Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Когда глухие овладевают РЖЯ?                                          Особенности усвоения РЖЯ глухими детьми                            слышащих и глухих родителей




 

У малыша, растущего в семье, где родители и другие родственники — нормально слышащие люди, естественные жесты и пантомимические движения появляются как выражение потребностей в общении вместо отсутствующей пока словесной речи. Постепенно, с расширением круга интересов ребенка, обогащением его жизненного опыта, количество жестов увеличивается, появляются также условные жесты. Создателями условных жестов наряду с ребенком становятся окружающие его взрослые. Складывается система жестового общения, которой пользуются только в данной конкретной семье. Состав и количество жестов такой системы зависят от разных причин: от индивидуальных особенностей ребенка (любознательности, находчивости и т. д.), от воспитательной активности взрослых, от времени начала обучения словесной речи и эффективности этих занятий и т. д. Обычно жесты широко используются и в тех семьях, где обучение речи в домашних условиях начинается рано. Почему? Потому, что усвоение глухим ребенком устной речи — сложный и длительный процесс, и выученных малышом слов и предложений еще не хватает для общения со взрослыми.

Несмотря на локальность «семейных» жестовых систем, их возникновение и функционирование имеет большое значение для развития глухого ребенка, его коммуникативных способностей и мыслительной деятельности: ведь даже самые простые естественные жесты уже имеют обобщающий характер. Кроме того, общение при помощи жестов служит своеобразной тренировкой, в процессе которой накапливается опыт четкого исполнения жестов, формируются навыки их зрительного восприятия. Это способствует сравнительно быстрому усвоению такими детьми русского жестового языка, который является основным средством общения в детском коллективе специального учреждения, где они начинают учиться.

Глухой ребенок, у которого родители — люди с недостатками слуха, разговаривающие друг с другом на РЖЯ, овладевает этим языком в процессе общения в семье. В этом случае основные закономерности усвоения жестового языка глухим ребенком и словесного языка слышащим малышом во многом совпадают. Это относится к усвоению фонологической структуры языка, лексики, морфологии, к овладению началами синтаксиса. Усваивая структуру жеста, глухой ребенок вначале умеет исполнять лишь некоторые основные конфигурации. Он использует их в тех жестах, составными компонентами которых эти конфигурации действительно являются. Но малыш пользуется ими и в других жестах, заменяя знакомыми уже конфигурациями более сложные, которые ему пока не удаются. Точно так же ведут себя и маленькие слышащие дети: они заменяют звуками, которым уже научились, звуки, которые еще не умеют произносить (например, вместо «рука» — «ука» или «лука» и т. д.).

Первые жесты и одножестовые высказывания глухого ребенка сходны по составу и семантике с первыми словами и однословными высказываниями слышащего малыша. Вначале жесты глухого ребенка включаются в высказывания в начальной форме, морфологические изменения отсутствуют. Постепенно в жестах изменяется направление, качество движения и т. д.

Специальные исследования показали, что к школьному возрасту дети из семей глухих, как правило, свободно владеют русским жестовым языком.

Глухие дети в специальной школе попадают в условия, стимулирующие активный процесс усвоения РЖЯ, — ведь межличностная коммуникация в детском коллективе осуществляется, главным образом, при помощи РЖР. В этих условиях дети из семей слышащих очень быстро догоняют своих сверстников, которые уже овладели РЖР дома. По данным нашего исследования, ученики четвертых классов (к сожалению, уровень развития РЖР более младших учеников в школах нашей страны пока не изучен) свободно владеют русским жестовым языком. Структура используемых ими жестовых высказываний (изменение способа исполнения жеста — конфигурации и движения — для передачи морфологических значений, включение в высказывания синтагм с одновременно исполняемыми жестами и т. д.) полностью совпадает со структурой высказываний, которыми пользуются учащиеся VIII—XII классов и взрослые глухие. Это не значит, что их русская жестовая речь достигла совершенства. Безусловно, РЖЯ глухих учащихся постоянно обогащается новыми жестами, более сложными синтаксическими конструкциями, т. е. совершенствуется и после окончания школы.

Итак, русской жестовой речью глухие дети овладевают в процессе непринужденного, неофициального общения с членами коллектива глухих.

 

Чтобы калькировать, нужно иметь что калькировать. Особенности усвоения глухими КЖР

 

Калькирующая жестовая речь, как ты уже знаешь, дорогой читатель, — вторичная знаковая система, она сопровождает устную речь говорящего, и каждое слово предложения должно быть представлено соответствующей лексической единицей КЖР.

Учащиеся школ-интернатов начинают овладевать КЖР после того, как они уже научились (хотя бы в минимальной степени) пользоваться словесной речью. Каким образом это происходит? Представь себе, дорогой читатель, что младшие школьники, ну, скажем, второклассники, подготовили к новогодней елке спектакль «Курочка Ряба». Они под руководством педагогов постарались хорошо выучить тексты ролей, правильно произносить звуки, слова, предложения. На елку приглашены и старшие ребята. Но зал большой, и артикуляция «артистов», их дактилирование плохо видны зрителям. Как тут быть? Как бы ты поступил на месте педагога? Наверное, был бы разумным такой выход из положения: пусть «артисты» правильно, внятно говорят и в то же время сопровождают свою устную речь жестами. Тогда зрителям будет легче воспринимать спектакль. А второклассники фактически будут использовать калькирующую жестовую речь — ведь так? А жесты откуда? Ты и это знаешь, читатель: из русской жестовой речи, которой дети пользуются в общении между собой. И если ученики понимают значение выражения «хвостиком вильнула», они используют адекватный жест (им в этом помогут сами педагоги или старшеклассники).

Таким образом, обучаясь русскому языку, овладевая его лексикой и грамматикой, глухие дети во время детских праздников, собраний и т. д. обычно сопровождают устные выступления калькирующей жестовой речью.

КЖР глухих учащихся постепенно совершенствуется, отражая их успехи в изучении русского языка. Усвоение значений новых жестов, как правило, происходит в тесной связи с овладением значениями соответствующих русских слов.

Подытожим: калькирующая жестовая речь формируется на основе изучения глухими учащимися словесного языка.

 

Что? Где? Когда? Функции словесной речи,                    калькирующей и русской жестовой речи                                               в коммуникативной деятельности глухих

 

Ты, уважаемый читатель, в отличие от участников известной телевизионной передачи, заранее получишь вопросы, на которые, как надеется автор, сможешь правильно ответить, прочитав этот раздел. Итак, что (какую разновидность речи), где и когда (в каких условиях общения) используют глухие?

В современной российской системе обучения межличностная коммуникация учащихся на уроках осуществляется при помощи словесной речи (на первоначальном этапе устно-дактильно, затем преимущественно устно). Обучаясь словесному языку как средству общения и познания, важнейшему орудию мышления, дети все более успешно пользуются русским языком на занятиях, в разговорах с преподавателями, родителями, знакомыми и незнакомыми нормально слышащими людьми. Таким образом, словесная речь является основным средством общения глухих со слышащими. Чем раньше начинается обучение словесной речи, чем успешнее сурдопедагоги (мы с тобой, дорогой читатель!) формируют знания и навыки учащихся, тем свободнее наши глухие ученики разговаривают со слышащими. В то же время в общении друг с другом учащиеся применяют преимущественно жестовую речь. При помощи русской жестовой речи они беседуют вне организованных занятий в школе, дома (если члены семьи — неслышащие), в кругу друзей и знакомых.

Расскажем об одном эксперименте, данные которого, как нам кажется, позволяют судить о функции РЖР в общении глухих. В опытах принимали участие ученики IV, VIII и XII классов школ-интернатов и взрослые глухие. Перед испытуемыми была поставлена задача расставить мебель на макете комнаты. Первый партнер рассказывал собеседнику о расположении предметов мебели. Второй участник эксперимента не видел этого макета. Он должен был на своем макете на основе рассказа первого испытуемого расставить мебель. Как общаться между собой — рассказывать, задавать вопросы, отвечать на них, — испытуемые решали сами. В этом эксперименте было зафиксировано 1962 жестовых высказывания, более 98% из них — высказывания русского жестового языка.

Итак, основная функция русской жестовой речи — обслуживание нужд межличностного общения глухих.

Это ответ на вопросы что? и где? — не так ли, дорогой читатель! А — когда? Данные эксперимента, о котором идет речь, свидетельствуют: и в школьном возрасте, и после окончания школы глухие пользуются преимущественно средствами РЖЯ.

А вот еще два факта, обнаруженные в этом исследовании. Если испытуемых просили рассказать о расположении мебели своему учителю, они... Как они поступали, читатель? Ты абсолютно прав — учащиеся, естественно, пользовались устной речью. Но вот в одном из опытов они получали несколько иное задание: первый партнер, как и прежде, рассказывал о макете, которого собеседник не видел. Однако вместо расстановки мебели на своем макете он должен был составить письменное описание комнаты рассказчика. И рассказчик, зная об этом, выбирал для своего сообщения партнеру вовсе не РЖР, а калькирующую жестовую речь. Почему? Да потому, что в этом случае глухие стремятся, чтобы партнер как можно лучше составил письменный текст, и для этого используют жестовые конструкции, калькирующие словесную речь, т. е. КЖР.

Проанализируем коммуникативные функции калькирующей жестовой речи.

Как ты уже знаешь, дорогой читатель, КЖР формируется как вторичная знаковая система, калькирующая словесную речь, и обычно сопровождает устные высказывания говорящего. Поэтому калькирующую жестовую речь используют глухие докладчики, выступающие перед аудиторией неслышащих на конференциях, участники прений на собраниях и т. д. Они, читая доклад (достаточно часто имея перед собой письменный текст), обычно пользуются устной речью — в зале чаще всего присутствуют и слышащие. Но чтобы текст выступления был понятен глухим, одновременно применяют калькирующую жестовую речь. А если оратор — слышащий, например приглашенный с лекцией, писатель, ученый и т. п.? Ведь глухим. трудно, а в большом помещении просто невозможно понять его устное выступление. В этом случае прибегают к помощи переводчика, который переводит лекцию или доклад в основном при помощи калькирующей жестовой речи. Сейчас все шире используется жестовый перевод телевизионных передач. Ты, наверно, сам с интересом следишь за жестовым переводом и видишь, что наши дикторы-переводчики пользуются, главным образом, средствами КЖР.

Заключим. В настоящее время калькирующая жестовая речь обслуживает в основном нужды общения глухих в официальной обстановке. Теперь, дорогой читатель, ты безошибочно ответишь на вопрос, что, где и когда используют глухие в своей коммуникативной деятельности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...