Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально-экономическое развитие России в 1992-1998 гг.




Ельцин помнил, из-за чего рухнул Советский Союз – нерешительность руководства в проведении экономических реформ. Еще в 1991 г., став президентом Российской Федерации, Б. Н. Ельцин провозгласил курс на радикальное реформирование общества. При этом он заявлял, что уже через 6-8 месяцев после начала реформ наступит существенное улучшение жизни. Уверенность в том, что в столь короткие сроки будут достигнуты желаемые результаты, была присуща всему новому поколению экономистов-рыночников. Один из них, Г. А. Явлинский, разработал программу экономических преобразований, рассчитанную на 500 дней. Суть предложений приверженцев радикально либеральных взглядов заключалась в форсированном переходе от прежней экономической системы к рыночной экономике, путем "прыжка". Такая экономическая политика получила название "шоковой терапии".

"Шоковая терапия".Курс на осуществление реформ был одобрен V Съездом народных депутатов РСФСР в конце октября 1991 г., для его реализации президенту предоставлялись самые широкие полномочия. Вскоре было сформировано новое правительство во главе с самим президентом. Ключевой фигурой в нем стал экономист Е. Т. Гайдар. С его именем и связаны реформы, начало которым положила либерализация цен, ставшая реальностью 2 января 1992 года. Предусматривалось, что нерегулируемая "свобода цен" позволит ликвидировать товарный дефицит и создаст реальную конкуренцию для товаропроизводителей. Наряду с либерализацией цен проводилась и либерализация торговли, эта сфера переставала быть государственной и переходила в руки коммерческих организаций и частных лиц. Все эти меры должны были не только придать новый импульс развитию экономики, но и способствовать изменению сознания людей: в создававшихся условиях требовалось не ждать материальных благ от государства, а проявлять хозяйственную инициативу, зарабатывать деньги.

Приватизация.Следующим этапом экономических преобразований в России стала приватизация. В стране была произведена передача государственной собственности в частные руки. В ходе этого процесса, начавшегося во второй половине 1992 г., все граждане страны получили приватизационные чеки — ваучеры, которые давали право на определенную часть государственного имущества (в сумме 10 тыс. руб. в ценах на конец 1991 г.). Ваучеры не были именными, их можно было вкладывать в инвестиционные фонды (они имели возможность приобретать на ваучеры акции предприятий), продавать и покупать. Лица и группы лиц, скупившие или сосредоточившие другими путями в своих руках большое количество ваучеров, могли стать собственниками крупных государственных предприятий, приобретавшихся ими по заниженной стоимости. С окончанием начального этапа приватизации на основе ваучеров наступил второй ее этап, когда предприятия или пакеты акций приобретались уже не на ваучеры, а за деньги. Провозглашенная правительством задача создать широкий социальный слой собственников ("средний класс") не была осуществлена, но в результате приватизации появились крупные собственники (владельцы дающих прибыль предприятий, финансисты, обогатившиеся в ходе операций с ценными бумагами). Довольно значительный слой частных предпринимателей возник в сфере торговли. Реальной собственностью большого количества граждан стали квартиры, перешедшие в их руки в процессе приватизации. Общий выигрыш от реформ заключался в насыщении рынка товарами, преимущественно импортными. В то же время платежеспособный спрос населения существенно снизился ввиду бурного роста цен, инфляции и сокращения денежных средств (в частности, в связи с обесцениванием вкладов в сберегательном банке).

Реформа 1992 года проходила крайне тяжело и имела ряд последствий. Цены к концу 1992 года выросли в 100-150 раз. Индексация зарплаты проходила гораздо медленнее – примерно в 10 раз отставала от роста цен. Были заморожены вклады населения на сберкнижках, что привело к их обесцениванию. Все это привело к резкому падению уровня жизни большинства россиян.

Стабилизация финансового рынка. Недовольство Гайдаром было повсеместное, так как считали, что именно он повинен во всех трудностях. Тогда Ельцин заменил Гайдара на опытного хозяйственника Виктора Черномырдина. В условиях "галопирующей" инфляции правительство В. С. Черномырдина своей первоочередной задачей провозгласило стабилизацию финансового рынка. К 1996 г. с помощью внутренних и внешних займов эта задача была в целом решена — уровень инфляции удалось снизить. Цены на товары перестали "нестись вскачь", как это было начиная с 1992 года. Однако финансовое положение страны не обрело прочности: происходил быстрый рост государственного долга; приходилось выплачивать высокие проценты по государственным обязательствам; коммерческие банки предпочитали вкладывать деньги не в производство, а в финансовые операции; многие люди, не надеясь на устойчивость рубля, переводили свои сбережения в доллары.

Одной из самых острых проблем для страны стал сбор налогов. Государственная власть столкнулась с массовым уклонением от налогообложения как организаций, так и отдельных лиц. Несмотря на успехи в проведении курса на финансовую стабилизацию, правительству не удалось добиться вложения капиталов в производство и приостановить спад в промышленности. По сравнению с уровнем конца 80-х гг. промышленное производство сократилось в два раза. И промышленность, и сельское хозяйство оказались недостаточно конкурентоспособны в условиях открытости российского рынка для импорта.

