Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ




Открывается дверь класса. Художественный терапевт делает знак ребенку. Другие ученики продолжают свою работу. На опре­деленное время уделяется внимание только этому ребенку и более никому. Он рисует. Что он рисует - это не так важно. А как он рисует играет огромную роль: слабые или сильные цвета, мокрый или сухой лист, маленький или большой объем; как ребенок ра­ботает с кисточкой и т.д.; подбор слов терапевтом и его отноше­ние с цветом и материалом - уравновешенное, почтительное и любящее. У ребенка есть возможность выразить себя во время ри­сования. Терапевт здесь для того, чтобы руководить каждым ша­гом. Он интенсивно наблюдает и контролирует процесс.

В терапии искусством выбор делается между лепкой, рисова­нием форм, живописью и смежными областями, на основе заклю­чений консультировавшего врача. Каждая художественная дея­тельность имеет определенное воздействие на душевную сферу, благодаря которому душа страдает или исцеляется. Работа с цве­том и водой обычно освобождает и открывает. На то, как мы за­сыпаем и пробуждаемся, влияют образы, которые проникают че­рез наши мысли в душу. Живопись означает обогащение мира об­разов. Имея дело с цветом, мы усиливаем качество чувства или чувствительности. Атмосфера, настроение, жест и/или оттенок начинают быть частью действительности. Если в чувственной жизни появляется жесткость, тогда живопись, например, делает ребенка более восприимчивым.

Терапию искусством должно поддерживать медицинское ле­чение. Поэтому обязательны консультации у врача. Диагнозы и до, и после, терапевтические обсуждения требуют присутствия классного учителя.

Живопись, как она описана в этой книге (точно установлен­ная по возрастам), также содержит определенное терапевтическое влияние. В педагогике, которая восходит из антропософской ду­ховной науки, каждый предмет имеет терапевтическое воздейс­твие. Однако о терапии, в смысле терапии искусством, не может быть и речи, когда речь идет о классе. Выделяя слишком сильно терапевтический аспект, кто-то использует живопись в качестве целительного «душа» или «лекарства», а это не ее основная фун­кция.

В современной практике вальдорфской школы правильно и необходимо поощрять живопись, но не за терапевтическую цен­ность. Живопись как предмет в учебном плане служит педагоги­ческой цели. В сочетании с другими предметами она формирует гармоничную личность. В школе и классе мы заняты обработкой учебного материала здоровым образом; наша цель - здоровая ин­карнация молодой личности.

Можно обнаружить, что определенные методы в терапии ис­кусством являются подходящим средством для какого-то кон­кретного класса, например, аккуратное обращение с оборудовани­ем (материалом), рисование определенных форм в определенном цветовом настроении или технике, даже рисование образов (кто-то рисует солнце, траву и т.д.), как в лечебной педагогике. Одна­ко то, что подходит в терапии, не подходит автоматически в клас­се. Отношения ребенок-терапевт, терапевт-ребенок являются исцеляющей основой, в которой все виды лечения становятся «те­рапией». Учитель стремится к другой, педагогической цели. Он делает выбор содержания и метода в соответствии с душевной фа­зой развития ребенка. Он создает, связывает с тем, что проходи­ло перед этим, готовит новый материал. Он осторожно действует в рамках «основного учебного плана». Классная или групповая односторонность, индивидуальные различия между детьми учи­тываются вместе с текущими заданиями и вариациями в методе, который предлагает живопись. Она дает материал, который зат­рагивает здорового ребенка.

Сотрудничество между терапевтом и учителем взаимовыгод­но и поможет найти подходящие методы для исцеления ребенка.

Мы снова ссылаемся на пример двух активных упражнений цвета-формы, описанных Штайнером в Оксфорде, в соединении с элементами односторонности «держание всего в голове» и «непро­никновение в природный материал»[2].

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА НА ДРУГИХ УРОКАХ И В ИНТЕРЬЕРЕ ШКОЛЫ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...