Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модель региональной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности на дорогах




 (СЛ.2)Актуальность темы обусловлена тем, что безопасность жизнедеятельности личности на дорогах (далее безопасность на дороге) приобретает значение как одна из глобальных ценностей человечества. Официальные статистические данные свидетельствуют о высоком уровне смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий, виновниками которых становятся все категории участников дорожного движения: пешеходы, водители, пассажиры.

(СЛ.3)В целях формирования системы обеспечения безопасности на дорогах УГИБДД МВД по РТ и ГУ «НЦ БЖД» была разработана модель региональной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности на дорогах.

 Модель разработана на основе совокупности следующих принципов представленных на слайде:

(СЛ.4) партисипативности - предусматривающего вариативные формы социального партнерства образовательных учреждений с ГИБДД и другими ведомствами;

(СЛ.5) непрерывности - обуславливающего системную целостность специальных акций и образовательных программ по основам безопасности жизнедеятельности;

 (СЛ.6) кластерности - направленного на интеграцию целевого, мотивационного, содержательного, процессуально-деятельностного, контрольно-оценочного компонентов педагогического процесса формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего специалиста;

(СЛ.7) продуктивности - обеспечивающего формирование у будущего специалиста готовности к безопасному поведению на дороге посредством участия в разработке и реализации научно-образовательных и научно-производственных проектов по безопасности жизнедеятельности на дорогах;

(СЛ.8) персонификации - обуславливающего интегрированное и целенаправленное воздействие на развитие свойств субъектности; формирование устойчивого, осознанного и позитивного отношения к безопасности дорожного движения;

(СЛ.9) превентивности - заключающегося в предупреждении опасного поведения участников дорожного движения; разработке профилактических программ и организации информационно-пропагандистской работы.

(СЛ.10 и гиперссылки)Данная модель, включает различные блоки деятельности, охватывает все социально-возрастные группы населения и направлена на формирование в регионе единого информационно-технологического пространства по формированию компетенции безопасности на дорогах.

Она предполагает материально-техническое, научно-методическое, и кадровое обеспечение.

(СЛ.11) А также предусматривает взаимодействие Госавтоинспекции, заинтересованных министерств и ведомств с образовательными учреждениями в Республике Татарстан.

 (СЛ.12) В Республике Татарстан еще в 90-х годах, был разработан и внедрен региональный стандарт обучения детей и подростков правилам и навыкам безопасного поведения на дороге.

 (СЛ.13) Первая ступень – подготовка участников дорожного движения в возрасте до 7 лет в дошкольных образовательных учреждениях, в системе дополнительного образования детей. Здесь в основном подготовка к безопасному участию в дорожном движении осуществляется в ДОУ и в семье. Дети также посещают спортивные секции и кружки вне ДОУ, автогородки. Участвуют в акциях и конкурсах, таких как «Безопасная зебра», «Зеленый огонек».

На этой ступени дети должны научиться уверенно ориентироваться в микрорайоне проживания и иметь навыки безопасного поведения на улице.

(СЛ.14) Вторая ступень – младшие школьники (1-4 классы, 7-11 лет).

Подготовка к безопасному участию в дорожном движении осуществляется в школах (предмет «Окружающий мир», 3 часа в год), отрядах ЮИД, спортивных секциях и кружках: юный велосипедист, картинг, автогородок. Хорошо зарекомендовали себя и такие форма работы как проведение акций-конкурсов «Дорога без опасности», «Помоги первокласснику безопасно прийти в школу», «Безопасное колесо».

(СЛ.15) Третья ступень – средний школьный возраст (5-9 классы, 11-14 лет).

На этой ступени дети продолжают изучать правила дорожного движения, отрабатывать навыки управления велосипедом, заниматься в отрядах ЮИД. На сегодняшний день в полнокомплектных общеобразовательных учреждениях республики созданы 1364 отряда ЮИД, объединяющих в своих рядах более 12 тысяч учащихся.

Все более популярными становятся занятия в карт-клубах. Сегодня в городах и районах республики созданы и действуют 62 карт-клуба, в которых занимаются на постоянной основе в общей сложности около 3 000 детей и подростков. Действуют 3 специализированных картодрома, соответствующих требованиям безопасности при проведении соревнований.

