Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Расчет расходных ставок для перспективного вари-анта анализа при стабильной пропускной способности. Структура расходных ставок по укрупненным видам работ




Глава 9. Метод единичных расходных ставок для определения себестоимости перевозок

Сущность метода

 

Метод расходных ставок целесообразно применять для определения себестоимости перевозок как в целом, так и по видам тяги, сообщения, по категориям поездов и операциям технологического процесса, производить оценку влияния изменения показателей использования подвижного состава на эксплуатационные расходы и при многих других технико-экономических расчетах.

Расходные ставки представляют собой зависящие расходы, приходящиеся на единицу измерителя.

Метод расходных ставок базируется на зависимости расходов от объема работы, выраженного в различных измерителях.

Использование метода расходных ставок включает в себя следующие моменты:

1. Предварительная работа - расчет расходных ставок:

-выбирается вариант расчета себестоимости перевозок (краткосрочный или долгосрочный);

-общую величину эксплуатационных расходов по дороге, сети распределяют по видам перевозок и тяги;

-определяется перечень расходов, зависящих от объема работы, и их доля по вариантам расчета;

-производится группировка зависящих от размеров перевозок эксплуатационных расходов по измерителям, пропорционально которым эти расходы изменяются при одинаковых условиях перевозок (табл. 9.1);

- определяют сумму расходов, отнесенных на один и тот же измеритель, выделяя по каждой статье расходов фонд оплаты труда;

- на фонд оплаты труда начисляются общепроизводственные расходы;

- устанавливают величину каждого измерителя;

- делением суммы расходов, зависящих от одного и того же измерителя, на величину этого измерителя определяют расходную ставку.

Формула для определения расходной ставки:

где  - расходная ставка на i-ый измеритель, руб.;

 - основные зависящие расходы по j-ой статье, отнесенные на i-ый измеритель, руб.;

Зij - фонд оплаты труда по j-ой статье, руб.;

К - размер начислений на фонд оплаты труда общепроизводственных расходов, доля ед.;

Иi - величина i-го измерителя, ед.

Целесообразно расходные ставки рассчитывать не реже одного раза в год в долгосрочном периоде и не реже одного раза в квартал в краткосрочном периоде.

2. Основная работа - определение эксплуатационных расходов и себестоимости.

В зависимости от поставленной задачи рассматриваются все особенности перевозок и устанавливаются качественные показатели работы:

- на выбранный объем перевозок (1000 ткм, 1000 пассажиро-км, 1 тонна, 1 вагон и т. д.) устанавливается перечень и рассчитывается затрата каждого калькуляционного измерителя при выполнении рассматриваемых перевозок;

- умножением расходных ставок на соответствующие калькуляционные измерители определяют сумму зависящих расходов;

- определяют условно-постоянные расходы либо на единицу перевозок, либо в процентах к зависящим расходам;

- суммируя зависящие расходы, связанные с каждым калькуляционным измерителем и, прибавив к ним, приходящиеся на принятый объем перевозок, условно-постоянные расходы, определяют общую сумму эксплуатационных расходов, а после деления ее на величину объема перевозок (ткм, пасс-км и т.д.) получают себестоимость единицы перевозок.

Общая величина расходов по перевозкам грузов или пассажиров методом расходных ставок равна:

,

где Eуп- условно-постоянные расходы, приходящиеся на рассматриваемые перевозки.

Выбор калькуляционных измерителей и установление связи с ними имеет большое значение, от него зависят точность и достоверность результатов расчета. Однако это сложная и трудоемкая работа, так как производственный процесс на железнодорожном транспорте является многоплановым и разнообразным и поэтому существует многовариантный характер связи расходов с измерителями.

Чтобы установить такую систему взаимосвязи расходов и измерителей, которая бы достаточно точно отражала влияние на себестоимость основных факторов работы железнодорожного транспорта, применяют различные методы логического анализа, математико-статистические методы с проверкой путем исследования корреляционной зависимости между предлагаемым измерителем и расходами на основе данных отдельных дорог за один и тот же год.

Применяемая система измерителей будет различной при расчетах на эксплуатируемых и проектируемых железных дорогах.

На эксплуатируемых дорогах расчеты производятся при незначительно меняющихся эксплуатационной длине железной дороги, профиле и трассе линий, размещений постоянных устройств. Это позволяет объединить все условно-постоянные расходы в одну группу расходов или распределить их на небольшое число групп.

На проектируемых железных дорогах обычно рассматривается несколько вариантов сооружения дорог, в связи с чем величины условно-постоянных расходов меняются по вариантам, а это ведет к тому, что сначала нужно их распределить на ряд новых калькуляционных измерителей. Кроме того, для выбора рационального варианта сооружения новой железнодорожной линии необходим более детальный расчет расходов, связанных с изменением износа подвижного состава и верхнего строения пути. Для этого вводят дополнительные измерители: «механическая работа локомотивов» и «механическая работа сил сопротивления».

Совокупность калькуляционных измерителей, с которыми связываются зависящие расходы, называют системой измерителей.

Выбор системы измерителей зависит и от уровня структурного подразделения - сеть, железная дорога, отделение дороги. Это связано с характером учета и распределения расходов.

Система измерителей будет меняться в зависимости от варианта анализа эксплуатационных расходов. В табл. 9.1 представлена связь зависящих расходов с калькуляционными измерителями для перспективного варианта анализа эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок без развития пропускной способности дороги.

Другие варианты анализа имеют свои особенности и будут более детально рассмотрены в п. 9.3.

Таблица 9.1

Связь зависящих эксплуатационных расходов с калькуляционными измерителями.

Калькуляционные измерители Расходы, связанные с измерителем
Вагоно-километры Проверка правильности погрузки и крепления грузов; обслуживание вагонов с живностью (частично); техническое обслуживание грузовых вагонов на станциях
Локомотиво-километры Смазка, экипировка поездных локомотивов; техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт локомотивов. Техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт, амортизация контактной сети (для электровозов).
Локомотиво-часы Амортизация поездных локомотивов.
Бригадо-часы локомотивных бригад Оплата труда локомотивных бригад
Грузовые отправки Перегрузка грузов с одной колеи на другую; обслуживание вагонов с живностью (частично); прием к отправлению и выдача грузов; содержание весов и весовых приборов; специальные операции с грузовыми и мелкими отправками и контейнерами; расходы, связанные с оказанием услуг клиентуре; Работа технологических центров по обработке перевозочных документов.
Тонно-километры брутто вагонов и локомотивов Текущее содержание, амортизация и капитальный ремонт верхнего строения пути в части расходов по главным путям;техническое обслуживание электрической централизации стрелок на главных путях.
Маневровые локомотиво-часы Работа локомотивов на маневрах; экипировка маневровых локомотивов, устранение отказов маневровых локомотивов в межремонтные периоды, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт этих локомотивов, их амортизация. Расходы по содержанию станционного штата, занятого маневровой работой. Расходы по станционным путям на текущее содержание их, капитальный ремонт и амортизация верхнего строения пути станционных и подъездных путей. Расходы по техническому обслуживанию устройств механизированных горок и частично по электрической централизации стрелок.
Отправленные пассажиры Продажа билетов, прием и выдача багажа.
Секцие-километры Смазка, устранение отказов в межремонтные периоды, техническое обслуживание, текущий ремонт, затраты на капитальный ремонт электро и дизель-поезов, их обслуживание и уборка, экипировка дизель-поездов. Техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты, амортизация контактной сети (для электропоездов).
Бригадо-часы электропоездных и дизельпоездных бригад Оплата труда локомотивных бригад в электро и дизель-поездах.
Секцие-часы Амортизационные отчисления по электро и дизель-поездам.
1 килограмм условного топлива (1 кВт-час электроэнергии) Расходы на топливо (электроэнергию) для тяги поездов.

Система калькуляционных измерителей отражает все элементы технологического процесса:

- пробеги вагонов, локомотивов, поездов по видам движения и типам тяги;

- время, затраченное на выполнение работы, простои подвижного состава;

- работа бригад при обслуживании локомотивов;

- прием и отправление грузов;

- обслуживание пассажиров на вокзалах.

 

Расчет расходных ставок для перспективного вари-анта анализа при стабильной пропускной способности. Структура расходных ставок по укрупненным видам работ

 

При перспективном варианте анализа себестоимости перевозок (долгосрочный период) рассматривается изменение расходов за длительный период, когда рост объема перевозок вызывает развитие технических средств железных дорог, повышение категорийности, классности подразделений и другие перспективные мероприятия, не требующие изменения пропускной способности.

При этом варианте перечень расходов, зависящих от объема работы, расширяется и доля их в общей сумме расходов увеличивается.

Исходной информацией для определения зависящих расходов служат данные отчета формы 7-у за год, где приводится величина эксплуатационных расходов по статьям номенклатуры доходов и расходов по основным видам деятельности железнодорожного транспорта, а также по другим признакам классификации расходов.

Доля зависящих расходов по отдельным статьям номенклатуры в основном варианте устанавливается методами математической статистики, используя данные всех железных дорог, которые рассматриваются как характеризующие различные стадии развития одного объекта по мере роста объема перевозок.

Кроме специфических (прямых производственных) расходов к зависящим относится часть общепроизводственных расходов.

В табл. 9.2 - 9.4 приводится пример расчета отдельных единичных расходных ставок для перспективного варианта анализа без развития пропускной способности (основной вариант) для условной сети железных дорог.

В основу расчета единичных расходных ставок взяты данные из приложения 1, составленного на основе статистической отчетности об объемных и качественных показателях работы условной сети железных дорог.

В приложении 2 приведены доли зависящих от объема перевозок расходов по отдельным статьям номенклатуры определенные на основе исследований ученых МИИТ и ВНИИЖТ. Эти величины должны периодически пересматриваться в связи с изменением условий хозяйствования, структуры расходов, из-за влияния инфляционных процессов в экономике страны.


Пример расчета расходной ставки на 1 тепловозо-километр по грузовым перевозкам.

Таблица 9.2

Расчет зависящих расходов.

статьи

Наименование

статьи

 

Удельный вес зависящих расходов

Величина специфических (прямых производственных) зависящих расходов, тыс. руб.

Общепроизводственные зависящие

расходы, тыс. руб.

Общая величина

зависящих

 расходов тыс. руб.

ФОТ

 

ост.

элем.

Всего

в т. ч. ФОТ

% начислений

Всего

3301

Работа тепловозов в грузовом движении (в части расходов на смазку и материалы)

-

100%

544076,3

0,0

26%

0,0

544076,3

3302

Работа тепловозов в хозяйственном движении (в части расходов на смазку и материалы)

-

100%

117565,9

0,0

26%

0,0

117565,9

3304

Экипировка тепловозов, работающих в грузовом движении

80%

100%

378605,4

333392,3

26%

86682,0

465287,4

Итого по УВР «Локомотивная тяга»

1126929,6

6301

Техническое обслуживание тепловозов, работающих в грузовом движении

100%

100%

1550733,9

682426,0

26%

177430,8

1728164,7

6302

Текущие виды ремонта тепловозов, работающих в грузовом движении

100%

100%

820247,3

262935,4

26%

68363,2

888610,5

6303

Капитальные виды ремонта тепловозов, работающих в грузовом движении

100%

100%

1908337,3

127435,8

26%

33133,3

1941470,6

Итого по УВР «Ремонт подвижного состава»

4558245,8

Итого расходов

5685175,4










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 157.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...