Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Термины, определения, понятия, разные века




Бояре – высший слой феодального общества в Русском государстве X–XVII вв. Бояре занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении. В X–XII вв. бояре разделялись на 2 слоя: княжеских – княжих «мужей» («огнищане») и так называемых земских («старцы градские»), потомков родоплеменной знати.
 В период раздробленности (XII–XV вв.) с ослаблением княжеской власти усилилась экономическая мощь бояр, возросло их политическое влияние, стремление к самостоятельности. Усиление великокняжеской власти со второй половины XIV в. привело к появлению бояр «путных», которые управляли отдельными территориями в княжеском хозяйстве, отдававшимися им в кормление. Постепенно имущественные и политические права бояр ограничивались, происходили изменения в социальном составе боярства (расслоение на «старых» и «молодых», проникновение в ряды боярства представителей других слоёв населения, например купеческой верхушки). Особенно сильный удар боярской аристократии нанесла опричнина Ивана IV.
 В XVII в. состав боярства сильно изменился. Происходило стирание различий между боярами и дворянами, чему способствовала тенденция к слиянию поместного и вотчинного землевладений, юридически оформленная в 1714 г.
Боярская дума – высший совет при князе (с 1547 г. – при царе) в Русском государстве X – начала XVIII в., аналогичный государственному совету при королях в странах Западной Европы. Состояла из представителей феодальной аристократии; её деятельность носила законосовещательный характер.
 В IX–XI вв. боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжими «мужами», «думцами») и «старцами градскими» (земскими боярами, потомками местной родоплеменной знати); иногда на них присутствовали представители духовенства (митрополит и др.). Она не имела постоянного состава, созывалась по мере надобности. Боярская дума участвовала в обсуждении вопросов законодательства, внешней политики, внутреннего государственного устройства, религии и т. д.
 В период феодальной раздробленности боярская дума являлась феодальной курией (советом феодалов) сеньора – великого князя с его вассалами, обладающими определённой политической силой. С образованием в конце XV в. централизованного государства боярская дума превратилась в постоянный совещательный орган при московском великом князе (царе). В неё входили «думные» чины – бояре и окольничие, с начала XVI в. – «дети боярские, которые в Думе живут» («думные дворяне»), несколько позже – «думные дьяки». Позиции удельной княжеско-боярской аристократии были значительно ослаблены при Иване IV Грозном реформами 1550-х гг. и опричниной.
 Боярская дума обсуждала все вопросы обычно вместе с великим князем (царём). Решение в таких случаях начиналось формулой: «царь указал и бояре приговорили».
 Ликвидирована при Петре I в 1711 г.
Вервь – название общины в Древней Руси.
Вече (от «вещать» – говорить) – народное собрание в Древней и Средневековой Руси для обсуждения и решения важных общих дел. Возникло из племенных собраний славян.
 В летописи впервые упоминается о Белгороде в 997 г. ВZедению веча подлежали вопросы войны и мира, призвания и изгнания князей, выборы и смещение представителей власти (посадников, тысяцких и др., а в Новгороде также архиепископа), заключение договоров с другими землями и княжествами, наделение землёй и привилегиями, принятие законов (напр., Новгородская и Псковская судные грамоты). Судебные и административные вопросы, как правило, не входили в компетенцию веча.
 В Северо-Восточной Руси вечевые учреждения были ликвидированы к концу XIV в. Дольше всего вечевой строй сохранялся в Новгородской и Псковской феодальных республиках. С присоединением к Москве Новгорода (1478 г.) и Пскова (1510 г.) вече в этих городах было упразднено.
Вира – в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. По «Русской Правде», за убийство простого свободного человека платилось 40 гривен, за убийство представителей княжеской администрации (огнищанина, тиуна) – 80. Полувирье (20 гривен) взималось за тяжёлые увечья. Когда убийца не был известен, община-вервь, на территории которой находили убитого, платила «дикую» виру.
Воевода – славянский термин, обозначавший военачальника, правителя. В качестве начальника княжеской дружины или предводителя народного ополчения воеводы упоминаются в русских летописях с X в.
Военная демократия – форма общественных отношений, сложившаяся у восточных славян в VII–VIII вв., для которой характерны: а) особая роль народного собрания (племенного схода) как высшего органа власти; б) участие всех мужчин племенного союза в решении важнейших вопросов жизни племени; в) всеобщее вооружение населения.
Волхвы – древне-русское название жрецов, служителей языческого религиозного культа. Волхвам приписывалось влияние на силы природы, лечение болезней, предсказание будущего. Впервые упоминаются в летописи в 912 г. в связи с сообщением о предсказании ими смерти кн. Олегу. В XI в. происходили восстания крестьян и горожан в Суздале (1024 г.), Киеве (1068 г.), Белоозере и др., во главе которых стояли волхвы, использовавшие их для борьбы с христианской религией. С распространением христианства на Руси язычество и волхвы подверглись гонениям со стороны государства. Так, в 1227 г. в Новгороде были публично сожжены 4 волхва.
Вотчина – вид феодальной земельной собственности в России. Наследственное семейное или корпоративное землевладение. Владелец вотчины мог передавать её по наследству, продавать, закладывать и т.п. Термин «вотчина» происходит от слова «отчина», т. е. отцовская собственность. В Киевской Руси в IX–X вв. уже существовали феодальные вотчины князей и бояр.
 В XI–XV вв. вотчина стала преобладающей формой феодального землевладения. Вотчинами владели в основном бояре, «вольные слуги», а также монастыри, церкви, высшее духовенство. Указ Петра I от 23 марта 1714 г. «О единонаследии» юридически оформил окончательное слияние вотчины и поместья в недвижимое имущество.
Дворянство – юридически оформленная в качестве господствующего сословия часть феодального общества, обладающая определёнными, передаваемыми по наследству привилегиями.
 В Древней Руси XII–XIII вв. дворянство возникло как низшая прослойка военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина. В отличие от зависимых слуг, занятых в хозяйстве князя или вотчинника, дворяне назывались «вольными слугами». С XIV в. князь и вотчинники «жалуют» дворянам за службу землю (так появляются поместья). В период объединения русских земель дворянство становится важнейшей социальной опорой великокняжеской власти. С середины XVI в. роль дворянства усиливается. Оформлялись его политические права.
 Дворянское сословие в России было ликвидировано декретом ЦИК и СНК РСФСР «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 11(24) ноября 1917 г.
Дружина – отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, а затем князя; военная организация, характерная для строя военной демократии, для периода разложения родового строя и зарождения феодальных отношений. Вождь (князь) и дружина были связаны взаимными обязательствами. Дружина должна была защищать вождя (князя), последний – содержать дружину. Дружинники, обогащаясь за счёт военной добычи, постепенно превращались в военно-аристократическую верхушку племени. Свои дружины в Древней Руси имел не только киевский князь, но и его наместники.
Закупы – категория зависимого населения Древней Руси. По «Русской Правде», закупы получали от феодала орудия производства и обязаны были работать на его полях, но имели и своё хозяйство. Расплатившись с господином за ссуду («купу»), закуп мог стать свободным. В отличие от полного холопа, закупа нельзя было убить. Закупы могли уходить от феодала для поисков денег, а также обращаться в суд с жалобами на господина. В случае побега закуп мог быть превращён в раба.
Изгои (от «гоить» – жить) – на Руси XI–XII вв. люди, вышедшие («выжитые») в силу каких-либо обстоятельств из своего обычного общественного положения. Изгои упоминаются в «Русской Правде». Большинство изгоев происходило, видимо, из крестьян, порвавших связь с общиной, и из выкупившихся или отпущенных на свободу холопов.
Лествичное право – от слова «лествица» (лестница). Обычай княжеского наследования в Киевской Руси. Все князья Рюриковичи считались братьями (родичами) и совладельцами всей страны. Старший в роду сидел в Киеве, следующие по значению в менее крупных городах. Порядок княжения был следующим: старший брат, затем младшие по порядку, затем дети старшего брата, за ними дети следующих братьев, за ними, в той же последовательности, внуки, затем правнуки и т.д. Те из потомков, чьи отцы не успели побывать на великом княжении, лишались права на очередь и получали уделы на прокорм. По мере смены главного князя все прочие переезжали по старшинству из города в город.
Митрополит – второй по значению чин в православной церковной иерархии (после патриарха). Появились на Руси после принятия христианства в XI в. и были до конца XVI в. Первоначально митрополиты назначались на Русь Константинопольским патриархом. В 1051 г. Ярославом Мудрым без согласия патриарха киевским митрополитом был поставлен Иларион, по-видимому смещённый сразу после смерти Ярослава Мудрого. После 1299 г. местом постоянного пребывания Киевского митрополита и его двора стал г. Владимирна-Клязьме, в конце 1326 г. – Москва.
Наместник – должностное лицо в Древней Руси, возглавлявшее вместе с волостелями местное управление. Наместники назначались в города великими и удельными князьями. Ведали вопросами местного управления, судом, сбором пошлин. Имели административный персонал и военные отряды для местной обороны и подавления народных выступлений. Вознаграждались за службу путём кормлений. В 1555–1556 гг. система наместничества была заменена выборными земскими учреждениями.
Огнищанин (от слова «огнище» – очаг, двор) – первоначально младший дружинник древнерусского князя, стоявший во главе княжеского хозяйства. В XI–XIII вв. – старший дружинник, «княжой муж», боярин. По «Краткой Русской Правде», за убийство огнищанина полагалась двойная вира (80 гривен вместо 40; за смерда – 5 гривен).
Повоз – система сбора дани, введённая киевской княгиней Ольгой в 945 г., при которой князь с дружиной не объезжал все подвластные селения, а приезжал за данью в специально определённые места – погосты.
Погост – места сбора дани, введённые киевской княгиней Ольгой в 945 г.
Полюдье – объезд князем и дружиной подвластных племён для сбора дани. Просуществовало до 945 г., заменено повозом.
Посадник – первоначально наместник князя в землях, входивших в состав Древнерусского государства. Впервые термин «посадник» встречается в «Повести временных лет» под 997 г. Позднее термин «посадник» стал означать название высшей государственной должности в Новгороде (до 1478 г.) и Пскове (до 1510 г.). Посадники избирались на вече из представителей наиболее богатых и знатных боярских семей. В Новгороде реформа Онцифора Лукинича (1354 г.) вместо одного посадника ввела шестерых, правивших пожизненно («старые» посадники), из среды которых ежегодно избирался новый – «степенный» посадник. Реформой 1416–1417 гг. число посадников было увеличено втрое, а «степенные» посадники стали избираться на полгода. С присоединением Новгорода и Пскова к Москве институт посадничества в них был ликвидирован.
Раннефеодальная монархия – государство переходного периода от первобытно-общинного строя к феодализму у восточных славян, миновавших в своём развитии рабовладельческую стадию. Во главе государства стоял старший киевский князь, опиравшийся в своей деятельности на дружину и совет старейшин. Важную государственную и политическую роль продолжало играть вече. Управление на местах осуществлялось первоначально местными князьями, затем посадниками киевского князя. Общественные отношения строились на договорных (сюзеренно-вассальных) принципах.
«Русская Правда» – древнейший дошедший до нас сборник норм древнерусского права, основной источник, свидетельствующий о правовых и социальных отношениях в Древней Руси. Первая редакция – «Правда Ярослава» – создана до 1054 г. В последующем изменялась и дополнялась («Правда Ярославичей», «Покон вирный», «Урок мостникам», Устав Владимира Мономаха, Устав о холопах).
Рядовичи – в Киевской Руси это люди, находившиеся в зависимости от господина по «ряду» (договору). По своему положению рядовичи были близки к закупам. По «Русской Правде», штраф за убийство рядовича равнялся штрафу за убийство холопа или смерда.
Смерды – социальный слой славянского общества раннего средневековья. В Древней Руси смерды отмечены в источниках XI–XII вв. («Русская Правда» и др.). Понятие «смерды» в литературе трактуется различно:
 1) смерды – обозначение всей массы сельского населения. Первоначально смерды – свободные общинники, затем они постепенно утрачивают свою свободу, и в течение длительного времени сосуществуют свободные и зависимые смерды;
 2) смерды – крестьяне, сидевшие на государственной земле и обложенные данью. Смерд имел свою семью и имущество, платил штраф за совершённые проступки. Вместе с тем юридически он был неполноправен; убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа.
 В некоторых случаях термином «смерд» в XII в. обозначалось всё сельское население той или иной местности.
Староста – представитель низшей княжеской администрации, обычно из холопов. В «Русской Правде» упоминаются сельский и ратайный старосты. Сельский староста, по-видимому, ведал сельским населением вотчины, ратайный староста – вотчинной пашней. За убийство старосты взыскивался штраф в 12 гривен: больше, чем за смерда, рядовича или обычного холопа, но меньше, чем за тиуна.
Схизма (греч. sxisma, букв. «расщепление») – разделение христианской церкви на католическую и православную в 1054 г. Несмотря на официальный характер раскола в 1054 г., окончательное разделение церквей произошло после завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 г.
Тиун – в «Краткой Русской Правде» (XI в.) группа привилегированных княжеских слуг, жизнь которых ограждалась двойной вирой. В «Пространной Правде» (начало XIII в.) и «Слове Даниила Заточника» – более широкий круг лиц, участвовавших в управлении княжеским хозяйством. Часть из них была несвободной. К XII в. тиуны появляются и у бояр.
Тысяцкий – военачальник, возглавлявший древнерусское городское ополчение («тысячу»). В Новгородской феодальной республике тысяцкий выбирался на вече из бояр на определённый срок (чаще всего на год) и являлся помощником посадника. Он предводительствовал новгородскими горожанами и наблюдал за состоянием укреплений; был также судьёй по торговым делам. В городах, не имевших вечевого управления, тысяцкие назначались князьями. К середине XV в. должность тысяцкого постепенно исчезает.
Урок – размер дани с подвластных восточнославянских племён, установленный киевской княгиней Ольгой в 945 г.
Усобицы – борьба представителей княжеского дома за власть. Первая усобица началась в 972 г. после гибели кн. Святослава.
Холопы – категория феодально-зависимых людей в X – начале XVIII в. По правовому положению приближались к рабам. По закону холоп являлся вещью, которой господин мог распоряжаться неограниченно. В то же время господин нёс ответственность за действия холопа. Xолопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или преступления, женитьбы на холопке.
Челядь – наименование зависимого населения в Древней Руси. В VI–IX вв. употреблялось для обозначения патриархального рабства. В IX–X вв. челядь – рабы, ставшие объектом купли-продажи. Постепенно это наименование стало применяться к более широкому кругу феодально-зависимого населения. В XVIII–XIX вв. челядью называли дворовых слуг помещика.
Аскольд и Дир – киевские князья (вторая половина IX в.). Согласно «Повести временных лет», дружинники Рюрика, отпросившиеся у него в Царьград (Константинополь). По дороге они остановились в Киеве и стали там княжить. В 866 г. совершили поход на Византию. В 882 г. убиты новгородским кн. Олегом Вещим, объединившим Киев и Новгород.
Борис и Глеб – младшие сыновья киевского кн. Владимира I Святославича. Около 987–989 г. Борис получил от отца Ростов, Глеб – Муром. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 г. после смерти Владимира, были убиты старшим братом Святополком. Русской православной церковью причислены к лику святых.
