Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РФ и страны — участницы Содружества Независимых Государств ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Большое значение в политике России отводилось налаживанию контактов с бывшими советскими республиками, присоединившимися к Содружеству Независимых Государств (СНГ), и защите прав оставшегося в них русскоязычного населения. В результате длительного переговорного процесса российской стороне удалось подписать ряд выгодных двусторонних договоров с отдельными государствами СНГ, что частично компенсировало негативные последствия разрыва традиционных экономических связей, произошедшего в результате распада СССР. Между шестью государствами Содружества (Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан) был заключён договор о коллективной безопасности, велись переговоры о создании ЕЭП (единого экономического пространства). Наиболее конструктивно развивались отношения между Российской Федерацией и Беларусью. Непросто складывались отношения с Украиной. Разногласия, по большей мере, были вызваны вопросами о принадлежности Крыма и условиях базирования Черноморского флота РФ в Севастополе. 5 января 1992 г. командующий Черноморским флотом адмирал И. Касатонов отказался выполнять распоряжение президента Украины о присяге флота на верность Киеву. Вскоре Верховным Советом РФ было принято постановление о рассмотрении конституционности решений Президиума ВС СССР 1954 г. о передаче Крымской области в состав УССР. Переговоры между двумя государствами продолжались несколько лет, и в мае 1997 г. в результате визитов в Киев В. Черномырдина и Б. Ельцина были подписаны соглашения о временном базировании российского флота в Севастополе и Договор о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Россией. Несмотря на то что большинство членов СНГ не поддержало российской инициативы создания Объединённых Вооружённых Сил (ОВС), Россия выполняла миротворческую миссию во время вооружённых конфликтов в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, охраняла внешние границы Таджикистана. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия Переход к рынку Начало перехода от плановой к рыночной экономике было положено ещё в годы перестройки. Рыночная экономика — это экономика, в основе которой принципы свободного предпринимательства, многообразие форм собственности, рыночное ценообразование при ограниченном вмешательстве государства в хозяйственную деятельность субъектов. В 1990 г. было принято постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», предусматривающее переход на аренду, создание акционерных обществ и развитие частного сектора экономики. Замедление и непоследовательность рыночных реформ привели к кризису, который ещё более углубился после распада СССР и разрыва существовавших экономических связей. Экономическая ситуация в России 1990‑х гг Руководство России в условиях глубочайшего финансового кризиса, инфляции, истощения золотовалютных резервов решило обратиться к политике «шоковой терапии». Это должно было стать своеобразной альтернативой попыткам ещё союзного руководства провести поступательную модернизацию сверхцентрализованной социалистической экономики. Идеологи экономических реформ в России начала 1990‑х гг. (Е. Гайдар, Г. Явлинский, А. Чубайс) исходили из того, что постсоветская экономика не подлежала усовершенствованию. Единственным путём, по их мнению, был немедленный демонтаж старой экономической системы вместе с ликвидацией командно-административной системы управления и распределения. Отечественные реформаторы консультировались с группой специально приглашённых иностранных советников, возглавлявшейся американским экономистом Дж. Саксом. Правительство так же надеялось на получение финансовой помощи от США и стран Западной Европы. Методы «шоковой терапии» предусматривали либерализацию цен (со 2 января 1992 г.) и проведение масштабной приватизации. Начало выдачи приватизационных чеков (ваучеров) пришлось на 1 октября 1992 г. Эти меры должны были обуздать инфляционные процессы, уравнять спрос и предложение на рынке, превратить частный сектор в преобладающий сектор экономики, создать прочный фундамент для перевода всего хозяйства на рыночные рельсы. 29 января 1992 г. вышел президентский указ «О свободе торговли». Согласно ему граждане РФ получали право на ведение предпринимательской деятельности в сфере торговых отношений. Появление Указа стимулировало сотни тысяч людей к действиям по смене рода занятий и переходу к торгово-посредническим операциям. Это происходило на фоне катастрофического сокращения объёмов промышленного производства и падения престижности занятости в сфере производительного труда. Реформаторам из правительства Е. Гайдара пришлось столкнуться с серьёзными трудностями. Российский рынок наводнила импортная продукция, а народное хозяйство стало носить преимущественно топливно-сырьевой характер. Особо тяжёлое положение сложилось в военно-промышленном комплексе. Многим квалифицированным специалистам приходилось уходить в другие отрасли хозяйства, преимущественно в торговлю. Тщетны оказались надежды правительства на ощутимые финансовые вливания из-за рубежа. Западные страны обещали России 24 млрд долларов, однако на деле выделили в два раза меньшую сумму. На эти деньги, полученные в форме кредитов, РФ должна была осуществлять продовольственные закупки у своих же кредиторов. За год реформ цены взлетели более чем в 20 раз, были обесценены вклады граждан. Курс рубля продолжал падать, и большинство расчётов перевели в американскую валюту. Большинство предприятий охватил кризис неплатежей. К 1 июню 1992 г. сумма взаимных долгов составляла около 2 трлн рублей. Возникли проблемы со своевременной выплатой заработной платы, пенсий, стипендий. Объём государственной задолженности перед гражданами достиг своего максимума к 1996 г. Социальную напряжённость повышал высокий уровень безработицы, нерешённость жилищной проблемы. Получили распространение финансовые пирамиды («МММ», «Хопёр-инвест» и др.). Глобальные ошибки были допущены во время проведения приватизации, что привело к сосредоточению значительной части промышленного потенциала страны в руках небольшой группы людей — олигархов, тогда как от 35 до 65 % граждан России оказалось за чертой бедности (к 1994 г. средний уровень жизни населения составлял 50 % от начала 1990‑х). Смена формы собственности не привела к росту эффективности экономики. Продолжалось падение промышленного производства и производства предметов широкого потребления. Распалась единая энергетическая инфраструктура. Экономические реформы коснулись и аграрного сектора. С начала 1990‑х гг. колхозная система стала заменяться новыми формами хозяйствования: акционерными обществами открытого и закрытого типа, обществами с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственными кооперативами. В условиях экономического кризиса сельское хозяйство испытывало дефицит агротехники, минеральных удобрений, продолжался отток жителей сельской местности в города. Это привело к заметному падению урожайности, наблюдавшемуся на протяжении почти всех 90‑х гг. Результатом аграрных преобразований начала 1990-х гг. стало то, что по состоянию на 1996 г. государственный сектор охватывал 13% сельхозугодий, 61% земель принадлежал коллективным хозяйствам, 11% было в личной собственности граждан, а оставшиеся 14% угодий не использовались в сельском хозяйстве. Угрозу рыночным отношениям представлял разгул криминалитета, делавшего ставку на передел собственности, теневую экономику и коррупция — использование служебных полномочий в целях получения личной выгоды. 1990-е гг. вошли в историю как время криминальных войн между различными мафиозными кланами за передел государственной собственности и контроль над частными предпринимателями. Правительство В. Черномырдина (1993–1998), пришедшее на смену реформаторам Е. Гайдара, пыталось остановить падение экономики, путём сочетания упрочнения роли государства в экономике с развитием рыночных отношений. К началу 1996 г. удалось обуздать инфляцию. За счёт доходов экспортно-ориентированных отраслей сырьевой и перерабатывающей промышленности, замедлилось падение производства. Наблюдалось снижение уровня безработицы и темпов роста потребительских цен. Специалисты начали отмечать первые признаки оживления некоторых отраслей народного хозяйства, однако ситуация продолжала оставаться нестабильной и привела к масштабному финансово-экономическому кризису. Падение производства к августу 1998 г. достигло 50%. В этой ситуации страна пережила дефолт — невыполнение государством денежных обязательств. Причину этого следует искать в завышенном курсе национальной валюты, который не соответствовал низким показателям эффективности отечественной экономики. Правительство отказалось от выплат внешних задолженностей, обвалился курс рубля, многие предприятия оказались на грани разорения. Неудачные реформы привели к росту социальной напряжённости (в стране насчитывалось около 9 млн безработных), стихийным забастовкам и массовым митингам протеста. Правительство Е. Примакова ко второй половине 1999 г. сумело несколько стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране. Преодолению бюджетного дефицита, не в последнюю очередь, способствовал рост мировых цен на нефть. Но жизненный уровень большей части населения по-прежнему оставался невысоким.
Политический кризис разразился 21 сентября 1993 г., когда Президент подписал указ о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти - Совет Федерации и Государственную думу, а также референдума по новой Конституции страны. Против указа выступило руководство Верховного Совета и большинство членов Конституционного суда, признавшего действия Президента неконституционными. Был созван внеочередной Съезд народных депутатов. В отсутствие кворума Съезд постановил отстранить Ельцина от должности и избрал Руцкого исполняющим обязанности Президента. Руцкой начал формировать новое правительство. 23 сентября 1993 г. боевики оппозиции предприняли попытку занять штаб Объединенных Вооруженных сил СНГ. 29 сентября Президент предъявил оставшимся в здании Верховного Совета ультиматум покинуть здание до 4 октября. 2 октября Фронтом национального спасения и движением «Трудовая Москва» были организованы крупные демонстрации, вылившиеся в массовые беспорядки. Были построены первые баррикады. 3 октября Руцкой и Хасбулатов призвали собравшихся у Белого дома идти на штурм мэрии и телецентров, а затем Кремля. На штурм Останкинского телецентра отправились несколько сот человек во главе с генералом А.М.Макашовым и лидером крайне левой организации «Трудовая Россия» В.И.Анпиловым. К вечеру были захвачены здания мэрии и гостиницы «Мир». Вечером между повстанцами и отрядом внутренних войск, обороняющим телецентр, разгорелся бой. Все каналы внезапно прекратили вещание, что оказало сильное впечатление на телезрителей, став как бы знаком беды. Попытка захвата «Останкино» успеха не имела, но пролилась кровь. В ответ на эти действия Президент объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска. 4 октября начался обстрел Белого дома из танков и бронетранспортеров, в результате часть здания загорелась. Войска заняли Белый дом, а руководители парламента и мятежа Хасбулатов, Руцкой, Макашов и др. были арестованы. Около 150 человек погибло. Так завершилась самая короткая политическая и вооруженная схватка, напоминающая по характеру гражданскую войну. В ней первый выстрел сделала оппозиция, а армия после некоторого колебания выступила на стороне Президента, что решило исход кризиса в его пользу. Результатом провала мятежа было крушение власти Советов. После октябрьских событий установилась относительно стабильная политическая обстановка. 12 декабря 1993 г. состоялись референдум по Конституции и выборы в Государственную думу. Минимальным большинством была одобрена новая Конституция, определившая четкие рамки компетенции ветвей власти, наделившая Президента чрезвычайно широкими полномочиями, в том числе правом формировать и отправлять в отставку правительство. Парламентские прерогативы были ограничены принятиемзаконов, бюджета, объявлением амнистии, ратификацией международных договоров. Выборы в Государственную думу проходили не только по избирательным округам, но и впервые - по партийным спискам. Они принесли большинство оппозиционным партиям: коммунистической аграрной, либерально-демократической В.Жириновского. В результате «Выбор России» Гайдара уступил партии Жириновского. Важным решением Государственной думы стала объявленная 23 февраля 1994 г. амнистия всем обвиняемым по делам ГКЧП, первомайской демонстрации, событий 21 сентября - 4 октября 1993 г. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 177. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |