Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ценности и ценностные ориентации современной российской молодежи как отражение состояния общества.




Бакетова Н. В., Мартынова Н.В.

 

Возрастная категория относительно обобщенного понятия молодежи в рамках социально-демографической группы, обладающей определенным социальным положением и имеющей свои специфические интересы  и ценности в России в целом определяется от 14-16 до 30 лет. В Российской Федерации на правовом уровне дано определение понятии молодежи, исходя из возрастного ценза и принадлежности к государству[1].

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29.11.2014г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», «...молодежь - граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет...». Закрепление на государственном правовом уровне положений развития молодежи, по сути одной из слабо социально-защищенных социальной группы населения, говорит о возрастающей значимости понимания того факта , что положение молодежи, ее видение, ее ценности определяют тенденции трансформации общества в том или ином направлении. В этой связи важно подчеркнуть, что отношение Российского общества к молодежи, положение и роль молодежи в обществе становятся лакмусовой бумажкой на его нынешнее состояние и способность быстро прогрессировать. Молодежь - своего рода социальный аккумулятор тех трансформаций, которые происходят в общественной жизни постепенно день за днем, год за годом, ускользая от внимания большинства граждан.[2]

Специфичность ценностей молодежи определяется прежде всего ее возрастным отличием и социальном положение в обществе. Как правило, это молодые люди, которые находятся в процессе обучения средних образовательных или высших образовательных учреждений, или специализированных учебных заведений, позволяющих освоить ту или иную рабочую профессию. В этом плане различие ценностей молодых людей находящихся на разном уровне социального положения, материального благополучия, получения должного воспитания будут значительно отличаться. Тем не менее существует общая единая система взглядов на выстраивание приоритетов в  обладании того или иного значимого объекта, как основного ресурса для достижения жизненного блага.

Ценности молодежи являются маркером развития общества на современном этапе и прогнозом для будущих тенденций общественных устоев, государственных задач и направлений. Молодые люди  в возрасте 18-30 лет находясь в первичной социализации  формируют свои базовые ценности, последние претерпевая незначительные корректировки в кризисных состояниях остаются значимыми на протяжении дальнейшей жизни. Некоторые авторы монографий относят такие ценности к базовым. «Базовыми считаются ценности составляющие основание ценностного сознания человека и подспудно влияющие на его поступки в различных областях жизни».[3]

Так или иначе, человек на протяжении всей своей жизни делает выбор. Выбор отдаваться полностью труду, поступаться с принципами ради карьеры, выбрать новые направления своей деятельности, быть законопослушным гражданином или отдаленной от социальных и политических проблем домохозяйкой, или добиваться «своего» «аморальными» способами. Как правило, делая выбор, человек берет за основу, а порой, сам того не подозревая, то, что он считает значимым и важным. То, что обосновывает  выбор индивида, считается не только важным, но и правильным, уместным, необходимым, и, конечно же, значимым. Это - то важное, которое было взято за основу когда-то и способно быть мотивирующей составляющей для того или иного выбора.

Занковский А.Н. считает это однажды принятым решением, которое определяет наше поведение в настоящем и становится основой ценностей. В свою очередь индивидуальные ценности личности формируются в процессе интериоризации социальных ценностей. «Они (ценности) закреплены жизненным опытом индивида и отграничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.[4]

 Тем не менее, по данным социологического опроса и различных исследований наблюдается общая тенденция к изменению тех или иных ценностей с продвижением молодых людей к тридцатилетнему возрасту. На первое место по мере взросления у человека выходят материальные блага, ниже оцениваются взаимоотношения со значимыми людьми, дружба, саморазвитие, творчество.  Самореализация саморазвитие, личностное совершенствование, хобби, интерес наиболее значимым оказывается для когорты молодых людей в возрасте до 22 лет.

 В своей работе Надежда Андреевна Хвыля-Олинтер — эксперт Центра Сулакшина, наглядно демонстрирует такое положение «Если из всех предложенных исследователями ценностей выбрать и сгруппировать схожие, а затем подсчитать среднее значение по группам, то становится очевидно, что ориентация на материальные ценности с увеличением числа прожитых лет усиливается, а установки на глубокие межличностные отношения, как и стремление к творчеству и работе над собой, остаются в прошлом. (см. Рисунок 1)

По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) - «С возрастом стремление к нематериальным ценностям уступает место желанию обладать материальными: доходом и связанной с ним стабильностью. Переход связан с выходом молодежи из-под родительской опеки и началом самостоятельной жизни", — говорится в исследовании».[5]

Рисунок 1

    Многие эксперты, в области исследований ценностных ориентаций констатируют существование «сквозных» ценностей, которые являются стержневой составляющей для всех принимаемых решений, обуславливающих систему взглядов на мир, систему принципов и создающих мотивационные установки. Сквозные ценности имею свое начало от культивирование индивида значимых для него объектов и явлений.

Значимость того или иного объекта как материального или духовного блага создает мировоззрение молодых людей, выражающееся в представлении о том что значит «хорошо» или «плохо».

Ценности - это представления людей о значимых вещах, то, чему приписывают большее значение, определенные предпочтения. Это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.[6]

Ценности и ценностные ориентации по сути представляют собой одно явление, но однако понятие «ценностные ориентации» предполагает обобщение ценностей по их стратегическому значению для индивида. Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.[7]

На формирование ценностей молодого человека оказывают в первую очередь его окружение, главным образом, родители, близкие люди, далее педагоги, а далее по мере возрастания значимости государственная и общественная идеология, социокультура в которой он живет.

Д. Леонтьев выделяет три взаимопереходящие формы существования ценностей: общественные идеалы, предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие её к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных ценностных идеалов. Упрощенно схема взаимопереходов между формами существования ценностей выглядит следующим образом: «общественные идеалы усваиваются личностью и начинают в качестве «моделей должного» побуждать ее активность, в процессе которой происходит предметное воплощение этих моделей; предметно воплощенные ценности в свою очередь становятся основой для формирования общественных идеалов и т.д. по бесконечной спирали».[8]

    Общественные идеалы как правило транслируются близким окружением подрастающего поколения, референтомной значимой для индивида малой группой. Здесь определяются модели должно общественно-признанного поведения, формируются ценности которые впоследствии становятся важной составляющей для установления мировоззренческих установок.

Молодые люди 18-29 летнего возраста - это дети детей 90-х годов. Ценности предыдущего поколения, воспитавшего современную молодежь в обозначенной возрастной категории, были подвергнуты серьёзным испытаниям в эпоху неустойчивого положения Российского общества в 90-е годы. Коллективисткое самосознание предшествующее 90-м годам, значимость твердой гражданской позиции, значимость моральных принципов, самоопределения себя как составляющей «ячейки общества» обесценилось. Так, по данным опроса проведенным коллективом социологов Афанасьева А.И., Тощенко Ж.Т. и других в 1987 году по ценностным ориентациям большинство респондентами отдавалось внимание личным качествам индивида, в том числе трудолюбию (65% - ответов респондентов) ответственности (56% - ответов респондентов, большим показателем в ценностях оказалось чувство долга). Опрос проведенный социологическим центром РАГС в 2003г., т.е. через 16 лет, на передний план выдвинулись такие ценности как «факторы владения и доступа к власти». Причем, как подметил Бойко, «обладание власти - это не только возможность обеспечить общественное влияние в обществе и получить общественное призвание, и нередко возможность увеличения доходов».[9]

Неустойчивое социально-политическое , экономическое положение России, породило в обществе массовую фрустрацию. Неверие в будущее. Поколение 70-80 х переживало «крах» всех идеалов и ценностей, на котором оно формировалось. Молодежь 90-х уже не имела возможностей следовать общепринятым лозунгам, верить в устоявшиеся идеалы, нравственно-ценностные ориентиры «канули» вместе с Советской эпохой. Общезначимые формы коллективистского самосознания, через которые проходили многие школьники и молодые люди, - такие как «пионерия» и «комсомол», перестали существовать и влиять на становление мировоззрения молодых людей. Молодые люди 90- х столкнулись, с обесцениванием тех принципов и ценностей, в рамках которых большинство воспитывалось. Такие понятие как «честность», «трудолюбие», «дружба», «саморазвитие» в новых реалиях потеряли смысл. По сути повсеместно происходило «выживание», в результате которого резко и четко обозначились страты людей по признаку количественного и качественного обладания теми или иными материальными благами.  Подрастая в условиях необходимости экономического и социального «выживания» по мере возрастания социально-экономической стабильности в России, формирования «неприкасаемого» нового общественного слоя бизнесменов, коммерциализационных и индивидуалистических тенденций, у современного молодого поколения формировались новые ценности.[10]

По данным многочисленных исследований,  молодое поколение на одну из первых позиций в системе ценностных ориентаций ставит  материальное благополучие. Для молодежи материальное благополучие в основном определяет стремление к комфорту и получению материальных благ как одной из высших ценностей, способной удовлетворить человеческие потребности. Ценности материального благополучия и комфорта оказались выше ценностей собственного здоровья и самочувствия. (Рисунок 2)[11]

Рисунок 2

 

Ценности материального благополучия как следствия общественно-политической ориентации общества сказались и на ценности отношений к другим людям. Такие духовные аспекты человеческих взаимоотношений как «дружба», «сопереживание», «взаимовыручка» утрачивают свою значимость, или в большей мере претерпевают изменения.

В этой связи можно отметить такой фактор, что согласно исследовательским опросам, по статистике среди интересов молодежи первое место отводится интернету. Большое количество времени молодые пользователи отдают нахождению в социальных сетях. (см. Таблица1) Фрустрация относительно социально-значимых взаимоотношений, например дружеских, привели к динамике проявления такого явления как одиночество. «При опросе 5 тыс. людей выяснилось, что одиночеством страдает 32% современной русской молодежи. Статистика одиночества показывает, что каждый восьмой не имеет близких друзей».[12]

Таблица 1[13]

Школьники % Учащиеся колледжей и техникумов % Студенты ВУЗов %
Сижу в интернете 66 Сижу в интернете 74 Сижу в интернете 79
Занимаюсь спортом 44 Общаюсь с друзьями 72 Общаюсь с друзьями 58
Общаюсь с друзьями 44 Читаю учебную литературу 52 Читаю учебную литературу 21
Смотрю телевизор 33 Смотрю телевизор 44 Смотрю телевизор 38
Хожу в кино 11 Читаю художественные книги, газеты, журналы 40 Читаю художественные книги, газеты, журналы 39
    Занимаюсь спортом 38 Занимаюсь спортом 32
    Хожу в театр, музеи 36 Хожу в театр, музеи 11
    Хожу в кино 36 Другое (без уточнения вариантов) 13

 

Все большая возрастающая толерантность к аморальным способам к завоеванию материальных благ , обращение внимания на концепцию, больше присущую западнической парадигме, «получения благ любой ценой», выдвинули в ценностные ориентиры «успешное потребление», «успешное выгодоприобретательство», «выгодные связи», «выгодное партнерство». Поколение которое выживало породило, возрастило и воспитало поколение с лозунгом «выживает сильнейший». В общественное самосознание пришла толерантность к корысти, взяточничеству, к успешному нарушению законов. Достаточно мощно и недвусмысленно пропагандируется в средствах массовой информации, в художественных фильмах, в идеологии правящих элит такие ценности как личный успех, который зачастую и в большей мере (но не всегда) имеет отношение не к честному труду, позволившему на хорошей карьере приобрести собственную значимость в обществе, получить материальные блага, а путем незаконных действий, выгодных сделок, хороших связей.   

    На этих моделях межличностного взаимодействия формировались ценности молодежи.

Так, в 2008 году Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) провел среди молодежи социологического исследования. Респондентам предлагалось выбрать пять наиболее значимых ценностей. По результатам исследования были ранжированы наиболее значимые ценности для молодежи. (см. Таблица 2)[14]

Таблица 2

Ранг Ценность Доля процентов респондентов
1 Семья 48%
2 Материальный достаток 38%
3 Карьера 27%
4 Саморазвитие 10%
5 Богатство 8%
6 Патриотизм 7%
7 Творчество 5%
8 Власть 4%
9 Престиж 3%
10 Общественное благо 2%

 

    Становление тех или иных ценностей определяют поведенческие мотиваторы, которые являются более значимыми и основными по сравнению с подспудными им. Бойков Владимир Эрихович – доктор философских наук в свое работе посвященной исследованиям ценностям российского общества «Ценности и ориентиры общественного сознания Россиян», изменение, корректировку ценностных ориентаций определяет как одну из форм социально-психологической адаптации людей в соответствии со стандартами новых взаимоотношений и вводит понятие «мимикрия».[15]

Ценностно-ориентированная мимикрия сказалась на становлении нового мышления.

Адаптация общества к новым жизненным реалиям, изменениям государственной направленности в сторону значимости внешнеэкономических и геополитических факторов, в условиях обесценивания среднего профессионального труда, формировались новые ценностные установки как общества в целом , так и в частности молодых людей.

Советская идеология долгое время культивировала в сознаниях людей положительное отношение к труду. В средствах массой информации, в учебных заведениях, в родительских разговорах часто можно было слышать о героях трудовиках. Ценились труженики, инженеры, хозяйственники. На производствах проводилось поощрение работников внесших значительный вклад в деятельность организации. Нередко от ребенка можно было услышать, который заявлял с гордостью, что его папа является героем социалистического труда и много лет трудился на предприятии (как правило – это заводы, колхозы, комбинаты, общепит). На смену герою-труженику пришли значимые люди шоу-профессий, такие как поп-звезды, шоумены, юмористы, и люди практической профессии астрологи, сексологи и т.п.

В этой связи достаточно неоднозначно формируются представления о труде как о способе достижения материальных и нематериальных благ. Из данных социологических исследований прослеживается отсутствие взаимосвязи между упорным трудом и получением материального благосостояния. Российская действительность на рынке труда такова, что существует значительная сфера рабочих мест, где не требуется высшее или специальное образование. Честность и трудолюбие уступили место менеджерским качествам хитрости, беспринципности, потребительства. Львиную долю на рынке труда занимает профессия «менеджер», предполагающая способность успешно продвинуть услуги или продать товар. Хорошее финансовое благополучие определяется миром имущих, как правило по праву рождения или по качествам умения выстроить выгоду, коммуникативным качествам, стрессоустойчивости. Так, успешный менеджер автомобильного салона способен заработать относительно большие финансы, нежели педагог или инженер на производстве за один и тот же промежуток времени.

Наблюдается продолжение нечестного отношения к молодому поколению работодателей, в частности в сфере общепита, розничной продажи, на мелких производственных предприятиях. Обман, невыплаты положенных зарплат современную молодежь делает наиболее уязвимой социальной прослойкой.

В этой связи занятость молодежи в той или иной экономической деятельности в зависимости от создания государством условий для воспитания предпринимательской активности значительно повлияет на появление в России смены старших менеджеров, воспитания людей способных управлять производствами, большими корпорациями, строить свое предпринимательское дело  или быть менеджерами среднего и низшего звена, зачастую работая на иностранные корпорации.

Как отмечает В. Шпрангер «Неблагоприятным фактором в структуре ценностей у современной молодежи является отсутствие четкой связи между деньгами и работой. Если эта связь в советское время была, хоть и ослабленная из-за так называемой «уравниловки», то сейчас она совсем потеряна. Ибо одни наживают быстрые огромные деньги путем различных манипуляций и авантюр, а другие, корпя (иногда даже на двух-трех работах) получают неадекватно мизерную зарплату».[16]

Тем не менее, традиционно остаются рабочие места, которые способны продвинуть по карьерной лестнице, получить желаемое благосостояние, престиж, финансовое благополучие, требующие специального качественного образования.  Образование в современной России претерпело так же немало преобразований. Платность качественного образования, сокращение социокультурных и гуманитарных институтов, невысокое качество или повышенная платность специализированных профессиональных учебных заведений,  недоступность образования порождают достаточно массивную прослойку молодежи, не способной к самореализации, большей склонной к асоциальному мышлению и девиантному поведению. Однако прерогативы на «хорошую работу», «хорошую зарплату» остаются за социально и материально обеспеченной молодежью. Как отмечают общественные деятели Центра научной политической мысли и идеологии авторы научного трудов по исследованию молодежных тенденций , экспертная оценка отражает растущее расслоение в российском обществе, в ходе которой формируется две страты молодых людей – «элита», имеющая доступ к качественному образованию и «простонародье», чей интеллектуальный уровень сильно контрастирует с уровнем первой группы. Часть молодежи представляется практически аполитичной, не имеющей четкой самостоятельной позиции в социальной и правовой сферах. Другая часть – активно отстаивающая собственные интересы». Из экспертной оценки авторы делают вывод о снижении нравственных ценностей в полтора раза по сравнению со значимостью нравственных ценностей молодежи 80-х годов.[17]