Добрыня – дядя и воевода Владимира Святославича, брат его матери Малуши. После гибели в 980 г. Ярополка и вокняжения Владимира в Киеве Добрыня стал наместником в Новгороде. Участвовал в походе на волжских болгар в 985 г. По преданию в 989 г. крестил Новгород «огнём и мечом», при этом сбросил в Волхов статую Перуна, им же в 980 г. воздвигнутую. Исторический прототип былинного Добрыни Никитича.
Иларион (середина XI в) – первый киевский митрополит из русских (с 1051 г.). Его поставление было связано с попыткой Ярослава Мудрого освободиться от опеки Византии в церковных делах. Сведений о его судьбе после 1055 г. в летописях нет. Иларион – автор «Слова о законе и благодати» (1037–1050), в котором он утверждает мысль о равенстве всех народов, высоко оценивает деяния князей, прославивших русскую землю в других странах. Своё «Слово» Иларион закончил молитвой за русскую землю, выразив уверенность, что русский народ никогда не будет порабощён чужеземцами.
Кирилл (ок. 827–869) и Мефодий (820–885) – славянские просветители, проповедники христианства, создатели славянской азбуки (глаголицы), первые переводчики богослужебных книг на славянский язык.
 Kонстантин VII Багрянородный (Порфирородный) (905–959) – византийский император с 913 г. Во внешней политике сохранял дружественные отношения с Западом, Халифатом, Болгарией и Русью. Государственному правлению Константин VII предпочитал литературные занятия. Автор ряда трудов. Среди них – «Об управлении империей», в котором приводится ряд ценных сведений о народах, окружавших Византию, в том числе и о русских.
Kонстантин IX Мономах (ум. в 1055) – византийский император в 1042–1055 гг. В 1043 г. вёл войну с Русью. В 1046–1047 гг. заключил с ней союз, скреплённый браком родственницы Константина IX Марии с Всеволодом Ярославичем.
Мал – князь древлян, при котором в 945 г. произошло восстание против киевского князя Игоря. Убит при подавлении восстания.
Нестор – монах Киево-Печерского монастыря (с 70-х гг. XI в.), древнерусский историк и публицист. В 1080-х гг. написал «Чтение о житие и погублении... Бориса и Глеба», около 1094 г. – «Житие» Феодосия Печерского. Нестор был составителем крупнейшего произведения древнерусской исторической мысли – «Повести временных лет». Похоронен в пещерах Киево-Печерской лавры.
Путята (ум. не ранее 1113) – воевода и киевский тысяцкий великого кн. Святополка II Изяславича, сын Вышаты и брат Яна Вышатича. Участвовал в Витичевском съезде князей. В 1097 г. возглавил войско Святополка, посланное против кн. Давида Игоревича. В 1104 г. возглавил поход против минского князя Глеба, участвовал в успешном походе 1106 г. на половцев. Путята занимался, видимо, ростовщичеством, чем вызвал ненависть со стороны киевлян. В ходе киевского восстания (1113 г.) двор Путяты был разграблен.
Феодосий Печерский (ок. 1036–1074) – игумен Киево-Печерского монастыря. Родился в Василёве, получил хорошее образование. В 1055–1056 гг. постригся в монахи. Отличался исключительным аскетизмом, с юности носил вериги. С 1060-х гг. – игумен Печерского монастыря, который он значительно расширил. Ввёл монастырский устав по греческому образцу, отличавшийся строгостью и внедрявший полное общежитие монахов, одинаковую одежду, общность имущества и т.п. Феодосию Печерскому приписывается ряд поучений и посланий. В 1091 г. канонизирован.
Автокефалия (греч. «самовозглавление») – административная независимость национальной (поместной) церкви. Православная церковь существует в виде самостоятельных поместных церквей, что не нарушает единства веры, священнодействий, духовного опыта. Начало автокефалии Русской Православной Церкви было положено в 1448 г. избранием митрополита Московского и всея Руси Ионы независимо от Константинопольской патриархии. Учреждение в России патриаршества в 1589 г. утвердило самостоятельность Русской Православной Церкви. Во главе управления автокефальной церковью может стоять единоличная (патриарх, митрополит) или коллегиальная (синод) власть.
 Русская Православная Церковь статус автокефалии имеет дефакто с 1448 года, когда Московский поместный собор осудил Флорентийскую унию и поставил на Русскую митрополию Рязанского епископа Иону без предварительных согласований с Константинополем. В 1589 году патриарх Константинопольский Иеремия II своей Уложенной грамотой формально подтвердил статус автокефалии и поставил первого патриарха Московского и всея Руси Иова.
Баскак (тюрк.) – чиновник монгольского хана, ведавший сбором дани и учётом населения в завоёванных землях. На Руси баскаки появились в середине XIII в. В начале XIV в. в связи с усилением антиордынской борьбы ханы Золотой Орды были вынуждены прекратить посылку на Русь баскаков и передали сбор дани русским князьям.
Дань – в XIII–XV вв. ежегодные выплаты, взимавшиеся с русских земель в пользу Золотой Орды (так называемый царёв, или ордынский, выход).
Вотчина– комплекс феодальной земельной собственности (земля, постройки, инвентарь) и связанных с нею прав на зависимых крестьян.
 В России вотчина стала формироваться в X–XI вв. Владельцами вотчин были как частные лица (вотчинники), так и монастыри. Вотчинник мог передать по наследству, обменять, продать вотчину. В XIII–XV вв. вотчина стала господствующей формой феодального землевладения на Руси. По способу приобретения различались вотчины родовые, или старинные, выслуженные (пожалованные прави- тельством) и купленные. Указом Петра I от 23 марта 1714 г. определено впредь «как то поместья, так и вотчины именовать равно одно недвижимое имение вотчина».
Золотая Орда (Улус Джучи, Джучиев Улус) – государство, основанное в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем, сыном хана Джучи, в улус которого входили Хорезм, Северный Кавказ. В итоге походов Батыя 1236–1240 гг. в Золотую Орду вошли области волжских болгар, половецкие степи (Дешт-и-Кипчак), Крым, Западная Сибирь. Русские земли не входили в Золотую Орду, а находились в вассальной зависимости от неё, платили дань и подчинялись приказам ханов в ряде важных политических вопросов. Центром Золотой Орды было Нижнее Поволжье. Столицы – г. Сарай-Бату (близ современной Астрахани), затем г. Сарай-Берке (близ современного Волгограда). Первоначально Золотая Орда находилась в подчинении у великого монгольского хана, но с 1266 г. стала полностью независимой. Во главе государства стояли ханы из дома Батыя. В особо важных случаях политической жизни созывались курултаи – съезды военно-феодальной знати во главе с членами правящей династии. В 1312 г. государственной религией в Золотой Орде стал ислам. С 1357 г. в Орде начинаются междоусобицы. В середине XV в. Золотая Орда распадается на несколько самостоятельных ханств: Сибирское, Ногайская Орда, Казанское, Крымское, Астраханское и др. Правопреемницей Золотой Орды считалась Большая Орда, разгромленная в 1502 г. крымскими и тюменскими татарами.
Летопись – исторические произведения XI–XVII вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях определённого года обычно начинался словами: «в лето». Слова «летопись» и «летописец» равнозначны. Летописцем также называют составителя такого произведения. Обычно в летописи излагалась русская история от её начала, иногда летописи открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. В состав летописей включались произведения древнерусской литературы: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Сказание о Мамаевом побоище» и др. Древние летописи XI–XII вв. сохранились только в позднейших списках. Наиболее древние из них – монаха Лаврентия (Лаврентьевская летопись, около 1377 г.) и Ипатьевская XIV в. (по названию Ипатьевского монастыря под Костромой, где она хранилась). В их основе более древний свод начала XII в., известный как «Повесть временных лет», созданный монахом Печерского монастыря в Киеве Нестором.
Любечский съезд – съезд русских князей, состоявшийся в 1097 г. в г. Любече (на Днепре). На съезде присутствовало 6 князей: Святополк Изяславич, Владимир Мономах, Олег и Давид Святославичи, Давид Игоревич, Василька Ростиславич. Князья договорились: а) о сохранении мира между братьями; б) о единстве в обороне русских земель; в) о разделе земель на принципе наследования князьями земель своих отцов («каждый да держит отчину свою»). Решения съезда юридически закрепили распад единого Древнерусского государства, но не смогли обеспечить прекращение княжеских усобиц. Сразу же после съезда Давид Игоревич с согласия Святополка ослепил Василька Ростиславича, что привело к новой междоусобной войне.
Монголо-татарское иго на Руси – система властвования монголо-татарских завоевателей в XIII–XV вв., включавшая в себя организацию управления завоёванными территориями Руси и определённую политику в отношении различных классов и социальных групп населения. Русские княжества ежегодно выплачивали дань, для определения размеров которой в 1257–1259 гг. была осуществлена перепись населения. От выплаты дани были освобождены монахи и священнослужители. Население Руси было обязано нести подводную и воинскую повинности, содержать ханских послов и т. п. В русские земли (исключая Новгород) были назначены наместники – баскаки, наделённые большими военно-административными полномочиями. Права русских князей на княжение подтверждались специальными ханскими грамотами – ярлыками. Передавая ярлык на великое владимирское княжение от одного князя другому, золотоордынские ханы постоянно провоцировали междоусобную борьбу между ними, что затрудняло объединение сил для борьбы против самой Золотой Орды. После поражения войск Мамая в Куликовской битве 1380 г. русские земли продолжали платить дань, но монголо-татарское иго на протяжении XV в. принимало всё более номинальный характер. В 1476 г. московский князь Иван III отказался от уплаты дани Орде. С провалом в 1480 г. военного похода хана Ахмеда (Ахмата) произошло окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига.
Натуральное хозяйствo – тип хозяйства, при котором, в противоположность товарному, продукты производятся для собственного потребления. При этом в натуральном хозяйстве производятся все виды хозяйственных работ, обеспечивающих население набором необходимых продуктов. По мере углубления общественного разделения труда натуральное хозяйство вытеснялось товарным производством. Дольше всего натуральный характер хозяйства сохранялся в обществах, где существовали патриархальные сельские общины.
Подданство –
 1) система общественных отношений, характеризующаяся, в отличие от договорных (сюзеренно-вассальных) отношений, полным подчинении слуги господину. В русской общественно-политической практике нашла выражение во фразе «Аз есм холоп твой» («Я раб твой»), с которой начинали своё обращение к великому князю (царю) Московскому представители всех сословий.
 2) термин, применяемый в государствах с монархической формой правления для обозначения принадлежности лица к данному государству.
Поместье – условная форма феодальной собственности на землю. Земля, данная князем или вотчинником своему слуге за службы и на время службы.
Посадник –
 1) первоначально наместник князя в землях, входящих в состав Древнерусского государства. Впервые термин «посадник» встречается в «Повести временных лет» под 997 г.
 2) Позднее термин «посадник» стал означать название высшей государственной должности в Новгороде (до 1478 г.) и Пскове (до 1510 г.). Посадники избирались на вече из представителей наиболее богатых и знатных боярских семей. В Новгороде реформа Онцифора Лукинича (1354 г.) вместо одного посадника ввела шесть, правивших пожизненно («старые» посадники), из среды которых ежегодно избирался новый – «степенный» – посадник. Реформой 1416—1417 гг. число посадников было увеличено втрое, а «степенные» посадники стали избираться на полгода. В Пскове с 1308 по 1510 гг. известны 78 посадников. С присоединением Новгорода и Пскова к Москве посадники были ликвидированы.
Съезды князей – с целью договориться о прекращении распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь набегов половцев в конце XI–начале XII в. наиболее влиятельные представители рода Рюриковичей собирались на съезды. Особое значение имели Любечский, Витичевский и Долобский съезды.
Удел (от старослав. «дел» – часть) – доля члена княжеского рода в княжестве. На Руси XII–XVI вв. государственное образование, земельная собственность князя как политического владетеля. Разделение на уделы было впервые узаконено на съезде князей в Любече в 1097 г. Удельные князья находились в вассальной зависимости от великого князя, но имели собственный аппарат управления, войска, а с XIV в. – выпускали собственную монету. Удельная система была ликвидирована с образованием Московского централизованного государства. Последним удельным князем был сын Ивана IV царевич Дмитрий, погибший в 1591 г.
Число – государственная налоговая система, введённая в 50-х гг. XIII в. на территориях, подвластных монгольским ханам, в том числе в русских землях. Налог взимался поголовно, пропорционально имуществу плательщиков. Для этого монгольскими чиновниками из Каракорума были проведены переписи населения, которое делилось на десятки, сотни, тысячи и «тьмы» (10 тыс.). Служители церкви из переписи исключались. Лица, проводившие перепись, назывались на Руси численниками или писцами.
Ярлыки ханские (от тюркского «ярл-эк» – повеление, приказ) – письменные документы, обычно исходившие от монголо-татарских ханов. Наиболее часто ярлыки являлись иммунитетными (защитными) льготными грамотами, дававшимися ханами Золотой Орды подвластным им светским и духовным феодалам. Ярлыки утверждали русских князей на столах их княжеств. По ярлыкам, выданным русским митрополитам, русская церковь освобождалась от подчинения ордынской администрации, от уплаты налогов со своих владений, от несения других повинностей.
Батый (Бату, Саин-хан) (умер 1255) – монгольский хан, второй сын Джучи, внук Чингисхана. После смерти отца (1227 г.) стал главой улуса Джучи, участвовал во всех главных военных походах татаро-монголов. В 1236–1243 гг. возглавлял поход в Восточную Европу, сопровождавшийся массовым истреблением населения и уничтожением городов. После покорения в 1236 г. Дешт-и-Кыпчака (Половецкая степь) и завоевания Руси (1237–1240 гг.) совершил поход на Польшу, Венгрию и Далмацию, но не смог удержать этих стран. По возвращении в 1243 г. из похода в Европу Батый обосновался на Нижней Волге, где возникло монгольское государство Золотая Орда.
Биргер ярл (нач. XIII в. — 1266) – государственный деятель Швеции. Правитель (ярл) государства с 1247 г. при короле Эрике Эрик- соне, а с 1250 г. – при короле Вальдемаре I, своём сыне. Проводил политику усиления королевской власти. Возглавил поход против Новгорода, но был разгромлен новгородским князем Александром Ярославичем в Невской битве 15 июля 1240 г. В шведских источниках, однако, это событие никак не отражено. После этого шведская агрессия была направлена против Финляндии.
Иона (1390-е — 1461) – митрополит Киевский и всея Руси с 1448 по 1461 гг., святой Русской церкви (канонизирован в 1547 г.). В 12 лет принял монашеский постриг в одном из галичских монастырей. На Соборе 15 декабря 1448 г. был избран митрополитом Киевским и всея Руси, но постоянно проживал в Москве. Последний московский святитель, носивший титул митрополита Киевского. Имел большое влияние на великого князя Василия II, активно участвовал в его деятельности по объединению разрозненных русских княжеств. Ввёл новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов – Собором русских епископов с согласия московского князя.
Чингисхан (Тэмуджин, Темучин) (ок. 1155 – 1227) – основатель первого в истории единого монгольского государства, полководец. В 1183–1204 гг. разгромил основных соперников в борьбе за власть. В 1206 г. на курултае (съезде степной аристократии) был провозглашён великим ханом над всеми монголами с титулом Чингисхан (от тюрк. тенгиз — «океан, море»). В 1206 г. он обнародовал постановления, представляющие собой кодификацию обычного права (яса). В 1211 г.
Выход крестьянский – право крестьянина в России XI–XVII вв. покидать феодала. Судебник 1497 г. установил единый срок в году, в Юрьев день, для выхода крестьянского с обязательной выплатой феодалу-землевладельцу пожилого. В 1581 г. правительство Ивана IV в обстановке тяжёлого хозяйственного разорения, вызванного Ливонской войной и опричниной, запретило в ряде районов (главным образом северных и центральных) выход крестьянский, введя заповедные лета, а около 1592–1593 гг. был издан указ, запретивший вы- ход крестьянский на всей территории государства. Частичное разрешение выхода крестьянского было произведено Борисом Годуновым в 1601–1602 гг. во время голода. Указ о запрещении выхода крестьянского был подтверждён 9 марта 1607 г. в Соборном уложении царя Василия Шуйского, принятом в разгар восстания И.И. Болотникова и призванном укрепить систему крепостнических отношений. Соборное уложение 1649 г. полностью отменило выход крестьянский.
Ереси (от греческого hairеsis – особое вероучение) – течения в христианстве, отклонявшиеся от официальной церковной доктрины. В Древней Руси бытовали с XI в. В XIV–XV вв. известна ересь стригольников в Новгороде и Пскове, в конце XV – начале XVI в. ересь жидовствующих в Новгороде и Москве. Наибольшего развития в России ереси получили в середине XVI в. в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Заволжье, на Северной Двине (Матвей Семёнович Башкин, Феодосий Косой и др.).
Иосифляне – последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV – середине XVI в., отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Выражали интересы крупного монастырского землевладения. Иосиф Волоцкий возглавлял церковно-политическое течение иосифлян, противостоящих течению нестяжателей. Главный вопрос, вызвавший непримиримые разногласия между ними, – о праве церкви на владение капиталом, землями, населёнными зависимыми крестьянами, и т.д. Иосиф Волоцкий и его сторонники считали, что монастыри имеют право владеть недвижимым имуществом, вести собственное хозяйство, – это необходимо им для выполнения своей высокой миссии в государстве. Постепенно из взглядов иосифлян выросло учение о самодержавной власти московских государей, стремившихся усилению централизованного Московского государства и преодолению феодальной раздробленности. Иосиф Волоцкий и его преемники были сторонниками тесного союза государства с церковью ко взаимной выгоде обоих. При Василии III иосифляне одержали верх над нестяжателями, их взгляды стали господствующими в церкви и в государстве.
Нестяжатели – религиозно-политическое течение в России конца XV – начала XVI века. Противники церковного землевладения в России. Широкое недовольство церковью, в частности стяжанием ею земель и других богатств, выступления против церкви еретиков вынудили некоторых представителей духовенства искать пути восстановления пошатнувшегося авторитета церкви. Во главе них стоял Нил Сорский, выступивший с проповедью аскетизма. Когда великокняжеская власть на церковном соборе (1503) поставила вопрос о секуляризации церковных земель, что могло бы ослабить материальные средства церкви, сопротивлявшейся укреплению власти великого князя, и создать резерв земель, необходимых для раздачи дворянству, Нил Сорский и его сподвижники поддержали это предложение. Однако иосифляне отстояли право церкви на земельную и другую собственность. Великокняжеская власть пошла на компромисс с церковью, сохранив её земли и получив её поддержку в борьбе с крупными феодалами. После смерти Нила Сорского идея секуляризации монастырских земель была подробно обоснована Вассианом Патрикеевым. Полемика с иосифлянами завершилась осуждением Нила и нестяжателей на церковном соборе 1531 г.
Пожилое – пошлина в России конца XV–XVII вв., которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца в Юрьев день. Впервые пожилое упомянуто в Судебнике 1497 г. Полный размер пожилого (в удалённой от леса местности — 1 руб., в лесистой — полтина (50 коп.)) уплачивался после 4-летнего проживания крестьян на земле феодала. За 1 год платилась одна четверть, за 2 — половина и т. д. Судебник 1550 г. увеличил размер пожилого на 2 алтына (6 коп.), здесь же было уточнено, что пожилое взимается с двора как хозяйственной единицы. В связи с отменой права ухода крестьян от своих владельцев пожилое исчезает в конце XVI – начале XVII в.
Судебник – сборник законов Московского государства. Принимался Иваном III в 1497г. и Иваном IV в 1550 г. Судебник 1497 г. сыграл большую роль в ликвидации феодальной раздробленности, централизации Русского государства и создании общерусского права. Он установил единую систему государственных судебных органов, определил их компетенцию и соподчинённость, регламентировал судебные пошлины. Судебник ввёл уплату пожилого при уходе крестьянина от феодала, а также установил единый для всего государства срок перехода крестьян от одного владельца к другому (Юрьев день).
Юрьев день (осенний), 26 ноября по старому стилю – 1) церковный праздник в честь святого Георгия; 2) Дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, т. к. к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам. В общегосударственном масштабе выход крестьянский был ограничен в Судебнике 1497 г. двухнедельным периодом — по неделе до и после Юрьева дня. Судебник 1550 г. подтвердил это положение. Право перехода крестьян было временно отменено с введением заповедных лет в 1581 г., а затем запрещено законодательством 90-х гг. XVI в. Соборное уложение 1649 г. подтвердило запрет переходов тяглого населения.
Александр Михайлович (1301–1339) – великий князь Тверской в 1326–1327 и 1338–1339 гг., великий князь Владимирский в 1326–1327 гг., сын Михаила Ярославовича. Известен прежде всего тем, что при нём случилось тверское восстание против Щелкана (Чолхана) в 1327 г. В 1322 г. Александр помог получить ярлык на великое княжение своему старшему брату Дмитрию Грозные Очи. После казни Дмитрия, убившего Московского князя Юрия Даниловича, в сентябре 1325 г. в Орде получил ярлык на великое Владимирское княжение. В августе 1327 г. в Твери произошло восстание, в ходе которого был убит двоюродный брат хана Узбека Шевкал (Чолхан) с отрядом баскаков. Наказать Тверского князя Александра хан поручил Московскому князю Ивану Даниловичу Калите, дав ему на помощь 50 000 татарского войска. Тверское княжество подверглось разорению. Александр Михайлович бежал в Новгород, но не был принят из страха перед татарами, а потому удалился в Псков, где стал князем. В 1333 г. Александр Михайлович послал к хану своего сына Фёдора узнать, нельзя ли ему получить обратно Тверь. В 1334 г. Александр Михайлович явился к хану. Узбек был доволен смирением Александра и возвратил ему Тверь. С возвращением Александра возобновлялось соперничество Твери с Москвой. В 1339 г. Узбек по наговорам Калиты вызвал Александра Михайловича в орду и приказал его убить вместе с сыном Фёдором.
Ахмат (Ахмед) (? – 6 января 1481 г.) – хан Большой Орды (совместно со старшим братом с 1460 г., единолично с 1471 по 1481гг.). Последний ордынский правитель, в политической зависимости от которого находились московские князья. Проводил политику, направленную на консолидацию татарских государств, стремясь утвердить своё верховенство на территории бывшей Золотой Орды. В отношениях с Русью стремился восстановить реальную зависимость, однако не имел для этого достаточных сил. В 1460 г., в первый год правления Ахмата, русские летописи сообщают о его походе на Переяславль Рязанский. В 1468 г. татары Большой Орды совершили набег на Рязанское княжество. В июле 1472 г. совершил неудачный поход на Москву. Осенью 1480 г., заручившись поддержкой Казимира, Ахмат предпринял крупномасштабный поход на Москву. Стояние на реке Угре закончилось отступлением хана без генерального сражения. В январе 1481 г. хан Ахмат был убит в своей кочевой ставке тюменским ханом Ибаком.
Василий Косой (? – 1448) – удельный князь звенигородский. Вместе с братом Дмитрием Шемякой вёл многолетнюю войну с Василием II Тёмным. Пытался захватить власть в Москве, но был побеждён в 1436 г. и ослеплён.
Дмитрий Шемяка (1420–1453) – князь Галича-Костромского, сын Юрия Дмитриевича. В ходе феодальной войны в 1446 г. взял в плен и ослепил Василия II Тёмного, после ряда поражений бежал в Новгород, где в 1453 г. был отравлен.
Максим Грек (1470–1556) – русский публицист, автор и переводчик. Автор 365 сочинений. Монах Ватопедского монастыря на Афоне (Греция). В 1515 г. по просьбе Василия III направлен в Москву для перевода духовных книг. В вопросе о монашеских состояниях стал на сторону нестяжателей и Нила Сорского в споре с иосифлянами. На Соборах 1525 и 1531 гг. обвинён в ереси, в сношениях с турецким правительством, в «порче» богослужебных книг. Отлучён от причастия и заточён в монастырь. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 г.
Мамай (?–1380) – татарский темник, фактический правитель Золотой Орды, организатор походов в русские земли. Разорил Рязанское и Нижегородское княжества. Потерпел поражение от великого князя Московского Дмитрия Донского в битвах на р. Воже (1378 г.) и на Дону (Куликовская битва 1380 г.). Потеряв власть в Золотой Орде, бежал в Крым. Убит в Кафе.
Марфа-посадница – Борецкая Марфа Ивановна (по другим источникам Семёновна), жена посадника Исаака Андреевича Борецкого, обыкновенно называемая Марфой-посадницей. Марфа была неформальным лидером боярской оппозиции к Москве. В 1471 г. Марфа и её сын, новгородский посадник Дмитрий, выступали за выход Новгорода из зависимости от Москвы. После полного присоединения Новгорода к Москве в 1478 г. земли Марфы были конфискованы, её с внуком сначала привезли в Москву, а затем выслали в Нижний Новгород, где постригли в монашество. По другой версии, Марфа умерла или была казнена по дороге в Москву.
Михаил Ярославич Тверской (1271—1318) – князь Тверской (с 1285 г.) и великий князь Владимирский (1305–1317 гг.). В результате длительной борьбы в 1305 г. занял великокняжеский стол. В 1317 г. золотоордынский хан Узбек передал владимирский великокняжеский стол Московскому князю Юрию Даниловичу и послал в помощь Юрию татарские войска. 22 декабря 1317 г. Михаил Ярославич в битве у с. Бортенева (в 40 верстах от Твери) разбил Юрия. В плен попала жена московского князя, сестра хана Узбека, которая умерла в плену у тверичей. Вынужденный отправиться на суд к хану Узбеку, был убит в его ставке слугами московского князя Юрия.
Нил Сорский (в миру – Николай Федорович Майков) (1433–1508) – русский церковно-политический деятель, публицист, один из идеологов нестяжательства. В 1490 г. участвовал в церковном соборе против новгородских еретиков. На соборе 1503 г. великокняжеская власть поставила вопрос об отобрании у монастырей бывших в их владении земель, равнявшихся почти трети территории государства, чтобы создать собственный резерв земель, необходимых для раздачи дворянам. Нил Сорский выступил в пользу правительственных притязаний на монастырские земли. Призывал церковь к нестяжанью имущества, отказа от стремления к накопительству и внешнему великолепию, дабы иметь только необходимое, «повсюду обретаемое и удобь покупаемое». Призывал «жити по пустыням, а кормити бы ся рукоделием». Пообещав Ивану III поддержку в борьбе с крупными светскими феодалами, иосифляне отстояли право церкви на земельную и иную собственность. На соборе 1504 г. Нил Сорский и его сторонники были обвинены в ереси и преданы анафеме.
Пересвет Александр (? – 1380) – герой Куликовской битвы, монах Троице-Сергиева монастыря. Его поединок с татарским богатырём Челубеем (Темир-мурзой), в котором оба погибли, стал началом сражения.
Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) (1314 или 1321 – 1392) – древнерусский подвижник. Канонизирован Русской православной церковью. Был, по словам летописца, «всей Русской земли учителем и наставником». Юный Варфоломей принял монашество с именем Сергий, поселился в глухом лесу на холме Маковец, где воздвиг деревянный храм во имя Св. Троицы. В 1340 г. стал игуменом основанной им обители. В 1380 г. благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, стал духовным вождём сопротивления ордынским завоевателям. После кончины погребён в Троицком соборе.
Тимур (Тамерлан) (1336–1405) – полководец и завоеватель, основатель империи Тимуридов (1370 г.) со столицей в Самарканде. В 1376 г. Тимур оказал военное содействие потомку Чингисхана Тохтамышу в борьбе против хана Золотой Орды Мамая, помог Тохтамышу занять престол. Однако в 1385–1386 гг. началась война между Тохтамышем и Тимуром за обладание Хорезмом и территорией современного Азербайджана. Тимур совершил три больших похода против хана Тохтамыша – в 1389, 1391 и 1394 – 1395 гг. В последнем походе самаркандский эмир шёл на Золотую Орду по западному побережью Каспия через современный Азербайджан и крепость Дербент. В походе 1395 г. армия Тимура после очередного погрома волжских территорий Золотой Орды дошла до южных границ русской земли и осадила пограничный город-крепость Елец. Его немногочисленные защитники не смогли устоять против неприятеля, и Елец был сожжён. После этого Тамерлан неожиданно повернул назад.
Тохтамыш (? – 1406) – золотоордынский хан (с 1380 г.), потомок Джучи. В 1370-х гг. с помощью Тимура утвердился в низовьях реки Сырдарьи. В 1380 г., воспользовавшись поражением Мамая в Куликовской битве, захватил власть в Золотой Орде и пресёк внутренние смуты. За первые семь лет правления сумел восстановить единство Золотой Орды. Тохтамыш опустошил земли Московского княжества, в 1382 г. взял Москву, восстановив власть Орды над русскими землями. В 1389–1395 гг. вёл борьбу с Тимуром за земли в Закавказье и Средней Азии, но потерпел поражение и потерял владения восточнее Волги. В 1398–1399 гг. Тохтамыша разгромил хан Заволжской Орды Темир-Кутлуй. Убит в 1406 г. сибирским ханом Шадибеком.
Филофей (ок. 1465–1542) – старец псковского Спасо-Елеазаровского монастыря. Известен как предполагаемый автор концепции «Москва – третий Рим», тезисы которой изложены в его письмах дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину и великому князю Василию III.
Юрий Дмитриевич Звенигородский (Галицкий) (1374–1434) – Звенигородский и Галицкий князь (с 1389 г.), сын Дмитрия Донского, Великий князь Московский в 1433 и 1434 гг. В 1389 г. по духовной грамоте (завещанию) своего отца Дмитрия Донского получил в удел Звенигород, Галич, Рузу и Вятку, также был назначен наследником в случае смерти малолетнего брата Василия I, что впоследствии, после смерти Василия, дало ему основания претендовать на великокняжеский престол. В 1399 г. (по другим летописям в 1395 г.) совершил успешный поход на Среднее Поволжье – первый поход, в котором русские разорили достаточно обширные татарские земли, разгромив 14 городов (включая Булгар, Жукотин и Казань), приведя на Русь огромную добычу. В 1414 г. совершил новый поход, взяв Нижний Новгород и закрепив его присоединение к Москве. В 1417 г. участвовал в походе на Новгород. После смерти в 1425 г. Василия I Юрий стал одним из претендентов на великокняжеский престол. После нескольких лет борьбы 11 марта 1428 г. Юрий Дмитриевич подписал с Василием II «докончание», в котором признал племянника «старшим братом». Зимой 1430 г. разорвал мирные отношения с Василием II. В решающем сражении на реке Клязьме 25 апреля 1433 г. Юрий Дмитриевич разгромил Василия и занял Москву. Великий князь бежал в Тверь, а затем в Кострому. Помирившись с племянником, Юрий Дмитриевич отдал ему в удел Коломну. Однако вслед за тем московские бояре и служилые люди стали перебегать в Коломну; к ним присоединились и оба сына Юрия, Дмитрий Шемяка и Василий Косой, поссорившиеся с отцом. Юрий предпочёл примириться с племянником, вернув ему великокняжеский престол. Однако в 1434 г. Юрий Дмитриевич с сыновьями и крупными силами, к которым присоединились вятчане, выступил в поход против Василия II и 20 марта 1434 г. в битве на реке Могзе разгромил войска Василия II. После недельной осады вновь занял Москву. Благодаря мероприятиям Юрия Дмитриевича была изменена система взаимоотношений между великим князем и его союзниками и родичами, чем был сделан важный шаг на пути к утверждению самодержавия. Великий князь Юрий Дмитриевич скончался 5 июня 1434 г., похоронен в Архангельском соборе в Москве.
Ягайло (ок. 1350 – 1434) – литовский великий князь в 1377–1392 гг., король Польши с 1386 г., как Владислав II Ягайло родоначальник династии Ягеллонов. В 1380 г. он заключил союз с Золотой Ордой, но не успел на соединение с войском Мамая и, узнав о его поражении в Куликовской битве, отступил. В 1385 г. по инициативе малопольских феодалов Ягайло заключил Кревскую унию с Польшей, скреплённую 18 февраля 1386 браком с польской королевой Ядвигой, и под именем Владислава II Ягеллы был провозглашён польским королём. При этом он перешел из православия в католичество и обязался крестить литовцев. Во время Великой войны 1409–1411 гг. с Тевтонским орденом Ягайло проявил себя талантливым организатором, а в Грюнвальдской битве и блестящим военачальником, однако из-за конфликта с Витовтом не смог довести войну до полной победы.
Большая засечная черта – засечные линии, засеки, система оборонительных сооружений в XIII–XVII вв. на южных и юго-восточных границах Русского государства для защиты границ, а также в качестве опоры при наступлении. Важное значение на юге страны имели Большая засечная черта, строительство которой завершено в 1566 г. Она протянулась от Переяславля-Рязанского на Тулу, Белев и Жиздру; на важнейших направлениях состояла из двух, трёх и даже четырёх рядов укреплений. В местах пропуска населения через черту, у больших дорог, сооружались опорные пункты с башнями, подъёмными мостами, острогами и частоколами. На путях наиболее частых вторжений крымских татар строились города-крепости. Леса, где проходили засеки, назывались заповедными, и законом было запрещено рубить их или прокладывать самовольно через них дороги. Глубина Большой засечной черты была различной: от 40–60 м до 40–60 км. Общая протяжённость свыше 1000 км. Для покрытия расходов на ремонт и укрепление засечной черты собирались специальные подати – засечные деньги. Оборона засечной черты была возложена на пограничную засечную стражу, набиравшуюся из жителей (по 1 чел. с 20 дворов). В связи с перемещением русской границы на юг значение Большой засечной черты уменьшилось. В конце 30–40-х гг. XVII в. сооружена Белгородская черта.
Заповедные лета – годы, когда в некоторых районах Московского царства был запрещён выход крепостных крестьян в Юрьев день. Впервые введён Иваном Грозным в 1581 г.
Земский собор – высшее сословно-представительное учреждение в России середины XVI – XVII вв. В состав земского собора входили царь, Боярская дума, Освящённый собор (архиепископы, епископы и др. во главе с митрополитом), «выбранные от городов» – представители провинциального дворянства, верхушки горожан и черносошного крестьянства. Земский собор не был постоянно действующим или периодически созываемым государственным органом, собирался по решению царя. Первый земский собор созван в 1549 г. На Земских соборах рассматривались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики Российского государства. На Соборах 1598 и 1613 гг. решались вопросы о выборах нового царя. После Смуты начала XVII в. в 1613–1622 гг. Собор действует почти непрерывно. Решает текущие административные и финансовые вопросы. Царская власть стремится опереться на земские соборы при проведении финансовых мероприятий: сбор пятинных денег, восстановление подорванного хозяйства, ликвидация последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши. С 1622 г. деятельность соборов прекращается до 1632 г. Последний раз Земский собор в полном составе собирался в 1653 г. по вопросу о принятии Украины в состав Российского государства. После 1653 г. царём созывались комиссии из выборных от придворных чинов и представителей высшего духовенства.
Избранная Рада – неформальное правительство при Иване IV Грозном в 1547–1560 гг. В состав Рады входили А.Ф. Адашев, князья А.М. Курбский, Д.И. Курлятев-Оболенский, В. Воротынский, И. Шереметев, протопоп Сильвестр, митрополит Макарий, дьяк И. Висковатый и др. Члены Избранной Рады разрабатывали и проводили реформы конца 40–50-х гг. XVI в. Рада выбрала путь постепенного и безболезненного реформирования страны. Иван IV Грозный хотел форсировать процесс централизации власти, что привело к роспуску Рады.
Кормления – вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Кормления порождали произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в обогащении в период пребывания в кормленщиках, что неоднократно приводило к восстаниям. Система кормлений ликвидирована в ходе земской реформы 1555–1556 гг. Для содержания бывших кормленщиков был введён особый налог – «кормленый окуп».
Лицевой свод – крупнейший летописно-хронографический свод Древней Руси. Создавался по заказу Ивана Грозного в Александровской слободе в 1568 – 1576 гг. Работа над хронографической частью могла быть начата между 1547 и 1552 гг. Содержал изложение всемирной истории от сотворения мира до XV в. и русской истории до 1567 г. Сохранившиеся десять томов насчитывают 9745 листов, украшенных 17744 цветными иллюстрациями (миниатюрами). В первых трёх томах содержался текст исторических библейских книг, полный текст Александрии, «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия и др. сочинения античных и средневековых авторов. В 4–10 томах излагается русская история. Около 1575 г. уже подготовленный текст по указанию Ивана Грозного был подвергнут существенной переработке в той своей части, которая содержала описание его царствования, т. е. с 1533 по 1568 г. В приписках, сделанных неизвестным редактором на полях рукописи, содержались, в частности, обвинения против лиц, казнённых или репрессированных во время опричнины. Работа над Лицевым сводом не была завершена.
Опричнина – система внутриполитических мер Ивана IV Грозного в 1565–1572 гг., осуществляемых для укрепления Русского централизованного государства и для борьбы с княжеско-боярской оппозицией и предполагаемой изменой. В условиях отсутствия экономических предпосылок укрепление царской власти проходило с широким применение насилия и террора. Фактически опричные меры использовались до смерти Ивана IV Грозного в 1584 г.
Приказы – органы центрального управления в России XV – начала XVIII в. Наименование произошло от термина «приказ», употребляемого в смысле особого поручения. Первые приказы (Дворец и Казна) появились при Иване III. Складывание приказной системы управления завершилось при Иване IV, что нашло отражение в Судебнике 1550 г. Формирование системы центрального управления явилось одной из сторон процесса формирования Русского централизованного государства. Приказы были постоянно действующими учреждениями. Создавались как по отраслевому, так и по территориальному принципу (Казанского дворца, Сибирский, Новгородская четь и др.). Для многих приказов было характерно совмещение судебной, административной, финансовой функций. Насчитывали по штату несколько дьяков и подьячих, во главе каждого приказа стоял судья – назначенный царём боярин или окольничий. К середине XVII в. общее число приказов достигло 60. В 1718–1721 гг. приказы были заменены коллегиями. Приказная система не сразу уступила место новому порядку вещей. К ней иногда возвращались и после Петра I. В 1730 г. был восстановлен Сибирский приказ, просуществовавший до 1755 г., вновь учреждены Судный и Сыскной приказы. Окончательно следы старого приказного московского строя исчезли только с изданием в 1775 г. при Екатерине II Учреждения о губерниях.
Стрелецкие полки – первое постоянное войско в Русском государстве XVI–XVII вв. Созданы по указу Ивана IV Грозного в 1550 г.: «В лето 7058 учинил у себя Царь и Великий князь Иван Васильевич выборных стрельцов с пищалей три тысячи человек и велел им жити в Воробьевской слободе, а головы у них учинил детей боярских; <…> Да и жалования стрельцам велел давати по четыре рубля на год». Стрелецкое войско первоначально состояло из 3 тысяч человек, разделённых на 6 «статей» (приказов), по 500 человек в каждой. Расквартировали стрельцов в пригородной Воробьёвой слободе. Стрельцы составили постоянный московский гарнизон. Первое боевое крещение московские стрельцы приняли во время осады и штурма Казани в 1552 г. и в дальнейшем являлись непременными участниками всех основных военных кампаний. В мирное время стрельцы московские и городовые несли гарнизонную службу, выполняя в городах функции полиции и пожарных. К началу XVII в. численность стрелецкого войска составила около 20 тысяч, из них до 10 тысяч московских. К началу 1680-х гг. общая численность стрельцов увеличилась до 55 тысяч. В последние десятилетия XVII в. московские стрельцы стали активными участниками политических процессов, протекавших в стране, не раз поднимали восстания (1682 г., 1698 г.). Это, в конечном счёте, и определило решение Петра I о ликвидации в 1699 г. стрелецкого войска.
Ясак (с татарского ясак – натуральная подать) – в России XVI – начала XX в. натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной. Сбор ясака осуществлялся по ясачным вололостям. Для сбора ясака всё взрослое мужское население ясачных волостей было переписано в ясачные книги, в которых фиксировался окладной Ясак (на Урале обычно от 5 до 12 соболей с человека). Помимо окладного ясака, то есть твёрдо фиксированного, существовал неокладной – поминки – первоначально добровольный дар воеводе или царю. Со второй четверти XVII в. поминки также стали обязательными.
Басманов Алексей Данилович (?–1571) – боярин (с 1556 г.) и воевода Ивана IV Грозного, один из предводителей опричнины. Участник Ливонской войны: под его командованием русскими войсками в 1558 г. была взята Нарва, в 1563 г. – Полоцк. Один из виновников изгнания архиепископа Германа, решившегося возвратить в 1566 г. царя «на путь добродетели». В 1568 г. Басманов объявил митрополиту Филиппу царский указ об его низложении и был исполнителем этого указа. Во время следствия об измене новгородцев, после разгрома 1570 г., Алексей Басманов и его сын Фёдор были обвинены в сношениях с новгородцами и в намерении возвести на московский престол кн. Владимира Андреевича Старицкого. Казнён вместе с сыном в конце 1570 г. или в начале 1571 г.
Баторий Стефан (1533–1586) – польский король (с 1576 г.) и полководец. Избран польским королём по настоянию среднепоместной шляхты. В 1579–1582 гг. участвовал в Ливонской войне. Стремился к укреплению королевской власти.
Воротынский Михаил Иванович (ок. 1510–1573) – русский военачальник, князь, боярин, имел почётный титул «царского слуги». В 1543 г. участвовал в походе против крымских татар, в 1542– 1552 гг. – в Казанских походах. В июне 1552 г. участвовал в отражении набега крымских татар на южные окраины России. При осаде Казани (1552 г.) увлёк за собой стрельцов и захватил Арскую башню. Во время штурма Казанского кремля возглавлял Большой полк. Был возведён в чин боярина, включён в состав Ближней думы. В 1562 г. подвергся опале, возможно, как сторонник А.Ф. Адашева и сослан на Белоозеро. В 1566 г. помилован. В 1571 г. Иван IV Грозный назначил Воротынского «ведать станицы и сторожи», то есть руководить пограничной службой и строительством оборонительных сооружений. В 1572 г. в нескольких сражениях под Серпуховом и у села Молоди (50 км южнее Москвы) Воротынский нанёс тяжёлое поражение 120-тысячной орде крымского хана Девлет-Гирея. В 1572 г. принял участие в Ливонской войне, в 1573 г. по ложному доносу был арестован, подвергнут пыткам и умер по дороге в ссылку.
Девлет I Гирей (? — 1577) — крымский хан с 1551 г. Организовывал набеги на Польшу и на Россию. В 1552 г. безуспешно пытался помешать походу русских войск на Казань. В годы Ливонской войны совершил несколько набегов на Россию в союзе с польским королём. В 1569 г. участвовал в неудачном походе турок на Астрахань. Весной 1571 г. с 120-тысячным войском совершил опустошительный набег на Русское государство и в мае сжёг Москву, но в 1572 г., во время нового похода, его войска были разбиты русской ратью во главе с М. И. Воротынским в сражении при Молодях.
Курбский Андрей Михайлович (1528–1583) — русский политический и военный деятель, писатель-публицист. Из рода ярославских князей. В 1540–1550-х гг. был одним из самых близких людей Ивана IV Васильевича. Занимал высшие административные и военные должности, входил в Избранную раду, участвовал в Казанском походе 1552 г. и Ливонской войне. Боясь опалы после падения правительства А. Ф. Адашева, Курбский в 1564 г. бежал из Юрьева в Литву. В 1564–1579 гг. направил Ивану IV три послания (положившие начало известной переписке между Курбским и царём), в которых обвинил его в жестокости и неоправданных казнях. В 1573 г. написал «Историю о великом князе Московском» — политический памфлет, в котором отразилась идеология крупной аристократии, выступавшей против усиления самодержавной власти.
Кучум (ок. 1510–1601) — сибирский хан (с 1563 г.). В 1581 г. был разбит Ермаком. В 1585 г. ему удалось разгромить отряд Ермака. В 1598 г. отверг предложение Бориса Годунова перейти на царскую службу.
Макарий (ок. 1482–1563) — митрополит Московский и всея Руси (с 1542 г.). Ученик Иосифа Волоцкого. Составил свод «всех чтимых книг на Руси» — Великие Четьи-Минеи. Инициатор венчания Ивана IV Грозного на царство в 1547 г. Оказывал большое влияние на политику Ивана Грозного, входя в состав Избранной Рады. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 г.
Пересветов Иван (XVI в.) — писатель и публицист, выходец из Западной (Литовской) Руси. В конце 1538 г. выехал на Русь. В конце 1549 г. обратился к Ивану IV Васильевичу и передал ему «две книжки» своих сочинений, а также «челобитные». Дальнейшая судьба писателя неизвестна. В своих сочинениях выступал обличителем боярства, стоял за удовлетворение основных требований дворян. Пересветов ратовал за создание постоянного войска стрельцов «огненного боя» численностью в 30 тыс. чел. Во внутренней политике отстаивал необходимость сильной самодержавной власти, а его программа государственных реформ совпадала в значительной степени с политикой Избранной Рады.
Скуратов Малюта (?–1573) (Бельский Григорий Лукьянович) — русский государственный, военный и политический деятель, один из руководителей опричнины, думный дворянин (с 1570 г.). Участник убийств князя Владимира Старицкого, митрополита Филиппа и др. В 1570 г. руководил казнями в новгородском походе. Погиб в бою в Ливонии.
Старицкий Владимир Андреевич (1533–1569) — удельный князь, двоюродный брат Ивана IV Грозного. В 1537 г. отец Владимира Старицкого поднял мятеж против правительницы Елены Глинской. Мятеж был подавлен, князь Андрей Иванович умер в заключении, а его жена Евфросинья и сын Владимир оказались в тюрьме, где находились около трёх лет. Затем Владимиру была возвращена вотчина, он стал приближён ко двору Ивана IV. В 1553 г. Иван IV опасно заболел и потребовал, чтобы русская знать присягнула на верность его маленькому сыну Дмитрию. Многие из князей, бояр и членов Избранной рады отказались присягнуть младенцу, заявляя, что в случае смерти царя они возведут на престол его двоюродного брата Владимира Ста








Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 153.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...