Таким образом, реформирование экономических отношений породило ряд проблем, решение которых оказалось не столь простым, как это представлялось на рубеже 80—90-х годов. Второе президентство Б. Н. Ельцина не было столь драматичным, как первое, но характерные для первой половины 90-х гг. экономические, социальные и политические проблемы по-прежнему довлели над страной. Продолжалось падение производства, изнашивание его материальной базы. Инвестиции, направлявшиеся на обновление существующих предприятий и создание новых, были крайне незначительными. Из-за нехватки денежных средств в тяжелом положении оставалось сельское хозяйство. В то же время казалось, что проводившаяся правительством Черномырдина политика стабилизации привела к упрочению финансового положения страны. Благодаря продаже ценных бумаг государственного займа за рубежом и внутри страны, а также ряду других мер инфляция была незначительной. Средняя заработная плата в России составила 180 условных единиц, т. е. долларов. Развивавшийся малый и средний бизнес наполнил рынок импортными товарами. Однако правительству с каждым месяцем становилось все труднее справляться с выплатами по внешним займам и погашением процентов по ценным бумагам. Назревал финансовый кризис. В начале 1998 г. президент отправил Черномырдина в отставку с поста премьера, главой правительства стал С. В. Кириенко. Не прошло и полгода, как в августе разразился дефолт. Поскольку к тому времени российская экономика была уже тесно связана с мировым рынком, быстрому развитию кризисных явлений в ней дал толчок кризис, начавшийся в странах Юго-Восточной Азии. Правительство России объявило о замораживании выплат по государственному внутреннему долгу и временном невыполнении обязательств по внешнему. В считанные дни произошел "обвал" рубля, курс доллара по отношению к нему вырос в несколько раз. Вновь нависла угроза гиперинфляции. Финансовый кризис привел и к правительственному кризису. При обсуждении вопроса о новом премьере президент и Дума в конечном счете сошлись на кандидатуре Е. М. Примакова, который возглавлял правительство в течение полугода. Затем его на этом посту сменил С. В. Степашин.

На период работы правительства Черномырдина пришелся самый трудный этап реформ. Основными достижениями были: относительная стабилизация экономики; преодоление гиперинфляции; укрепление рубля как платежного средства; проведение основного этапа приватизации; рост зарплаты населения; пополнение золотовалютных резервов. Не смогли решить всех проблем, стоящих перед страной. С дефолтом 1998 г. в России завершился период "жесткой финансовой политики", после чего начался самый короткий и, пожалуй, самый неопределенный этап "ельцинской эпохи". После отправления в отставку Черномырдина, началась "правительственная чехарда" (за 2 года сменилось четыре правительства).

Изменения в социальной структуре. За последнее десятилетие XX века в социальной структуре новой России произошли коренные изменения. Вместо государственной и кооперативно-колхозной экономической основой общества стала частная собственность. Многие обзавелись различными видами собственности: от дачных участков и квартир до средних и крупных предприятий. Широкое распространение получили арендные отношения. Появился значительный слой людей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (ремесла, мелкорозничная торговля, сфера услуг). Для многих официальная зарплата перестала быть главным источником пополнения семейного бюджета. Постепенно в России начал формироваться "средний класс". В то же время характерной чертой общества стала его резкая дифференциация, разрыв в доходах между самыми богатыми и самыми бедными слоями. По оценкам экономистов, примерно треть населения страны имела официальные доходы ниже уровня прожиточного минимума.

Численно увеличивались маргинальные группы: безработные, молодежь, не нашедшая места в жизни, криминальные элементы, беспризорные дети и т. д. Примерно десять процентов населения стали располагать почти половиной всех доходов общества. В результате кризиса 1998 г. резко снизились покупательная способность и уровень жизни населения Российской Федерации. Средняя заработная плата уменьшилась примерно до 54 условных единиц. Происходило ухудшение здоровья и рост смертности по причине существенного снижения качества условий и уровня жизни, социальных напряжений и нестабильности, непреодолимых трудностей адаптации перехода к рынку. Это привело также к росту преступности. Факторами роста являлись, в частности, обнищание населения, ослабление милиции и судебной системы в результате недофинансирования, ослабление моральных норм. Серьёзную роль в жизни страны стала играть организованная преступность. Преступники стали более агрессивными и жестокими, возросло число рецидивов. Доля безработных среди осуждённых преступников за 1990—1999 годы выросла с 17 до 56 %. Сузились импортные возможности, что имело, однако, и положительные последствия — создавались условия для того, чтобы отечественная продукция стала вытеснять привозную. События осени 1998 года привели к катастрофическим последствиям: рубль вновь перестал быть надежным платежным средством; были парализованы хозяйственные отношения в стране; приостановились инвестиции; нарушилась нормальная работа банков; разорилось множество предприятий и финансовых структур; началась паника. 11 сентября 1998 года Е.М. Примаков стабилизировал ситуацию после финансового кризиса, остановил дальнейшее падение рубля, вернул часть инвесторов на рынок, поднял престиж России в мире в силу принципиальной позиции по югославской проблеме. Главный итог ельцинского правления – в России были заложены основы рыночной экономики и демократии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 284.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...