Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Технологическая карта урока «Европейский Север: хозяйство»




География 9 класс

Тема урока: Европейский Север: хозяйство

Тип урока:комбинированыйурок – изучение нового материала и подготовка к защите проекта «Особенности населения и хозяйства Европейского Севера. Проблемы и перспективы развития района».

Цель урока: познакомить обучающихся с факторами развития и особенностями хозяйства, ведущими отраслями промышленности: металлургией, топливной промышленностью, лесной промышленностью, химической промышленностью, машиностроением, сельским хозяйством, сферой услуг.

Задачи урока:

Образовательные

 - Определить отрасли специализации Европейского Севера.

 - Установить особенности современного развития хозяйства района.

 Развивающие

-Развивать навыки делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

- Научиться осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для этих логических операций.

-Развивать умение экстраполировать карты атласа, строить логические рассуждения, включая установление причинно-следственных связей, структурировать тексты, работать с информацией в Интернете.

Воспитательные

- Воспитывать гражданина России.

- Формировать ценностные духовно-нравственные ориентации обучающихся, отражающие гражданскую и активную жизненную позицию.

- Формировать у обучающихся экологическое сознание – сознание целостности природы, населения и хозяйства различных регионов.

Планируемые результаты урока

Предметные
  • уметь проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт;
  • устанавливать причинно-следственные связи и закономерности развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов;
  • анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру;
  • формулировать выводы, составлять таблицы, диаграммы, графики, описания, характеристики, отражающие особенности хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе карт, определять район и его подрайоны по краткому описанию характерных черт природы, населения и хозяйства;
  • определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий, анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий, решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами.

Метапредметные

  • уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты);
  • проводить анализ и обобщение тематического материала представленного в текстовой, картографической и графической форме;
  • излагать собственное мнение, сформированное на основе целеполагания индивидуальной деятельности и анализа источников информации;
  • работать по индивидуально сформированному алгоритму, проводить сравнение по выработанным критериям;
  • проводить самопроверку и самоанализ результатов деятельности;
  • работать в группе и индивидуально;
  • формулируют собственное мнение в рамках учебного диалога;
  • умеют вести диалог, вырабатывая общее решение.
Личностные
  • научиться осознанно принимать правила поведения на уроке;
  •  осознание особенностей хозяйства и уязвимости природы Европейского Севера;
  • формирование инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения;
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства района;
  • научиться аргументированно высказывать своё отношение к исследуемой проблеме.
 

Ресурсы урока: учебник: А.И Алексеев География 9 класс УМК «Полярная звезда», Просвещение 2013, атлас «Дрофа» 2016 год

 

ИКТ на уроке:презентация «Европейский Север»

Материалы сайтов 

http://www.gov.ru/main/regions/regioni-44.html

https://geographyofrussia.com/kompleksnaya-xarakteristika-evropejskogo-severa/

https://geographyofrussia.com/evropejskij-sever/

http://mirznanii.com/a/307552/kharakteristika-evropeyskogo-severa-rossii

Ценностный компонент урока: Европейский Север — целостно развивающийся в хозяйственном отношении регион.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Проверка домашнего задания

Вступительное слово:

В домашнем задании вам предложили проложить туристические маршруты по Европейскому Северу. Какие маршруты и почему вы предложите туристам? По одному из маршрутов представьте рекламный проспект.

 

Обучающиеся выступают с сообщениями, докладами презентациями на темы: народы, населяющие Европейский Север, культура и быт, туристические маршруты по Европейскому Северу. Они объясняют, какие маршруты и почему, предлагают туристам?

 

 

  1. Формулирование проблемы

        

Прошу вспомнить, по какому плану мы даем экономико-географическую характеристику экономического района?

 

Европейский Север является одним из главных поставщиков сырья, топлива и продукции отраслей обрабатывающей промышленности на внутренний рынок страны. Так ли это?

Какие проблемы связаны с хозяйственным освоением территории?

Проблемный вопрос:

В чем заключается специфика хозяйства Европейского Севера?

Разнообразие отраслевого состава хозяйства Европейского Севера – это преимущество района или проблема? 

 

 Обучающиеся с помощью учебника или предыдущих записей в рабочих тетрадях вспоминают, план ЭГХ района.

 

  • ЭГП района.
  • Природные условия и ресурсы.
  • Население. Города.
  • Хозяйство. Отрасли специализации района.
  • Проблемы и перспективы развития района.

 

 

Далее обучающиеся приходят к выводу, что сегодня на уроке им необходимо выявить отрасли хозяйственной специализации Европейского Севера и особенности их размещения.

 

3. Актуализация знаний

Вспомним из курса 8 – 9 класса.

- Что такое природные ресурсы?

- Какими видами природных ресурсов располагает данный район?

- Что такое отрасль хозяйства?

- Назвать отрасли промышленности.

- Что такое отрасль специализации района?

- Как определить ее?

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Природные ресурсы – это компоненты природной среды, окружающие человека, которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных потребностей человека и общества.

Виды природных ресурсов – исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые) и неисчерпаемые.

Отрасль специализации – это те виды (отрасли) производства, прибыль от реализации которых является основной частью бюджета района.

К = П/Н, если К = 1, К больше1, то данная отрасль будет отраслью специализации района.

К – коэффициент специализации;

П – доля продукции района, в общем производстве страны ( по данной отрасли);

Н – доля населения района в общем населении страны.

Высказывают предположения, что необходимо изучить на уроке, чтобы решить проблему.

 

                                                                              4. Поиск решения проблемы

Какие отрасли специализации и почему сформировались на территории Европейского Севера?

 

Выясним, какие природные ресурсы являются сырьем для отраслей хозяйства района.

 - Определить отрасли специализации

 - Какова география отраслей специализации?

Используем карты атласа по географии для 9 класса и материалы сайтов

http://www.gov.ru/main/regions/regioni-44.html

https://geographyofrussia.com/kompleksnaya-xarakteristika-evropejskogo-severa/

https://geographyofrussia.com/evropejskij-sever/

 

 

Задание 1 группе:

Определить сырье топливной промышленности, центры топливной промышленности и их размещение?

 

 

Задание 2 группе.

Определить сырье, топливо, центры черной металлургии и их размещение?

 

 

Задание 3 группе.

Определить сырье, центры цветной металлургии и их размещение?

 

Задание 4 группе.

Определить центры лесной и пищевой промышленности, и их размещение?

 

 

Задание 5 группе

Какое место занимает сельское хозяйство в экономике Европейского Севера?

Обучающиеся, используя карту географического атласа «Дрофа» на стр. 26, определяют отрасли хозяйственной специализации и делятся на группы.

 

Работа в группах.

Используя карту атласа: « Экономическая карта Европейского Севера» и Интернет- ресурсы определить отраслевую структуру района.

 

 

Продукт 1 группы

Вид полезного ископаемого Центры топливной промышленности
- Каменный уголь - Воркута - Инта ( Печорский каменноугольный бассейн)
- Нефть - Усинск - Ухта (НПЗ)
- Природный газ - Вуктыл - Войвож -Василковское -Южно-Тамбейское -Штокмановское ( шельф Баренцева моря).

 

 

Продукт 2 группы

Вид полезного ископаемого Месторождения Центры производства
- железная руда     - каменный уголь - Оленегорск - Ковдор -Костомукша -Воркута -Инта (Печорский каменноугольный бассейн). - г.Череповец «Северная магнитка» Металлургический комбинат полного цикла.

 

Продукт 3 группы

Вид полезного ископаемого Месторождения Центры производства
- Медные руды - Никелевые руды - Алюминиевые руды - г. Никель - г. Никель - Тимшерское - Иксинское -Мончегорск   - Кандалакша, - Надвоицы Производство алюминия – энергоёмкое производство ( близ ГЭС, т.к. дают дешевую электроэнергию).

 

Продукт 4 группы

Вид природного ресурса Центры лесной и пищевой (рыбной) промышленности.
 - лес (лесозаготовка, деревообработка, ЦБК, лесохимия)     - рыба - Архангельск - лесной порт страны, - Сыктывкар, - Новодвинск, - Коряжма. Порты: -Мурманск, -Архангельск, -Петрозаводск, -Нарьян – Мар.

 

Продукт 5 группы

Сельское хозяйство Европейского Севера развито слабо.

Европейский Север состоит из трёх сельскохозяйственных районов:

  1. Оленеводческо-промысловый, занимающий побережье Северного Ледовитого океана (тундра и лесотундра), с развитым оленеводством, охотой, промыслом тюленей и рыболовством;
  2. Лесопромысловый, охватывающий Карелию, большую часть Архангельской области и юг республики Коми (тайга), где выделяются лесное хозяйство, молочное животноводство в долинах рек и очагами земледелия (рожь, ячмень, овёс, лён, овощеводство и картофелеводство);
  3. Льно - животноводческий, расположенный на самом юге Европейского Севера — в Вологодской области (южная часть тайги). Это главный сельскохозяйственный район Европейского Севера. Здесь получило развитие - молочное скотоводство, свиноводство, выращивание ржи, овса, ячменя, льна, картофеля, овощей.

Вокруг крупных городов (Архангельск, Череповец, Вологда, Сыктывкар, Ухта, Воркута, Мончегорск) сложился пригородный тип сельского хозяйства с интенсивным молочным скотоводством, свиноводством, тепличным хозяйством.

 

5.Применение новых знаний, выводы

Как сложилась специализация Европейского Севера?

Каковы отрасли специализации региона?

Европейский Север - главная топливно-энергетическая и лесная база западной экономической зоны.

Отраслями специализации являются:

  • Добыча нефти, газа, угля, торфа в Печорском бассейне.
  • Черная и цветная металлургия (Костомукшский горно-обогатительный комбинат, Мончегорский медно-никелевый, Волховский алюминиевый, Череповецкий металлургический комбинаты).
  • Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность (Архангельск, Сыктывкар, Кондопога, Котлас).
  • Гидроэнергетика Карелии и Кольского полуострова.
  • Рыбная промышленность (Мурманск).
  • На Европейском Севере расположена база военно-морского флота
  • Северодвинск — центр производства атомных подводных лодок, в Плесецке расположен космодром.
  • Железные дороги имеют меридиональное направление. Крупный транспортный узел — Череповец.

 

Выводы в группах: разнообразие отраслевого состава хозяйства Европейского Севера – это преимущество данного экономического района.

6.Рефлексия

Учитель предлагает осуществить рефлексию - «Комплимент».

 Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Обучающиеся могут осуществить рефлексию в парах, группах или на класс.

7.Домашнее задание

Читать § 26, устно отвечать на вопросы 1 – 6.

  1. Учитель предлагает вспомнить, что такое ТПК? Какие территориально – производственные комплексы сформировались на территории Европейского Севера и в чем их особенности?

 

 

  1. Заполнить таблицу.

 

ТПК Кольско – Карельский Тимано – Печорский
Природные ресурсы
Отрасли хозяйства
  1. Задание повышенной сложности - создать презентации на темы: «Загадки Европейского Севера», «Перовооткрыватели Европейского Севера», «Знаменитые люди Европейского Севера»
  2. Задание на опережение материала по желанию: создать презентацию «Проблемы и перспективы развития Европейского Севера»
           

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 508.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...