Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Технологическая карта урока «Европейский Север: хозяйство»
География 9 класс
Тема урока: Европейский Север: хозяйство
| Тип урока:комбинированыйурок – изучение нового материала и подготовка к защите проекта «Особенности населения и хозяйства Европейского Севера. Проблемы и перспективы развития района».
| Цель урока: познакомить обучающихся с факторами развития и особенностями хозяйства, ведущими отраслями промышленности: металлургией, топливной промышленностью, лесной промышленностью, химической промышленностью, машиностроением, сельским хозяйством, сферой услуг.
| Задачи урока:
Образовательные
- Определить отрасли специализации Европейского Севера.
- Установить особенности современного развития хозяйства района.
Развивающие
-Развивать навыки делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
- Научиться осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для этих логических операций.
-Развивать умение экстраполировать карты атласа, строить логические рассуждения, включая установление причинно-следственных связей, структурировать тексты, работать с информацией в Интернете.
Воспитательные
- Воспитывать гражданина России.
- Формировать ценностные духовно-нравственные ориентации обучающихся, отражающие гражданскую и активную жизненную позицию.
- Формировать у обучающихся экологическое сознание – сознание целостности природы, населения и хозяйства различных регионов.
| Планируемые результаты урока
| Предметные
- уметь проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт;
- устанавливать причинно-следственные связи и закономерности развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов;
- анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру;
- формулировать выводы, составлять таблицы, диаграммы, графики, описания, характеристики, отражающие особенности хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе карт, определять район и его подрайоны по краткому описанию характерных черт природы, населения и хозяйства;
- определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий, анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий, решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами.
| Метапредметные
- уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты);
- проводить анализ и обобщение тематического материала представленного в текстовой, картографической и графической форме;
- излагать собственное мнение, сформированное на основе целеполагания индивидуальной деятельности и анализа источников информации;
- работать по индивидуально сформированному алгоритму, проводить сравнение по выработанным критериям;
- проводить самопроверку и самоанализ результатов деятельности;
- работать в группе и индивидуально;
- формулируют собственное мнение в рамках учебного диалога;
- умеют вести диалог, вырабатывая общее решение.
| Личностные
- научиться осознанно принимать правила поведения на уроке;
- осознание особенностей хозяйства и уязвимости природы Европейского Севера;
- формирование инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения;
- осознание целостности природы, населения и хозяйства района;
- научиться аргументированно высказывать своё отношение к исследуемой проблеме.
| Ресурсы урока: учебник: А.И Алексеев География 9 класс УМК «Полярная звезда», Просвещение 2013, атлас «Дрофа» 2016 год
| ИКТ на уроке:презентация «Европейский Север»
Материалы сайтов
http://www.gov.ru/main/regions/regioni-44.html
https://geographyofrussia.com/kompleksnaya-xarakteristika-evropejskogo-severa/
https://geographyofrussia.com/evropejskij-sever/
http://mirznanii.com/a/307552/kharakteristika-evropeyskogo-severa-rossii
| Ценностный компонент урока: Европейский Север — целостно развивающийся в хозяйственном отношении регион.
| Ход урока
| Содержание деятельности учителя
| Содержание деятельности учащихся
| - Проверка домашнего задания
| Вступительное слово:
В домашнем задании вам предложили проложить туристические маршруты по Европейскому Северу. Какие маршруты и почему вы предложите туристам? По одному из маршрутов представьте рекламный проспект.
|
Обучающиеся выступают с сообщениями, докладами презентациями на темы: народы, населяющие Европейский Север, культура и быт, туристические маршруты по Европейскому Северу. Они объясняют, какие маршруты и почему, предлагают туристам?
| - Формулирование проблемы
|
Прошу вспомнить, по какому плану мы даем экономико-географическую характеристику экономического района?
Европейский Север является одним из главных поставщиков сырья, топлива и продукции отраслей обрабатывающей промышленности на внутренний рынок страны. Так ли это?
Какие проблемы связаны с хозяйственным освоением территории?
Проблемный вопрос:
В чем заключается специфика хозяйства Европейского Севера?
Разнообразие отраслевого состава хозяйства Европейского Севера – это преимущество района или проблема?
|
Обучающиеся с помощью учебника или предыдущих записей в рабочих тетрадях вспоминают, план ЭГХ района.
- ЭГП района.
- Природные условия и ресурсы.
- Население. Города.
- Хозяйство. Отрасли специализации района.
- Проблемы и перспективы развития района.
Далее обучающиеся приходят к выводу, что сегодня на уроке им необходимо выявить отрасли хозяйственной специализации Европейского Севера и особенности их размещения.
| 3. Актуализация знаний
| Вспомним из курса 8 – 9 класса.
- Что такое природные ресурсы?
- Какими видами природных ресурсов располагает данный район?
- Что такое отрасль хозяйства?
- Назвать отрасли промышленности.
- Что такое отрасль специализации района?
- Как определить ее?
| Обучающиеся отвечают на вопросы.
Природные ресурсы – это компоненты природной среды, окружающие человека, которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных потребностей человека и общества.
Виды природных ресурсов – исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые) и неисчерпаемые.
Отрасль специализации – это те виды (отрасли) производства, прибыль от реализации которых является основной частью бюджета района.
К = П/Н, если К = 1, К больше1, то данная отрасль будет отраслью специализации района.
К – коэффициент специализации;
П – доля продукции района, в общем производстве страны ( по данной отрасли);
Н – доля населения района в общем населении страны.
Высказывают предположения, что необходимо изучить на уроке, чтобы решить проблему.
| 4. Поиск решения проблемы
| Какие отрасли специализации и почему сформировались на территории Европейского Севера?
Выясним, какие природные ресурсы являются сырьем для отраслей хозяйства района.
- Определить отрасли специализации
- Какова география отраслей специализации?
Используем карты атласа по географии для 9 класса и материалы сайтов
http://www.gov.ru/main/regions/regioni-44.html
https://geographyofrussia.com/kompleksnaya-xarakteristika-evropejskogo-severa/
https://geographyofrussia.com/evropejskij-sever/
Задание 1 группе:
Определить сырье топливной промышленности, центры топливной промышленности и их размещение?
Задание 2 группе.
Определить сырье, топливо, центры черной металлургии и их размещение?
Задание 3 группе.
Определить сырье, центры цветной металлургии и их размещение?
Задание 4 группе.
Определить центры лесной и пищевой промышленности, и их размещение?
Задание 5 группе
Какое место занимает сельское хозяйство в экономике Европейского Севера?
| Обучающиеся, используя карту географического атласа «Дрофа» на стр. 26, определяют отрасли хозяйственной специализации и делятся на группы.
Работа в группах.
Используя карту атласа: « Экономическая карта Европейского Севера» и Интернет- ресурсы определить отраслевую структуру района.
Продукт 1 группы
Вид полезного ископаемого
| Центры топливной промышленности
| - Каменный уголь
| - Воркута
- Инта
( Печорский каменноугольный бассейн)
| - Нефть
| - Усинск
- Ухта (НПЗ)
| - Природный газ
| - Вуктыл
- Войвож
-Василковское
-Южно-Тамбейское
-Штокмановское ( шельф Баренцева моря).
|
Продукт 2 группы
Вид полезного ископаемого
| Месторождения
| Центры производства
| - железная руда
- каменный уголь
| - Оленегорск
- Ковдор
-Костомукша
-Воркута
-Инта (Печорский каменноугольный бассейн).
| - г.Череповец
«Северная магнитка»
Металлургический комбинат полного цикла.
|
Продукт 3 группы
Вид полезного ископаемого
| Месторождения
| Центры производства
| - Медные руды
- Никелевые руды
- Алюминиевые руды
| - г. Никель
- г. Никель
- Тимшерское
- Иксинское
| -Мончегорск
- Кандалакша,
- Надвоицы
Производство алюминия – энергоёмкое производство
( близ ГЭС, т.к. дают дешевую электроэнергию).
|
Продукт 4 группы
Вид природного ресурса
| Центры лесной и пищевой (рыбной) промышленности.
| - лес (лесозаготовка, деревообработка, ЦБК, лесохимия)
- рыба
| - Архангельск - лесной порт страны,
- Сыктывкар,
- Новодвинск,
- Коряжма.
Порты:
-Мурманск,
-Архангельск,
-Петрозаводск,
-Нарьян – Мар.
|
Продукт 5 группы
Сельское хозяйство Европейского Севера развито слабо.
Европейский Север состоит из трёх сельскохозяйственных районов:
- Оленеводческо-промысловый, занимающий побережье Северного Ледовитого океана (тундра и лесотундра), с развитым оленеводством, охотой, промыслом тюленей и рыболовством;
- Лесопромысловый, охватывающий Карелию, большую часть Архангельской области и юг республики Коми (тайга), где выделяются лесное хозяйство, молочное животноводство в долинах рек и очагами земледелия (рожь, ячмень, овёс, лён, овощеводство и картофелеводство);
- Льно - животноводческий, расположенный на самом юге Европейского Севера — в Вологодской области (южная часть тайги). Это главный сельскохозяйственный район Европейского Севера. Здесь получило развитие - молочное скотоводство, свиноводство, выращивание ржи, овса, ячменя, льна, картофеля, овощей.
Вокруг крупных городов (Архангельск, Череповец, Вологда, Сыктывкар, Ухта, Воркута, Мончегорск) сложился пригородный тип сельского хозяйства с интенсивным молочным скотоводством, свиноводством, тепличным хозяйством.
| 5.Применение новых знаний, выводы
| Как сложилась специализация Европейского Севера?
Каковы отрасли специализации региона?
| Европейский Север - главная топливно-энергетическая и лесная база западной экономической зоны.
Отраслями специализации являются:
- Добыча нефти, газа, угля, торфа в Печорском бассейне.
- Черная и цветная металлургия (Костомукшский горно-обогатительный комбинат, Мончегорский медно-никелевый, Волховский алюминиевый, Череповецкий металлургический комбинаты).
- Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность (Архангельск, Сыктывкар, Кондопога, Котлас).
- Гидроэнергетика Карелии и Кольского полуострова.
- Рыбная промышленность (Мурманск).
- На Европейском Севере расположена база военно-морского флота
- Северодвинск — центр производства атомных подводных лодок, в Плесецке расположен космодром.
- Железные дороги имеют меридиональное направление. Крупный транспортный узел — Череповец.
Выводы в группах: разнообразие отраслевого состава хозяйства Европейского Севера – это преимущество данного экономического района.
| 6.Рефлексия
| Учитель предлагает осуществить рефлексию - «Комплимент».
Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
| Обучающиеся могут осуществить рефлексию в парах, группах или на класс.
| 7.Домашнее задание
| Читать § 26, устно отвечать на вопросы 1 – 6.
- Учитель предлагает вспомнить, что такое ТПК? Какие территориально – производственные комплексы сформировались на территории Европейского Севера и в чем их особенности?
- Заполнить таблицу.
ТПК
| Кольско – Карельский
| Тимано – Печорский
| Природные ресурсы
| | | Отрасли хозяйства
| | | - Задание повышенной сложности - создать презентации на темы: «Загадки Европейского Севера», «Перовооткрыватели Европейского Севера», «Знаменитые люди Европейского Севера»
- Задание на опережение материала по желанию: создать презентацию «Проблемы и перспективы развития Европейского Севера»
| | | | | | |
|