Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Технологическая карта урока «Европейский Север: освоение территории и население»




География

Тема урока: Европейский Север: освоение территории и население

Тип урока:урок – изучение нового материала и создание кластера население, культура и быт Европейского Севера.

Цель урока: познакомить обучающихся с историей освоения Европейского Севера, численностью и динамикой численности населения, размещением населения, урбанизацией и городами, народами и религиями, занятостью и доходами населения.

Задачи урока:

Образовательные

- Выявить особенности заселения Европейского Севера.

- Определить особенности численности населения и его размещение

- Выяснить специфику городов района.

- Сформировать представление о культуре и быте, религиях народов Европейского Севера.

Развивающие

- Совершенствовать навыки работы с картами атласа.

- Выявлять причину и следствие географических процессов и явлений.

- Составлять комплексное описание объекта или явления.

- Уметь пользоваться техническими источниками и средствами информации.

- Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

- Представлять информацию в картографической, графической, конспективной и табличной форме.

Воспитательные

-Формировать личностно-ценностное отношение к народам России и мотивировать обучающихся на самостоятельное изучение культуры и быта регионов.

- Продолжить формирование уважительного отношения к людям другой культуры и вероисповедания.

- Формировать устойчивую мотивацию к изучению регионов в полевых условиях (экскурсиях, походах, полевых практиках).

 

Планируемые результаты урока

Предметные · уметь проводить сопоставительный анализ тематических физико- географических карт и карт населения, · устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности, · анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры населения, · формулировать выводы, составлять описания и характеристики населения на основе анализа разных источников информации, в том числе карт, · решать практические и познавательные задачи, используя различные показатели, характеризующие население.

Метапредметные

  • уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты),
  • проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме
  • излагать собственное мнение, сформированное на основе целеполагания индивидуальной деятельности и анализа источников информации,
  • работать по индивидуально сформированному алгоритму,
  • проводить сравнение по выработанным критериям,
  • проводить самопроверку и самоанализ результатов деятельности,
  • работать в группе и индивидуально.
Личностные
  • принять правила поведения на уроке
  •  осознание особенностей населения, Европейского Севера, его культуры и быта
  • формирование инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
 

Ресурсы урока: учебник: А.И Алексеев География 9 класс УМК «Полярная звезда», Просвещение 2013, атлас «Дрофа» 2016 год

 

ИКТ на уроке:презентация «Европейский Север»

Материалы сайтов 

https://geographyofrussia.com/kompleksnaya-xarakteristika-evropejskogo-severa/

https://geographyofrussia.com/evropejskij-sever/

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/

Ценностный компонент урока: значимость освоения территории Европейского Севера для России; этническое многообразие народов Европейского Севера; уникальность объектов Всемирного природного и культурного наследия.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Проверка домашнего задания

Вступительное слово:

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с численностью и динамикой численности населения Европейского Севера, размещением населения, урбанизацией и городами, народами и религиями, занятостью и доходами населения. Вы получили разноуровневое домашнее задание и мы с удовольствием прослушаем ваши сообщения, доклады, презентации.

 

Обучающиеся выступают с сообщениями, докладами презентациями на темы: ЭГХ Европейского Севера, особенности природы, о первопроходцах Севера, об освоении территории Европейского Севера, о замечательных людях, родившихся на просторах Европейского Севера.

 

  1. Формулирование проблемы

        

Человек и его хозяйственная деятельность – мощный фактор воздействия на географическую оболочку Земли. Природа Европейского Севера, изученная на прошлом уроке, подвергается воздействию антропогенного фактора.

Учитель предлагает исследовать карты атласа «Политико-административную России», «Плотность населения» и «Народы России» и сформулировать тему урока.

 

 

Обучающиеся с помощью учителя подходят к формулировке проблем - «Особенности заселения территории ЕС», «Какие народы живут на Европейском Севере и каковы занятия коренных жителей», «Особенности городов Европейского Севера», «Виды деятельности человека на Европейском Севере».

 

 

3. Актуализация знаний

Что мы знаем о современном заселении Европейского Севера?

Что необходимо узнать о проблемах населения Европейского Севера, чтобы решить проблему населения Европейского Севера?

Обучающиеся анализируют прослушанные сообщения, доклады и презентации и делают выводы.

Высказывают предположения, что необходимо изучить на уроке, чтобы решить проблему.

                                                                                 4. Поиск решения проблемы

 Первичное изучение нового материала организуется на основе работы с сайтом Федеральной службы    государственной статистики    (раздел «Население») http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/

 Учитель делит класс на рабочие группы, каждой из которых предлагается подобрать официальную статистику по субъектам Федерации, входящими в состав района, и сформулировать тематический сравнительный вывод о специфике населения в пределах рассматриваемых территорий. Для систематизации собираемой статистики школьникам можно предложить заполнить таблицу.

   В рамках предложенного задания группы обучающихся выбирают статистический показатель (формулируют его название), выбирают его значение и заносят в таблицу. После заполнения данных по регионам необходимо рассчитать значение каждого показателя для всей территории района (это актуально с той точки зрения, что официальная статистика даётся по Федеральным округам, а не по комплексным районам). После завершения заполнения таблицы статистическими показателями каждая группа формулирует вывод и заносит его в соответствующую графу. В заключение работы каждая из групп презентует свой набор выбранных показателей и оглашает вывод. Фронтально обсуждаются результаты исследования и на электронной доске коллективно формируется наиболее полный список показателей, характеризующих население района.

   

 

 

 

 

 

Учитель организует фронтальную работу обучающихся с сайтом ФС ГС, картами атласа и текстом учебника.

 

  • Какие народы живут на Европейском Севере и каковы занятия коренных жителей? (стр. 108 учебника)

 

 

  • Найдите особенности городов Европейского Севера. Используйте текст на с. 108—110 учебника, дополнительную справочную литературу, энциклопедии «Города России».

 

Группы выполняют исследовательскую работу по субъектам Федерации

Группы формируются по субъектам федераций

Название субъекта Федерации Числ. и состав населения

Естественный прирост населения

Миграции
Республика Коми  

 

 
Республика Карелия  

 

 
Ненецкий автономный Округ    

 

 
Архангельская область  

 

 
Вологодская область    

 

 
Мурманская область    

 

 
Итого по району    

 

 
  Вывод

 

 

         

 

 

Народ Языковая семья Место проживания Традиционные занятия
       

 

 

Город Год возникновения Число жителей Чем известен
       

 

5. Применение новых знаний, вывод

Как люди заселяли и осваивали Европейский Север?

Какие народы живут в этом районе?

Каковы особенности городов Европейского Севера?

На контурной карте или на интерактивной доске наносятся границы компактного проживания людей в регионе, крупные города.

Выводы: 

  1. Большинство населения Европейского Севера – потомки древних русских переселенцев. Другие народы – карелы, ненцы, саамы, коми.
  2. В заселении и освоении Европейского Севера русскими переселенцами были периоды подъема и спада, во многом зависящие от исторических событий.
  3. Самые большие города Европейского Севера – морские порты, группа городов связана с горнодобывающей или лесообрабатывающей промышленностью. Особое мепсто занимают древние русские города.

6.Рефлексия

Учитель предлагает обучающимся дать аргументированные ответы на вопросы:

1. Что вы ожидали от урока и что получилось?

2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

4. Была ли польза от групповой формы работы?

5. В чем вы видите получение новых знаний, понятий, навыков?

6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.

7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.

9. На основании, каких критериев можно оценить нашу деятельность?

10. Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?

Обучающиеся отвечают на вопросы, которые учитель выводит на доску в конце презентации

7.Домашнее задание

Читать § 25, устно отвечать на вопросы 2 – 6.

Задание повышенной сложности: «Вам предложили проложить туристические маршруты по Европейскому Северу. Какие маршруты и почему вы предложите туристам? По одному из маршрутов составьте рекламный проспект»

 

           

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...