 (СЛ.16) Четвертая ступень – старший школьный возраст (10-11 классы, 15-17 лет).

Подготовка к безопасному участию в дорожном движении осуществляется в школах, в профильных классах, в системе начального, среднего профессионального образования, в детских юношеских автошколах.

Сегодня в городах и районных центрах республики насчитывается 28 филиалов ДЮАШ, в которых имеется 136 специализированных автоклассов и 48 учебных автомобилей. Ежегодно ДЮАШ выпускают более 2-х тысяч юношей и девушек, которые успешно сдают экзамены по ПДД и вождению автомобиля, а по достижении 18 лет получают водительские удостоверения. Команда ДЮАШ РТ с 2004 года стала активной участницей Всероссийских соревнований, регулярно занимает призовые места.

Эстафету подготовки водителей подхватывает РОСТО. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан внедрена инновационная программа под эгидой РОСТО по подготовке водителей из числа старшеклассников, которая рассчитана на 2 года. Благодаря этому, выпускники школ будут готовы к службе в армии по военно-учетной профессии. Программа подкреплена финансовыми средствами и учебно-методическими разработками.

До 2010 года стандарт ограничивался этими четырьмя ступенями обучения, охватывающими возрастные группы от трех до семнадцати лет. Однако проблема безопасности на дорогах, обучения правилам дорожного движения должна охватывать все возрастные категории населения. Поэтому нами были определены дополнительно 3 последовательные ступени обучения (5,6,7) правилам безопасного поведения на дорогах, которые вошли в Концепцию формирования у будущего специалиста компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах.

 (СЛ.17) Пятая ступень – 18-25 лет.

Подготовка к безопасному участию в дорожном движении осуществляется в системе профессионального образования: начального, среднего и высшего. Это также и молодежные общественные организации, автошколы, мероприятия («Автосессия», день памяти жертв ДТП, Молодежный форум).

(СЛ.18) Шестая ступень – 25-60 лет.

Подготовка к безопасному участию в дорожном движении осуществляется в образовательной системе повышения квалификации специалистов (например, профессиональные водители категорий «В, С, Д, Е», работающих в сфере транспорта, а также повышение квалификации педагогов, преподающих ПДД), автошколы.

Популярными стали ежегодные конкурсы водительского мастерства Автошкола года, Автоледи.

(СЛ.19) Седьмая ступень Возраст 60 лет и старше. Седьмая ступень – от 60 лет и старше.

Профилактика дорожно-транспортного травматизма данной категории населения осуществляется по месту жительства, посредством проведения бесед, лекций, встреч, а также и через вовлечение в спортивные мероприятия. Так, 5 октября 2011 года на территории комплекса Управления ГИБДД МВД по РТ состоялся конкурс водительского мастерства среди ветеранов Госавтоинспекции МВД по РТ, посвященный Дню пожилого человека.

 (СЛ.20) Основной упор при подготовке компетентного участника дорожного движения в РТ делается именно на образование, так как оно затрагивает все возрастные категории населения. Нами учтено семейное образование и такая категория участников дорожного движения как люди с ограниченными возможностями, которые требуют подготовки с учетом их специфики. Для подготовки участников дорожного движения, не включенных в систему образования, используется компонент воздействия.

(СЛ.21)Ступенчатая система подготовки компетентных участников дорожного движения имеет соответствующее материально-техническое обеспечение.

(СЛ. 22) Оборудование по БДД

Сегодня – это 612 оснащенных всем необходимым кабинетов по безопасности дорожного движения, 2955 уголков БДД, 500 площадок с дорожной разметкой, размещенные в городских и сельских детских садах и школах и 3 полноценных автогородка.

(СЛ.23) В республике Татарстан Управление Госавтоинспекции совместно с научным центром обеспечили практически все образовательные ступени учебно-методическими пособиями.

 (СЛ.24) (КНИГИ Обучение детей дошкольного возраста Цикл занятий по обучению дошкольников…)

Для дошкольного возраста это «Цикл занятий по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах» и «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах», в которых обобщен передовой опыт педагогов республики.

(СЛ.25)(Пособия «Обучение младших школьников…», Основные вопросы организации ЮИДовского движения…)

Для младших школьников таким же тиражом разработаны и изданы:

Учебно-методическое пособие «Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге».

Пособие Основные вопросы организации ЮИДовского движения (на примере Республики Татарстан) и др.

(СЛ.26)(Картинг в спортивно-технических школах, секциях и кружках)

Для учащихся среднего школьного возраста изданыучебно-методические пособия по Картингу 4книги иподготовлено к изданию учебно-методическое пособие «Обучение школьников правилам безопасного поведения на дороге (5-9 классы)»

(СЛ.27) (сборник «Инновационные учебные планы и …»

Для старшеклассников разработан и издан сборник «Инновационные учебные планы и программы ранней профессиональной подготовки водителей в школе и рекомендации по совершенствованию методик преподавания в процессе профессиональной подготовки водителей в школе» и книга «Детская юношеская автомобильная школа (на примере Республики Татарстан)»

(СЛ.28 Слайд работа с вузами.) Для студентов высших учебных заведений разрабатывается цикл лекций по дисциплине «Безопасность на дороге и в общественном транспорте».

 (СЛ.29) (Подготовка водителей….. и Инновационные учебные планы и программы….).

 Для обеспечения качественной подготовки водителей разработаны и изданы методические рекомендации Подготовка водителей транспортных средств в Республике Татарстан.

Инновационные учебные планы, программы профессиональной подготовки водителей и рекомендации по совершенствованию методик преподавания.

 (СЛ. 30) Взрослой аудитории будет интересен  ежеквартальный научно-методический и информационный журнал «Вестник НЦ БЖД». Журнал выпускается с 2009 года, ведется работа по включению в перечень ВАК. Журнал включен в систему РИНЦ.

Представленные в журнале статьи отражают всю многоплановость понятия «безопасность», информируют об исследованиях, ведущихся в данном научном направлении.

Авторами статей являются ученые и практики, активно работающие в области безопасности жизнедеятельности.

Появление научной и образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», и в частности, безопасности жизнедеятельности на дорогах, востребовало подготовку и переподготовку педагогов, компетентных в этой области.

(СЛ.31)  С 1998 года Госавтоинспекция совместно с научным центром и министерством образования РТ занимались обучением и повышением квалификации педагогов начальных классов, преподающих Правила дорожного движения. С 2005 года начало проводиться обучение и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как именно педагоги, работающие на первой ступени системы в дошкольных образовательных учреждениях должны уметь заложить в детях основы правил безопасного поведения в транспортной среде. Также разработали и внедрили учебный план повышения квалификации учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений по курсу «Современные образовательные технологии обучения детей дошкольного и начального школьного возраста правилам безопасного поведения на дорогах».

Ежегодно по плану 500 педагогов республики проходят курсы повышения квалификации.

Значительное внимание вопросам безопасности дорожного движения уделяется при подготовке преподавателей ОБЖ в Казанском федеральном университете. Совместно с Госавтоинпекцией и научным центром разработаны:

УМК по курсу «Безопасность на дороге и в общественном транспорте» и «Безопасность участников дорожного движения» для бакалавриата по направлению – образование в области физической культуры безопасности жизнедеятельности;

учебная программа, учебный план для магистратуры по подготовке специалистов в области безопасности жизнедеятельности.

В республике накоплен значительный опыт реализации различных форм работы с вузовской молодежью. Независимо от получаемой профессии, каждый молодой специалист должен знать и соблюдать правила дорожного движения. В последние годы широкое распространение получили такие формы работы как проведение круглых столов и форумов по вопросам безопасности дорожного движения, конкурса среди студентов-автомобилистов «Автосессия», акции «День памяти жертв ДТП».

 (СЛ.32) В заключении хотела бы подчеркнуть, что в настоящее время в РТ выработана целостная система подготовки компетентного специалиста и участника дорожного движения.

Единая стратегия действий всех заинтересованных структур, как власти, так и общественных организации, по реализации Концепции обеспечения безопасности жизнедеятельности на дорогах позволит коренным образом изменить ситуацию с аварийностью на дорогах республики.

 

(СЛ. 33) Благодарю за внимание.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 655.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...