Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общественное дошкольное воспитание в СССР




ДОШКОЛЬНАЯ

 ПЕДАГОГИКА

__________________________________________

 

Под редакцией А.В. СУРОВЦЕВОЙ

 

 

 

________________

 

Государственное учебно – педагогическое издательство

МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ PCФСР

МОСКВА-1962

 

Настоящая книга подготовлена в основном на материале лекций прочитанных преподавателями кафедры дошкольной педагогики Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина. В написании книги принимали участие сотрудники Центрального институтаусовершенствования врачей и Московского городского дошкольного методического кабинета.

 

Глава I «Общественное дошкольное воспитание в СССР»  и глава IVвоспитатель детского сада» написаны кандидатом педагогических наук Е.У.Демуравой;

 

Глава II «Предмет и методы дошкольной педагогики» и глава VIII «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста» — кандидатом педа­гогических наук Ф. С. Левин-Шириной;

 

Глава III «Задачи коммунистического воспитания детей дошкольного воз­раста» и глава XI «Игры детей дошкольного возраста» — кандидатом педаго­гических наук Д. В. Менджерицкой;

 

Глава V «Особенности развития и воспитания детей раннего возраста» — кандидатами медицинских наук Н. М. Аксариной и Н. Ф. Ладыгиной;

 

Глава VI «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» —Е. Г. Леви-Гориневской,Е.В. Русаковой и С.Я.Файнштейн;

 

Глава VII «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» — кан­дидатами педагогических наук А. В. Суровцевой и М. М. Кониной;

 

Глава IX «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» — М. А. Па­новой;

 

Глава X «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» — док­тором педагогических наук Е. А. Флефиной и кандидатом педагогических на­ук В.Б. Косминской.

 

Глава XII «Обучение в детском саду» — кандидатом педагогических наук А.В. Суровцевой;

 

Глава XIII «Детский сад и школа» — кандидатом педагогических наук Ф.Н. Блехер;

 

Глава XIV «Работа дошкольных учреждений с семьей» — кандидатом пе­дагогических наук Э.Я.Залкинд.

Оглавление

ГлаваI.Общественное дошкольное воспитание в СССР ………………………………….……...3

ГлаваII.Предмет и методы дошкольной педагогики ……………………………………...…….12

ГлаваIII. Задачи коммунистического воспитания детей в первыесемь лет жизни…… ……………………………………………………………………………….…………….34

ГлаваIV. Воспитатель детского сада……………………………………………………………….46

ГлаваV.Особенности развития и воспитания детей раннего воз­раста ………………...…...…54

ГлаваVI.Физическое воспитание детей дошкольного возраста …………………………..…..113

ГлаваVII.Умственное воспитание детей дошкольного возраста …………………………….145

ГлаваVIII.Нравственное воспитание детей дошкольного возраста ……….………………....164

ГлаваIX.Трудовое воспитание детей дошкольного возраста ……………………………..…...212

ГлаваX.Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста …………………………....…238

ГлаваXI.Игры детей дошкольного возраста............. ………………...………………………… .258

ГлаваXII.Обучение в детском саду…………………………………………………………….312

ГлаваXIII.Детский сад и школа……………………………………………..…………………..328

ГлаваXIV.Работа дошкольных учреждений с семьей…………………………………………352

 

 

ГЛАВА I

 

Общественное дошкольное воспитание в СССР

… … … В декабре 1917 года в составе Народного комиссариата соци­ального обеспечения организуется отдел охраны материнства и младенчества, которому поручается забота о здоровье и воспита­нии детей от рождения до трех лет, создание для них детских учреждений, а также охрана здоровья и труда женщин. Немно­гим раньше, в ноябре 1917 года, Совет Народных Комиссаров издал декрет об организации Государственной комиссии по про­свещению, в котором были намечены основные отделы по народ­ному просвещению. Дошкольное дело было выделено в самостоя­тельный отдел. Этим декретом Советская власть включила до­школьное воспитание в единую систему народного образования. С этого дня заботу о дошкольном воспитании взяло на себя Со­ветское государство.

В ноябре же 1917 года Наркомпросом была опубликована первая декларация по дошкольному воспитанию. В ней указы­валось, что общественное воспитание детей должно начинаться с раннего возраста, с первых ступеней развития ребенка, что оно должно быть бесплатным и неразрывно связанным со школой. Этот принцип связи детского сада со школой подчеркивается и в «Положении о единой трудовой школе» (октябрь 1918 г.). «Это значит, что школа должна быть единой. Это значит, что вся сис­тема нормальных школ от детского сада до университета пред­ставляет собой одну школу, одну непрерывную лестницу».

В июне 1918 года декретом Совета Народных Комиссаров за подписью В. И.Ленина все учреждения дошкольного воспита­ния — казенные, общественные и частные — были переданы в ведение Народного комиссариата просвещения.

В марте 1919 года VIII съезд партии в принятой им програм­ме партии четко определил классовый характер школы и наме­тил ближайшие задачи школы и дошкольного воспитания. В программе указывалось, что ближайшей задачей школы являет­ся «проведение бесплатного и обязательного общественного и политехнического (знакомящего в теории и на практике со все­ми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет», а в области дошкольного воспита­ния предусматривалось «создание сети дошкольных учрежде­ний: яслей, садов, очагов и т. п. — в целях улучшения обществен­ного воспитания и раскрепощения женщины».

Таким образом, в программе партии дошкольное воспитание рассматривалось как первое звено в системе коммунистического воспитания детей и тем самым предусматривалась необходи­мость связи общественного дошкольного воспитания со школой.

Так, с первых дней своего существования молодое Советское государство претворило в действительность то, что являлось меч­той лучших представителей человечества — организовало обще­ственное дошкольное воспитание. Государство взяло на- себя за­боту о жизни, здоровье и воспитании детей, включило дошколь­ное воспитание в общую систему народного образования.

5

 

Качественно новыми стали задачи и содержание дошкольно­го воспитания в Советской республике по сравнению с дошколь­ным воспитанием в царской России.

Цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста были определены в единстве с целями и задачами коммунистического воспитания подрастающего поколения.

В детских учреждениях обеспечивается равное воспитание де­тей всех сословий и национальностей; воспитание стало вестись на родном языке, в духе коллективизма, дружбы и уважения к труду.

Развитие дошкольного общественного воспитания в СССР от­ражает неустанную заботу советского народа о подрастающем поколении.

В первые годы Советской власти, несмотря на большие эконо­мические трудности, создается широкая сеть дошкольных учреж­дений для воспитания детей. Государство безотказно субсидиру­ет все вновь открываемые дошкольные учреждения.

Ясли и детские сады организуются на фабриках, заводах и других государственных учреждениях; создаются в деревнях и селах.

Забота о детях, оставшихся без родителей, поручается вос­питателям детских домов.

Особое внимание уделялось детским учреждениям, организо­ванным в национальных областях и краях республики, где жен­щины при царизме были еще более угнетены и забиты, чем в центральной части России. В этих областях и краях в первые го­ды организации детских учреждений значительная часть жен­щин не хотела отдавать детей в |ады и ясли, не понимая их зна­чения. Но в результате широкой пропаганды общественного до­школьного воспитания очень скоро большинство из них убеди­лись в (необходимости дошкольных учреждений.

В первые годы Советской власти дошкольные учреждения испытывали большие трудности — не хватало топлива, питания, одежды для детей. Декретом Совнаркома при Наркомпросе со­здается Совет защиты детей, занимавшийся обеспечением дет­ских садов и детских домов продуктами питания, топливом и одеждой. При ВЦИК была создана специальная комиссия по улучшению жизни детей. Партия назначила председателем этой комиссии одного из лучших своих сынов — народного комиссара внутренних дел Ф. Э. Дзержинского, отдавшего много сил и люб­ви детям трудящихся.

Государством организуются различные типы дошкольных уч­реждений, обеспечивающие заботу о детях и создающие возмож­ность широкого участия женщин в государственной и обществен­ной жизни.

В годы массового кооперирования крестьянских хозяйств в связи с вовлечением работниц и крестьянок в партийное, коопе­ративное и профсоюзное строительство создаются дошкольные

 

 

6

учреждения продленного дня, вечерние группы для детей при клубах, которые дали возможность матерям учиться. Одновре­менно значительно увеличивается сеть детских учреждений в де­ревнях и селах.

Н. К. Крупская придавала большое значение детскому саду в деревне как «рассаднику культуры», как одному из средств со­здания в ней нового быта. Деревенский детский сад, по мнению Н. К. Крупской, дает возможность найти живой провод от лич­ных интересов крестьянки к общественным. В селах и деревнях была организована целая сеть дошкольных учреждений: яслей, площадок, детских садов. Помимо работы с детьми, дошкольные работники вели пропаганду общественного дошкольного воспи­тания на селе, устанавливали связь со всеми общественными ор­ганизациями деревни, включались в политико-воспитательную работу, проводимую партией в деревне.

Годы индустриализации и первых пятилеток выдвинули мно­гих советских женщин в ряды руководящих работников на веду­щих участках социалистического строительства.

Государство усиливает помощь матерям в воспитании детей.' В городах развертывается массовое строительство дошкольных учреждений по типовым проектам, в сельской местности создает­ся сеть постоянно действующих детских яслей и садов.

В связи с переходом предприятий на работу в несколько смен организуются круглосуточные группы. Детские учреждения берутна себя заботу о детях в течение 6 дней в неделю, давая возмож­ность матерям работать, учиться и участвовать в общественной жизни.

Одновременно с укреплением материальной базы детских уч­реждений повышалось и качество воспитательной работы в них.

Решающее значение в этом имели постановления ЦК ВКП (б) о начальной школе (1931—1934) и особенно постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», опубликованное в июле 1936 года. Это постановление помогло вскрыть ошибки в теории и практике дошкольного вос­питания, критически пересмотреть содержание и методы работы дошкольных учреждений и повысить качество работы воспитате­лей с детьми.

В 1938 году Народный комиссариат просвещения на основе учета лучшего опыта работы и с привлечением широкого круга практиков разработал программно-методические указания «Ру­ководство для воспитателя детского сада». Одновременно был утвержден "новый «Устав детского сада», определивший задачи, структуру детского сада, порядок открытия детских учреждений н принципы комплектования детских садов.

В этот же период издаются новые методические пособия и книги по дошкольному воспитанию, выходит из печати первое учебное пособие по дошкольной педагогике для педагогических училищ. Все это повышало качество работы детских садов.

7

Особую заботу о детях проявило Советское государство в го­ды Великой Отечественной войны. Оно приняло все меры, чтобы сохранить жизнь и здоровье детей и обеспечить их правильное воспитание. Отделы здравоохранения и народного образования получили указания о безотказном приеме в детские учреждения всех нуждающихся детей. Количество детских яслей, садов и чис­ло детей в них в годы войны быстро возросло. Государство орга­низовало большую работу по эвакуации детей из прифронтовой полосы в глубокий тыл.

В соответствии с условиями военного времени создаются но­вые типы дошкольных учреждений. Детские комнаты при эва­копунктах предназначались для детей эвакуируемых семей. В них дети находили покой, заботу и ласку.

Для детей неэвакуируемых создавались комнаты в бомбоубе­жищах, укрывавших их во время вражеских налетов. В некото­рых бомбоубежищах работали детские сады.

В большом количестве создаются интернатные ясли и интер­натные детские сады. В них медицинские сестры и воспитатель­ницы брали всю заботу о детях на себя, заменяя матерей, рабо­тающих на предприятиях. При консультациях открывались ста­ционары для больных детей, отделения для матерей с новорож­денными, для детей с ослабленным здоровьем—санаторные пло­щадки и санаторные детские сады.

Ярким проявлением заботы партии и правительства о детях и матерях, об укреплении семьи является изданный 8 июля 1944 го­да Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ор­дена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». Ука­зом было предусмотрено также значительное увеличение сети до­школьных учреждений.

В послевоенные годы Коммунистическая партия Советского Союза неустанно заботится об общественном воспитании детей. Этому вопросу уделяется значительное место з работе съездов партии и Пленумов ЦК КПСС.

XXсъезд партии наметил увеличение мест в дошкольных учреждениях: в детских яслях — на 44%, в детских са­дах — на 45%.

Решения XXI съезда КПСС предусматривают увеличение чис­ла детей в дошкольных учреждениях в два раза, т. е. создание за семилетие столько детских учреждений, сколько их было со­здано за все годы Советской власти.

Партийные съезды, намечая расширение сети детских учреж­дений, выдвигали задачу улучшения воспитания детей.

На XX съезде КПСС Н.С. Хрущев говорил: «...Мы должны приступить к решению другой огромной воспитательной зада­чи — обеспечению всех детей ясельного и дошкольного возраста,

8

родители которых этого пожелают, воспитанием в государствен­ных яслях и садах. Для полного решения этой задачи понадобят­ся немалые сроки, но широкое начало этому делу мы должны по­ложить уже в текущем пятилетии. В строительстве и содержании яслей и детских садов в сельских местностях должны принять участие не только государственные органы, но и колхозы. Забо­та о детях, о их воспитании — всенародное дело» 1.

В документах XXI съезда КПСС записано: «Новые задачи, решаемые советским обществом, настоятельно выдвигают необ­ходимость дальнейшего повышения роли государства в воспитании детей, усиления помощи семье со стороны государства. Чем скорее мы охватим всех детей детскими яслями, садами, школа­ми-интернатами, тем скорее и успешнее решим задачу коммуни­стического воспитания подрастающего поколения»2.

Новым проявлением заботы о детях и трудящейся женщине является постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года «О мерах по дальнейшему развитию детских учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста».

Это постановление намечает план реализации решений XXI съезда Коммунистической партии Советского Союза по во­просам дошкольного воспитания. В нем содержится конкретный план развития дошкольных учреждений на каждый год семи­летия.

Постановление обязывает партийные, советские, комсомоль­ские, профсоюзные и другие общественные организации уде­лять постоянное внимание делу дальнейшего развития дошколь­ных учреждений и улучшение воспитания в них детей.

Большое внимание постановление уделяет созданию дошколь­ных учреждений в колхозах, вопросам обеспечения детских уч­реждений необходимым оборудованием, бесперебойным снабже­нием высококачественными продуктами питания, расширению ассортимента детской мебели, игрушек и пособий.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР ука­зывается на наличие существенных недостатков в воспитатель­ной работе с детьми дошкольного возраста, главным из которых является отсутствие единой последовательной системы воспита­ния детей в яслях и детских садах.

Основные задачи и принципы воспитания детей преддошкольного и дошкольного возраста в этих учреждениях разрешаются в единстве. Однако до указанного постановления эти единые за­дачи решались фактически двумя ведомствами: Министерством здравоохранения, в ведении которого находятся ясли — учреж-

 

1XXсъезд КПСС. Стенографический отчет, Госполитиздат, 1956, стр. 83. - Материалы внеочередного XXI съезда КПСС, Госполитиздат, 1959, стр. 242.

9

дения для воспитания детей до трех лет, и Министерством про­свещения, в ведении которого находятся детские сады — учрежде­ния для воспитания детей от трех до семи лет. Программно-мето­дические указания разрабатывались двумя ведомствами, что со­здавало трудности в организации единой линии воспитания детей от рождения до школы. Преддошкольная и дошкольная педаго­гика развивались в отрыве друг от друга.

В основных программных документах для практических ра­ботников («Руководство по воспитанию детей в яслях и домах ребенка» и «Руководство для воспитателя детского сада») было еще много несогласованного: расхождение в режиме, в требова­ниях к уровню культурно-гигиенических навыков детей, к само­стоятельности детей и др.

В целях преодоления существующего разрыва и осуществле­ния единой системы коммунистического воспитания детей до­школьного возраста, отвечающей задачам последующего обуче­ния в школе, указанное постановление поручило советам минист­ров союзных и автономных республик объединить два типа дет­ских учреждений — ясли и детский сад в единое дошкольное уч­реждение «ясли-сад», сосредоточив педагогическое руководство объединенными учреждениями в министерствах просвещения.

Постановление предусматривает создание единой, последова­тельно усложняющейся программы воспитания детей преддошкольного и дошкольного возраста.

«Ясли - сад» имеют большие преимущества: они экономически выгоднее и создают большие возможности для улучшения вос­питания и медицинского обслуживания детей.

Воспитание детей от двух месяцев до семи лет поручается одному педагогическому коллективу. В первых двух младших группах (до двух лет) уход и воспитание детей осуществляют сестры-воспитательницы со специальным образованием; в осталь­ных группах (от двух до семи лет) детей воспитывают специа­листы, окончившие дошкольное педагогическое училище. Они принимают детей из ясельной группы и на протяжении пяти лет до передачи детей в школу руководят их воспитанием. Большое значение для улучшения воспитания детей будет иметь единая программа воспитания ребенка от рождения до поступления в школу, разработанная Академией педагогических наук РСФСР совместно с Академией медицинских наук СССР на основе тео­ретических исследований и передового опыта.

Руководство всей работой (в том числе и воспитанием детей от двух месяцев до трех лет) поручается лицу со специальным педагогическим образованием и стажем работы с детьми.

Наличие единых программ и единого руководства создает воз­можность осуществлять единые требования в воспитании детей на протяжении всех семи лет их пребывания в детском учрежде­нии «ясли - сад». Значительно возрастает роль врача в этих уч­реждениях. В течение семи лет врач - педиатор осуществляет сис-

10

тематическое наблюдение за состоянием здоровья и физического развития каждого ребенка, организует все лечебно-профилакти­ческое обслуживание детей.

Благотворно влияет на детей и их пребывание в течение до­школьного возраста в одном воспитательном учреждении.

«Ясли -сад» облегчают заботу о детях матерям, имеющим не­сколько детей дошкольного возраста. Теперь они будут связаны с одним учреждением, с одним коллективом воспитателей.

Значительно расширяется возможность ведения педагогиче­ской пропаганды среди родителей. Совместное с родителями вос­питание детей на протяжении семи лет дает возможность кол­лективу детского учреждения организовать педагогическую про­паганду, добиться единства в методах воспитания детей в саду и семье и тем самым повысить эффективность воспитания.

Неустанная забота в нашей стране о детях нашла отражение в документах XXII съезда КПСС. В новой Программе Комму­нистической партии Советского Союза начертаны широкие пер­спективы развития общественного дошкольного воспитания: «Обеспечить счастливое детство каждому ребенку — одна из наиболее важных и благородных задач строительства комму­нистического общества. Дальнейшее широкое развертывание сети детских учреждений создаст условия для того, чтобы все большее число семей, а во втором десятилетии — каждая семья имела бы возможность по желанию бесплатно содержать детей и подростков в детских учреждениях. Партия считает необходи­мым сделать все возможное, чтобы уже в ближайшие годы пол­ностью удовлетворить потребности в дошкольных учреждениях»1.

 

1Материалы XXII съезда КПСС, Госполитиздаг, 1961, стр. 394.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 134.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...