Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Влияние на эксплуатационные расходы и себестоимость перевозок реконструкции инфраструктуры




Глава 16. Влияние реконструктивных мероприятий и инноваций на эксплуатационные расходы железных дорог

Влияние на эксплуатационные расходы и себестоимость перевозок повышения надежности и снижения ремонтоемкости технических средств

Под надежностью технических средств понимается способность объекта выполнять заданные функции, сохраняя значения эксплуатационных показателей в определенных пределах, соответствующих принятым режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортировки.

Снижение надежности технических средств в результате брака, отказа, снижения работоспособности, преждевременного выхода из строя отдельных узлов и деталей приводит к снижению качества работы железнодорожного транспорта, неоправданному росту эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок.

Вследствие отказов технических средств возможны следующие виды нарушения их работоспособности:

- невыполнение показателей графика движения поездов (таких как вес поезда, скорость, время хода по участкам и простои на станциях, время перерыва движения поездов и др.);

- необходимость восстановления работоспособности подвижного состава и постоянных устройств без нарушения графика движения поездов;

- необходимость выполнения непланового ремонта объекта;

- превышение установленного объема работ (восстановление, замена, регулировка технических устройств) на плановом техническом обслуживании или ремонте, вызывающее увеличение нормы времени простоя («окна» на ремонт постоянных устройств) или трудоемкости, если перечисленные виды работ не входят в состав обязательных работ.

По степени влияния на эксплуатационные и экономические показатели работы железнодорожного транспорта все случаи снижения надежности технических средств можно разделить на две группы [7].

К первой группе относятся отказы, которые приводят к сбою графика и перерывам в движении поездов. Они могут происходить при выдачах локомотивов под поезда и в пути следования с поездами на перегонах и станциях. Наибольшее влияние на ухудшение эксплуатационных и экономических показателей работы железнодорожного транспорта оказывают отказы технических средств, вызывающие перерывы в движении поездов. В этом случае дополнительные эксплуатационные расходы необходимы не только для восстановления работоспособности технических устройств. Часть расходов идет на оплату дополнительных затрат топлива и электроэнергии для тяги поездов, содержание локомотивных бригад, техническое обслуживание, ремонт и амортизацию подвижного состава.

Дополнительные расходы, обусловленные нарушением графика движения поездов, можно рассчитать по величине укрупненной расходной ставки на 1 поездо-час простоя и количеству поездо-часов задержки поездов из-за отказа технических средств. Учитывая, что нарушение графика движения поездов приводит к снижению участковой скорости движения поездов, дополнительные затраты можно найти по величине изменения участковой скорости с помощью метода коэффициентов влияния.

Ко второй группе относятся отказы, которые не вызывают нарушений графика движения поездов, но ухудшают показатели использования подвижного состава, снижают эффективность использования основных фондов, производительность труда и увеличивают себестоимость перевозок.

Затраты, связанные с изменением уровня надежности технических средств, могут определяться разными способами. Расходы по восстановлению работоспособности технических устройств рассчитываются по себестоимости одного внепланового ремонта и количеству таких ремонтов для каждого вида технических средств, например вагонов, локомотивов и т.п.

Соответственно, влияние повышения надежности технических средств на эксплуатационные расходы и себестоимость перевозок определяется тем, какие именно виды отказов и в какой степени будут сокращены в результате этого.

Мероприятия по повышению надежности технических средств могут потребовать дополнительных эксплуатационных затрат, связанных с повышением тщательности их осмотров, применением более качественных и дорогостоящих запасных частей и т.д.

В этом случае экономия расходов за счет повышения надежности должна корректироваться на величину соответствующих дополнительных затрат и определяться чистая экономия. Соответственно, влияние повышения надежности технических средств на себестоимость нужно определять исходя из указанной чистой экономии эксплуатационных расходов.

Очень важным фактором оптимизации эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок является снижение ремонтоемкости технических средств.

С выполнением капитальных и текущих ремонтов связано до 30% эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта.

Это означает, что снижение ремонтоемкости технических средств в среднем хотя бы на 10% позволит сократить эксплуатационные расходы и себестоимость перевозок на весьма существенную величину – порядка 3%.

Главными факторами снижения ремонтоемкости технических средств являются совершенствование конструкции и повышение качества изготовления, что может быть сопряжено с их удорожанием. В таких случаях целесообразность снижения ремонтоемкости оценивается путем сопоставления экономии эксплуатационных затрат с дополнительными инвестициями на покупку технических средств, с использованием известных методик оценки эффективности инвестиций.

 

Влияние на эксплуатационные расходы и себестоимость перевозок реконструкции инфраструктуры

Если для освоения растущих объемов перевозок осуществляется реконструкция инфраструктуры (постройка вторых путей или двухпутных вставок, перевод на электрическую тягу и т.д.), то условно-постоянные расходы скачкообразно возрастают, так как появляются дополнительные расходы, связанные с содержанием и амортизацией новых инфраструктурных устройств. Характер зависимости условно-постоянных расходов от объема перевозок показан на рис. 16.1. В отдельных случаях рост условно-постоянных расходов даже может вначале вызвать увеличение полной себестоимости перевозок. Однако в дальнейшем, благодаря росту объемов перевозок, себестоимость в части условно-постоянных расходов снизится (рис. 16.2) и полная себестоимость станет ниже той, которая была до реконструкции инфраструктуры.

Рост объемов перевозок, реконструкция инфраструктуры и оснащение железнодорожного транспорта более совершенной техникой приводят к улучшению показателей эксплуатационной работы и росту пропускной способности. В этих условиях на эксплуатационные расходы значительно влияют не только объем перевозок, но и качественные показатели использования подвижного состава, в результате чего зависящие от объема перевозок расходы изменяются не прямо пропорционально росту объема перевозок, а несколько замедленно. Изменение зависящих расходов (Eзав) при увеличении объема перевозок (x) в условиях прироста пропускной способности может быть выражено зависимостью

Eзав = kax,

где k – коэффициент снижения зависящих расходов при улучшении качественных показателей работы и изменении расходных норм.

Улучшение качественных показателей работы и изменение расходных норм влияют на характер зависимости себестоимости перевозок в части зависящих расходов.

Себестоимость перевозок в части расходов, зависящих от их объема, может быть выражена в виде

C/Cзав= Eзав / x = kax / x = ka

Коэффициент kзависит от конкретных мероприятий по реконструкции инфраструктуры.

Установить общую зависимость коэффициента k от густоты перевозок сложно, так как способы увеличения пропускной способности неодинаково влияют на качественные показатели работы и расходные нормы. Для конкретных мероприятий по развитию пропускной способности на участке или направлении коэффициент kможет быть определен расчетным путем.

Реконструкция инфраструктуры позволяет увеличить пропускную и провозную способность за счет электрификации железнодорожных линий, смягчения профиля линий, строительства дополнительных главных путей на всем участке или на отдельных перегонах, удлинения приемо-отправочных путей, введения более мощных локомотивов, строительства дополнительных разъездов или постов на лимитирующих перегонах, оборудования участков автоматической блокировкой и т.п. Эффективность способов развития пропускной и провозной способности на отдельных участках из-за особенностей эксплуатационной работы и разных темпов роста перевозок неодинакова, а от принятых способов ее развития зависит степень роста условно-постоянных расходов.

При расчетах влияния роста объема перевозок на расходы на конкретных участках в случаях, когда установлены мероприятия по повышению пропускной и провозной способности, можно определить изменение расходов, связанных с обслуживанием, текущим ремонтом и амортизацией вновь вводимых инфраструктурных устройств, и учесть при этом влияние качественных показателей работы и изменения расходных норм.

При различных вариантах развития пропускной и провозной способности зависимость расходов от объема перевозок можно установить методом наименьших квадратов, используя данные об условно-постоянных расходах на 1 км эксплуатационной длины по участкам и густоте перевозок на них или данные о расходах и густоте перевозок отдельных участков за разные годы с приведением расходов в сопоставимый вид. Зависимость между условно-постоянными расходами и объемами перевозок носит корреляционный характер.

Для получения математической зависимости условно-постоянных расходов от густоты перевозок следует задать определенный тип зависимости. При малом количестве исходных данных рекомендуется отдать предпочтение тому типу, который зависит от меньшего числа параметров. Этому условию соответствует прямолинейная зависимость

EУ.П = B1 + a1x,

где B1 – постоянная величина, не меняющаяся при росте густоты перевозок;

a1 – меняющаяся величина условно-постоянных расходов, приходящаяся на единицу перевозок;

a1x – меняющиеся условно-постоянные расходы.

Часть себестоимости, состоящая из условно-постоянных расходов, в этом случае равна

С/СУ.П = EУ.П / x = (B1 + a1x) / x = a1 + B1 / x

Общие эксплуатационные расходы при развитии пропускной способности составят

E = Eзав + EУ.П = kax + B1 + a1x = B1 + (ka + a1)x,

а себестоимость перевозок

С/С = С/Сзав + С/СУ.П = ka + a1 + B1 / x.

Как видно из приведенных формул, при реконструкции инфраструктуры увеличивается доля зависящих от объема перевозок расходов и, наоборот, уменьшается доля расходов, остающихся постоянными [8].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 188.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...