Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вывод: разнообразие отраслевого состава хозяйства Европейского Севера – это преимущество данного экономического района.




География 9 класс

Технологическая карта урока «Европейский Север: проблемы и перспективы развития региона»

Тема урока: Европейский Север: проблемы и перспективы развития региона

Тип урока:урок – обобщение пройденного материала и защита проекта «Особенности хозяйства Европейского Севера. Проблемы и перспективы развития этого района».

Цель урока: мотивировать обучающихся на поиск проблем в районах Европейского Севера и путей их решения, выявить основные направления развития региона. Актуализировать осознание хрупкости природы Европейского Севера.

Задачи урока:

Образовательные

 - Определить основные проблемы Европейского Севера.

 - Установить пути решения проблем в регионе.

 - Наметить перспективы развития Европейского Севера.

Развивающие

- Продолжить формирование умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передача и презентация с помощью технических средств и информационных технологий.

- Формировать у обучающихся умение использовать волевое стимулирование обучения, преодолевать сиюминутные отвлечения, умение настойчиво преодолевать учебные затруднения.

- Научить обучающихся самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с другими, с собой в прошлом, с установленными нормами.

- Самостоятельно планировать условия и оптимальную последовательность работы разной степени продолжительности.

- Взаимодействовать в различных формах учебного диалога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии, полемики.

Воспитательные

- Научить обучающихся выбирать модель поведения в общей системе общечеловеческих ценностей.

- Продолжить формирование осознания обучающихся как членов гражданского общества (гражданин РФ, житель конкретного региона).

- Формировать всесторонне образованную, инициативную, успешную личность, обладающую системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм морали.

- Давать оценку прослушанного и прочитанного.

-.Формировать потребность в участии в общественной жизни и общественно полезной деятельности.

- Продолжить формирование устойчивого познавательного интереса в сфере выбора будущей профессии.

 

Планируемые результаты урока

Предметные
  • умеют определять отрасли специализации района и выделять ТПК Европейского Севера;
  • умеют показывать по карте главные районы и центры производства Европейского Севера;
  • умеют определять основные проблемы в регионе, предлагают пути решения проблем.
 

Метапредметные

  • решают проблемные задачи, высказывают суждения, подтверждая их фактами
  • классифицируют информацию по заданным признакам;
  • Планируют свою деятельность под руководством учителя;
  • выявляют причинно – следственные связи;
  • выслушивают и объективно оценивают другого;
  • формулируют собственное мнение в рамках учебного диалога;
  • умеют вести диалог, вырабатывая общее решение
Личностные
  • научиться осознанно принимать правила поведения на уроке
  •  осознание особенностей хозяйства и хрупкости природы Европейского Севера.
  • формирование инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства района;
  • умеют высказывать аргументированное отношение к исследуемой проблеме.
 

Ресурсы урока: учебник: А.И Алексеев География 9 класс УМК «Полярная звезда», Просвещение 2013, атлас «Дрофа» 2016 год

 

ИКТ на уроке:презентация «Европейский Север»

Материалы сайтов

http://www.gov.ru/main/regions/regioni-44.html

https://geographyofrussia.com/kompleksnaya-xarakteristika-evropejskogo-severa/

https://geographyofrussia.com/evropejskij-sever/

https://geography.ru/course/220035/202385/202385.htm

Ценностный компонент урока: Европейский Север — целостно развивающийся регион: внедрение безотходных технологий производства, комплексное использование сырья, решение социальных проблем, охрана природных ресурсов региона — путь сохранения и приумножения его богатств.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1.Проверка домашнего задания

Вступительное слово:

 В домашнем задании вам предложили ответить на вопросы: Что такое ТПК? Какие территориально – производственные комплексы сформировались на территории Европейского Севера?

 

Обучающиеся отвечают на вопросы домашнего задания

ТПК – это

ТПК Кольско – Карельский Тимано – Печорский
Природные ресурсы - железная руда, - медные руды, - никелевые руды, - апатиты, - лесные ресурсы. - каменный уголь, - природный газ, - нефть, - лесные ресурсы.
Отрасли хозяйства - горнодобывающая промышленность, - черная и цветная металлургия, - судостроение, - лесная промышленность, - рыбная промышленность. - нефтяная, - газовая, - угольная, - лесная, - рыбная промышленность, - судостроение.

Вывод: разнообразие отраслевого состава хозяйства Европейского Севера – это преимущество данного экономического района.

 

2.Формулирование проблемы

Прошу вспомнить, по какому плану мы даем экономико-географическую характеристику экономического района?

  

 

 

 Обучающиеся вспоминают, что план экономико-географической характеристики района следующий:

 

  • ЭГП района.
  • Природные условия и ресурсы.
  • Население. Города.
  • Хозяйство. Отрасли специализации района.
  • Проблемы и перспективы развития района.

Далее обучающиеся приходят к выводу, что

следует рассмотреть проблемы и перспективы данного региона.

Класс делится на группы:

    Совет региона – председатель и два заместителя.

    Группа промышленности и транспорта.

    Группа энергетики.

    Группа экологии.

    Группа АПК.

В работе принимают участие журналисты и обеспокоенная общественность

 

3. Актуализация знаний

Определите основные проблемы Европейского Севера и перспективы его развития.

Разнообразие отраслевого состава хозяйства Европейского Севера – это преимущество данного экономического района. Получите задание и докажите, что это действительно преимущество Европейского Севера.

Обучающиеся получают задание по группам.

  • Совет региона

Главные особенности географического положения, условий для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Социальные проблемы населения.

Что может стать стимулом для дальнейшего хозяйственного развития региона?          

  • Группа промышленности и транспорта.

Какие главные отрасли специализации?

Самые крупные промышленные предприятия.

Какие виды транспорта развиты?

Какие предприятия нужно построить, какие мероприятия провести, чтобы эта отрасль продолжала развиваться? 

Развитие ВПК в регионе.

  • Группа энергетики.

Какие энергоресурсы добывают?

Энергетические ресурсы Баренцева моря и шельфа Северного Ледовитого океана

Проблемы Печорского угольного бассейна? Виды электростанций. Тимано-Печорский ТПК.

Какие предприятия нужно построить, какие мероприятия провести, чтобы укрепить ТЭК?

  • Группа АПК.

Агроклиматические ресурсы:

природные условия и основные сельскохозяйственные угодья. Виды хозяйственной деятельности, связанные с морем. Центры пищевой промышленности. Какие предприятия нужно построить, какие мероприятия провести, что бы АПК выполнял в полной мере свои основные функции. Социальные проблемы Вологодской области.        

  • Группа экологии.

Основные экологические проблемы района

Какие предприятия нужно построить, какие мероприятия провести, что бы улучшить экологическую обстановку в районе. Представитель обеспокоенной общественности.

Какие мероприятия надо провести, чтобы Архангельск перестал быть одним из наиболее загрязнённых городов России?

  • Журналисты.

Что вы скажете о развитии ВПК в регионе?

Какова судьба людей после закрытия неперспективных шахт и оборонных заводов?

 

По ходу урока члены группы должны доложить о развитии данной отрасли в регионе, подать заявку на строительство новых экологически чистых предприятий или проведения мероприятий по реконструкции старых и предложить идеи по развитию Европейского Севера.

 

В работе принимают участие журналисты и обеспокоенная общественность, которые задают проблемные вопросы членам групп.

                                                                              4. Поиск решения проблемы

Обучающиеся каждой группы докладывают о развитии

 

  • промышленности и транспорта.
  • энергетики.
  • АПК

 

 

Самостоятельная работа в группах.

Получение индивидуальных заданий.

Обсуждение индивидуальных результатов работы в каждой группе.

Обсуждение общего задания группы (замечания, уточнения, обобщения).

Подведение итогов группового задания, подготовка к выступлению.

 

Могут быть предложены различные проекты, такие как

 

v строительство промышленного предприятия

v развитие сельскохозяйственного производства 

v строительство жилого поселка или небольшого города

v создание зоны отдыха со спортивным комплексом

v проведение мероприятий для развития региона в целом

 

5. Применение новых знаний, выводы

Какие проблемы в районах Европейского Севера и пути их решения выявили оьучающиеся? Перечислите основные направления развития региона.

Обучающиеся выводят на интерактивной доске следующие мероприятия по решению проблем Европейского Севера.

В ближайшее время в регионе должны решаться следующие проблемы:

  • проблема «колониальной» структуры хозяйства, заключающаяся в сырьевой направленности региона;
  • решение экологических проблем, связанных с загрязнением воздушного и водного бассейнов, истощением лесных, пушных и минеральных богатств района;
  • лесовосстановительные мероприятия;
  • освоение новых нефте-газоносных районов в Ненецком автономном округе и на шельфе Баренцева моря;
  • модернизация морского и портового хозяйства;
  • комплексное использование сырья в металлургии и лесной промышленности;
  • привлечение трудовых ресурсов;
  • развитине инфраструктуры:
  • внедрение безотходной технологии производства;
  • проблема конверсии ВПК и решение социальных проблем, связанных с угольными и милитаризированными регионами.

6.Рефлексия

Учитель предлагает провести рефлексию в виде упражнения «Плюс-минус-интересно».

  Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

  • В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
  • В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной.
  • В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Обучающиеся заполняют таблицу

Плюс Минус Интересно
     

7.Домашнее задание

Задания по желанию: Создайте в виде рисунка, схемы, стихотворения образ Европейского Севера. С чем он у вас ассоциируется?

Подготовьте презентацию о Европейском Севере.

Задание повышенной сложности: Выполнить проектное задание – предложить наилучший вариант освоения территорий двух ТПК Европейского Севера

             

 

 

Приложение

 

 

Дополнительный материал к уроку.

 

Совет региона

Европейский Север - самый большой экономический район по площади в европейской части России.

Усугубляется ЭГП суровыми природными условиями, затормаживающими процесс развития района: вечная мерзлота, заболоченность, полярная зима.

Порт Белого моря зимой работает только с помощью ледоколов.

Природные условия: от ледяной (арктической) зоны до тайги.

Европейский Север - район, в котором преобладают “первичные” виды деятельности. Это - добыча полезных ископаемых, лесозаготовка, рыболовство. Однако нужно больше развивать и “верхние” этажи производства - перерабатывающую и обрабатывающую промышленность. 

В перспективе Европейский Север будет оставаться единственным для Центральной России выходом в открытый океан, поэтому будет развиваться торговый флот, портовое хозяйство, судостроение и судоремонт, рыбная промышленность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...