Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль и функцииосновныхгосинститутов




 

Государственная система Российской Федерации определяется Конституцией РФ, принятой в 1993 году на всенародном референдуме.

 

В России практикуется разделение властей, у каждой из которых есть свои полномочия (в структурном отношении это выражается в множественности органов, несвязанных между собой жесткими отношениями иерархической субординации).

 Законодательная – функция принятия законов, обладающих высшей юр силой; судебная – осуществление правосудия (у КС – оценка коснтитуционности нормативных актов),

Исполнительная – исполнительные и организационно-распорядительные функции.

Принцип разделения властей не исключает тесного взаимодействия между ними, например рассмотрение ФЗ ГДумой нередко требует предварительного заключения правительства. Принятые ГД и одобренные СФ закон поступает к Президенту, и закон, принятый ФС и подписанный президентом может быть признан КС неконституционным и неподлежащим к применению.

Разделение властей дополняется разграничением предметов ведения и полномочий между уровнями власти. Три уровня: федеральный, субъектов и МСУ. МСУ не входит в систему госорганов, но составляет первый уровень публичной власти, максимально приближенный к населению. От эффективности распределения полномочий по вертикали и их сбалансированности во многом зависит степень функционирования всего государственного организма. Наряду с принципом разделения властей большое значение имеет обеспечение единства органов государственной власти и согласованности их действий. Во взаимоотношении ветвей единство выражается в совместном принятии ряда решений.

В отношениях между различными уровнями одной власти наблюдается подконтрольность и подчиненность.

 

Органы гос власти на федеральном уровне: Президент, Правительство, двухпалатный парламент – ФС. Фед органы судебной власти– КС, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

 

Главой государства является президент. Его фигура ключевая, т.к. он определяет основные направления внутренней и внешней политики. Институт президентской власти в России был сформирован в 1991 году в ходе Всероссийского референдума (большинство за). С 1991 по 1993 президент имел гораздо меньший объем нормотворческих и кадровых полномочий и официально именовался не главой государства, а высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Заложенный в недрах системы власти конфликт между Съездом народных депутатов России (имел право принять к рассмотрению любой вопрос) и президентом, в конечном счете вылился в роспуск Съезда народных депутатов и вооруженный конфликт, а по итогам – назначение выборов ФС и референдума по принятию Конституции 1993 года. По Конституции 1993 глава государства – президент, соединяет в себе полномочия в сфере нормотворчества, кадровой политики, исполнительной и распорядительной власти. Не принадлежащий ни к одной из ветвей гос власти, глава государства обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие (гарант прав и свобод, руководство внешней политикой, представляет РФ внутри страны и в МО, выступает гарантом прав и свобод человека, ведет переговоры и подписывает международные договоры, является верховным главнокомандующим, помилование, награды, принимает решение о введении ВП и ЧП, которые должен утвердить СФ). Он осуществляет общее руководство деятельностью правительства и может председательствовать на заседаниях, подписывать законы, принятые ГД. Вето президента может быть преодолено квалифицированным большинством обеих палат ФС (особенно часто использовано в 1996 -1999, когда в ГД было больше всего оппозиционных сил, до трети законов). Вопросы кадровой политики у Президента: назначение председателя правительства с согласия ГД, освобождение от должности вице-премьеров и министров (по предложению премьера). Президент сам формирует АП, вносит в СФ кандидатуры КС, ВС и ВАС и других судей федеральных судов. + Назначает военнослужащих на высшие воинские должности (от командира дивизии и выше). Часть кадровых полномочий осуществляет не единолично (подтверждение, соглашение). Механизмы, обеспечивающие правовую политическую легитимность главы: выборы по системе абсолютного большинства (35+, территории РФ не менее 10 лет, максимального ценза нет, а в РСФСР был – 65 лет, его убрали в 1996, чтобы Ельцин смог переизбраться). С 2008 срок полномочий увеличен до 6 лет (не больше 2х раз подряд, но это не распространяется на нынешний президентский срок). Президент может быть отрешен от должности СФ только на основании обвинения ГД в госизмене или в тяжком преступлении, подтвержденного КС, ВС. Импичмент обсуждался несколько раз (особенно в мае 1999 года: 5 пунктов не были поддержаны). ГД и СФ должны быть приняты 2/3 голосов (об отрешении в каждой палате от общего числа и по инициативе не менее 1/3 депутатов ГД).

 

Высший зак и предст орган – Федеральное собрание из двух палат: ГД и СФ. Нет единого

координирующего парламентского органа и общих полномочий (они распределены на конституционном уровне). Палаты заседают отдельно и могут быть собраны вместе в особо важных случаях (послания президента и т.д.)

