Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Центральный банк РФ как надзорный орган страховых компаний
Актуальностью данной статьи является то ,что страховой надзор необходим для контроля деятельности страховых компаний, чтобы исключить мошенничество в сфере страховых услуг, отследить соблюдение страхового законодательства страховщиками, осуществлять лицензирование и аккредитацию профессиональных участников страхового рынка. Страховой надзор– одна из форм государственного регулирования деятельности страховых организаций, контроль за соблюдением законодательства в сфере страхования, в частности правил страхования, правомерности выдачи лицензиина осуществление страховой деятельности. Страховая деятельность всех стран мира находится под государственным надзором, в силу того что на современном этапе развития система страхования является очень значимой для экономико-социальной жизни всего общества. Люди хотят чувствовать защищенность, уверенность в завтрашнем дне, заключают договоры страхования жизни, здоровья, имущества, ответственности со страховыми компаниями. Страховые компании аккумулируют большие денежные фонды, распоряжаясь деньгами страхователей.[1] Чтобы отследить качество предоставляемых страховых услуг, надежность страховой компании, государство регулирует деятельность страховых организаций посредством страхового надзора. Государство заинтересовано в том, чтобы страховая деятельность развивалась. Это обусловлено двумя основными причинами: 1.Развитая страховая система способна обеспечивать важные народохозяйственные задачи: возмещать убытки граждан в случае чрезвычайных ситуаций, тем самым не опустошая бюджет государства, инвестировать временно свободные денежные средства страховых фондов в реальный сектор экономики, производственную сферу; 2.Граждане государства – страхователи, вкладывая свои деньги в страховые фонды посредством заключения договоров страхования, должны быть уверены в их надежности, нуждаются в защите государства от страхового мошенничества
Первый орган по страховому надзору появился еще в 1894 году– страховой комитет при министерстве внутренних дел. В 1925 году Президиумом ЦИК КПСС был утвержден новый надзорный орган – Госстрах, который впоследствии был переименован в Росстрахнадзор и просуществовал до 1996 года. В 1996 году надзорные функции передаются департаменту страхового надзора Минфина РФ. В 2004 году функции и полномочия по осуществлению страхового надзора в Российской Федерации были переданы Федеральной службе страхового надзора при Министерстве финансов. В 2011 году согласно указу «О мерах по совершенствованию госрегулирования в сфере финансового рынка РФ» ФССН была упразднена, а надзорные функции разделились между Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) и Банком России. В 2013 году произошла очередная реформа и надзорные функции получил департамент страхового рынка при ЦБ РФ. С 1 сентября 2013 года и по настоящий момент страховой надзор в Российской Федерации осуществляется департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ
Деятельность Банка России законодательно определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности, а теперь еще с 2013 года и федеральным законом «Об организации страхового дела в РФ». А это означает, что Банк России является на сегодняшний день не только контрольным органом на финансовом рынке, но и органом страхового надзора.[2] Банк России как орган страхового надзора осуществляет следующие функции: 1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела; 2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности; 3) выдачу в течение 30 дней разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями; 4) принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». 5) мониторинг деятельности субъектов страхового дела с применением финансовых показателей, характеризующих финансовое положение субъектов страхового дела и их устойчивость к внешним и внутренним факторам риска.[3] А также орган страхового надзора опубликовывает в определенном им печатном органе и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: 1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора; 2) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела; 3) акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности; 4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности; 5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела); 6) нормативные акты, принятые органом страхового надзора в соответствии с настоящим Законом и другими федеральными законами. Таким образом, в деятельности страхового надзора можно выделить три основных направления. Во-первых, Банк России принимает решения о выдаче субъектам страхового дела или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий. Это так называемый предварительный контроль - контроль допуска на рынок страховых услуг. Суть его заключается в том, чтобы проверить, насколько организация, которая решила заняться страховой деятельностью, соответствует требованиям, установленным Законом РФ «Об организации страхового дела». Во-вторых, в обязанности Банка России входит текущий надзор за деятельностью субъектов страхового дела - страховщиками, брокерами, агентами. Текущий надзор включает в себя контроль за тем, как субъекты страхового дела соблюдают страховое законодательство. Такой контроль, в частности, подразумевает проверки деятельности на местах. Эти проверки, по сути, аналогичны выездным налоговым проверкам, в ходе которых могут быть изъяты необходимые документы для установления их достоверности. Третье направление деятельности Банка России в страховом деле - оценке качества финансовых услуг, то есть финансовый контроль платежеспособности и финансовой устойчивости страховщиков на основании представляемой отчетности. Этот контроль заключается в том, чтобы на ранней стадии выявить возможные финансовые затруднения у страховой компании и потребовать от нее принятия мер, которые препятствовали бы ее банкротству. Страховой надзор – важный элемент государственного регулирования деятельности страховых организаций в РФ. Рынок страховых услуг нестатичен, он расширяется, появляются новые страховые продукты и услуги, фонды страховых компаний аккумулируют огромные средства страхователей. Очень важно искоренить мошенничество, коррупционную составляющую на рынке страховых услуг, чтобы государство могло гарантировать гражданам-страхователям надежность вложенных средств. Список использованных источников: 1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ 2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/ 3. http://legalacts.ru/doc/FZ-o-bankah-i-bankovskoj-dejatelnosti/ 4. http://strahovkunado.ru/insur/i-info/strahovoy-nadzor.html
Список использованных источников: 1. [1]http://strahovkunado.ru/insur/i-info/strahovoy-nadzor.html [2]http://www.szrf.ru/szrf/index.phtml?md=0
[3] http://legalacts.ru/doc/FZ-o-bankah-i-bankovskoj-dejatelnosti/
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 391. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |