Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Технологическая карта урока «Пространство Европейского Севера»




География 9 класс

Тема урока: Пространство Европейского Севера.

Тип урока:урок – изучение нового материала и создание визитной карточки Европейского Севера.

Цель урока: формирование знаний о географическом положении, природных условиях и ресурсах Европейского Севера.

Задачи урока:

Образовательные

-Сформировать представления об особенностях ЭГП района.

- Определить состав Европейского Севера.

- Сформировать образ Европейского Севера: раскрыть особенности природных условий и ресурсов района и определить его роль в хозяйстве России.

- Развивающие

-Совершенствовать умение экстраполировать карты атласа.

- Пробудить интерес к самостоятельному поиску и решению проблемы.

- Осуществлять перенос знаний, умений и действий в новую ситуацию для решения проблемы, поставленной на уроке.

- Организовывать коллективную познавательную деятельность в роли рядового участника или ведущего. Формулировать контраргументы.

- Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с другими, с собой в прошлом, с установленными нормами.

Воспитательные

-Создать условия для формирования ценностного отношения к природе Европейского Севера.

-Осуществлять действия согласно общепринятым правилам.

- Формировать ценностно-личностную ориентацию обучающихся, способность к отстаиванию своей позиции и ответственному законопослушному поведению в обществе.

Планируемые результаты урока

Предметные · Знать особенности географического положения Европейского Севера. · Уметь делать выводы о влиянии природных условий и ресурсов на развитие района. · Показывать на карте субъекты федерации, входящие в состав Европейского Севера, пограничные районы и государства, моря, омывающие Европейский Север, основные месторождения полезных ископаемых. · Применять различные источники информации в решении проблемы.

Метапредметные

· Овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний

· Уметь извлекать информацию из различных источников.

· Развивать аналитические умения и навыки

Личностные · Формирование познавательной и информационной культуры; · Формирование положительного отношения обучающихся к объектам, создающим образ района; · Умение вступать в диалог и рецензировать ответы товарищей; · Совершенствовать навыки презентации своего продукта: «Визитная карточка Европейского Севера»    

Ресурсы урока: учебник: А.И Алексеев География 9 класс УМК «Полярная звезда», Просвещение 2013, атлас «Дрофа» 2009 год

 

ИКТ на уроке:презентация «Европейский Север»,

использование материалов сайта https://geographyofrussia.com/kompleksnaya-xarakteristika-evropejskogo-severa/

Ценностный компонент урока: значение Европейского Севера для России

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Создание проблемной ситуации

Вступительное слово:

Север у каждого свой. Для одних это - «Заполярный март», водопад Кивач и чистые озера Карелии, для других - комары и таежные оводы летом, метели и морозы зимой. Для одних это - безграничные просторы, светоносные дали и прозрачная чистота природы, для других – тундра и непроходимые болота, каменистый рельеф, для одних это - кладовая полезных ископаемых, для других это - полгода зима и холодное лето.

Какие вы заметили противоречия в прочитанных предложениях?

 

Обучающиеся вступают в диалог с учителем, выявляют противоречия.

 

 

  1. Формулирование проблемы

Что нам необходимо выяснить? Какой вопрос у вас возникает?

Обучающиеся с помощью учителя подходят к формулировке проблемы «Есть ли необходимость в освоении Севера?»

3.Версии

Какие у вас есть версии решения проблемы?

 

Обучающиеся предлагают версии решения проблемы

За освоение Против освоения

 

4. Актуализация знаний

Что мы знаем о природных условиях Европейского Севера?

Что необходимо узнать о Европейском Севере, чтобы решить проблему?

Вспоминают материал, изученный в 8 классе параграф 46 «Северные безлесные зоны»

Высказывают предположения, что необходимо изучить на уроке, чтобы решить проблему.

 

 

5.Поиск решения проблемы

Решить проблему мы сможем при выполнении проектной работы «Визитная карточка Европейского Севера»

Учитель предлагает разделиться на группы и предлагает визуальный ряд слайдов из презентации, при этом обучающиеся выделяют исторические, природные, экономические, культурные аспекты образа Европейского Севера и делают вывод об уникальности этого района.

Выполняют проектную работу в группах и создают визитную карточку Европейского Севера, используя рубрику «Читаем карту» (с. 102—103 учебника), физическую карту Европейского Севера (рис. 16 на с. 104 учебника), карту «Районы России» (с. 234 Приложения учебника), определяют состав и особенности географического положения района. Затем они работают с контурной картой: наносят границы района, подписывают субъекты Российской Федерации, входящие в его состав, и т. д. (задание 11 на с. 29 тренажера). Состав района и главные черты его географического положения школьники показывают схематично.

Затем учащиеся в процессе групповой работы определяют особенности природных условий и ресурсов Европейского Севера. Первая группа — особенности рельефа и полезных ископаемых, их влияние на развитие промышленности; вторая группа — климатические особенности территории и их влияние на жизнь и быт человека; третья группа — размещение природных зон и их влияние на хозяйственную деятельность, быт людей.

Результаты групповой работы обсуждаются сразу после ее выполнения. При обсуждении каждая группа готовит другим группам по два вопроса, на которые дается развернутый, обстоятельный ответ, и два вопроса, на которые предполагается однозначный и краткий ответ.

6.Применение новых знаний, вывод

Почему при сложных природных условиях Европейский Север осваивается?

Какие природные условия Севера затрудняют развитие района?

Какие природные условия и ресурсы способствуют развитию района?

Сделайте прогноз о возможном развитии отраслей хозяйства на базе имеющихся природный ресурсов

Обучающиеся на контурной карте изображают границы района и условными знаками обозначают трудности и специфические особенности Европейского Севера.

Затрудняют развитие района: горный рельеф, суровый климат, заболоченность территории, вечная мерзлота.

Способствуют развитию района:выход в моря (незамерзающий порт Мурманск),соседство с развитыми странами и развитыми районами, богатство природными ресурсами: минеральными, лесными, водными

Вывод: наличие природных ресурсов способствует освоению Европейского Севера, а сложные климатические условия затрудняют его освоение.

7.Рефлексия

Учитель побуждает обучающихся высказываться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске. Он обращается к обучающимся с предложением ответить на вопросы:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Обучающиеся отвечают на вопросы и в конце урока прикрепляют к магнитной доске на которой висит карта «Европейский Север» снежинки.

Белая – было трудно, но интересно

Синяя – было интересно, материал пригодится в дальнейшей жизни.

Красная – было не интересно, этот материал не пригодится в дальнейшей жизни.

Желтая – на уроке скучал

 

 

8.Домашнее задание

Читать § 24, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Работа в к/к – состав Европейского Севера.

Вопросы на опережение: 1. слабая заселенность Европейского Севера это географическая или историческая причина? Ответ аргументируйте.

2. Подготовьте сообщения о первопроходцах Севера, об освоении территории Европейского Севера, о замечательных людях, родившихся на просторах Европейского Севера.

           

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...