутилась от слов его и размышляла: «что бы это было за приветствие?» Тог­да Ангел сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царство­вать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Смущенная словами Ангела Пресвятая Дева в недоумении спросила его: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?»

На Ее недоумение Ангел ответил, что все это совершится си­лою всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Все­вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сы­ном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не остается бессильным никакое слово». Тогда Пресвятая Дева Мария с глубоким смирением ответила Ангелу: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

И Архангел Гавриил отошел от Нее. Так вдали от блеска и су­еты мира сего, в тиши Назарета совершилось давно ожидаемое ве­ликое событие Боговоплощения.

Святая Дева Мария – этот чистейший духовный сосуд, из­бранный от всего человечества – по слову Архангела приняла от Бога Духа Святого и стала Матерью Богочеловека – Христа, Ис­купителя мира.

Если первая Ева в раю отвергла милость Божию и нарушила Его заповедь и тем самым разрушила союз человека с Богом, то Вторая Ева - Пресвятая Дева Мария от лица всего греховного, но кающегося человечества смиренно ответила на радостную весть Архангела: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твое­му». Святая Дева от лица всех людей дает согласие на благодат­ный союз с Богом, который когда-то был прерван первыми людь­ми. Это смиренное послушание Девы Марии открыло дверь спасе­ния человеческому роду. Совершилась великая тайна. Произошло примирение человека с Богом, «и Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1, 14). Так Бог через Свя­тую Деву стал человеком, чтобы человека сделать богом по благодати.

Посещение Пресвятой Девой Марией праведной Елисаветы

Лк. 1, 39-56

 

Благодатная весть о Боговоплощении еще оставалась в тайне. Душа Святой Девы Марии была переполнена неизреченной радо­стью о Боге Спасителе Своем. Но всемирное событие не могло дол­го оставаться сокрытым. И вот Святая Дева спешит из Назарета в горнее селение в Иудее, чтобы повидаться с Елисаветой и поде­литься с ней своей радостью.

Войдя в дом священника Захарии, Мария обратилась с при­ветствием к престарелой родственнице. Елисавета в это время уже шестой месяц носила в себе чудесного младенца, будущего Предтечу и Крестителя Христова Иоанна. Как бы увидев перед собой грядущего Мессию, младенец во чреве пришел в радостное возбуждение. Вместе с тем и Елисавета была обрадована встре­чей и, исполнившись Святого Духа, стала громким голосом про­славлять Божию Матерь: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Тво­его дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказан­ное Ей от Господа».

В ответ на приветствие своей родственницы Святая Дева вос­пела чудную пророческую, хвалебно благодарственную песнь: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спа­сителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отны­не будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящим­ся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлени­ями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смирен­ных...» Эта песнь, исполненная глубокого духовного смысла, ли­лась из глубины благодарного и смиренного сердца Богородицы.

И до настоящего времени эта дивная песнь Святой Девы поет­ся Христовой Церковью за утренним богослужением, наполняя души верующих радостным благоговением перед Пресвятой Бого­родицей. Она учит последователей Христовых, что величайшее и святейшее свойство души человеческой есть смирение, благода­ря которому человек достигает истинного величия. Бог увидел смирение Святой Девы и сделал Ее Царицей неба, поставив Ее вы­ше Ангелов небесных.

Пресвятая Богородица провела в доме Захарии около трех меся­цев, освящая праведное семейство Своим благодатным присутстви­ем, после чего возвратилась в Назарет к своему обручнику Иосифу.

Рождение Иоанна Предтечи

Лк. 1, 57-80

 

Вскоре после ухода Божией Матери в Назарет дом священни­ка Захарии посетила новая большая радость. Праведная Елисаве­та в старости своей родила долгожданного сына. Весть об этом чу­десном событии быстро облетела всю окрестность горнего селе­ния, и на восьмой день, когда надо было обрезать дивного младен­ца, дом Захарии был переполнен людьми.

Родственники и знакомые советовали назвать новорожден­ного именем Захария, по имени отца, так как у иудеев в те вре­мена было принято передавать в одном роду одни и те же имена из поколения в поколение. Елисавета же хотела назвать его Ио­анном и настаивала на своем. Тогда все присутствующие обрати­лись к священнику Захарии и знаками стали спрашивать его, как он желает назвать своего сына. Захария попросил дощечку и на ней написал: «Иоанн имя ему». И все удивились.

В тот же момент Захарии возвратился дар речи, и он, вдохнов­ленный Святым Духом, начал прославлять Бога и пророчески воз­вещать о скором пришествии в мир Мессии. Затем, обращаясь к своему сыну Иоанну, он сказал: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа при­готовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в проще­нии грехов их...»

Все присутствующие от этих слов пришли в большое волне­ние. События, происшедшие в доме престарелого священника, стали предметом разговоров в горном селении и его окрестностях. Мессианские надежды были живы в это время в народе, все ожи­дали великого Посланника от Бога. Поэтому высказывались раз­личные предположения о будущей судьбе сына Захарии, при встрече слышались вопросы: «Что будет младенец сей?»



Откровение праведному Иосифу о Боговоплощении

Мф. 1, 18-25

 

После спокойных дней, проведенных в доме своей родствен­ницы, Святую Деву в Назарете ожидали испытания. Признаки Ее беременности становились заметны. Иосиф, не посвященный в тайну Боговоплощения, о которой, по скромности и смирению, Мария молчала, заметил Ее положение. Наружный Ее вид гово­рил Иосифу о неверности обрученной ему Невесты. За это Иосиф мог всенародно обличить Святую Деву и подвергнуть Ее строгой казни, установленной законом Моисея.

Но Иосиф был человек святой жизни. Он не радовался нравст­венному падению человека, а старался своей любовью и добротой покрыть его вину. Это же самое он хотел сделать и с нареченной своей Невестой. Не желая позорить Святую Деву перед народом, старец решил тайно отпустить Ее от себя, дав Ей разводное пись­мо. Но как только он об этом подумал, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Ма­рию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «Се, Дева во чреве приимет и ро­дит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог».

Пробудившись от сна, праведный старец поступил так, как ве­лел ему Ангел Господень. Отныне Иосиф понял, в чем заключалось его предназначение в родословии Иисуса: ему предстояло быть опорою и хранителем двух слабых существ – Девственной его Же­ны и Ее будущего Богомладенца.

Рождество Христово

Лк. 2, 1-20; Мф. 1, 18-25

 

Наступило всемирное событие Рождества Христова. Но Изра­иль ожидал пришествия Мессии не из Назарета, а из Вифлеема, как об этом ясно предсказал пророк Михей (Мих. 5, 2).

И вот пророчество Михея начало исполняться. В то время, как Пресвятой Деве Марии приблизилось время родить Божест­венного Младенца, римский кесарь Август издал декрет о пере­писи населения во всей империи, в том числе и в Палестине. Со­гласно этому указу каждый иудей должен был пройти перепись в том городе, где жили его предки. Так как Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давида, то они без промедления отправи­лись в Вифлеем – город царя Давида. Всюду по дорогам двига­лось множество людей: все спешили на перепись. После утоми­тельного пути, поздно вечером, старец Иосиф и Дева Мария при­шли в Вифлеем и стали искать гостиницу для ночлега. Но все гостиницы были переполнены, и будущей Матери Спасителя не нашлось места среди людей. Тогда Иосиф отыскал возле города пещеру, куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот. Пеще­ра была пуста; в ней находились только ясли для корма живот­ных. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец - Сын Божий Христос, Спаситель мира. Она спелена­ла Божественного Младенца и положила Его в ясли. Так в обста­новке крайней нищеты, в глубоком смирении через Святую Де­ву сошел на землю Бог, соединившись неслитно, неизменно, не­разлучно, нераздельно с природой человеческой.

 В убогом вертепе (пещере) совершилось великое событие: миру, погруженному в сумрак, «воссиял свет Божественного разума». Сама Небесная Любовь пришла к людям, чтобы спас­ти их от вечной смерти. Но люди как тогда, так и теперь часто бывают бесчувственными к Божиему призыву, недостойными Его Любви.

Во сколько запертых дверей стучал Иосиф в надежде найти кров для Святой Девы Марии! Но жители городка мирно спали, утомленные своими житейскими заботами и тревогами, двери домов были плотно закрыты. Бесчувствие, страх, лень, боязнь стес­нить себя не давали им откликнуться на мольбы...

Но разве это было только тогда, во дни переписи Августа? Разве не повторяется это из века в век? Сколько людей со страхом затворяют дверь своей души, когда Христос стучится в нее. Они боятся нарушить свой сонный покой или стеснить себя, а иные просто коснеют в лености; духовная жажда угасла в них, огонь уже даже не тлеет. Правда, есть такие, которые не против отвести Богу некоторое место в жизни, но часто это место подобно только забытым задворкам.

 

Поклонение пастухов

Лк. 2, 8-20

 

В эту радостную спасительную ночь ликовали небеса и зем­ная природа, но люди спали – спал глубоким сном и Израиль. Он спал не только телесным сном, но и сном гораздо более глубоким и ужасным – сном духовным. Руководители еврейского народа, которые первыми должны были с радостью встретить своего Мес­сию, не могли и подумать, что Христос придет в таком смирении и уничижении. Их недуховные взоры обращались к роскошным дворцам, ибо оттуда они ожидали пришествия своего мессии – земного царя. Вот почему не им, а вифлеемским пастухам, людям с простым, добрым сердцем, Господь открыл радостную весть о рождении Христа Спасителя.

В эту святую ночь на холмах Иудеи пастухи сторожили свои стада. Быть может, они тихо беседовали о скором наступлении мессианских времен или просто думали об этом, как вдруг небо озарилось светом и слава Господня осияла их. Перед собой они увидели Ангела Божия. Пастухи испугались, но посланник Не­бес сказал им: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, ко­торая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидо­вом Спаситель, Который есть Христос Господь и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Не успели еще отзвучать слова ангельского благовестия, как пастухи увидели множество других Ангелов, которые дивным неземным пением прославляли Бога, взывая: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

Пение небесных посланников постепенно становилось тише и тише, пока Ангелы совсем не скрылись в глубинах ночи. На не­бе сияли лишь яркие звезды. Тогда пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возве­стил нам Господь».

Придя в Вифлеем, они нашли там пещеру и увидели в ней Де­ву Богородицу, Иосифа и Божественного Младенца, лежащего в яслях. Пастухи поклонились Младенцу-Христу и рассказали о явлении им в поле Ангелов. Святая Дева Мария радовалась сло­вам пастухов, «слагая их в сердце Своем».

Так на вифлеемских пастухах сбылись слова Спасителя: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 429.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...