Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русская православная церковь в политической системе современной России




Церковь в России отделена от государства, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной, а все религиозные объединения равны перед законом. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. это означает, что государство, его органы и должностные лица не вправе вмешиваться в законную деятельность религиозных объединений, возлагать на них выполнение функций органов государственной власти и местного самоуправления. В свою очередь, религиозные объединения не вправе вмешиваться в дела государства, участвовать в формировании государственных органов, выполнять их функции, участвовать в выборах, оказывать помощь политическим партиям [12]. В то же время церковь не может остаться в стороне от общественной жизни. Как справедливо писал И.А. Ильин, церкви есть дело до всего, чем живут или не живут люди на земле. Принцип светского государства не означает полной дистанцированности церкви от государства и права. Фактически церковь существует и развивается в тех рамках, которые установлены для нее государством и закреплены в нормах права, подчиняется государственным законам.

Совершенствование государственно-церковных отношений в современных условиях должно опираться на осмысление богатого опыта, накопленного в данной сфере в прошлом. В течение 1000 лет развивалось сотрудничество Православной церкви и Русского государства. В период Российской империи церковь даже стала частью государственного аппарата. И исключительно позитивно можно рассматривать тот факт, что все больше исследователей обращаются к анализу данного опыта.[13]

Русская православная церковь Московского патриархата (далее-РПЦ)-крупнейшая религиозная организация в Российской Федерации по числу своих приверженцев.[14] После распада СССР РПЦ оказалась одним из немногих официально разрешенных и законодательно оформленных объединений граждан, которое не только сохранило без существенных изменений свою структуру и принципы внутреннего управления, но и значительно усилило свое положение в Российском государстве. Это усиление происходило не только благодаря увеличению количества зарегистрированных православных общин, строительству и открытию новых храмов и монастырей, улучшению экономического положения церкви(благодаря возможности вести самостоятельную экономическую деятельность), но и возможности РПЦ способствовать принятию политических решений институтами государственной власти РФ.

Сегодня высшие иерархи РПЦ интегрированы в политическую элиту страны, они участвуют в работе специализированных институциональных образований Администрации Президента, соответствующих комитетов Государственной Думы, являются членами Общественной палаты РФ и пр. Русская православная церковь активно взаимодействует со значительным количеством государственных институтов. Более того, принятие целого ряда решений органами исполнительной власти практически невозможно без согласования с руководством церкви. С другой стороны, Русская православная церковь в России не принимает властных и одновременно публичных решений т.е таких, которые можно назвать политическими. Решения РПЦ хотя и облечены нередко в директивную форму по отношению к ее членам (как клирикам, так и обычным прихожанам), тем не менее не имеют той властной составляющей, которая подтверждается возможностью применения легитимного насилия в случае их неисполнения.

Русская православная церковь может рассматриваться как институциональное религиозное образование, которое взаимодействует с государственными институтами по широкому кругу вопросов, касающихся как правового регулирования положений религиозных организаций, так и политических аспектов существования церкви в политической системе РФ. 

Кроме того, при осуществлении институциональных взаимодействий с государственными институтами церковь может опосредованно использовать ресурсы иных институтов политической системы - партий, общественных организаций и т.п. Это негосударственные институты могут рассматриваться как каналы косвенного влияния РПЦ на государственные институты политической системы.[15]

В политической системе РФ Русская православная церковь выступает и как носитель определенной системы ценностей, которые во многом определяют характер институциональных взаимодействий с органами государственной власти.

Государственные институты, осуществляющие государственное управление в рамках политической системы, представляют собой, согласно Г. Алмонду, совокупность установленных законом структур общественной организации ,имеющих отношение к выработке политического курса, т.е правительственные учреждения - исполнительную власть, законодательное собрание и бюрократию.[16]Совокупность взаимодействия между этими учреждениями и религиозными объединениями можно рассматривать как проблемное поле государственно-конфессиональных отношений. Характер этих отношений изменяется со временем - функции государственных институтов претерпевают изменения, меняется и правовой контекст взаимодействий. Отсюда возникают две проблемные области: 1) правовая, регламентирующая положение религиозных организаций в политической системе РФ, определяющая саму возможность и варианты их институциональных взаимодействий с государственными институтами и 2) ситуационная, включающая в себя непосредственных субъектов(конкретные государственные институты и органы управления религиозных организаций)  и непосредственные механизмы их взаимодействия в данный исторический период.

Для изучения правового контекста взаимодействия РПЦ и институтов государственного управления можно выделить две области проблем, связанных с тем, как государство воспринимает религиозные организации и как религиозная организация самоидентифицирует себя в правовом пространстве государства. Первая область проблем представляет собой совокупность правовых установлений, определяющих как концептуальное положение религии и религиозных организаций в политической системе( например, конституционные принципы светскости государства, отделения религиозных организаций от государства, свободы совести и пр.), так и конкретные формы и принципы, по которым религиозная организация может вести свою деятельность и взаимодействовать с иными институтами политической системы. Вторая проблемная область, связанная с самоидентификацией религиозных организаций в правовом пространстве государства, представляет собой совокупность внутриконфессиональных установлений, закладывающих как концептуальные основы отношения к институтам государства, к понятию государственной власти, к самой возможности существования в рамках конкретной системы или политического режима, так и формам реализации конкретных взаимодействий с институтами политической системы.

РПЦ является субъектом права, и на нее распространяются нормы гражданского, налогового, уголовного и прочего законодательства. Так как РПЦ взаимодействует с государственными институтами как религиозная организация, то ее положение в политической системе РФ регулируется и совокупностью правовых установлений, касающихся всех религиозных организаций.[17]

Русская православная церковь активно участвовала в формировании правового пространства, регулирующего деятельность религиозных организаций(например, представители РПЦ участвовали в составе рабочей группы Государственной Думы для доработки проекта закона о свободе совести и религиозных объединениях, в комиссии правительства РФ по совершенствованию налогового законодательства и др.).Таким образом, блок «религиозного законодательства» отражает не столько абстрагированное видение государством положения религиозных организаций в политической системе, а видение, сформированное под воздействием этих организаций, отражающее частичное и их собственную самоидентификацию.

Первым законодательным актом, отразившим перемены в государственно-конфессиональных отношениях в начале 1990-х годов стал принятый 1 октября 1990 года Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях». Для РПЦ он означал расширение ее прав и ограничение возможности государственного контроля за ее деятельностью. Этот закон впервые обозначил тенденцию, отражающую новые возможности функционирования РПЦ в политической системе - РПЦ попыталась непосредственно влиять на содержание закона, регламентирующего ее положение в государстве. Причем делать это открыто и апеллировать к высшему руководству (например, Поместный собор РПЦ 1990 года выступал с заявлением в связи с проектом закона, в котором содержались конкретные поправки к документу[18], а патриарх лично принимал участие в его обсуждении).[19]Дальнейшее развитие законодательного процесса, связанного с религией, шло некоторое время в направлении включения либеральнх норм европейского права в российскую правовую систему. Наибольшее значение в деле формирования правовых взаимоотношений между РПЦ и государственными институтами в конце 1990-х г. Имела разработка и принятие закона «О свободе совести и религиозных объединениях». События, предшествующие его окончательному принятию, иллюстрируют, как в условиях переплетения государственных и конфессиональных интересов Русская православная церковь впервые сумела организовать канал влияния на государственные институты и впервые непосредственно участвовала на всех этапах разработки нового Закона. Характерно, что при обсуждении Закона впервые отмечается тесное сотрудничество одновременно нескольких государственных институтов (думских комитетов и Администрации Президента) и РПЦ при обсуждении федерального законодательства. Закон, как и было необходимо РПЦ, создал барьеры на пути экспансии иностранных религиозных организаций в Россию, ограничил масштабы деятельности иностранных миссионеров, создал условия для развития церкви. Однако в Законе не было юридически закреплено лоббирующееся РПЦ понятие традиционных религий и конфессий. Правда, в преамбуле Закона упоминается особая роль православия в развитии российской государственности и роль традиционных религий, однако эта преамбула не подразумевает никаких юридических последствий.

Одним из решений, формализующих политику государства по отношению к религиозным организациям, могло бы быть принятие концепции государственно-конфессиональных отношений, определяющей характер и механизмы взаимоотношений между широким спектром государственных институтов и религиозными организациями, устанавливающей правовые границы этих отношений.[20] С одной стороны, регламентация положения религиозной организации в политической системе может осуществляться имеющимся законодательством, развивающимся по пути устранения противоречий, а правовое закрепление механизмов институциональных взаимодействий может происходить в рамках соглашений между государственными институтами и религиозными организациями. С другой же стороны, отсутствие концепции, задающей вектор развитию законодательства, приводит к тому, что разработчики законопроектов видят по-разному перспективу развития государственно-конфессиональных отношений, расставляют акценты исходя из конкретной политической ситуации, а не из долгосрочной стратегии. Соответственно, и развитие конкретных институциональных взаимодействий зависит во многом от личного отношения к РПЦ руководителя министерства и ведомства. Неопределенности добавляет и неспособность государства дать правовую оценку понятию "традиционные религии". С одной стороны, оно используется даже в публичных выступлениях Президента, который заявляет, что в России традиционные религии могут рассчитывать на поддержку государства [21], а с другой - этого понятия как бы и не существует. Не лучше ситуация с конституционно-правовым содержанием категории "светскость" .[22] Из-за того, что признаки светского государства и светского образования на сегодняшний день окончательно не определены и не закреплены, возникают разночтения по поводу конституционности действий государственных институтов, взаимодействующих с РПЦ и другими религиозными организациями.

Социальная концепция РПЦ отражает официальную позицию Московского патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Церковь озвучила широкий спектр вопросов, по которым возможно "соработничество" церкви и государственных институтов. Каждый из них в той или иной степени реализуется на практике.

Однако наибольшее значение в концепции имеет постановка вопроса о возможности неповиновения государству. Фактически РПЦ признала наличие таких ситуаций, когда она отказывается подчиняться институтам государственной власти, противопоставляет себя политической системе, отрицает правовой контекст ее существования.

Таким образом, в отличие от государственных институтов политической системы, не имеющих долгосрочной стратегии по взаимодействию с РПЦ, у Русской православной церкви выработана долгосрочная концепция развития государственно-церковных отношений. Церковь привела свои уставные документы в соответствие с этой концепцией и предпринимает активные шаги по изменению в нужном ей направлении российского законодательства.

Русская православная церковь может взаимодействовать с государственными институтами на самых разных уровнях. Это могут быть и взаимоотношения патриарха и президента или приходского священника и представителя какого-либо федерального министерства на местах. В обоих случаях и патриарх, и священник являются представителями РПЦ, а их контрагенты - представителями государственных институтов. Так же как и учреждения Московской патриархии, отдельных епархий РПЦ, а также церковные приходы, являясь субъектом права в качестве юридического лица, взаимодействуют с широким спектром государственных учреждений в силу специфики своей хозяйственной, образовательной и прочей деятельности.

Механизмы взаимодействий между государственными институтами и РПЦ можно условно разделить на три части: 1) прямые институциональные; 2) косвенные; 3) неформальные. Прямые институциональные взаимодействия характеризуются наличием институтов, в компетенцию которых входит осуществление этих взаимодействий. Эти институты со стороны государства могут быть либо специально организованными для подобного рода взаимодействий (например, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации или Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ), либо обладать правом осуществлять подобные взаимодействия в рамках своих полномочий, как, например, Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Русская православная церковь имеет иерархическое управление, и каждый из элементов этой иерархии, согласно уставу РПЦ, в той или иной степени взаимодействует с государственными институтами. Для обеспечения же прямых институциональных взаимодействий с государственными учреждениями РПЦ создана сеть подчиненных Синоду отделов и комиссий. Характерно, что эти синодальные учреждения появляются по мере необходимости, когда какой-либо предмет, по которому ведется взаимодействие с государством, становится для РПЦ актуальным и когда появляются условия для его обсуждения на уровне институциональных образований как церкви, так и государства. Из имеющихся в настоящее время в РПЦ 16 синодальных учреждений в функции 6 входит взаимодействие с государственными институтами.[23]

Если синодальные отделы и комиссии осуществляют прямые институциональные взаимодействия в рамках своих компетенций, то патриарх имеет возможность взаимодействовать практически с любым государственным институтом по любому вопросу государственно-церковных отношений. Патриарх осуществляет как прямые институциональные взаимодействия с главами соответствующих государственных институтов в качестве главы РПЦ, так и неформальные.

Механизмы косвенного взаимодействия характеризуются наличием промежуточного института, не входящего в структуру государственных институтов или РПЦ, с помощью которого доводится до сведения позиция противоположной стороны и оказывается влияние на принятие решений (например, имеющая совещательные функции Общественная палата). Механизмом косвенного влияния или взаимодействия может быть процедура выборов президента и делегатов в органы законодательной власти, в ходе которых РПЦ, неофициально поддерживая тех или иных кандидатов, может оказывать влияние на их состав.

Косвенное воздействие на государственные институты РПЦ может оказывать также с помощью общественно-политических организаций и образовательных мероприятий, в деятельности которых она принимает активное участие. Эти организации и мероприятия артикулируют мнения и интересы не только РПЦ, но и более широкой совокупности религиозных конфессий или православного сообщества России. Это, например, Межрелигиозный совет России (МСР), координирующий совместную деятельность религиозных организаций не только по вопросам межрелигиозного диалога, но и по выработке единой позиции по отношению к государственной конфессиональной политике;[24] Всемирный русский народный собор, являющийся площадкой взаимодействия РПЦ с политическими партиями и общественно-политическими организациями; Международные рождественские образовательные чтения, на которых формируются концепции взаимодействия государства и религиозных организаций в процессе политической социализации, и многие другие.

Проведенные в различных странах социологические исследования показывают, что влияние церкви и религиозных воззрений является одной из важных детерминант, формирующих отношение общества к смертной казни. Так, почти повсеместно христиане преобладают как среди сторонников этой меры наказания, так и среди ее противников. Возможно, объяснение такой ситуации связано с давно подмеченным дуализмом христианского учения (это, кстати, касается обоих направлений - и православия, и католицизма).[25]

Неформальные механизмы взаимодействий наиболее сложны для изучения. Они характеризуются тем, что участниками их являются конкретные представители государственных институтов и РПЦ, а также тем, что процедура, предмет и результаты подобных взаимодействий далеко не всегда становятся известны.

Таким образом, совокупность возможных взаимодействий государственных институтов и РПЦ позволяет Русской православной церкви выступать как объектом государственной политики, подчиняющимся законам, регулирующим деятельность религиозных организаций на территории РФ, так и субъектом политики, т.е. активным, направляющим началом, способным влиять на деятельность государственных институтов, способствовать изменению и модификации действующего законодательства.[26]

Согласно Основам социальной концепции существуют области, в которых священнослужители и канонические церковные структуры не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним, а именно:

1)политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров;

2)ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны;

3)непосредственное участие в разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственным законом сохранения тайны даже на исповеди и при докладе церковному Священноначалию.

Архиерейские соборы не благословляют священнослужителей быть членами политических объединений. В определении Собора 1997 г. « О взаимоотношениях с государством и светским обществом», в частности говорится: «Приветствовать диалог и контакты Церкви с политическими организациями в случае, если подобные, не носят характера политической поддержки. Считать допустимым сотрудничество с такими организациями в целях, полезных для Церкви и народа, при исключении интерпретации подобного сотрудничества как политической поддержки …Считать недопустимым участие архиереев и священнослужителей в какой-либо предвыборной агитации, а также членство их в политических объединениях, уставы которых предусматривают выдвижение своих кандидатов на выборные государственные посты всех уровней».

Неучастие Церкви в политической борьбе, в деятельности политических партий и в предвыборных процессах не означает ее отказа от публичного выражения позиции по общественно значимым вопросам, от предоставления этой позиции перед лицом органов власти любой страны на любом уровне. Такая позиция выражается исключительно церковными соборами, священноначалием и уполномоченными им лицами. В любом случае право не может быть передано государственным учреждениям, политическим или иным светским организациям.[27]

Значительную роль в этом процессе сыграло принятие в 1993 г. Конституции РФ, согласно ст. 14 которой Российская Федерация является светским[28] государством. Никакая религия[29] не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом [30]. 

Сотрудничество государства с Церковью ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга. В свою очередь церковь не занимается назначением чиновников, не контролирует их, не цензурирует законы, не формирует распределение бюджета, не контролирует государственные награды и наказания, не формирует внутреннюю и внешнюю политику государства. Церковь не берет на себя функции, принадлежащие государству, предполагающие принуждение, а государство не вмешивается в жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургический процесс, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно выступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами.

 Через четыре года конституционная норма о светском государстве практически дословно была воспроизведена в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" с дополнением, касающимся того, что не должно и вправе делать государство в лице своих органов:

- не вмешиваться в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

- не возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

- не вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях";

- обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

Следует особо отметить, что в преамбуле Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры; указывается, что в равной степени уважаются христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России.[31]

Сегодня в России никакие решения церкви не являются обязательными, что соответствует светскому характеру государственной власти. Светскость государства, как указывает  И.В. Понкин, означает отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии; недопустимость установления общеобязательной религии или идеологии.[32] В то же время государство посредством закона и иных нормативных правовых актов устанавливает правила создания (регистрации) и деятельности религиозных организаций на его территории, предусматривает меры юридической ответственности (административного и уголовно-правового характера) за нарушение данных нормативов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассматривая взаимоотношения между государством и церковью, можно выделить два основных аспекта: социально – экономический и идеологический. Государство способствует материальному укреплению той церковной организации, которую оно берет под свое покровительство. Высшее духовенство невольно становится частью правящей элиты. Через административные институты светская власть способствует распространению данной религии среди широких масс, контролирует обязательность для всех религиозных, этических предписаний, карает за отказ их выполнения. Государство, как правило, оказывает мощную поддержку официальной церкви в борьбе против сектантства, которое распространяется в различных формах. Следовательно, социальной функцией церкви становится серьезная поддержка покровительствующего ей политического режима. Такая поддержка может носить материальный и идеологический характер. С одной стороны, происходит обоснование использования государством церкви в своих целях, с другой – религиозные философы в своих учениях доказывают необходимость и правомерность союза государства и церкви. Церковь является социально–духовным, а в ряде случаев и политическим институтом общества. Религия – старейшей идеологией, из когда–либо существовавших на земле и предшествовавших политической; а верующие – есть группа интересов, замкнутая на свои специфические потребности.

Церковь может стать субъектом политики при следующих обстоятельствах:

когда ей, безусловно, покровительствует государство;

когда все виды сознания подчинены религиозному;

когда религиозная идеология превращается в единственную монополию;

когда церковь проводит репрессивную политику по отношению ко всем инакомыслящим;

при наличии разветвленного и иерархичного аппарата церкви, способного контролировать деятельность всех граждан и вести среди них никем не ограниченную пропаганду;

когда она руководит всей системой образования.

При выше перечисленных обстоятельствах на церковь возлагается обязательство – стать гарантом устойчивого развития.

Некоторые тенденции такого рода просматриваются сегодня в РФ. Разными политиками и религиозными деятелями выдвигается необходимость повышения статуса церкви, религии в общественно–политическом процессе. Но точка зрения многих – РФ должна остаться светским государством с предоставлением гражданам реальной свободы совести. Современные разногласия и противоречия являются закономерным следствием осуществления религиозной государственной политики, в результате которой были допущены нарушения принципа свободы совести, прав человека. К этим противоречиям можно отнести несовершенство действующего законодательства о свободе совести, ошибки в разработке и проведении в жизнь целостной единой политики в религиозном вопросе, недостаток культовых зданий, амбиции некоторых политических и религиозных деятелей. Трудности вызывают и противоречивые процессы демократических преобразований в российском обществе, а также недостатки в законодательном определении социально–правового положения религиозных организаций.

Своеобразие Российской Федерации заключается в том, что на ее территории исторически присутствуют разные религии, которым, как и православной религии, свойственны процессы политизации, роста вторичной религиозности. И тут важно к этому подходить с точки зрения, что это реальность. Другие религии не навязаны в государстве извне, не являются чем–то чужеродным, а составляют единое целое с нашей страной. От такого подхода к этой проблеме во многом зависят межнациональные отношения, общественно–политическая ситуация нашего государства, а также ее психологический климат. Такого мнения придерживаются многие, в частности Л.Е. Земляков считает, что новая «концепция должна основываться на равноправии всех религий, церквей и объединений верующих, гарантировать невмешательство органов власти, политических партий, общественных движений во внутренние дела религиозных организаций, способствовать решению вопросов материального обеспечения, подготовки кадров духовенства, развития международных связей всех религиозных организаций» . Государство должно способствовать достижению гражданского мира. В этой связи, оно должно посредством научно обоснованной и сверенной с реальной религиозной ситуаций в обществе политикой, добиваться согласия и предупреждать конфликты в отношениях религиозных организаций и верующих граждан.  

А. Щипков, редактор программ о религии (радио России), предлагает свое видение системы взаимоотношений между государством и религиозными организациями. Он предлагает согласительную систему, основой которой будет являться принцип социального партнерства. И это разумно. Согласительная система предусматривает заключение договора между каждой религиозной организаций и государством. Обе стороны берут на себя определенные обязательства. Церковь занимается социальной работой, воспитанием сирот и так далее. Государство обеспечивает финансовую поддержку, систему льгот и защиту. Одновременно договаривающиеся стороны получают определенные права. Церковь – на проповедь, а государство – на финансовый контроль расходуемых средств. Подобный подход сохраняет демократический принцип, позволяет полнее использовать потенциал традиционных религий, ограждает личность от посягательств псевдорелигиозных групп и одновременно предупреждает возбуждение конфликта между конкурирующими религиозными организациями. В период экономической нестабильности государство нуждается в солидарности с религиозными объединениями. Установление честной согласительной системы в церковно–государственных отношениях позволит развивать контакты между церковью и государством в русле социального партнерства.

Модель отношений государства и церкви должна базироваться на том позитивном общем, что характерно для различных религий:

отношение к государству, как к ценности;

стремление к гражданскому миру, как основе для согласия в обществе;

соборность, как средство удержания социальной, а, следовательно, политической стабильности;

сохранение этнической самобытности народов;

борьба с тоталитарными сектами, разрушительно влияющими на личность;

семья должна выступать в качестве хранительницы традиций и ценностей;

эти положения рекомендуется использовать при создании новой системы ценностей нашего общества, не разделяя людей по религиозному принципу, а способствуя их объединению.

Церковь может выступать гарантом стабильности, оставаясь при этом отделенной от государства, при условии:

совпадения социальных задач государства и церкви;

обеспечения государством развития церкви;

принятия религиозных догматов в разряд общечеловеческих ценностей;

поддержания легитимности власти моральным авторитетом церкви;

законодательного оформления вышеперечисленного в соответствующих правовых документах, регулирующих отношения государства и церкви.

Для государства очень актуальной является задача построения такой модели взаимоотношений с религиозными организациями, которая отвечала бы менталитету, традициям, учитывала опыт прошлых лет, а также непростую ситуацию в религиозной сфере современного российского общества. Наше общество должно осознавать единство судеб всего человечества. Ни один верующий не должен стоять в стороне в утверждении миропорядка. На смену политике изоляции церкви не должна прийти политика пассивного нейтралитета. Взаимоотношения государства и религиозных организаций должны строиться в русле плодотворного сотрудничества, юридически оформленного и закрепленного.

На данном этапе развития общества важным является осознание того, что совместное будущее легче построить тем, у кого есть совместное прошлое. Религия не случайное образование, навязанное людям философами, жрецами. Она возникает и существует в обществе, включена в контекст всемирной истории и подвержена изменениям в связи с общественными переменами. Именно христианство может помочь нам перекинуть мост от прошлого в будущее.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. //Российская газ. 1993. 25 дек.

 

2. Федеральный закон РФ от 26.09.1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»//Собрание законодательства РФ. 29.09.1997. № 39. Ст.4465.

3. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000 г. Сборник докладов и документов. СПб., 2000.

4. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Слово, 2004. С. 132.

5. Энциклопедия социологии. М., 2002. С. 206; Философский словарь. М., 2006. С. 93.

6. Межрелигиозный совет России. Информация // Официальный сайт Межрелигиозного совета России. 2004. 20 янв. Режим доступа: http://www.m-s-r.ru/cgi-bin/cms/show.cgi7irpl04021101170754&id=204022010021776.

7.Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л., 1987.

8.Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. - М., 2007.

9. Алмонд Г.,Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. М.,2002.-С.187.

 

10. Понкин И. Правовые основы светскости государства и образования. М., 2003. С. 20 - 33.

11. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.: Норма; Инфра-М, 1999. С. 278

12. Понкин И. Правовые основы светскости государства и образования. М., 2003. С. 20.

13. И.Н. Яблокова Основы религиоведения М., 2007.

14. Заявление Поместного собора Русской православной церкви в связи с публикацией проекта закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях»// Журнал Московской патриархии.-1990.-№9.

15.Алексей II.Выступление на заседании Верховного Совета СССР в Кремле при обсуждении законопроекта «О свободе совести и религиозных организациях» 26 сентября 1990 года//Журнал Московской патриархии.-1991.-№1.

 

 

16. Грудцына Л.Ю. Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством в России //Адвокат.- 2007. -№ 9.

17. Д.А. Пашенцев Церковь и государство в истории России // История государства и права.-2009.-№24.

18. П.П.Баранов, В.Ю.Верещагин Русская православная государственность миф или реальность? // Философия права .-2007.-№4.

19. Костюк К.Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви // Общественные науки и современность.-2001.-№6.

20. Альманах «Европейский взгляд» (European View) издается Центром европейских исследований (Centre for European Studies) под руководством президента Европейской народной партии Вильфреда Мартенса, от 22 декабря 2007 года №6.

21. Филатов Л., Лункин Р. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования.-2005.-№6.

22. С.П. Донцев Русская православная церковь и государство в политической системе современной России// Право и политика.-2007.-№6.

23.Медушевская Н.Ф. Поиск духовных оснований права в русской правовой мысли // История государства и права.-2007.-№14.

24. Выступление на встрече с руководителями мусульманских духовных управлений России // Официальный сайт Президента РФ. 2001. 17 дек. Режим доступа: http://www.kremlin.ru.

25. Устав Русской Православной Церкви // Режим доступа http://www.mospat.ru/

26. Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви http://www.mospat.ra/

27. Официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви http://www.patriarhia.ru/

28. Сайт Церковно-Научного Центра «Православная энциклопедия» http://www.sedmitza.ru/

29. Сайт «Православие.ру» http://www.pravoslavie.ru/

30. Сайт православного информационного агенства «Русская линия» http ://www,rusk.ru/

31. Официальный сайт Всемирного Русского Народного Собора http://v/ww.vms.ru/

32. Информационно-аналитический портал журнала Саратовской епархии «Православие и современность» http://www.eparhia-saratov.ru/

33. Сайт Института государственно-конфессиональных отношений — «Государство и религия в России» http://www.state-rehgion.ru/.

34. Сайт информационно-аналитического центра «Сова. Религия в светском обществе» http://www.sova-center.ru/

35. Справочно-информационный портал «Религия и СМИ» http://www.religare.ru/

36. Сайт православного журнала «Фома» http://www.foma.ru/

37. Сайт АНО «Институт изучения религии в странах СНГ и Балтии» http://religion.gif.ru/

38. Новостной сайт «Мир религий» http://www.religio.ru/

39. Сайт социологического центра РОМИР Monitoring http:// www.romir.ru/.

40. Сайт Фонда «Общественное Мнение» http: // bd.fom.ru/..

41. В Саратове проходит сбор военного духовенства / Информационное сообщение пресс-службы Московской патриархии // Патриархия.ру, просмотр от 28.10.2010. http://www.patriarchia.ru/ db/text/434012.html

42. Российское правительство хочет отдать Церкви в собственность храмы и земли // Информационный сайт News.ru. Просмотр от 28.10.2010. http://www.newsru.com/religi/24feb2009/rpc.html/.

 


[1] Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. - М., 2007.

 

[2]  Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л., 1987.

 

[3] П.П.Баранов, В.Ю.Верещагин Русская православная государственность миф или реальность? // Философия права .-2007.-№4.

[4] Костюк К.Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви // Общественные науки и современность.-2001.-№6.

 

[5] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000 г. Сборник докладов и документов. СПб., 2000.

 

[6] И.Н. Яблокова Основы религиоведения М., 2007.

 

[7]  Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000 г. Сборник докладов и документов. СПб., 2000.

[8]  Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000 г. Сборник докладов и документов. СПб., 2000.

 

[9] Альманах «Европейский взгляд» (European View) издается Центром европейских исследований (Centre for European Studies) под руководством президента Европейской народной партии Вильфреда Мартенса, от декабря 2007 года №6

[10] П.П.Баранов, В.Ю.Верещагин  Русская православная государственность миф или реальность?// Философия права .- 2007.-№4

 

[11] Костюк К.Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви // Общественные науки и современность.-2001.-№6.

[12] Конституция Российской Федерации в решениях Конституционного Суда России. М., 2005. С. 76

[13] Д.А. Пашенцев Церковь и государство в истории России // История государства и права.-2009.-№24

[14] Филатов Л., Лункин Р. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования.-2005.-№6

[15] С.П. Донцев Русская православная церковь и государство в политической системе современной России// Право и политика.-2007.- № 6. - С. 21-24.

[16] Алмонд Г.,Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. М.,2002.-С.187.

[17] С.П. Донцев Русская православная церковь и государство в политической системе современной России // Право и политика.-2007.- № 6. - С. 21-24.

[18] Заявление Поместного собора Русской православной церкви в связи с публикацией проекта закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях»// Журнал Московской патриархии.-1990.-№9.

[19] Алексей II.Выступление на заседании Верховного Совета СССР в Кремле при обсуждении законопроекта «О свободе совести и религиозных организациях» 26 сентября 1990 года//Журнал Московской патриархии.-1991.-№1.

 

 [20] С.П. Донцев Русская православная церковь и государство в политической системе современной России // Право и политика.-2007.- № 6. - С. 21-24.

[21] См., например: Путин В. Выступление на встрече с руководителями мусульманских духовных управлений России // Официальный сайт Президента РФ. 2001. 17 дек. Режим доступа: http://www.kremlin.ru.

[22] Понкин И. Правовые основы светскости государства и образования. М., 2003. С. 20 - 33.

 

 

[23] С.П. Донцев Русская православная церковь и государство в политической системе современной России// Право и политика.-2007.- № 6. - С. 21-24.

[24] Межрелигиозный совет России. Информация // Официальный сайт Межрелигиозного совета России. 2004. 20 янв. Режим доступа: http://www.m-s-r.ru/cgi-bin/cms/show.cgi7irpl04021101170754&id=204022010021776.

[25] Медушевская Н.Ф. Поиск духовных оснований права в русской правовой мысли // История государства и права.-2007.-№14

[26] С.П. Донцев Русская православная церковь и государство в политической системе современной России// Право и политика.-2007.- № 6. - С. 21-24.

[27] П.П.Баранов, В.Ю.Верещагин Русская православная государственность миф или реальность?// Философия права .-2007.-№4

[28] Термин "светский" был введен в оборот Мартином Лютером в трактате "О светской власти" (1523 г.) и означает "мирской, гражданский, не религиозный".

[29]Религия - универсальный термин, под которым понимается совокупность духовных ценностей, вероучений, основанных на их божественном происхождении (см., напр.: В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Слово, 2004. С. 132; Энциклопедия социологии. М., 2002. С. 206; Философский словарь. М., 2006. С. 93, 94).

[30] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.: Норма; Инфра-М, 1999. С. 278.

[31] Грудцына Л.Ю. Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством в России //Адвокат.- 2007. -№ 9

[32] Понкин И.В. Светскость государства. М., 2004. С. 48










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...