ГД: 450 депутатов, нижняя палата, принятие законов, кадровые вопросы (председатель и половина аудиторов СП, председатель ЦБ, уполн по правам чека). Реальные конституционные полномочия по определению реального состава правительства у нее отсутствуют, но они могут приглашать на заседания министров и т.д. ГД может не согласиться с кандидатурой премьера, но если трижды отклонит, то президент может принять решение о роспуске ГД и проведении новых выборов. Дума может выразить недоверие правительству, но последнее слово за президентом: либо правительство в отставку, либо не соглашается с ГД. ГД обладает монопольным правом на принятие законов, законодательная инициатива принадлежит П, СФ, членам СФ, депутатам ГД, правительству, зак органам субъектов, КС, ВС и ВАС (но по вопросам их ведения). Внутренняя структура ГД отвечает партийно-фракционному принципу: ее основу образуют депутатские объединения – фракции, создаваемые на основе партий, прошедших в ГД. Координацию работы ГД осуществляет Совет ГД (план работы, повестка дня).

СФ – представительство регионов в системе государственной власти. В его состав входят представители законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов по одному от каждого органа. В конституции не регулируется, определяется в ФЗ (несколько раз менялся с 1993: 1994-1995 избрание по двухмандатным округам, 1996-2000 – губернатор и спикер, с 2000 – делегируют своих представителей з и исп органы субъектов, сейчас новый механизм – СФ должен формироваться из лиц, избранных в представительный орган власти и депутатов МСУ соответствующего субъекта). СФ регулирует федеративные отношения, обеспечивает национальную безопасность, в т.ч. изменение границ между субъектами, утверждение указа п о введение ЧП, решение вопроса об использовании ВС за пределами страны. У СФ больше кадровых полномочий, чем у ГД: судьи ВАС, ВС, КС, назначение генпрокурора (снятие) и его зама, зампред СП и половина ее аудиторов. Полномочия в законотворчестве более скромные, здесь СФ может либо отклонить, либо принять закон, принятый ГД. Если не рассмотрен в течении 14 дней, то одобрен по умолчанию, кроме особо важных законов (денежная эмиссия, война и мир). Если в СФ и ГД разногласия, может быть создана согласительная комиссия. При несогласии отклоненный закон преодолевается 2/3 ГД и отправляется президенту.

 

Высший орган исп власти – Правительство. Это коллегиальный орган в составе председателя, его замов и федеральных министров. Функции: проведение кредитной, денежной и финансовой политики, исполнение бюджета, распоряжение федеральной собственностью, осуществление мер по обороне страны, обеспечение нацбез, реализация единой госполитики в области образования, науки, культуры, соц обесп, экологии. Особенность правительства – коллегиальность в работе: наиболее важные вопросы принимаются не председателем единолично, а выносятся на заседание правительства. Но решение всегда принимает председатель, в отличие от ФС. Правительство в России является единой с президентом командой, оно формируется главой государства и действует в пределах его полномочий. Отношения с ФС и правительства м.б. разные: 90- е открытая конфронтация, с 2000х – поддержка. Кроме правительства в исполнительную власть входят министерства, федеральные службы, федеральные агентства и другие органы. Структура этих органов определяется по представлению премьера президентом. В марте 2004 г. утверждена новая трехуровневая система исполнительных органов, состоящая из федеральных министерств (разработка госполитики по предметам своего ведения), федеральных служб (контроль и надзор), федеральных агентств (организация услуг населению). Президент может отправить правительство в отставку без объяснения причин: Ельцин 4 раза: март 1998 (Черномырдин), август 1998 (Кириенко), май 1999 (Примаков), август 1999 (Степашин), Путин: в 2004 в канун президентских выборов (кабинет Касьянов), в 2007 в канун парламентских выборов (Фрадков).

 

Судебная система: федеральные суды (ВАС, КС, ВС), суды субъектов: конституционные (уставные) суды субъектов и мировые судьи. Главная задача: осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вертикаль судебной власти больше всего централизована. Все суды, начиная с районного, относятся к системе федеральных судов, их судьи назначаются указом президента. Судьи самостоятельны, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Статус судьи несовместим с занятием другой должности, членством в партии и депутатским мандатом. Несмотря на все это, решения очень часто связано с политикой. КС: дает толкование конституции, вопросы о компетенции между органами госвласти, соответствие всех решений Конституции (негативное зак-во: его решение вступает в силу, только когда он отрицает, но они носят рекомендательный характер, он пишет замечания). КС не может отменить закон. Есть органы, не входящие ни в одну из ветвей: Прокуратура (надзор за исполнением законов федеральными министерствами и органами субъектов и МСУ), СП (бюджетно-финансовый контроль), ЦИК. ЗА счет конкретизации конституционных норм в текущем законодательстве П, ГД и СФ получили право назначать членов ЦИКа по 5 из 15 + ГД может назначать 12 членов совета директоров ЦБ. СФ назначает замов генпрокурора и судей Экономического суда СНГ. + Дополнительные кадровые возможности у П после отмены губернаторских выборов. С 2006 у ФС право парламентских расследований. 7 ФО с 2000 (+новый). По аналогии была перестроена структура прокуратуры и министерств, создан Госсовет. КС выявил скрытые полномочия П (возврат в ГД законов, принятых с нарушениями процедуры). Сейчас проблема госполитики – разграничение полномочий между уровнями власти. С 2000- по 2005 укрепление вертикали власти + административная реформа (перестройка госаппарата). В ноябре 2008 Медведев изменил необходимость отчета перед ГД председателя Правительства.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 139.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...