Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Жизнь тела: биоэнергетическое упражнение.
В первой главе я упомянул, что до моей встречи с Рейхом я занимался спортом и гимнастикой. Жизнь тела всегда имела особую привлекательность для меня: это то, что может обычно привести к внешнему существованию. Но я был в равной степени вовлечен и в жизнь разума, таким образом, я не мог полностью посвятить себя той или другой стороне моей личности. Я как бы раздваивался, надеясь найти решение. Конечно, эта проблема не является характерной только для меня. Большое число людей в цивилизованных культурах страдает от подобной раздвоенности. И многие культуры должны были разрабатывать способы, чтобы сохранить полноценную жизнь тела, противостоящую противоречивым требованиям интеллектуальной жизни. В западной культуре одним из таких путей был и остается спорт. Греки, одними из первых обнаружившие важность жизни тела, придавали огромное значение спорту. Прямо пропорционально отходу (или удалению) культуры от природы и жизни тела возрастает потребность в специальной деятельности для занятия и мобилизации тела Таким образом, сегодня мы являемся свидетелями растущего интереса к спорту наряду с растущим осознанием важности регулярных упражнений для физического здоровья. Несколько физкультурных программ приобрели широкую популярность за последние десять лет, среди них упражнения Royal Canadian Air Force и аэробика, в которых бег с разминочным темпом выступает как основное упражнение. К сожалению, отношение американцев к телу сильно инкрустировано соображениями эго. Результатом этого является то, что для большинства людей телесное удовольствие и удовлетворение от спорта занимают второе место после удовлетворения эго от победы. Сосредоточение на победе часто увеличивает уровень напряжения, активности, что прямо отрицает ее ценность в стимулировании и освобождении тела. Мы все знакомы с игроком в гольф, чье утро бывает погублено из-за слабого удара по мячу. Подобное эго ведет к достижению цели и к тому, чтобы удержаться наравне с модой, оно же порождает наши физкультурные программы. Мы выполняем их, чтобы поддерживать наш внешний вид, способствовать нашему представлению о здоровье или развивать мышцы. Наше идеальное тело имеет качества скаковой лошади, холеной, приведенной в порядок и готовой выигрывать. Жизнь тела есть чувства: чувство бодрости, полноты жизни, здоровья, возбуждения, гнева, печали, радости и, наконец, удовлетворения. К терапии людей приводит недостаток чувств или беспорядок в чувствах. Я обнаружил, что спортсмены, танцоры и фанатики физкультуры страдают от этого недостатка или беспорядка так же сильно, как и остальные. Так же и я когда-то, несмотря на мое увлечение спортом и физкультурой, посредством терапии смог достичь и открыть мои чувства и таким образом возобновить некоторую жизнь в моем теле. Райхианская терапия и биоэнергетика направлены на эти цели. Но проблема осталась. Как человек сохраняет жизнь тела текущей и полноценной после прекращения терапии? Наша жизнеотрицающая культура не обеспечивает никакой помощи в этой потребности. Этот вопрос никогда не рассматривался Райхом. Он верил, что человек сам находит решение, направляя свою энергию наружу. Его философия была выражена в изречении: «Любовь, работа и знание являются источником жизни. Они должны также управлять ею». Это утверждение оставляет только сексуальную активность как основной путь для выражения жизни тела — путь в целом слишком узкий и ограниченный. Моим личным решением было использовать биоэнергетические упражнения, разработанные для продвижения терапии, ежедневно дома. Сейчас я делаю их уже около двадцати лет. Они не только дали мне возможность сохранить контакт с моим телом и поддерживать его жизнь, но они также продолжают рост, который начала терапия. Я нашел их такими полезными, что прошу моих пациентов делать их дома в дополнение к терапии. Ценность этих упражнений была подтверждена всеми, кто их делал. В настоящее время мы разработали регулярные занятия с биоэнергетическими упражнениями для пациентов и других людей, которые доверились жизни тела. Так как эта поддержка телу продолжительна, мы ожидаем, что человек свяжет себя подобными обязательствами с упражнениями. Освобождение от чар антижизненной западной культуры привело многих людей к заинтересованности в восточной религии, философии и других дисциплинах. Большинство из них признают необходимость программ телесных упражнений для духовного развития. Широко распространившийся интерес к йоге является ярким тому доказательством. Я интересовался йогой до того, как встретил Райха, но она не привлекла мой «западный» ум. Однако во время моей работы с Райхом я осознал некоторое сходство между практической йогой и райхианской терапией. В обеих системах основной акцент делается на важности дыхания. Различие между двумя школами мышления заключалось в их направлении. Йога направлена вовнутрь, к духовному развитию, райхианская терапия — наружу, к творчеству и удовольствию. Согласование этих двух взглядов, конечно, необходимо, и я надеюсь, что биоэнергетика может помочь в этом. Некоторые передовые учителя йоги в Индии выразили свое личное отношение к биоэнергетическому пониманию тела — понимание, которое дает им возможность адаптировать техники йоги к западным потребностям. Совсем недавно и другие восточные дисциплины, ориентированные на тело, стали популярны в нашей стране. Наиболее известными являются китайские упражнения тай чи чуань. Как йога, так и тай-чи подчеркивает важность восприятия тела, достижение координации и грации и приобретение духовного сознания через идентификацию с телом. В этом они сильно отличаются от западных физкультурных программ, которые направлены на силу и контроль. Где же находят отражение биоэнергетические упражнения? Они представляют собой сочетание восточного и западного подходов. Что касается восточных дисциплин, то они тщательно избегают власти и контроля в пользу грации, координации и духовности тела. Они также стремятся способствовать самовыражению и сексуальности. Таким образом, они служат для открытия внутренней жизни тела, а также помогают распространить эту жизнь на внешний мир. Особенно они предназначены помочь человеку справиться со своими напряжениями, которые тормозят жизнь тела. Но как все восточные практики, они будут действовать, если станут занятием, которое выполняют не механически или принудительно, а с чувством удовольствия и ощущением смысла. Я не могу представить здесь полный список упражнений, которые мы используем в биоэнергетике. Я надеюсь сделать это в другой книге. Я могу добавить, что они не являются формальными и могут изменяться, чтобы соответствовать определенной потребности и определенной ситуации. Однако я опишу значительное количество этих упражнений, так как мы исследуем основные принципы, чтобы показать их назначение. Одним из основных упражнений было разработанное с самого начала и направленное на то, чтобы помочь мне тверже стать на ноги и ступни и стать более заземленным. Оно называется арка, или дуга и рассматривается как основная позиция напряжения (рис. 4). Рис. 4. Линия, наложенная на фигуру, показывает правильную арку, или изгиб тела. Центральная точка плеч находится прямо над центральной точкой ступней, и линия, соединяющая эти точки, является почти идеальной аркой, проходящей через центральную точку бедер. Когда тело находится в данной позиции, его части идеально сбалансированы: динамически -лук натянут и готов к действию, энергетически — тело заряжено от ступней до головы. Это означает, что существует поток возбуждения через все тело. Человек чувствует свои ступни на земле и свою голову в воздухе, также он чувствует, что составляет единое целое. Из-за того, что эта позиция является энергетически заряженной позицией напряжения, ноги начнут вибрировать. Мы используем эту позицию для того, чтобы дать возможность человеку ощутить чувство целостности и интегрированности посредством того, что он твердо стоит на ногах и держит голову вверх. Но мы также используем это положение для диагностики, так как оно позволяет немедленно обнаружить недостаток целостности в теле и указать на природу и местонахождение основного мышечного напряжения. Сейчас я опишу, как это влияет на арку. Мы используем эту позицию и упражнение в нашей работе более чем восемнадцать лет. Вообразите мое удивление, когда пациент показал мне фотографию китайцев, выполняющих точно такое же упражнение (рис. 5)*. Рис. 5. Заголовок и комментарии были наиболее интересны. Тао означает путь. Путь тао проходит в становлении гармонии человека со своим внутренним миром, а также с внешним миром и со Вселенной. Внешняя гармония на самом деле зависит от внутренней гармонии, которая может быть достигнута посредством «комбинации телесного движения и дыхательной техники». Биоэнергетика направлена на достижение такой же гармонии такими же средствами. Многие наши пациенты использовали различные варианты упражнений тай чи в сочетании с биоэнергетикой. Китайцы, однако, начали с предположения, что у них нет значительных телесных нарушений, которые мешают им выполнять упражнение правильно. Это предположение не может быть применено к западным людям. И является ли оно справедливым на сегодняшний день для китайцев — вопрос спорный. Широко распространенная проблема, с которой я встречаюсь у людей, — это общая зажатость и жесткость в теле, которые не дают людям согнуть их тело. Линия, соединяющая среднюю точку плеч и среднюю точку ступней, прямая (рис. 6). Рис. 6. В этом случае присутствует заметная негибкость ног. Человек совершенно не может согнуть свои лодыжки. Напряжение внизу спины мешает выгнуться. Таз слегка оттянут. Противоположное состояние — гиперподатливость спины, т. е. когда она слишком сильно гнется. Это означает слабость в мышцах спины, которую я отношу к недостаточной чувствительности в позвоночнике. Когда тело негнущееся, то и человек слишком жесткий, а в этом случае тело и человек очень легко поддаются влиянию. В обоих случаях арка делается неправильно, таким образом отсутствует ощущение целостности и плавности линий, нет чувства внутренней и внешней гармонии. На линии дуги имеется точка разрыва. Нижняя часть спины не служит для поддержки тела; эту функцию принимают на себя брюшные мышцы, которые сильно сокращены (рис.7). Рис. 7. Другим частым нарушением является разрыв в дуге из-за сильного втягивания таза. Это составляет контраст с предыдущим состоянием, когда таз слишком выдвинут вперед. Подобное нарушение показано на рис. 8. Рис. 8. Если в этом положении человек выдвигает свой таз вперед, его колени выпрямляются. Он может согнуть колени, только отведя таз назад. Заметно напряжение в нижней части спины, так же как и вдоль задней стороны ног. Если смотреть на тело спереди, то иногда становится заметным разделение тела на сегменты. Основные части тела, голова и шея, туловище и ноги не лежат на одной линии. Голова и шея наклонены вправо или влево. Туловище наклонено в противоположную сторону, а ноги находятся под углом к туловищу. Я нарисовал это положение с линией, показывающей угловатость (рис. 9). Рис. 9. Эти угловатости показывают, что тело не соединено вместе. Они представляют фрагменты целой личности, типичные для шизоидной или шизофренической личности. Шизо означает расщепление. Если расщепление существует в личности, оно должно также существовать в теле на энергетическом уровне. Человек есть его тело. Несколько лет назад мы с моими помощниками были приглашены для чтения лекций с демонстрацией методов биоэнергетики группе докторов и студентов Национального Института Психического Здоровья (National Institute of Mental Health). Моя лекция затронула тему тесных взаимоотношениях между телом и личностью. После лекции нас попросили продемонстрировать нашу способность устанавливать психиатрический диагноз по телу, не зная ничего о человеке. Нам последовательно представили нескольких человек, которых изучали доктора из института. Я просил каждого человека принять напряженное положение, описанное выше, чтобы посмотреть, насколько хорошо его тело выстраивается в линию. После наблюдения в течение короткого времени за телом пациента меня и моих помощников размещали по разным комнатам и вызывали по очереди, чтобы мы не могли консультироваться друг с другом, для оглашения диагноза. Мы все установили одинаковые диагнозы, совпадающие с заключениями докторов из института. В двух случаях расщепление линии тела было настолько ясным, что легко было установить диагноз шизоидной личности. В третьем случае излишняя ригидность была доминирующим качеством. У одного из шизоидных пациентов обнаружилось необычное качество: его глаза были разного цвета. Когда я обратил на это внимание, то был удивлен, что ни один человек в комнате не заметил этого. Как большинство психологов и психиатров, они были обучены слушать, а не смотреть. Они интересовались мыслями пациента и историей его жизни, а не его телом и тем, что оно выражает. Они еще не научились читать язык тела. Телесные нарушения, подобные описанным выше, поддерживают симптомы, побуждающие человека обратиться к терапевту. Ригидный человек будет неподатливым и неуступчивым в ситуациях, требующих мягкости и нежности. Человеку, чья спина слишком мягкая и гнущаяся, будет не хватать агрессии, когда это потребуется. Все пациенты чувствуют себя вне гармонии с самим собой и с окружающим миром. Для них выполнение упражнения «арка» не восстановит гармонию до тех пор, пока они не смогут делать его правильно. Однако это поможет им почувствовать напряжения в теле, которые мешают выполнять это упражнение правильно. Эти напряжения можно обнаружить при помощи других биоэнергетических упражнений; некоторые из них будут описаны в последующих главах данной книги. Когда я говорю, что человек, выполняющий арку правильно, находится в гармонии со вселенной, я не сомневаюсь и не делаю никаких оговорок, потому что я не видел человека с серьезной эмоциональной проблемой, способного выполнять это упражнение точно. Это не зависит от практики, так как это положение нельзя заучить. Это не статическое положение. Человека в этом положении просят дышать глубоко и полно. Человек должен быть способен поддерживать функционирование и целостность тела в напряжении. Регулярное выполнение упражнения очень помогает. Оно помогает человеку найти связь со своим телом, почувствовать нарушения и напряжения и понять их значение. Оно также помогает сохранить чувство гармонии со вселенной, если человек достиг его. Это вызов технологической культуре. III. Язык тела. Сердце жизни: суть дела. У языка тела, или телесного языка, две части. Одна имеет дело с телесными сигналами и выражениями, которые дают информацию о личности, другая — с вербальными выражениями, которые направлены на определение телесных функций. В этой главе я буду рассматривать обе части того, что называется телесным языком, начав со второй. Например, выражение «стоять на своих собственных ногах» является телесным языком. Оно значит, конечно, быть независимым и происходит из нашего общего опыта. Когда мы были детьми и были зависимы, нас поддерживали и содержали. Вырастая, мы учимся стоять на своих собственных ногах и быть независимыми. Многие подобные выражения являются частью нашего повседневного языка. Мы можем сказать о человеке, что у него «шея не сгибается», что означает упрямство, что он «кулак», что означает скупой, прижимистый и дающий мало, или у него «рот на замке», что означает малоговорящий. Мы говорим: «взвалить ответственность на свои плечи», «держать голову высоко», «прочно стоять на ногах», чтобы выразить наше психологическое отношение. Шандор Радо (Sandor Rado) предположил, что язык имеет свои корни в проприоцептивных ощущениях, так как основой всего языка является телесный язык. Я считаю, что это предположение обосновано, так как общение в первую очередь является попыткой поделиться чувствами, которые в свою очередь являются телесным ответом на ситуацию и события. Однако в мире, где существуют другие актуальные системы отношений, язык будет соединять в единое целое выражения из этих систем. Например, выражение «движение на высокой скорости» происходит из нашего опыта общения с самодвижущимися машинами и имеет смысл только для людей, которые хорошо осведомлены о подобных системах. Вторым примером является выражение «голова, полная пара», которое ссылается на работу паровых машин. Подобные выражения называются машинным языком. Сколько из них стало частью нашего способа общения и, следовательно, мышления! Я не знаю. Можно только предполагать, что наша продвигающаяся вперед технология будет вводить в наш словарь много новых выражений, далеких от телесного языка. Все механизмы являются в каком-то смысле продолжением человеческого тела и функций. Они работают на тех же принципах, что и тело. Это легко увидеть в простых инструментах, таких как вилы, которые являются продолжением руки, и пальцы, лопата, продолжающая сложенную в пригоршню руку, и кузнечный молот, продолжающий кулак. И даже сложные механизмы допускают это отношение к телу: телескоп является продолжением глаз, компьютер — мозга. Тем не менее мы часто не замечаем этого факта и стремимся думать о теле, которое действует по принципам механизма, а не наоборот. Мы отождествляем себя с машиной, которая в своем ограниченном функционировании является более мощным инструментом, чем тело. Мы начинаем представлять тело как машину, а затем теряем связь с его жизненными и чувствующими аспектами. Биоэнергетика не рассматривает тело ни как просто машину, ни даже как самую сложную и прекрасную машину, когда-либо созданную. Верно, что кто-то может сравнивать некоторые аспекты телесного функционирования с машиной. Сердце, например, может рассматриваться как насос. Изолированное от тела сердце является насосом, иначе говоря: если бы сердце не было включено в общую жизнь тела, оно было бы только насосом. Но оно вовлечено настолько, что это делает его сердцем, а не насосом. Разница между машиной и сердцем в том, что машина имеет ограниченную функцию. Насос качает — и больше ничего. Сердце также перекачивает, и в этой ограниченной работе оно функционирует как машина. Но сердце также является неотъемлемой частью тела, и в этом аспекте своего функционирования оно делает больше, чем перекачивает кровь. Оно принимает участие и вносит свой вклад в жизнь тела. Телесный язык признает эти различия, и это важно. Богатство выражений, включающих слово «сердце», показывает, как важны его немеханические аспекты для людей. Вот некоторые из них. В выражении «дойти до самой сердцевины дела» мы уравниваем сердце с пониманием сути. Оно также означает центр, или ядро, как в выражении «вы проникли в самое сердце», которое, мы предполагаем, означает глубину человека, более центральный аспект. «От всего сердца» — показывает полное доверие, так как это вовлекает глубинную часть человека. Каждый знает, что чувство любви у нас ассоциируется с сердцем. «Отдать сердце» — то же самое, что влюбиться, «открыть свое сердце» -поделиться любовью с другим человеком. «Носить сердце на рукаве» (значок, эмблема) — надеяться на любовь. Таким образом, это используется широко символично. Но сердце не только лишь ассоциируется с чувством, оно в соответствии с нашим языком чувствующий орган. Когда мы говорим: «Сердце сжалось у меня внутри», — это выражает проприоцептивное ощущение, которое другой человек может ощутить внутри себя как крайнюю степень беспокойства и разочарования. Сердце так же расширяется от радости, и это буквальное утверждение, не только переносное. Не является ли примером выражение «Вы разбили мое сердце», означающее реальную физическую травму? Я склонен верить, что это так, а так же то, что разбитые сердца часто сами поправляются. Слово «разбить» не обязательно означает «разбить на две или более части» Это может означать перерыв в ощущении связи между сердцем и телесной периферией. Чувство любви более не течет свободно из сердца в окружающий мир. Биоэнергетика проявляет интерес к тому, как человек обращается с чувством любви. Закрыто его сердце или у него открытое сердце? Открыто ли оно для мира или закрыто? Отношение человека ко всему может быть определено по выражению его тела, но чтобы сделать такой вывод, необходимо понимать язык тела. Сердце заключено в клетку из кости, грудную клетку. Эта клетка может быть жесткой или мягкой, неподвижной или способной к реакциям. Ее качество может быть оценено ощупыванием, когда замечаешь, что мышцы сжаты и поверхность грудной клетки не поддается мягкому надавливанию. Подвижность грудной клетки видна при дыхании. У большого количества людей грудная клетка не движется вместе с дыханием. У таких людей видимые дыхательные движения являются преимущественно диафрагмальными, лишь с легким вовлечением живота. Грудная клетка наполнена воздухом и держится в положении вдоха. У некоторых людей грудина образует выпуклость, как бы удерживая окружающих на расстояний от сердца. Выпячивание грудной клетки является формой вызова, неповиновения. Если вы сделаете это намеренно, вы ощутите, что тело говорит: «Я не позволю вам приблизиться ко мне». Первый канал коммуникации для сердца проходит через рот и горло. Это первый, младенческий канал, так как младенец с помощью губ и рта достигает материнской груди. Однако ребенок не делает это исключительно при помощи губ и рта, он также устанавливает контакт с помощью сердца. При поцелуе мы сохраняем осознание этого момента как выражение любви. Но поцелуй может быть жестом любви или выражением любви; разница в том присутствует там сердце или нет, а это зависит от того, открыт или закрыт канал коммуникации между ртом и сердцем. Зажатое горло и напряженная шея могут фактически блокировать любые проходящие чувства. В этих случаях сердце относительно изолировано, закрыто. Второй сердечный канал коммуникации проходит через руки -от начала до кончиков пальцев так как они предназначены для того, чтобы прикасаться. В этом случае образом любви является нежное мягкое и заботливое прикосновение материнской руки. И здесь также, если действие должно быть выражением любви, чувство должно пойти от сердца и влиться в руки. Истинно любящие руки в высшей степени заряжены энергией. Такие руки обладают целебным свойством при прикосновении. Течение чувств или энергии к рукам может быть заблокировано напряжением плечей или спазмами в мышцах кистей. Напряжение в плечах развивается, когда человек боится ударить сплеча или наброситься с кулаками. Напряжение в мелких мышцах кисти является результатом подавления побуждения схватить или сжать, царапать или душить. Я полагаю что подобные напряжения ответственны за ревматоидный артрит в руках. В некоторых случаях я находил, что выполнение упражнения, описанного в первой главе, когда кисти рук сжаты вместе в сверхрастяжении, помогло ряду людей побороть атаку ревматоидного артрита в кистях рук. Третий канал коммуникации от сердца к миру спускается вниз через талию и таз к половым органам. Секс