Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Общая характеристика метода беседы




Тема 1. Общая характеристика метода наблюдения

§ Что такое наблюдение?

Наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Задача наблюдателя, как правило, не связана с вмешательством в «жизнь» путем создания специальных условий для проявления наблюдаемого процесса или явления.

§ Что включает в себя техника наблюдения?

Техника наблюдения содержит самое полное описание процедуры наблюдения и включает: а) выбор ситуации и объекта для наблюдения; б) программу (схему) наблюдения в виде перечня признаков (аспектов) наблюдаемого поведения и единиц наблюдения с подробным их описанием; в) способ и форму фиксации результатов наблюдения; г) описание требований к работе наблюдателя; д) описание способа обработки и представления полученных данных.

§ Какие виды наблюдения вы знаете?

1.несистематическое и систематическое наблюдение.

2. сплошное и выборочное наблюдение.

3.непосредственное и опосредованное (с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов) наблюдение.

4.лонгитюдное, периодическое и единичное наблюдение.

Назовите требования, предъявляемые к соблюдению программ наблюдения.

Для правильного составления программы наблюдения нужно соблюдать требования к соблюдению программ наблюдения:

1) сформулировать и записать цель и предмет наблюдения;

2) определить единицы, которые будут фиксироваться при наблюдении, и все их выписать, убедившись, что они раскрывают изучаемый психологический феномен;

3) определить и описать ситуации, в которых будет проводиться наблюдение;

4) установить временные рамки наблюдения и составить его график;

5) определить форму регистрации наблюдаемых объектов и оценить возможность сопоставления наблюдаемых фактов, которые будут получены в разное время или в разных ситуациях;

6) разработать или заготовить бланки регистрации наблюдаемого явления, если имеется такая необходимость

§ Что выступает объектом и предметом наблюдения?

Объектом наблюдения в психологии выступаетиндивид, группа индивидов или животные, обладающие психикой.

Предмет наблюдения

Предметом наблюдения могут быть только внешние экстериоризированные компоненты деятельности:

а) моторные компоненты практических и гностических действий; движения, перемещения и неподвижные состояния людей; скорость и направление движения; дистанции между ними; соприкосновения, толчки, удары; совместные действия (группы людей);

б) речевые акты, их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя;

в) мимика и пантомимика, экспрессия звуков;

г) внешние проявления некоторых вегетативных реакций: покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и т.д., сочетание перечисленных признаков.

§ В какой форме фиксируются данные наблюдения?

1. Запись наблюдения должна быть фактологична, т.е. читающий ее человек может «увидеть» картину наблюдаемого явления собственными глазами.

2. Запись должна включать описание всей ситуации (предметной и социальной), в которой происходит наблюдаемое событие.

3. Запись должна быть полной в том смысле, что она должна по возможности полно в соответствии о целью отражать изучаемую реальность.Способ описания наблюдаемых событий имеет первостепенное значение для оценки полученных в исследовании данных. Данные наблюдения фиксируются в форме протокола, дневника или отдельных записей (заметок).

Тема 2. Общая характеристика метода беседы

§ Что такое беседа как метод исследования?Беседа - метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.

§ Обоснуйте важность наблюдения в процессе беседы.

Общение во время беседы может быть как вербальным (словесным), так и невербальным (мимика и жесты). Поэтому в процесс беседы должен быть включен элемент наблюдения за поведением больного. Медсестра должна следить не только за словами больного, но и за тем, что он при этом делает, какие он выражает эмоции и т.п. Например, если больной говорит, что его ничего не волнует, а сам при этом демонстрирует стереотипные действия (качает ногой, теребит кончик одежды, облизывает губы и пр.) – скорее всего, он говорит неискренне.

§ Почему для успешного развития беседы имеет большое значение начало разговора? Беседу с пациентом начинают, назвав свое имя и отчество, должность и цель беседы. К пациенту также обращаются по имени и отчеству (если этого требует возраст) и на «вы», что способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями. На «ты» можно переходить, только если пациент сам предложит это.Разговор с пациентом начинают с подчеркивания его достоинств и положительных достижений в устранении проблемы со здоровьем. Нежелательно начинать беседу со сложной для пациента темы. К наиболее волнующим и щепетильным вопросам подходят постепенно. Терпеливо и внимательно выслушивают проблемы пациента. Следует, уточняя подробности, поддерживать разговор в нужном направлении. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека — потребности в самоутверждении, что ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительное отношение пациента.

 

§ Что мешает эффективному общению в процессе беседы?

 

Советы пациенту или высказывание своего мнения медсестрой

Резкая смена предмета разговора

Защита людей ,которых критикует пациент

Преуменьшение чувств пациента

Обещания пациенту ,отрицающие реальность ситуации

Поспешные заключения

Культурные отличия язык,нормы поведения

Стили общения

Разница в возрасте

 

§ Что способствует пониманию пациента в процессе беседы?

1. Проявление искреннего интереса к пациенту.

2. Понимание достоинств пациента и максимальное одобрение – похвала, подчеркивание значимости.

3. Понимание смысла его поступков вместо огульной критики.

4. Доброжелательность, приветливость.

5. Обращение к пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя

6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.

7. Умение внимательно слушать и дать возможность пациенту «выговориться».

8. Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего мнения.

9. Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды.

10. Умение правильно формулировать вопросы и помочь вербализовать свое состояние пациенту.

11. Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел, чтобы обращались с ним в случае заболевания.

12. Использовать оптимальные невербальные методы общения – спокойный тембр голоса, плавные жесты, правильная дистанция, знаки одобрения

§ По каким основаниям можно классифицировать виды вопросов беседы?

Прямые (вопросы с однозначно понимаемым смыслом) – «Нравятся ли вам условия в нашей больнице?»

Косвенные (истинные цели замаскированы для собеседника) – «Как вы считаете, людям нравятся условия в нашей больнице?». При ответе на такие безличные вопросы собеседник все равно выражает свою точку зрения.

Вопросы беседы различаются по степени их внушающего действия.

Очень внушающие – «Не считаешь ли ты…»

Внушающие – «Вам нравится смотреть в свободное от процедур время телевизор?» (хотя неизвестно, смотрит ли человек телевизор в больнице), «У вас хорошее настроение?» и т.п.

Менее внушающие – (типа «или-или»)

Определительные вопросы - наиболее благоприятная форма вопроса – «Чем вы занимаетесь в свободное от процедур время?», «Какое у вас настроение?»

Важно помнить, что любой вопрос всегда имеет то или иное внушающее влияние, поэтому необходимо максимально оградить собеседника от внушения.

§ Приведите пример конфронтации в процессе беседы.

Приведем примеры конфронтации из интервью с м-ром С.:

 Д: Вы смеетесь, но по тону вашего голоса я чувствую, что вам не до смеха. (Здесь Джоан выявляет расхождение между двумя невербальными сообщениями, что позволяет более глубоко осмыслить проблему.)

 Д: Вы чувствуете свою подконтрольность, вам это не по душе. Вы хотели бы дать волю чувствам и делать то, что вам хочется.

Здесь конфронтация фокусируется на противоречии между мистером С. и его отношениями с другими людьми. Он начинает говорить о своих чувствах и, в конце концов, формулирует собственные цели, что разрешает противоречия, которые он чувствует.

 Д: В течение своей жизни вы в первую очередь заботились о других, а потом уже о себе. (Выявляется противоречие между ним и остальными) После смерти жены вы пытались избежать одиночества с помощью постоянной занятости, но это не срабатывало. (Противоречие между действием и результатом, а также чувствами, которые нельзя скрыть) У вас есть и друзья, и семья. (Противоречие между положительными приобретениями и проблемами) Я вижу, что вас начинает утомлять ваша неспособность отстаивать свои права в некоторых ситуациях. (Противоречие между реальной и идеальной ситуацией) Какой в этом смысл?

В приведенных примерах конфронтаций можно разглядеть всю структуру интервью с м-ром С. В нескольких коротких предложениях Джоан ухватила сущность дела. Можно утверждать, что целью психотерапии является идентификация и конфронтация главных противоречий клиента. Вслед за каждой новой конфронтацией м-р С. сумел перейти к конструктивным идеям, а это разрешило его проблему.

Есть одно модельное предложение, часто используемое психологами: “С одной стороны вы думаете (чувствуете, поступаете)..., но с другой стороны вы думаете (чувствуете, поступаете)...” В этой модели — сущность конфронтаций. Подобный подход проясняет конфликтную ситуацию, с которой сталкивается клиент.

Конфронтация поддерживает баланс между методами наблюдения и воздействия. И, похоже, она становится более эффективной, будучи преподнесена в форме сложного пересказа или рефлексии чувств.

Приведенные примеры большей частью относятся к методам наблюдения. Можно достичь конфронтации методами воздействия, но когда она происходит в рамках пересказа или обобщения, то еще остается пространство для личностного роста клиента.

В конце следует отметить, что конфронтация — это сложный метод, который включает в себя пересказ, интерпретацию и другие микротехники.

Почти все школы психотерапии уделяют большое внимание противоречиям и расхождениям в словах и поведении клиента. Однако каждая теория предпочитает свои методы и средства разрешения этих противоречий, а также использует широкий спектр обычных способов разрешения неизбежных инконгруэнтностей и двойных сообщений, которые встречаются в нашей жизни.

Очевидно, что излишне конфликтный, увлекающийся конфронтацией психотерапевт, мешает развитию клиента. Аналогично, слишком осторожный терапевт не добьется существенного прогресса у клиента. Интенциальная психотерапия требует тщательного баланса конфронтации с необходимым количеством теплого, положительного отношения и уважения. Для эмпатии терапевту необходимо поддерживать оптимальное соотношение “подталкивания” и поддержки, а для этого надо использовать целый спектр методов и теорий. Причем этот баланс должен соответствовать внутренним свойствам клиента.

Конечно, каждый из примеров можно по-разному квалифировать с точки зрения микротехник. Конфронтация не существует как отдельный пункт классификации. Она может проявиться как отражение чувств (с одной стороны вы сердитесь на своих родителей, а с другой стороны, вы их любите), как интерпретация (спор с авторитетом кажется вам важным в случае с боссом, но с другой стороны, мы имеем похожую картину с отцом). При классификации выбирайте сначала микротехники, а затем выявите, действительно ли имеет место конфронтация.

§ Как в процессе беседы поддерживать связь с пациентами, неспособными к вербальному общению?

Медсестра должна знать о некоторых невербальных методах, облегчающие общение во время интервью. Невербальные компоненты взаимодействия медсестра-пациент часто передают сообщения более четко, чем при непосредственном произнесении слов. К невербальным компонентам относятся: выражение лица, положение тела, прикосновения, голос, молчание, активное слушание.

Выражение лица пациента часто обнаруживает важную информацию. Медсестра должна определить соответствие выражения лица пациента сообщаемой им вербально информации. Соответствие выражения предполагает, что выражение лица будет совпадать с произносимыми словами и контекстом разговора. Медсестру должна особенно встревожить ситуация, когда выражение лица пациента не соответствует вербальному сообщению.

Пример. Когда пациент описывает свою депрессию, медсестре не следует ждать улыбки на его лице. И точно также, когда женщина рассказывает, как она счастлива в супружеской жизни, и при этом вынужденно улыбается, медсестра может усомниться в искренности ее утверждений.

Медсестру должно также обеспокоить несоответствие выражения лица контексту сообщения. Например, когда пациент улыбается, обсуждая серьезные проблемы. Эта улыбка, которая является признаком смущения, может привести медсестру к ложному представлению, что пациент не обеспокоен своими проблемами. Мрачное выражение лица может указывать на несогласие, непонимание, боль, злость или горе.

§ Как вы понимаете высказывание Пифагора: «Kaк ни коротки слова: «да», «нет», всё же они требуют самого серьезного размышления»?

Проживи свою жизнь так, чтобы твои друзья не стали врагами, а враги стали друзьями.

Никогда не делай ничего позорного ни на глазах других, ни наедине. Первым правилом установи для себя самого уважение к себе .

Во время того, как ты гневаешься не нужно ни разговаривать, ни действовать.

Делай великое, но не обещай великого.

Статую красит вид, а человека - его деяния.

Как ни коротки слова "да" и "нет", все же они требуют самого серьезного размышления.

 

Тема 3. Общая характеристика метода интервью

§ Что такое интервью и с какой целью медсестра проводит интервью с пациентом ?Интервью – это целенаправленный опрос.Интервью является одновременно и опросом и беседой. С беседой его сближает активное непосредственное устное речевое общение интервьюера (кто задает вопросы) и респондента (кто отвечает на вопросы).

§ Как качества, отмеченные Э.Ноэлем в психологическом портрете интервьюера, способствуют проведению эффективного интервью?Э.Ноэль обрисовал такой психологический портрет интервьюера: он «должен выглядеть здоровым, спокойным, уверенным, внушать доверие, быть искренним, веселым, проявлять интерес к беседе, быть опрятно одетым, ухоженным».

§ Какова цель техники перефразирования в процессе интервью?

 

1.показать клиенту, что консультант внимателен и пытается его понять;

 

2. выкристаллизовать основную мысль клиента, повторяя его выражение в сжатом виде;

 

3. проверка правильности понимания мыслей клиента.

§ Каким образом невербальные методы облегчают общение во время интервью?Медсестра должна знать о некоторых невербальных методах, облегчающие общение во время интервью. Невербальные компоненты взаимодействия медсестра-пациент часто передают сообщения более четко, чем при непосредственном произнесении слов. К невербальным компонентам относятся: выражение лица, положение тела, прикосновения, голос, молчание, активное слушание.

Выражение лица пациента часто обнаруживает важную информацию. Медсестра должна определить соответствие выражения лица пациента сообщаемой им вербально информации. Соответствие выражения предполагает, что выражение лица будет совпадать с произносимыми словами и контекстом разговора. Медсестру должна особенно встревожить ситуация, когда выражение лица пациента не соответствует вербальному сообщению.

§ Почему в процессе интервью важно, чтобы выражение лица пациента соответствовало его вербальному сообщению?

Чтобы медсестре получить информацию от пациента, уточнить свое восприятие реакций пациента, подтвердить

другие субъективные или объективные данные о нем.

§ В чем заключаются возможные польза и опасность прикосновений в процессе интервью?

Пациенты могут по-разному реагировать на прикосновения. Использование медсестрой прикосновений должно определяться готовностью пациента принять их. Это часто проявляется при реагировании на первое пожатие руки или при прикосновении во время измерения пульса и давления. Некоторые воспринимают даже простое прикосновение как вторжение на их территорию и могут обнаружить страх, боль или возмущение. С другой стороны, пациент, держа медсестру за руку, сжимая ее ладонь или прикасаясь к лицу, может выражать теплоту, благодарность или потребность в поддержке. Медсестра может проявить заботу, беспокойство или поддержку простым прикосновением к руке пациента. И, соответственно, резкое, грубое или неискреннее прикосновение может выражать противоположные чувства.

Прикосновение имеет и диагностическое значение. Медсестра может почувствовать холод, сухость,«гусиную кожу», жар, уплотнения, влажность, пульсацию, упругость, тремор, тепло и т.п.

 

§ В чем заключается сущность техники активного слушания и какова его роль в процессе интервью?Наиболее опытные медсестры используют технику активного слушания для улучшения взаимодействия с пациентом. Существует три стадии данного метода: выслушивание вербального компонента, идентификация существующих невербальных компонентов и тщательное определение важности обоих. Медсестры, которые учатся слышать не только то, что говорит пациент, но и то, что остается невысказанным, но выраженным невербально (жестами, телом и пр.) наиболее точно интерпретируют чувства и реакции пациента и идентифицируют особые проблемы, которые требуют дальнейшего изучения. Соответственно, это:

- позволяет пациенту лучше определить восприятие своей проблемы;

- побуждает пациента к подтверждению или объяснениюсвоих данных;

- обеспечивает получение медсестрой более точных и полных данных о пациенте.

 

Тема 4. Общая характеристика метода анкетирования

§ Что такое анкетирование?Анкетирование – это письменный опрос, в котором общение исследователя и респондента опосредовано текстом анкеты.

§ Как классифицируют вопросы в анкете?

По форме вопросы делятся на открытые и закрытые, прямые и косвенные.

Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Такая форма вопроса в значительной степени сокращает время для заполнения анкеты и ее подготовки для автоматизированной обработки.

Закрытые вопросы могут быть альтернативными и неальтернативными. Альтернативные вопросы предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, в результате чего сумма ответов на все варианты, представленные в таком вопросе, всегда составляет 100 %. Неальтернативныевопросы допускают выбор нескольких вариантов ответов, поэтому их сумма может превышать 100 %.

§ Приведите пример открытых и закрытых вопросов.

 

Открытый вопрос: Имеются ли у Вас какие-либо пожелания,претензии к работе наших сотрудников?

Закрытый вопрос: Пользуетесь ли Вы услугами онлайн-банка?

§ С какой целью в анкеты включают контрольные вопросы?

Контрольные вопросы направлены на проверку искренности ответов. Они могут как предшествовать основным вопросам, так и ставиться после них.

§ Из каких частей состоит анкета? Их содержание.

 

Анкета– это своего рода сценарий беседы с респондентом. Началу такой беседы предшествует краткое вступление (обращение к респонденту), где излагаются тема, цели и задачи анкетирования, объясняется техника заполнения анкеты.

В начале анкеты располагаются наиболее простые и нейтральные по смыслу вопросы. Их цель – формирование установки на сотрудничество, задача – заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых проблем.

Более сложные вопросы, требующие анализа, размышлений, размещаются в середине анкеты. К концу анкеты трудность вопросов должна снижаться, здесь обычно размещают вопросы о личности опрашиваемого.

Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому принципу. Переход к новому блоку должен сопровождаться пояснениями, активизирующими внимание респондента.

Число вопросов должно быть ограничено: как правило, после 45 мин заполнения анкеты внимание респондента резко снижается.

§ Чем определяется количество вопросов в анкете?

Содержание вопросов, их формулировка и количество

вопросов в анкете должны соответствовать

возрасту респондентов.

 

 

§ Как должен вести себя анкетёр при проведении анкеты?

Анкетер должен представиться, объяснить цель своего прихода, цель исследования, рассказать, как и где будут использованы результаты анкетирования, а также подробно разъяснить правила заполнения анкеты и предупредить анкетируемых, что в случае затруднений следует обращаться только к нему, а не совещаться друг с другом по поводу ответов на вопросы.

При вопросе «Почему именно нас опрашивают?» следует доступным языком объяснить принцип составления выборки и заверить собравшихся в том, что участие именно этих респондентов как представителей выборки крайне важно для получения полной и достоверной информации.

При сборе анкет желательно по возможности тщательно просмотреть каждую. В случае пропусков следует узнать, почему респондент не ответил, и постараться привлечь его к повторной работе с этим вопросом. При отказе отвечать этот вопрос следует пометить («отказ»). Всеми способами следует избегать публичного отказа, так как это отрицательно действует на остальных.

При проведении анкетирования нужно вести себя дружелюбно, вежливо, избегать крайностей в поведении (сухость, официальность – разговорчивость, пристрастность). Необходимо терпеливо выслушивать все замечания респондентов, серьезно относиться к их мнению, не навязывать свою точку зрения.

 

Тема 5. Общая характеристика метода анкетирования

§ - Что представляет собой психологический тест?

Психологическое тестирование – это метод измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник. Предметом тестирования могут быть любые психологические характеристики человека: психические процессы, состояния, свойства, отношения и т.п.

§ - Какие этапы включает процесс тестирования?

Процесс тестирования, как правило, включает в себя три этапа:

1) выбор методики, адекватной целям и задачам тестирования;

2) собственно тестирование, т.е. сбор данных в соответствии с инструкцией;

3) сравнение полученных данных с «нормой» или между собой и вынесение оценки.

 

§ - Как классифицируют психологические тесты?

 

Наиболее известная классификация психологических тестов предложена американским психологом С. Розенцвейгом в 1950 г. Он разделил тесты на три группы: субъективные, объективные и проективные.

§ - На использовании какого принципа основаны субъективные

тесты?

Субъективные тесты. При использовании субъективного диагностического подхода получение информации основано на самооценке исследуемым своего поведения и личностных особенностей. Соответственно, методики, основанные на использовании принципа самооценки, называют субъективными.

§ - В чём суть объективных тестов?

Объективные тесты. В рамках объективного подхода диагноз выносится на основании информации об особенностях выполнения деятельности и ее результативности. Эти показатели в минимальной степени зависят от представлений испытуемого о себе (в отличие от субъективных тестов) и от мнения лица, проводящего тестирование и интерпретацию (в отличие от проективных тестов).

§ - Перечислите особенности проективных тестов.

Тестирование с помощью проективных методов имеет следующие наиболее общие особенности. В методиках используется неоднозначный, слабоструктурированный стимульный материал, допускающий большое число вариантов восприятия и интерпретации. При этом предполагается, что чем слабее он структурирован, тем выше степень проекции: «Субъект, поглощенный попытками интерпретировать вроде бы ничего субъективно не значащий материал, не замечает, как раскрывает свои волнения, страхи, желания и тревоги. Таким образом значительно снижается сопротивление при раскрытии личных, иногда очень болезненных проблем». Для преодоления сопротивления испытуемого инструкция дается ему без раскрытия истинной цели, а сама процедура тестирования нередко проходит в игровой форме. Испытуемый, как правило, не ограничивается в выборе ответов, и ответы не оцениваются как «правильные» или «ошибочные». Благодаря этим особенностям проективные методики нередко используются на начальных этапах психологической работы с клиентом или в начале комплексного психологического тестирования личности, поскольку позволяют установить контакт и вызвать интерес к обследованию. Немаловажным достоинством многих проективных методик является то, что ответы испытуемых не обязательно должны даваться в вербальной форме (как в случае с опросниками), что позволяет использовать их в работе и со взрослыми, и с детьми.

§ - К какой группе тестов относят тесты интеллекта?

 

Тесты интеллекта направлены на оценку уровня интеллектуального развития. При узкой трактовке понятия «интеллект» применяются методики, позволяющие оценить только умственные (мыслительные) особенности человека, его умственный потенциал. При широком понимании категории «интеллект» применяются методики, позволяющие характеризовать в дополнение к мышлению и другие познавательные функции (память, пространственную ориентировку, речь и др.), а также внимание, воображение, эмоционально-волевой и мотивационный компоненты интеллекта.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 746.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...