![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ликвидация неграмотности, создание системы образования ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Перед Октябрьской революцией почти 70 % взрослого населения оставалось неграмотным. Большевиками в 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Её деятельность имела позитивные результаты. К середине 1920‑х гг. количество грамотного населения выросло вдвое, составив 60,9 %. Однако разрыв в уровне грамотности между городом и деревней, мужчинами и женщинами всё ещё сохранялся. В конце 1930‑х гг. завершилось формирование советской системы образования. Её основой стала всеобщая 7-летняя средняя школа (с 1937 г.), также существовало среднее специальное образование. Университеты стали доступными для всех социальных групп. Для рабочей молодёжи открывались специальные рабочие факультеты — рабфаки.
Конспект занятия "Образование СССР. Дискуссии о путях построения социализма. Культ личности И. Сталина. Конституция 1936 г." История ЕГЭ, занятие 22 Занятие 22. Образование СССР. Дискуссии о путях построения социализма. Культ личности И. Сталина. Конституция 1936 г. Образование СССР Предпосылки образования: o общие хозяйственные связи; o однотипность государственного устройства; o военный союз в годы Гражданской войны; o враждебное внешнее окружение. Проекты образования союзного государства: o «автономизации» – Сталин (генеральный секретарь ЦК РКП(б), нарком по делам национальностей); o конфедерации – Раковский (председатель Совнаркома Украинской СССР): все советские республики заключают между собой двусторонние равноправные договоры; центральные союзные органы на создаются; полномочия субъектов объединения равные; o социалистической федерации – Ленин (председатель СНК РСФСР, председатель Совета Труда и Обороны). 30 декабря 1922 г. – I Всесоюзный съезд Советов – Декларация и Договор об образовании СССР. В СССР объединились 4 республики: РСФСР, БССР, УССР, ЗСФСР. o Полномочия союзного центра: внешняя политика, оборона, деньги, развитие крупной промышленности. Январь 1924 – II Всесоюзный съезд Советов: Конституция СССР. o СССР – федерация равноправных суверенных государств. o Право свободного выхода союзной республики из СССР и невозможность изменить её границы без её согласия. o Единое гражданство СССР. o Ограничение в правах «чуждых элементов» – «лишенцы». o Выборы в Советы – не прямые, не тайные и не равные. o Высшие органы власти: § верховный орган власти – Всесоюзный съезд Советов; § высший орган власти между съездами Советов – ЦИК СССР § состоял из 2 палат: Союзный Совет и Совет Национальностей; § ЦИК избирал Президиум – высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган власти в период между сессиями ЦИК; § ЦИК назначал судей Верховного суда и Прокурора СССР; § ЦИК формировал Совнарком СССР – высший исполнительный и распорядительный орган; § Совнарком назначал членов Реввоенсовета Республики. Руководители:
1923 г. – Госплан СССР (Гос. комиссия СССР по планированию) ß ГОЭЛРО Май 1925 –Конституция РСФСР: привести в соответствие с Конституцией СССР. Дальнейшее национально-государственное строительство в СССР:
Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР Предпосылки:
Расхождения во взглядах на путь развития СССР Сталин – Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Троцкий – нарком по военным и морским делам, председатель Реввоенсовета Зиновьев – председатель Петросовета и Исполкома Коминтерна Каменев – председатель Моссовета и Совета Труда и Обороны Бухарин – главный редактор газеты «Правда» Рыков – председатель Совнаркома СССР и РСФСР Томский – председатель ВЦСПС (профсоюзы)
Итог: установление единовластия Политический строй к. 1920 – 1930 гг. Культ личности Культ личности Сталина – политика и практика возвеличивания политической роли и абсолютизации общественного значения личности Сталина. Причины:
Массовые репрессии
Тоталитаризм в СССР – политический режим, основанный на полном контроле государства над всеми сферами общественной жизни. Конституция 1936 г. 5 декабря 1936 г. – VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР
Карты Решение заданий 1. Заполните пропуск в предложении (укажите десятилетие): «Историческая ситуация, обозначенная на схеме, относится к тысяча девятьсот _________________ годам». Ответ запишите словом.
Укажите название государства, обозначенного на схеме цифрой «5».
Укажите фамилию военачальника, войска которого на заключительном этапе Гражданской войны были разгромлены Красной армией на территории, обозначенной на схеме цифрой «3».
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Государство, обозначенное на схеме цифрой «4», вошло в состав СССР в 1940 г. 2) Штриховкой, обозначенной в легенде схемы цифрой «1», показана только территория Грузии. 3) Город, обозначенный на схеме цифрой «6», до 1918 г. был столицей России. 4) Город, обозначенный на схеме цифрой «2», вошёл в состав России в XVII в. 5) Территория Бессарабии, заштрихованная на схеме, вошла в состав СССР в 1945 г. 6) Все города, обозначенные и подписанные на данной схеме, в настоящее время носят те же названия. 2. Прочтите отрывок из книги Д.А. Волкогонова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь. «Достигнув апогея своего могущества, он не мог не понимать, что обязан не просто стечению обстоятельств, бесспорности идеи, но прежде всего выбранной методологии. Вся она – в вечной борьбе. Неважно, какая она: борьба с фракционерами…, с «космополитами» и множеством других «крепостей», которые должны «взять большевики». В конечном счёте лично для него, «вождя», такая борьба – это его самоутверждение, увековечение, обожествление». 3. Какие три из перечисленных событий политической истории произошли в 1930-х гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу. 1) процесс над «троцкистско-зиновьевским центром» 2) Кронштадтский мятеж 3) принятие второй Конституции СССР («сталинской») 4) убийство С.М. Кирова 5) запрет партии кадетов 6) создание Совета Народных Комиссаров 4. Прочтите отрывок из воспоминаний современницы и напишите название документа, о введении которого идёт речь. «Весной 1933 г. нежданно-негаданно налетела очередная буря… Реформа имела весьма неприятный подтекст… [Название документа] выдавались только горожанам, в деревнях же – только тем, кого отпускали в город. Тем самым ограничивался исход колхозников из деревни». 5. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. К 1922 г. руководством советских республик, образовавшихся на обломках Российской империи, была осознана необходимость создания единого государства. В РКП(б) развернулась дискуссия о путях объединения. Два противоположных подхода предлагали В.И. Ленин и И.В. Сталин. Раскройте содержание каждого из этих подходов (приведите всего не менее двух положений – по одному к каждому подходу). Укажите, какой из подходов был реализован в конце 1922 г. Назовите не менее двух причин, по которым восторжествовал данный подход. 6. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Перерождение партии, ликвидация внутрипартийной демократии начались ещё при Ленине, Сталин лишь продолжил ленинскую политику в этом направлении». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) … 8
Задания по теме для самостоятельного решения
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 417. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |