Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Схема анализа отклоняющегося поведения
1. Индивидуально-типологическая ранимость: Ø сенситивность (повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию); Ø эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения); Ø пониженный фон настроения; Ø импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, неконтролируемой реакции); Ø низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменения ситуации); Ø склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов (привычки либо очень стойкие, либо чрезмерно быстро формируются); Ø ригидность - склонность к «застреванию» на какой-либо активности (мыслях, чувствах, действиях); Ø склонность к соматизации (телесному реагированию на неблагоприятные факторы, например телесным напряжением, аллергией, соматическими заболеваниями). Данные особенности можно считать врожденными. Они сохраняются на протяжении всей жизни личности. Если у одного человека присутствуют несколько таких особенностей, целесообразно говорить о типологической предрасположенности к девиантному поведению. (Этому уровню предшествуют - генетический и физиологический. Для их анализа не достаточно простого наблюдения, но необходимы специальные методы диагностики.) 2. Нарушения саморегуляции личности: Ø преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов; Ø алекситимия - слабая речевая регуляция (непонимание своих переживаний и неумение формулировать их в словах, склонность отыгрывать аффекты в действиях, слабое развитие рефлексии); Ø несформированность ассертивного поведения (неспособность открыто выражать свои чувства; неумение отстаивать свои интересы); Ø непродуктивные способы совладания со стрессом (уход, изоляция, отрицание, проекция); Ø дефицит целеполагания (неумение ставить цели, планировать, настойчиво реализовывать план); Ø ложная самоидентичность и заниженная самооценка; Ø отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил (девиантные ценности); Ø отсутствие или утрата смысла жизни. Перечисленные особенности саморегуляции формируются в течение жизни. Сочетание нескольких проблем определяет психологическую предрасположенность к отклоняющемуся поведению. 3. Ресурсы личности (ее жизненно важные качества и компенсаторные возможности): Ø духовность; Ø здоровье и ценности здорового образа жизни; Ø внешняя привлекательность; Ø общительность, способность к сотрудничеству; Ø активность; Ø интеллект, специальные способности; Ø целеустремленность и честолюбие; Ø высшие чувства (совесть, ответственность, чувство долга, сострадание, вера); Ø творчество, хобби; Ø профессиональная квалификация, дело (работа, учеба); Ø достижения; Ø любовь, дружба, значимые личные отношения; Ø жизненный опыт. Наличие перечисленных ресурсов у конкретной личности означает реальную возможность компенсации личностных или жизненных проблем. Они обеспечивают толерантность (устойчивость) личности к отклоняющемуся поведению. Также они определяют способность личности бороться со своей склонностью к зависимости. Их отсутствие или слабая выраженность означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с девиацией, незащищенность перед ней. 4. Дефицит социально-поддерживающих систем: отсутствие родительской семьи; Ø неполная семья (отсутствие отца); Ø зависимая семья; Ø девиантная семья; Ø низкий социальный статус семьи; Ø семья, переживающая кризис (развод, финансовый кризис, переезд, смерть члена семьи, серьезное заболевание члена семьи); Ø социальная изоляция; Ø отсутствие поддерживающей группы сверстников; Ø низкий личный статус в референтной социальной группе (рабочем коллективе, учебной группе); Ø отсутствие близких друзей; Ø отсутствие сексуального партнера; Ø общественная незанятость; Ø проблемная компания; Ø проблемные друзья (в том числе с отклоняющимся поведением). 5. Социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие отклоняющееся поведение: Ø состояние социально-психологической дезадаптации; Ø состояние фрустрации жизненно важных потребностей; Ø научение в референтной группе (на дискотеке, в школе); Ø провокация или давление со стороны. 6. Особенности отклоняющегося поведения (ОП): Ø ситуация, в которой впервые имело место ОП; Ø ситуации, в которых ОП проявляется в настоящее время; Ø степень выраженности поведения (способ, частота, обстоятельства, индивидуальный ритм); Ø состояние во время самого ОП (например, во время опьянения или игры); Ø что обычно предшествует ОП (запускающие механизмы); Ø последующие события (состояние, мысли, действия); Ø реакция окружающих; что исключает данное поведение (благодаря чему его не бывает). 7. Заключение. Ø форма и степень выраженности ОП; Ø степень социальной дезадаптации; отношение к ОП самой личности; Ø поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы); Ø поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личностная предрасположенность и психологическая выгода); Ø ингибиторы (препятствующие условия); Ø ресурсы личности; Ø возможные пути преодоления (стратегия изменения); Ø формы и методы социально-психологической помощи.
Контрольные вопросы и задания Назовите социальные причины отклоняющегося поведения. Каковы биологические предпосылки поведенческих девиаций? Объясните отклоняющееся поведение с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода. Что такое экзистенциальный вакуум и ноогенный невроз? Каковы психодинамические механизмы отклоняющегося поведения? Раскройте понятие «психологическая защита» и перечислите основные ее виды. Перечислите основные положения поведенческой психологии. Каковы факторы отклоняющегося поведения с точки зрения поведенческой психологии? Что такое классическое и оперантное обусловливание?
Раскройте понятие «подкрепляющий стимул» и перечислите виды подкреплений. Назовите основные механизмы формирования отклоняющегося поведения в соответствии с теорией социального научения. Что такое копинг, копинг-стратегии и копинг-ресурсы? Найдите какую-либо форму нежелательного поведения в личном опыте. Проведите его анализ по приведенной схеме. Рекомендуемая литература 1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993. 2. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., 1999. - (Основные направления психологии в классических трудах). 3. Бихевиоризм: Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии; Уошсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. - М., 1988. 4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. 5. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. - М., 1998. 6. Копинг-поведение больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии: Пособие для врачей. - СПб., 1998. 7. Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток. - М., 2001. 8. Купгер П. Современный психоанализ. - СПб., 1997. 9. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1989. 10. ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983. 11. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. - М., 1998. 12. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2000. 13. Психоаналитические термины и понятия. - М., 2000. 14. Психология. Словарь. - М., 1990. 15. Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гип- пенрейтер и В.Я.Романова. - М., 1982. 16. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. - М., 1994. 17. Черников А. Системная семейная терапия. - М., 2001. 18. Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. - М., 1986. 19. Сонин В.А., ШлионскийЛ.В. Классики мировой психологии. - СПб., 2001. 20. Франка В. Человек в поисках смысла. -- М., 1990. 21. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. - М., 1993. 22. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1989. 23. Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. - М., 1984. 24. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное™. - М., 1994. 25. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990. 26. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990. 27. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М., 1994. 28. Юнг К. Психологические типы. - М., 1996. 29. Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. - М., 2001.-Т. 2. 30. Ялтонский В.М. Копинг-стратегии поведения у наркозависимых и здоровых людей: Канд. ... дис. -Л., 1996. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 296. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |