Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пообразный анализ (сообщения учеников)




Урок-анализ драматического произведения. А.С. Пушкин «Борис Годунов»

Цели и задачи урока:

-воспитание интереса и уважения к литературе;

-развитие критического мышления;

-развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

-развитие речевых способностей учащихся;

-развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

-обогащать словарный запас учащихся;

-совершенствовать технику чтения.

 

План урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний. Подготовка к восприятию. Проверка домашнего задания.

3.Слово учителя

4.Сообщение ученика – историческая справка «Угличская драма»

5.Слово учителя. Тематика трагедии.

6. Композиция драмы

7. Работа с эпизодом «Сцена вЧудовом монастыре».

8. Пообразный анализ (сообщения учеников)

А)Образ Григория Отрепьева

Б)Образ Бориса Годунова

В) Образ народа

9. Слово учителя. Итоги урока. Рефлексия

10.Домашнее задание

Ход урока

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.Дежурные, сообщите, кто в классе отсутствует.

 

Актуализация знаний. Подготовка к восприятию. Проверка домашнего задания.

-Давайте вспомним, ктворчеству какого писателя мы обращались на прошлом уроке? (А.С. Пушкин)

- Какие произведения Пушкина вы уже знаете? (ответы учеников)

- Назовите героев произведений Пушкина, которые вам запомнились? (ответы учеников)

-Какое задание вы получили к сегодняшнему уроку? (прочитать трагедию А.С. Пушкина «Борис Годунов», подготовить пообразный анализ(по группам) + сообщение ученика)

 

Слово учителя

- «Борис Годунов» — историческая драма Александра Сергеевича Пушкина, созданная в 1825 году во время ссылки в Михайловское. Она была написана под влиянием чтения Пушкиным «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.Стремясь «воскресить минувший век во всей его истине», «одну из самых драматических эпох нашей истории», Пушкин считал наиболее подходящей для разрешения этой задачи форму трагедии. Он так определял сущность трагедии: «Что развивается в трагедии? Какая цель её? — Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная».  Трагедия ознаменовала полный отход Пушкина от романтизма с его героикой к реалистическому воплощению образов персонажей.

Пушкин использовал для сюжета народный слух об убийстве царевича Дмитрия по приказу Бориса Годунова, что исторически не подтверждено.

Сообщение ученика – историческая справка «Угличская драма»

15 мая 1591 года в Угличе погиб при загадочных обстоятельствах царевич Дмитрий. Это случилось через семь лет после смерти его отца Ивана IV. Вступивший на престол царь Федор Иванович был человеком недалеким, почти слабоумным, и потому, умирая, Иван Грозный учредил нечто вроде регентского совета при своем глуповатом наследнике. Один из членов этого совета, шурин Федора Борис Годунов, вскоре стал единоличным правителем.

После смерти отца полуторагодовалого Дмитрия отправили вместе с матерью — Марией Федоровной Нагой — в Углич.

Что же произошло 15 мая 1591 года? В этот день царевич, играя во дворе, внезапно упал на землю с ножевой раной в горле и тут же скончался. Мать Дмитрия и ее родственники обвинили в убийстве находившихся в Угличе московских служилых людей, которых тут же прикончили сбежавшиеся горожане. Через несколько дней прибыла из Москвы следственная комиссия. Она пришла к выводу, что царевич играл ножом и в припадке эпилепсии сам на него накололся.

(примерный текст сообщения по материалам историка В. Кобрина)

 

Слово учителя. Тематика трагедии.

 - Одна из основных тем, поднимаемых в трагедии, — власть и человек. Пушкин даёт абсолютно чёткое определение: любая власть — есть насилие, а значит зло.Также основной темой является источник власти и ответственность за народ правящей верхушки. Устами персонажа автор говорит об источнике власти как о «мнении народном» и выводит правящую элиту, как сборище честолюбцев и предателей, ввергающих народ в Великую Смуту.

Композиция драмы

- Драма написана в жанре исторической хроники.

1598 год. После смерти царя Федора Иоанновича народ умоляет Бориса принять корону.

1603 год. Чудов монастырь. Гришка Отрепьев узнает от Пимена подробности убийства царевича Дмитрия Угличского и сбегает. В Кракове в доме Вишневецкого Самозванец начинает собирать свиту.

1604 год. Войско Самозванца переходит границу. В Кремле принимают решение перенести мощи царевича Дмитрия из Углича в Москву. В Москве царь Борис внезапно умирает, успев благословить сына Федора на царство. Пушкин на Лобном месте провозглашает власть Лжедмитрия и провоцирует на бунт против детей Годунова. Бояре входят в дом, где скрывается царь Федор и его мать, и душат их. Боярин Мосальский объявляет народу: «Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!». Народ безмолвствует (ученики фиксируют тезисно в тетради).

Работа с эпизодом «Сцена вЧудовом монастыре»

- А теперь давайте обратимся к эпизоду «Сцена в Чудовом монастыре».(чтение эпизода учителем)

Еще одно, последнее сказанье –

И летопись окончена моя.

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем господь меня поставил

И книжному искусству вразумил…

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду —

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро —

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною —

Давно ль оно неслось, событий полно,

Волнуяся, как море-окиян?

Теперь оно безмолвно и спокойно,

Не много лиц мне память сохранила,

Не много слов доходят до меня,

А прочее погибло невозвратно...

Но близок день, лампада догорает —

Еще одно, последнее сказанье.

Григорий(пробуждается)

Все тот же сон! возможно ль? в третий раз!

Проклятый сон!.. А все перед лампадой

Старик сидит да пишет — и дремотой,

Знать, во всю ночь он не смыкал очей.

Как я люблю его спокойный вид,

Когда, душой в минувшем погруженный,

Он летопись свою ведет; и часто

Я угадать хотел, о чем он пишет?

О темном ли владычестве татар?

О казнях ли свирепых Иоанна?

О бурном ли новогородском вече?

О славе ли отечества? напрасно.

Ни на челе высоком, ни во взорах

Нельзя прочесть его сокрытых дум;

Все тот же вид смиренный, величавый.

Так точно дьяк, в приказах поседелый,

Спокойно зрит на правых и виновных,

Добру и злу внимая равнодушно,

Не ведая ни жалости, ни гнева.

Пимен

Проснулся, брат.

Григорий

Благослови меня,

Честный отец.

Пимен

Благослови господь

Тебя и днесь, и присно, и вовеки.

Григорий

Ты все писал и сном не позабылся,

А мой покой бесовское мечтанье

Тревожило, и враг меня мутил.

Мне снилося, что лестница крутая

Меня вела на башню; с высоты

Мне виделась Москва, что муравейник;

Внизу народ на площади кипел

И на меня указывал со смехом,

И стыдно мне и страшно становилось —

И, падая стремглав, я пробуждался...

И три раза мне снился тот же сон.

Не чудно ли?

Пимен

Младая кровь играет;

Смиряй себя молитвой и постом,

И сны твои видений легких будут

Исполнены. Доныне — если я,

Невольною дремотой обессилен,

Не сотворю молитвы долгой к ночи —

Мой старый сон не тих, и не безгрешен,

Мне чудятся то шумные пиры,

То ратный стан, то схватки боевые,

Безумные потехи юных лет!

Григорий

Как весело провел свою ты младость!

Ты воевал под башнями Казани,

Ты рать Литвы при Шуйском отражал,

Ты видел двор и роскошь Иоанна!

Счастлив! а я от отроческих лет

По келиям скитаюсь, бедный инок!

Зачем и мне не тешиться в боях,

Не пировать за царскою трапезой?

Успел бы я, как ты, на старость лет

От суеты, от мира отложиться,

Произнести монашества обет

И в тихую обитель затвориться.

Лексическая работа

-При чтении отрывка вы встретились с незнакомыми словами, архаизмами: днесь, присно, смирять, отрок, инок, келья, сетовать, ратный, блаженство, клобук, чернец, послушанье (на доске). Как вы их понимаете? Давайте обратимся к словарю, чтобы проверить (ученики записывают незнакомые слова и их значения, пользуясь словарем).

Пообразный анализ (сообщения учеников)

А) Сообщение группы 1.

Образ Григория Отрепьева

В изображении Пушкина Самозванец Гришка Отрепьев — порождение Смутного времени: удачливый и беспечный авантюрист, баловень фортуны и в то же время яркий, одаренный человек, использующий уникальный исторический шанс для того, чтобы вознестись на немыслимую для него высоту власти.

В одном из набросков предисловия к «Борису Годунову» поэт сравнил Самозванца с персонажем шекспировских исторических хроник — королем Генрихом IV, найдя в них «много общего»: «Он храбр, великодушен и хвастлив, подобно ему равнодушен к религии — оба они из политических соображений отрекаются от своей веры, оба любят удовольствия и войну, оба увлекаются несбыточными замыслами, оба являются жертвами заговоров...».

Самозванец постоянно в движении и переменах. Пушкин подчеркивает его удивительную способность к перевоплощению. В различных сюжетных эпизодах мы видим Самозванца монахом и бродягой, дипломатом и воином, политическим интриганом, поклонником поэзии и влюбленным. Его характер сложен и противоречив, как и характер Бориса Годунова, но в личности Самозванца гораздо больше красок. Он умен и находчив, расчетлив и смел, красноречив и остроумен, но нередко беспечен и беспринципен, а иногда легкомыслен, особенно в своих политических обещаниях. В отличие от замкнутого Бориса Годунова, Самозванец очень общителен, разговорчив, с каждым из своих собеседников находит верный тон. Он словно притягивает к себе самых разных персонажей, позволяя автору передать все многообразие характеров и мотивов поведения людей эпохи Смуты.

Б) Сообщение группы 2

Образ Бориса Годунова

Вина пушкинского царя Бориса очевидна, однако суд мирской не страшит его.

Ни разу, даже наедине с самим собой, Борис Годунов не признается в преступлении, не раскаивается в нем и уж тем более не помышляет о публичном покаянии. Никто из персонажей пьесы, кроме Николки-юродивого, не смеет бросить ему в лицо обвинение в убийстве, хотя в последние годы его правления о давнем преступлении напоминают ему и толки о Самозванце, и даже простодушная речь патриарха о чудесах, происходящих на «могилке» царевича-мученика.

Бориса Годунова страшит не людское мнение, не суд народный, а муки собственной совести. Накануне появления Самозванца герой находится в состоянии острого душевного кризиса. Нечистая совесть тревожит его страшными снами тринадцать лет мне сряду.Все снилося убитое дитя!») и постоянной душевной смутой:

Как молотком, стучит в ушах упрек,

И все тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах...

И рад бежать, да некуда... ужасно!

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Царь Борис — заложник своего преступления. Уколы совести делают его власть безрадостной, тяжелой ношей. «Счастья нет в моей душе», «мне счастья нет», «ни власть, ни жизнь меня не веселят» — так Годунов оценивает свое душевное состояние. Годунов чувствует народную нелюбовь: молва делает его виновником всех бед — голода, пожаров, смертей («Кто ни умрет, я всех убийца тайный»).

Душевные терзания лишают его уверенности в себе, делают суеверным, подозрительным и жестоким, что еще больше отталкивает от него и верхушку общества, и народ. Борис Годунов предчувствует «небесный гром и горе». Недаром ему чудятся «мальчики кровавые». Это не случайная оговорка: он страшится за судьбу своего собственного сына — царевича Феодора. Предчувствия Бориса вскоре становятся страшной реальностью.

В) Сообщение группы 3

Образ народа

Народ в трагедии — многогранный символический образ. Это носитель высшей нравственной истины. Он не может простить царю Борису невинной крови царевича. В восприятии народа Борис Годунов — «Ирод», а молиться за царя Ирода, как дерзко бросил вслед царю юродивый Николка, «богородица не велит».

В то же время народ, который, по словам Басманова, всегда «к смятенью тайно склонен», доверчив и готов подчиниться «законному» царю, как отрок своему отцу.

Бунт против Годуновых — исполнение приговора, вынесенного народом. Но толпа, возбужденная подстрекателем Пушкиным, бежит в Кремль «вязать Борисова щенка», не подозревая, что следующим актом исторического действа будет новое боярское злодеяние, и трон снова займет не законный государь, а преступник.

Трагедия завершается народным безмолвием. Это ответ Народа на упрек Мосальского: «Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!».










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...