    Одним из важных показателей нравственных принципов, является национальное самосознание любовь к родине, способность пожертвовать собой ради родины. Отношение к патриотизму у молодежи неоднозначно. В виду внешнеполитических изменений и возрастания роли России на внешнеполитическом уровне, патриотизм российской молодежи растет. Но не с такими темпам, и которые позволили бы спрогнозировать появление устойчиво идеологической культуры молодежи как общественно-нравственного и социально-ориентированного устоя в обществе. В настоящее время в средствах массовой информации, в масштабных мероприятиях всероссийского уровня, в политических лозунгах достаточно настойчиво проявляются призывы к национальному самосознанию. Однако, по большей части такие декларирования, чаще носят характер «политических манипулирований». Тем не менее, в 2000 г. молодежь в возрастной категории от 18до 24 лет, заявляющая об отсутствие патриотических ценностей составляла 23%. В 2014 году таких молодых Россиян стало 9%. При этом уровень патриотизма у молодежи имеет низкий показатель по сравнению со старшим поколением. Значительно уменьшается но однако сохраняется тенденция молодежи «уехать за границу», особенно такой уровень подменного патриотизма высок среди молодых людей имеющих двойное гражданство.[18]

Молодежь, как уже отмечалось, является определяющим фактором развития России. Ценности молодежи определяют ее приоритетные направления, тенденции формирования общественного самосознания. В этом плане, казалось бы, прогноз является неутешительным. Однако динамика развития ценностных ориентаций молодежи в ходе социально- культурных, геополитических экономических изменений в стране по логическому принципу развития общественных строев будут изменяться.

Одной из важных и, несомненно значимым, остается показатель ценностной ориентации – семья. В объемной работе (труды) эксперты отмечают : «как выяснилось, в отношении ценностей российской молодежи следует говорить как о ценностном текущем релятивизме, так и о сохранении некоторых фундаментальных основ на которых базируется российская цивилизация. Российская молодежь по-прежнему оценивает фактор семьи, дома как очень важный – 82% в возрасте до 24 лет и 92% для молодежи категории 25-29 лет.[19]

По данным Росстата 2009 года в приоритетах - жизненных целей молодежи были следующие показатели в процентном отношении ответов респондентов:

· материальное благополучие -  88,5%;

· воспитать ребенка - 88,1%;

· собственное благоустроенное современное жилье – 82%;

· жить в зарегистрированном браке с супругом со своей семьей, - 72,2%;

· вырастить двоих детей – 64, 1%

· иметь успех, продвижение на работе 59%;

· иметь семейное собственное дело,  что бы работать только в нем – 43,8%;

· интересно проводить досуг – 43,7%;

· получить образование, постоянно улучшать квалификацию – 42,2%;

· много общаться с друзьями – 27,3%;

· иметь троих детей – 17,1%;

· быть свободной, независимой и делать то, что хочу только я – 14,9%.

Как видно из приведенных ответов респондентов, ценность семь, и ее значимых для российского общества таких аспектов, как узаконивание отношений супругов, признание их официальными, возможность иметь и воспитывать детей имеет иерархическое превосходство в ценностных системах молодежи.

Авторами монографии Исследование и анализ соотношения материального и духовного в ценностной иерархии современной российской молодёжи Котляровой В. В., Макушенко С. А., Родионовой В. И. феврале 2017 года было проведено собственное исследование с целью определения и последующего социологического анализа ценностных ориентаций молодых людей. Авторы выявляли изменение ценностных ориентаций молодежи 2008 года и 2017 года относительно соотношения материальных и духовных ценностей в иерархии ценностных установок. В основу понятия ценности были положены объекты значимых желаний и устремлений личности. Ценностные ориентации молодёжи представлялись в  оценочном отношении молодёжи к совокупности материальных и духовных благ, выраженных в целях, стремлениях и интересах молодых людей.  Авторы ввели понятие «ценностная система»  в представлении иерархизированной (ранжированной) совокупносте ценностей и ценностных ориентаций.

Результат авторы представили в виде таблицы - ранжирование ценностей современной российской молодёжи. (см. Таблица 3)[20]

 Таблица 3

Ранг Ценность Доля процентов респондентов
1 Семья 85%
2 Творчество 73%
3 Саморазвитие 73%
4 Материальный достаток 43%
5 Богатство 30%
6 Общественное благо 20%
7 Патриотизм 15%
8 Власть 8%
9 Карьера 5%
10 Престиж 3%


Анализ результатов исследования приведённый авторами дал возможность подтвердить предполагаемую гипотезу исследования о положительной динамике изменений ценностных ориентации современной молодежи в сторону «духовного компонента» , в иерархии таких ценностей как важность семьи, творчества и саморазвития.

    Возможны опросы других исследовательских сообществ покажут другие результаты. Однако семейные отношения, создание семьи, воспитание детей остается важной ценностной ориентацией в иерархии ценностей у молодых людей. Во многом это обуславливается кризисным состоянием общества и государства в целом. Как отмечает Кириллова М.В. в своей монографии «Ценности молодежи в современной России» «В ситуациях социальных преобразований, когда разрушаются многие виды и формы социальных отношений, семья неожиданно начинает быть особо привлекательным местом - островком спокойствия, отдыха, личностной цельности, поэтому ценность ее может возрастать. Этому парадоксально способствуют даже экономические трудности - необходимость выживания консолидирует усилия в семье».[21]

    Характерным остается преемственность поколенческих ценностей создания прочной семьи и воспитание успешных, честных, трудолюбивых и с достаточной самооценкой детей. Здесь можно уже прогнозировать, что следующее подрастающее поколение, которые станет именоваться «молодежью» ждет большой скачок в плане х духовных ценностей и их благополучного развития, как и российского общества в целом.

 

Список литературы:

 

1. Большая психологическая энциклопедия. URL https://psychology.academic.ru/ 5, - С. 23;

2. Занковский А.Н., Психология деловых отношений. URL https://psyera.ru/socialnye-cennosti-i-ustanovki-1742.htm;

3. Кириллова М.В. в своей монографии «Ценности молодежи в современной России» https://rae.ru/forum2012/181/56;

4. Котлярова В. В., Макушенко С. А., Родионова В. И. Исследование и анализ соотношения материального и духовного в ценностной иерархии; современной российской молодёжи // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 408-411. — URL https://moluch.ru/archive/145/40648/ (дата обращения: 19.02.2018);

5. Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование). URL: http://multi-kultura.ru/kultura-razgovora/mysl01_09.html;

6. Матвиенко М. А., Егушев К. Е., Пименов Н. О., Файрузов Р. Р. Ценности современной молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1523-1525. — URL https://moluch.ru/archive/90/18759/ (дата обращения: 19.02.2018).

7. Россия сегодня. URL https://ria.ru/society/20170522/1494809514.html;

8. Словарь финансовых и юридических терминов. http://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/molodezh/;

9. Статистика молодежи. URL http://vawilon.ru/statistika-molodezhi/;

10. Сулакшин С.С., Хвыля-Олинтер Н.А., Кравченко Л.И. Динамика портрета современной молодежи. Труды Центра научной политической мысли и идеологии. Вып. № 21, июнь 2016г. М.: Наука и политика, 2016. – С.6 URL http://rusrand.ru/files/16/09/26/160926024436_Trud_centr_21.pdf;

11. Тесленко А.Н. Молодежь как фактор устойчивого развития/ Вебер Э.И. Ценностные ориентиры современной молодежи России. URL https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientiry-sovremennoy-molodezhi-rossii;

12. Федорова И.Н. Базовые ценности современной молодежи. URL http://mirznanii.com/a/213436/bazovye-tsennosti-sovremennoy-molodezhi.

 

                                                                                                     


[1]  Словарь финансовых и юридических терминов. http://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/molodezh/

[2] Тесленко А.Н. Молодежь как фактор устойчивого развития/ Вебер Э.И. Ценностные ориентиры современной молодежи России https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientiry-sovremennoy-molodezhi-rossii)

 

[3] Федорова И.Н. Базовые ценности современной молодежи. http://mirznanii.com/a/213436/bazovye-tsennosti-sovremennoy-molodezhi

[4] Занковский А.Н., Психология деловых отношений. https://psyera.ru/socialnye-cennosti-i-ustanovki-1742.htm.

[5] Россия сегодня. https://ria.ru/society/20170522/1494809514.html.

[6] Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование). URL: http://multi-kultura.ru/kultura-razgovora/mysl01_09.html

[7] Большая психологическая энциклопедия https://psychology.academic.ru/ 5, - С. 23.

[8]  Занковский А.Н., Психология деловых отношений https://psyera.ru/socialnye-cennosti-i-ustanovki-1742.htm.

[9] Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян. http://ecsocman.hse.ru/data/852/838/1219/006.BOIKOV.pdf

[10] Котлярова В. В., Макушенко С. А., Родионова В. И. Исследование и анализ соотношения материального и духовного в ценностной иерархии современной российской молодёжи // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 408-411. — URL https://moluch.ru/archive/145/40648/ (дата обращения: 19.02.2018).

[11] Захаренко (Хвыля-Олинтер) Н. А. Ценности молодежи: что должно насторожить. URL http://rusrand.ru/analytics/cennosti-molodeji-chto-doljno-nastorojit

 

[12] СТАТИСТИКА МОЛОДЕЖИ URL http://vawilon.ru/statistika-molodezhi/;

[13] СТАТИСТИКА МОЛОДЕЖИ URL http://vawilon.ru/statistika-molodezhi/;

[14] Котлярова В. В., Макушенко С. А., Родионова В. И. Исследование и анализ соотношения материального и духовного в ценностной иерархии современной российской молодёжи // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 408-411. — URL https://moluch.ru/archive/145/40648/ (дата обращения: 19.02.2018)

[15] Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян.- С. 47. URL http://ecsocman.hse.ru/data/852/838/1219/006.BOIKOV.pdf

 

[16] Матвиенко М. А., Егушев К. Е., Пименов Н. О., Файрузов Р. Р. Ценности современной молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1523-1525. — URL https://moluch.ru/archive/90/18759/ (дата обращения: 19.02.2018).

[17] Сулакшин С.С., Хвыля-Олинтер Н.А., Кравченко Л.И. Динамика портрета современной молодежи. Труды Центра научной политической мысли и идеологии. Вып. № 21, июнь 2016г. М.: Наука и политика, 2016. – С.24 URL http://rusrand.ru/files/16/09/26/160926024436_Trud_centr_21.pdf

[18] Сулакшин С.С., Хвыля-Олинтер Н.А., Кравченко Л.И. Динамика портрета современной молодежи. Труды Центра научной политической мысли и идеологии. Вып. № 21, июнь 2016г. М.: Наука и политика, 2016. – С.24 URL http://rusrand.ru/files/16/09/26/160926024436_Trud_centr_21.pdf

[19] Сулакшин С.С., Хвыля-Олинтер Н.А., Кравченко Л.И. Динамика потрета современной молодежи. Труды Центра научной политической мысли и идеологии. Вып. № 21, июнь 2016г. М.: Наука и политика, 2016. – С.6 URL http://rusrand.ru/files/16/09/26/160926024436_Trud_centr_21.pdf

[20] Котлярова В. В., Макушенко С. А., Родионова В. И. Исследование и анализ соотношения материального и духовного в ценностной иерархии современной российской молодёжи // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 408-411. — URL https://moluch.ru/archive/145/40648/ (дата обращения: 19.02.2018).

[21] Кириллова М.В. в своей монографии «Ценности молодежи в современной России» URL https://rae.ru/forum2012/181/56










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...