Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общественное дошкольное воспитание в СССР
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА __________________________________________
Под редакцией А.В. СУРОВЦЕВОЙ
________________
Государственное учебно – педагогическое издательство МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ PCФСР МОСКВА-1962
Настоящая книга подготовлена в основном на материале лекций прочитанных преподавателями кафедры дошкольной педагогики Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина. В написании книги принимали участие сотрудники Центрального институтаусовершенствования врачей и Московского городского дошкольного методического кабинета.
Глава I «Общественное дошкольное воспитание в СССР» и глава IVвоспитатель детского сада» написаны кандидатом педагогических наук Е.У.Демуравой;
Глава II «Предмет и методы дошкольной педагогики» и глава VIII «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста» — кандидатом педагогических наук Ф. С. Левин-Шириной;
Глава III «Задачи коммунистического воспитания детей дошкольного возраста» и глава XI «Игры детей дошкольного возраста» — кандидатом педагогических наук Д. В. Менджерицкой;
Глава V «Особенности развития и воспитания детей раннего возраста» — кандидатами медицинских наук Н. М. Аксариной и Н. Ф. Ладыгиной;
Глава VI «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» —Е. Г. Леви-Гориневской,Е.В. Русаковой и С.Я.Файнштейн;
Глава VII «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» — кандидатами педагогических наук А. В. Суровцевой и М. М. Кониной;
Глава IX «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» — М. А. Пановой;
Глава X «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» — доктором педагогических наук Е. А. Флефиной и кандидатом педагогических наук В.Б. Косминской.
Глава XII «Обучение в детском саду» — кандидатом педагогических наук А.В. Суровцевой;
Глава XIII «Детский сад и школа» — кандидатом педагогических наук Ф.Н. Блехер;
Глава XIV «Работа дошкольных учреждений с семьей» — кандидатом педагогических наук Э.Я.Залкинд. Оглавление ГлаваI.Общественное дошкольное воспитание в СССР ………………………………….……...3 ГлаваII.Предмет и методы дошкольной педагогики ……………………………………...…….12 ГлаваIII. Задачи коммунистического воспитания детей в первыесемь лет жизни…… ……………………………………………………………………………….…………….34 ГлаваIV. Воспитатель детского сада……………………………………………………………….46 ГлаваV.Особенности развития и воспитания детей раннего возраста ………………...…...…54 ГлаваVI.Физическое воспитание детей дошкольного возраста …………………………..…..113 ГлаваVII.Умственное воспитание детей дошкольного возраста …………………………….145 ГлаваVIII.Нравственное воспитание детей дошкольного возраста ……….………………....164 ГлаваIX.Трудовое воспитание детей дошкольного возраста ……………………………..…...212 ГлаваX.Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста …………………………....…238 ГлаваXI.Игры детей дошкольного возраста............. ………………...………………………… .258 ГлаваXII.Обучение в детском саду…………………………………………………………….312 ГлаваXIII.Детский сад и школа……………………………………………..…………………..328 ГлаваXIV.Работа дошкольных учреждений с семьей…………………………………………352
ГЛАВА I
Общественное дошкольное воспитание в СССР … … … В декабре 1917 года в составе Народного комиссариата социального обеспечения организуется отдел охраны материнства и младенчества, которому поручается забота о здоровье и воспитании детей от рождения до трех лет, создание для них детских учреждений, а также охрана здоровья и труда женщин. Немногим раньше, в ноябре 1917 года, Совет Народных Комиссаров издал декрет об организации Государственной комиссии по просвещению, в котором были намечены основные отделы по народному просвещению. Дошкольное дело было выделено в самостоятельный отдел. Этим декретом Советская власть включила дошкольное воспитание в единую систему народного образования. С этого дня заботу о дошкольном воспитании взяло на себя Советское государство. В ноябре же 1917 года Наркомпросом была опубликована первая декларация по дошкольному воспитанию. В ней указывалось, что общественное воспитание детей должно начинаться с раннего возраста, с первых ступеней развития ребенка, что оно должно быть бесплатным и неразрывно связанным со школой. Этот принцип связи детского сада со школой подчеркивается и в «Положении о единой трудовой школе» (октябрь 1918 г.). «Это значит, что школа должна быть единой. Это значит, что вся система нормальных школ от детского сада до университета представляет собой одну школу, одну непрерывную лестницу». В июне 1918 года декретом Совета Народных Комиссаров за подписью В. И.Ленина все учреждения дошкольного воспитания — казенные, общественные и частные — были переданы в ведение Народного комиссариата просвещения. В марте 1919 года VIII съезд партии в принятой им программе партии четко определил классовый характер школы и наметил ближайшие задачи школы и дошкольного воспитания. В программе указывалось, что ближайшей задачей школы является «проведение бесплатного и обязательного общественного и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет», а в области дошкольного воспитания предусматривалось «создание сети дошкольных учреждений: яслей, садов, очагов и т. п. — в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины». Таким образом, в программе партии дошкольное воспитание рассматривалось как первое звено в системе коммунистического воспитания детей и тем самым предусматривалась необходимость связи общественного дошкольного воспитания со школой. Так, с первых дней своего существования молодое Советское государство претворило в действительность то, что являлось мечтой лучших представителей человечества — организовало общественное дошкольное воспитание. Государство взяло на- себя заботу о жизни, здоровье и воспитании детей, включило дошкольное воспитание в общую систему народного образования. 5
Качественно новыми стали задачи и содержание дошкольного воспитания в Советской республике по сравнению с дошкольным воспитанием в царской России. Цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста были определены в единстве с целями и задачами коммунистического воспитания подрастающего поколения. В детских учреждениях обеспечивается равное воспитание детей всех сословий и национальностей; воспитание стало вестись на родном языке, в духе коллективизма, дружбы и уважения к труду. Развитие дошкольного общественного воспитания в СССР отражает неустанную заботу советского народа о подрастающем поколении. В первые годы Советской власти, несмотря на большие экономические трудности, создается широкая сеть дошкольных учреждений для воспитания детей. Государство безотказно субсидирует все вновь открываемые дошкольные учреждения. Ясли и детские сады организуются на фабриках, заводах и других государственных учреждениях; создаются в деревнях и селах. Забота о детях, оставшихся без родителей, поручается воспитателям детских домов. Особое внимание уделялось детским учреждениям, организованным в национальных областях и краях республики, где женщины при царизме были еще более угнетены и забиты, чем в центральной части России. В этих областях и краях в первые годы организации детских учреждений значительная часть женщин не хотела отдавать детей в |ады и ясли, не понимая их значения. Но в результате широкой пропаганды общественного дошкольного воспитания очень скоро большинство из них убедились в (необходимости дошкольных учреждений. В первые годы Советской власти дошкольные учреждения испытывали большие трудности — не хватало топлива, питания, одежды для детей. Декретом Совнаркома при Наркомпросе создается Совет защиты детей, занимавшийся обеспечением детских садов и детских домов продуктами питания, топливом и одеждой. При ВЦИК была создана специальная комиссия по улучшению жизни детей. Партия назначила председателем этой комиссии одного из лучших своих сынов — народного комиссара внутренних дел Ф. Э. Дзержинского, отдавшего много сил и любви детям трудящихся. Государством организуются различные типы дошкольных учреждений, обеспечивающие заботу о детях и создающие возможность широкого участия женщин в государственной и общественной жизни. В годы массового кооперирования крестьянских хозяйств в связи с вовлечением работниц и крестьянок в партийное, кооперативное и профсоюзное строительство создаются дошкольные
6 учреждения продленного дня, вечерние группы для детей при клубах, которые дали возможность матерям учиться. Одновременно значительно увеличивается сеть детских учреждений в деревнях и селах. Н. К. Крупская придавала большое значение детскому саду в деревне как «рассаднику культуры», как одному из средств создания в ней нового быта. Деревенский детский сад, по мнению Н. К. Крупской, дает возможность найти живой провод от личных интересов крестьянки к общественным. В селах и деревнях была организована целая сеть дошкольных учреждений: яслей, площадок, детских садов. Помимо работы с детьми, дошкольные работники вели пропаганду общественного дошкольного воспитания на селе, устанавливали связь со всеми общественными организациями деревни, включались в политико-воспитательную работу, проводимую партией в деревне. Годы индустриализации и первых пятилеток выдвинули многих советских женщин в ряды руководящих работников на ведущих участках социалистического строительства. Государство усиливает помощь матерям в воспитании детей.' В городах развертывается массовое строительство дошкольных учреждений по типовым проектам, в сельской местности создается сеть постоянно действующих детских яслей и садов. В связи с переходом предприятий на работу в несколько смен организуются круглосуточные группы. Детские учреждения берутна себя заботу о детях в течение 6 дней в неделю, давая возможность матерям работать, учиться и участвовать в общественной жизни. Одновременно с укреплением материальной базы детских учреждений повышалось и качество воспитательной работы в них. Решающее значение в этом имели постановления ЦК ВКП (б) о начальной школе (1931—1934) и особенно постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», опубликованное в июле 1936 года. Это постановление помогло вскрыть ошибки в теории и практике дошкольного воспитания, критически пересмотреть содержание и методы работы дошкольных учреждений и повысить качество работы воспитателей с детьми. В 1938 году Народный комиссариат просвещения на основе учета лучшего опыта работы и с привлечением широкого круга практиков разработал программно-методические указания «Руководство для воспитателя детского сада». Одновременно был утвержден "новый «Устав детского сада», определивший задачи, структуру детского сада, порядок открытия детских учреждений н принципы комплектования детских садов. В этот же период издаются новые методические пособия и книги по дошкольному воспитанию, выходит из печати первое учебное пособие по дошкольной педагогике для педагогических училищ. Все это повышало качество работы детских садов. 7 Особую заботу о детях проявило Советское государство в годы Великой Отечественной войны. Оно приняло все меры, чтобы сохранить жизнь и здоровье детей и обеспечить их правильное воспитание. Отделы здравоохранения и народного образования получили указания о безотказном приеме в детские учреждения всех нуждающихся детей. Количество детских яслей, садов и число детей в них в годы войны быстро возросло. Государство организовало большую работу по эвакуации детей из прифронтовой полосы в глубокий тыл. В соответствии с условиями военного времени создаются новые типы дошкольных учреждений. Детские комнаты при эвакопунктах предназначались для детей эвакуируемых семей. В них дети находили покой, заботу и ласку. Для детей неэвакуируемых создавались комнаты в бомбоубежищах, укрывавших их во время вражеских налетов. В некоторых бомбоубежищах работали детские сады. В большом количестве создаются интернатные ясли и интернатные детские сады. В них медицинские сестры и воспитательницы брали всю заботу о детях на себя, заменяя матерей, работающих на предприятиях. При консультациях открывались стационары для больных детей, отделения для матерей с новорожденными, для детей с ослабленным здоровьем—санаторные площадки и санаторные детские сады. Ярким проявлением заботы партии и правительства о детях и матерях, об укреплении семьи является изданный 8 июля 1944 года Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». Указом было предусмотрено также значительное увеличение сети дошкольных учреждений. В послевоенные годы Коммунистическая партия Советского Союза неустанно заботится об общественном воспитании детей. Этому вопросу уделяется значительное место з работе съездов партии и Пленумов ЦК КПСС. XXсъезд партии наметил увеличение мест в дошкольных учреждениях: в детских яслях — на 44%, в детских садах — на 45%. Решения XXI съезда КПСС предусматривают увеличение числа детей в дошкольных учреждениях в два раза, т. е. создание за семилетие столько детских учреждений, сколько их было создано за все годы Советской власти. Партийные съезды, намечая расширение сети детских учреждений, выдвигали задачу улучшения воспитания детей. На XX съезде КПСС Н.С. Хрущев говорил: «...Мы должны приступить к решению другой огромной воспитательной задачи — обеспечению всех детей ясельного и дошкольного возраста, 8 родители которых этого пожелают, воспитанием в государственных яслях и садах. Для полного решения этой задачи понадобятся немалые сроки, но широкое начало этому делу мы должны положить уже в текущем пятилетии. В строительстве и содержании яслей и детских садов в сельских местностях должны принять участие не только государственные органы, но и колхозы. Забота о детях, о их воспитании — всенародное дело» 1. В документах XXI съезда КПСС записано: «Новые задачи, решаемые советским обществом, настоятельно выдвигают необходимость дальнейшего повышения роли государства в воспитании детей, усиления помощи семье со стороны государства. Чем скорее мы охватим всех детей детскими яслями, садами, школами-интернатами, тем скорее и успешнее решим задачу коммунистического воспитания подрастающего поколения»2. Новым проявлением заботы о детях и трудящейся женщине является постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года «О мерах по дальнейшему развитию детских учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». Это постановление намечает план реализации решений XXI съезда Коммунистической партии Советского Союза по вопросам дошкольного воспитания. В нем содержится конкретный план развития дошкольных учреждений на каждый год семилетия. Постановление обязывает партийные, советские, комсомольские, профсоюзные и другие общественные организации уделять постоянное внимание делу дальнейшего развития дошкольных учреждений и улучшение воспитания в них детей. Большое внимание постановление уделяет созданию дошкольных учреждений в колхозах, вопросам обеспечения детских учреждений необходимым оборудованием, бесперебойным снабжением высококачественными продуктами питания, расширению ассортимента детской мебели, игрушек и пособий. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР указывается на наличие существенных недостатков в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста, главным из которых является отсутствие единой последовательной системы воспитания детей в яслях и детских садах. Основные задачи и принципы воспитания детей преддошкольного и дошкольного возраста в этих учреждениях разрешаются в единстве. Однако до указанного постановления эти единые задачи решались фактически двумя ведомствами: Министерством здравоохранения, в ведении которого находятся ясли — учреж-
1XXсъезд КПСС. Стенографический отчет, Госполитиздат, 1956, стр. 83. - Материалы внеочередного XXI съезда КПСС, Госполитиздат, 1959, стр. 242. 9 дения для воспитания детей до трех лет, и Министерством просвещения, в ведении которого находятся детские сады — учреждения для воспитания детей от трех до семи лет. Программно-методические указания разрабатывались двумя ведомствами, что создавало трудности в организации единой линии воспитания детей от рождения до школы. Преддошкольная и дошкольная педагогика развивались в отрыве друг от друга. В основных программных документах для практических работников («Руководство по воспитанию детей в яслях и домах ребенка» и «Руководство для воспитателя детского сада») было еще много несогласованного: расхождение в режиме, в требованиях к уровню культурно-гигиенических навыков детей, к самостоятельности детей и др. В целях преодоления существующего разрыва и осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего обучения в школе, указанное постановление поручило советам министров союзных и автономных республик объединить два типа детских учреждений — ясли и детский сад в единое дошкольное учреждение «ясли-сад», сосредоточив педагогическое руководство объединенными учреждениями в министерствах просвещения. Постановление предусматривает создание единой, последовательно усложняющейся программы воспитания детей преддошкольного и дошкольного возраста. «Ясли - сад» имеют большие преимущества: они экономически выгоднее и создают большие возможности для улучшения воспитания и медицинского обслуживания детей. Воспитание детей от двух месяцев до семи лет поручается одному педагогическому коллективу. В первых двух младших группах (до двух лет) уход и воспитание детей осуществляют сестры-воспитательницы со специальным образованием; в остальных группах (от двух до семи лет) детей воспитывают специалисты, окончившие дошкольное педагогическое училище. Они принимают детей из ясельной группы и на протяжении пяти лет до передачи детей в школу руководят их воспитанием. Большое значение для улучшения воспитания детей будет иметь единая программа воспитания ребенка от рождения до поступления в школу, разработанная Академией педагогических наук РСФСР совместно с Академией медицинских наук СССР на основе теоретических исследований и передового опыта. Руководство всей работой (в том числе и воспитанием детей от двух месяцев до трех лет) поручается лицу со специальным педагогическим образованием и стажем работы с детьми. Наличие единых программ и единого руководства создает возможность осуществлять единые требования в воспитании детей на протяжении всех семи лет их пребывания в детском учреждении «ясли - сад». Значительно возрастает роль врача в этих учреждениях. В течение семи лет врач - педиатор осуществляет сис- 10 тематическое наблюдение за состоянием здоровья и физического развития каждого ребенка, организует все лечебно-профилактическое обслуживание детей. Благотворно влияет на детей и их пребывание в течение дошкольного возраста в одном воспитательном учреждении. «Ясли -сад» облегчают заботу о детях матерям, имеющим несколько детей дошкольного возраста. Теперь они будут связаны с одним учреждением, с одним коллективом воспитателей. Значительно расширяется возможность ведения педагогической пропаганды среди родителей. Совместное с родителями воспитание детей на протяжении семи лет дает возможность коллективу детского учреждения организовать педагогическую пропаганду, добиться единства в методах воспитания детей в саду и семье и тем самым повысить эффективность воспитания. Неустанная забота в нашей стране о детях нашла отражение в документах XXII съезда КПСС. В новой Программе Коммунистической партии Советского Союза начертаны широкие перспективы развития общественного дошкольного воспитания: «Обеспечить счастливое детство каждому ребенку — одна из наиболее важных и благородных задач строительства коммунистического общества. Дальнейшее широкое развертывание сети детских учреждений создаст условия для того, чтобы все большее число семей, а во втором десятилетии — каждая семья имела бы возможность по желанию бесплатно содержать детей и подростков в детских учреждениях. Партия считает необходимым сделать все возможное, чтобы уже в ближайшие годы полностью удовлетворить потребности в дошкольных учреждениях»1.
1Материалы XXII съезда КПСС, Госполитиздаг, 1961, стр. 394.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 134. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |