Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации для учителей-предметников по подготовке к итоговому сочинению в 2017/18 году




Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Развитие речевой, коммуникативной компетенции стало одним из приоритетов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. К метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования относятся «умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью». Важной частью Итоговой аттестации выпускника является написание сочинения. Подготовка школьников к сочинению как самостоятельной форме экзамена становится одним из приоритетных направлений деятельности учителя словесности.

ФИПИ опубликованы тематические направления итогового сочинения (изложения) в 2017-2018 году. Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения  объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.

В 2017/18 учебном году определены несколько дат проведения итогового сочинения: · 6 декабря · 7 февраля · 16 мая.
Названы 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 год: · «Верность и измена», · «Равнодушие и отзывчивость», · «Цели и средства», · «Смелость и трусость», · «Человек и общество». Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать в сроки, определённые как этапы сдачи экзамена. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения). Федеральный институт педагогических измерений опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения, которые Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах были определены на 2017/18 учебный год. При подготовке к сочинению полезно знать следующее: ● Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт». К сдаче ЕГЭ допускаются только выпускники, получившие «зачёт». ● Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то ставится незачёт. Максимальное количество слов не устанавливается. ● Время написания сочинения – 3 часа 55 минут. ● Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём, который выдадут в аудитории. ● Для каждого из 11-и часовых поясов будут разные темы. ● Итоговое сочинение может учитываться при приёме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимально можно получить 10 баллов, которые прибавятся к баллам ЕГЭ. ● Темы сочинений объявят выпускникам в день написания сочинения в 9.45 (за 15 минут до начала работы). В это же время темы будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (ege.edu.ru, fipi.ru). ● Работа выполняется чёрнойгелевой, капиллярной или перьевой ручкой. ● Сочинение должно быть проверено в течение семи календарных дней. Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления). Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет». Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам. Сочинение оценивается по пяти критериям: · соответствие теме; · аргументация, привлечение литературного материала; · композиция; · качество речи; · грамотность. Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.   2.Рекомендуемые этапы подготовки к итоговому сочинению   Сотрудники кафедры филологического образования СПб АППО силами преподавательского состава и методистов ИМЦ разрабатывали содержательную часть и методологическую основу для оптимизации процесса освоения и совершенствования создания различных форм письменных работ обучаемых. При подготовке итогового сочинения учителя-предметники призваны обобщить уже имеющийся опыт по проблеме, а также стимулировать научно-исследовательскую, умственную деятельность обучаемых в целях создания условий для выявления, развития и поддержки учеников в различных видах творческой деятельности. Методическими объединениями учителей русского языка и литературы может быть определена последовательность и стратегия мероприятий, способствующих оптимизации подготовки к итоговому сочинению по литературе. Среди мероприятий, обеспечивающих лучший результат, могут быть предложены следующие этапы подготовительных действий: · диагностирование учащихся с целью определения проблемных зон в создании связных текстов сочинений · повторение и закрепление знаний, обеспечивающих применение навыков, уточнение алгоритмов, терминов, приёмов, необходимых для создания связного текста; · подготовка, отбор материала, проведения блока 10-12уроков с целью повторения курса литературы, изученной в 5-10 классах, с ориентацией на предложенные 5 направлений тем итогового сочинения; · тренинговая отработка, осмысление, анализ каждого из 5 открытых направлений (тем) итогового сочинения; · создание тематических словарей к каждому из направлений; · подбор цитатного материала; · проведение пробных сочинений; · проверка экспертной комиссией МО пробных сочинений; · анализ результатов; · корректировка проблемных зон, составление алгоритма действий в момент написания итогового сочинения.   2.1. Диагностирование учащихся с целью определения проблемных зон в создании связных текстов сочинений   Диагностические работы –вводные, промежуточные и контрольные – уже давно вошли в практику работы учителей в логике ФГОС. Мягкое диагностирование учащихся помогает своевременному определению проблемных зон, выявлению как общих пробелов, так и индивидуальных достижений и недостатков. Подготавливая к итоговому сочинению, достаточно как диагностическое провести плановое сочинение по литературе. Классическое сочинение по изучаемой в этот момент теме поможет выявить степень усвоения основных навыков, необходимых для создания связного текста. Кроме создания текста самого сочинения в публичных условиях, приближенных к экзаменационным, полезно предложить учащимся несколько вопросов или тестов для самодиагностики, мотивирующих их к устранению выявленных ими самими недостатков. Предложим несколько вариантов таких вопросов и тестов: Больше всего меня затруднило:        - составлять связный ответ        - подбирать аргументацию с опорой на текст произведения        - создавать вступительное предложение текста        - в конце текста делать вывод   Я сомневаюсь и путаюсь:        - при осмыслении художественных образов        - при анализе лирических стихотворений        - при определении главной мысли своего сочинения   Из средств художественной выразительности я затрудняюсь в определении:        - эпитетов        - метафор        - сравнений        - олицетворений        - добавьте сами …. При создании ответа на сопоставление я затрудняюсь по причинам:       - не знаю параметров сопоставления       - не помню словесных клише для оформления ответа       - не понимаю цели ответа на сопоставления       - не умею выделять общее в произведениях       - не умею подбирать цитаты   При написании сочинения сумели ли вы ответить на вопросы:

ü Как и где сформулирован тезис?

ü Какие аргументы приведены?

ü Какой комментарий способствует обоснованию аргументов?

ü Какова основная мысль созданного текста?

ü Каковы основные особенности стиля?

ü Какие типы речи преобладают: описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические?

На основании самодиагностики составьте свое «дерево целей», называя те задачи, которые прежде всего нужно осуществить для своего успешного достижения цели – написания сочинения. Можно предложить и другую форму самодиагностики – таблицу ЗХУ – знаю, хочу узнать, узнал. Самая простая ее форма выглядит так:

Таблица 1

Знаю Хочу узнать Узнал
     

После проверки диагностической работы учителем обучаемые могут сопоставить результаты диагностики со своими. Может быть составлено и корпоративное «дерево целей», выявляющее характерные для всего коллектива пробелы,  помогающее их отслеживать и ликвидировать.

Основным результатом входного и промежуточного диагностирования обучаемых является формирование собственной действенной позиции в отношении внедрения основных идей ФГОС, а также овладение учащимися универсальными навыками обработки информации. Совершенствуя регулятивные УУД, способствуемразвитию системного мышления,осознанию качества и уровня усвоения информации, осуществлению контроля и коррекции собственных действий обучаемых.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...