является актом любви, но является ли он просто действием или выражением искренних чувств, снова вопрос того, участвует ли в этом сердце. Когда чувство любви к партнеру сильное, сексуальное переживание интенсивное и достигает уровня возбуждения, что делает кульминационный пик или оргазм, экстатическим явлением. Ранее я уже отмечал /11/, что полный и удовлетворяющий оргазм возможен только тогда, когда человек отдается этому полностью. В этом случае он может почувствовать сердечный скачок (скачок радости) в момент кульминации. Но этот канал также может быть отрезан или закрыт в разной степени напряжением в нижней части тела. Секс без чувств подобен еде без аппетита. Конечно, у многих людей есть какие-то чувства, вопрос лишь в том, как их много и насколько открыт канал коммуникации. Одним из наиболее общих расстройств у людей является разобщение между верхней и нижней половинами тела. Иногда эти две половины не выглядят принадлежащими одному и тому же человеку. У некоторых людей верхняя часть тела хорошо развита, в то время как таз и ноги малы и выглядят довольно незрелыми, как если бы они принадлежали ребенку. У других таз полный и округлый, но верхняя половина тела маленькая, узкая, как у ребенка. Во всех этих случаях чувства одной части не интегрированы с чувствами другой. Иногда верхняя половина тела имеет жесткие ригидные агрессивные качества, в то время как нижняя половина проявляет мягкость, пассивность и мазохизм. Всякий раз, когда существует степень диссоциации, естественные дыхательные движения свободно не протекают через тело. Дыхание либо грудное, с малым вовлечением живота, либо диафрагмальное, с ограниченными движениями грудной клетки. Если попросить человека согнуться, как в арке тайчи, описанной ранее, линия тела не сформирует правильную дугу. Таз либо удерживается впереди, либо оттянут назад, вызывая разрыв в линии и в единстве тела. Недостаток единства означает, что голова, сердце и гениталии дезинтегрированы. Хроническое мышечное напряжение, блокирующее свободное течение возбуждения и чувства, часто обнаруживается в диафрагме, мышцах, окружающих таз, и в верхних частях ног. Расслабление мышц с помощью как физического, так и психологического подхода позволяет людям начать чувствовать «целостность». Это их мир. Голова, сердце и гениталии или мысли, чувства и секс более не разделены на части или отдельные функции. Секс все больше и больше становится выражением любви с соответственно большим удовольствием. Беспорядочное половое поведение, которое было ранее, как правило, прекращается. У женщин сердце имеет прямую и непосредственную связь с грудью, которая эротически и гормонально отвечает на импульсы, проистекающие из сердца. При сексуальном возбуждении соски наливаются кровью и выпрямляются, при кормлении молочные железы выделяют молоко. Таким образом, естественно, что процесс кормления является одним из явных выражений материнской любви. Иначе говоря, трудно представить, чтобы материнское молоко было не по душе ребенку. Младенец был зачат и развивался в той же самой среде, в которой вырабатывается молоко. Тем не менее пациенты сообщали, что они ощущали материнское молоко невкусным. Хотя я принимал подобные заявления серьезно, я не верю, что молоко само по себе было виновато. Более вероятно, что мать была озлоблена и обижена на обремененность ребенком, а ребенок ощущал это и реагировал. Кормление, аналогично сексу, более чем физиологическая реакция. Это эмоциональный ответ, и, следовательно, он так же подчинен материнскому настроению и отношению. Поток чувств из сердца к груди может быть созидательным и разрушительным. Я рассуждал о сердце так обстоятельно, потому что оно является центром всей терапии. Люди приходят на лечение с различными жалобами: депрессия, тревога, чувство неадекватности, ощущение несостоятельности и т. д. Но за каждой жалобой стоит отсутствие радости и удовлетворения в жизни. Сегодня модно говорить о самореализации и человеческом потенциале, но эти выражения не имеют смысла, пока кто-нибудь не спросит: потенциал для чего? Если кто-нибудь хочет жить более полно и богато, это возможно только в том случае, когда он откроет свое сердце для жизни и любви. Без любви к себе подобным — к природе, к Вселенной человек холоден, обособлен и жесток. Из наших сердец исходит теплота, объединяющая нас с миром, в котором мы живем. Эта теплота и есть чувство любви. Цель всей терапии помочь человеку увеличить его способность отдавать и получать любовь: развить его сердце, не только ум. Взаимодействие с жизнью. Поскольку мы движемся от сердца к периферии тела, далее рассмотрим те органы, которые взаимодействуют с окружающим миром. Наш телесный язык насыщен выражениями, которые происходят из проприоцептивного осознавания функций. Эти выражения столь богаты образами и значениями, что никто из изучающих человеческую личность не может проигнорировать их. Мы начнем с лица, так как это та часть тела, которая открыто обращена к миру. Это то первое, что оценивается, когда один человек смотрит на другого. Так же как слово «сердце» сравнивалось по значению с центром, или ядром, так же и значение слова «лицо» расширилось и включает в себя внешний вид предметов и ситуаций. Так говорят о лице здания или пейзажа. В замечании «старые проблемы с новым лицом» мы ссылаемся на внешние изменения в ситуации без соответствующего изменения в сущности. Слово «лицо» так же используется при обращении к персональному образу, который соотносит понятие лица с эго, так как эго в одной из своих функций сопоставляется с образом, который человек проецирует. «Потерять лицо» означает испытать удар по своему эго, поэтому большинство людей стараются «сохранить лицо». Если кто-то «прячет свое лицо», это означает чувство стыда, в котором эго чувствует себя униженным. Личность с сильным эго «глядит в лицо» ситуации, в то время как слабая личность могла «отвернуть лицо». Самовыражение включает в себя лицо, а то выражение лица, которое мы принимаем, много говорит о том, кто мы и как мы себя чувствуем. Есть лица улыбающиеся, подавленные, ясные, печальные и т. д. К несчастью, большинство людей не осознают выражение своих лиц до такой степени, что они теряют связь с тем, что они есть и что они чувствуют. Эти размышления позволяют нам оценить персональное эго, исходя из лица. Лицо шизоидного индивидуума обычно маскообразно, что является одним из диагностических признаков этого состояния — показателем низкого положения его эго. Так как состояние при терапии улучшается, лицо становится более выразительным. Большое полное лицо означает сильное эго (это язык тела), но иногда можно увидеть большие голову и лицо на маленьком теле или наоборот, большое тело с маленькими головой и лицом. В этих случаях можно предположить определенный уровень диссоциации между эго и телом. Другое интересное наблюдение — тенденция многих длинноволосых юношей и девушек прятать свое лицо под волосами. Мне это представляется выражением их нежелания быть обращенными лицом к миру. Это может быть так же интерпретировано как неприятие нашей культуральной склонности придавать слишком большое значение внешнему виду. Многие молодые люди в своих личных выпадах имеют анти-эго предубеждение: престиж, состояние, внешний вид и материальные признаки положения и власти отвратительны для них. Мы можем понять эту позицию как сверхреакцию на важность внешнего вида, который ценился их родителями так высоко и часто за счет внутренней правды и внутренних ценностей. Каждый орган и черты лица имеют свой собственный телесный язык. Брови, глаза, щеки, рот и подбородок используются для обозначения различных качеств или особенностей. Посмотрим на некоторые из выражений, включающих в себя эти анатомические части. Высокий лоб означает человека, претендующего на утонченность и интеллектуальность. Противоположность этому — низкий лоб — грубый малый. Когда человек смотрит потупленно, это значит, что он запуган угрозами, повелительными словами или взглядами. Его брови фактически опущены. Когда человек бесстыжий и дерзкий, говорят. что он имеет наглую морду. Его щеки буквально выделяются, так как они становятся наполненными кровью и чувством. Функция зрения очень важна, чтобы осознать, что мы уравниваем слово «видение» с пониманием. «Далеко видящий человек» не только видит далеко, но также мыслит вперед. Блестящие глаза являются одновременно признаком и символом бьющей через край энергии. Как выразительный орган глаза играют большую роль в языке тела. Так много значения может быть передано взглядом, что мы часто оцениваем людские ответы по глазам. Что касается рта, мы используем такие выражение, как «большеротый», «златоустый», «рот на замке» и так далее. Функция зубов также богата метафорами. «Ухватить кусок» — более сильное выражение, чем «вступить в борьбу». Человек, который «держится зубами за свою шкуру», находится в отчаянии. Мы говорим о «лакомом кусочке», как о чем-то, что обещает удовольствие. Наконец, я хотел бы отметить английское выражение «выше голову» (дословно «выше подбородок»), что означает не унывать при невзгодах. Опускание подбородка является начальным движением на пути к рыданиям. Это можно отчетливо наблюдать у младенцев, чьи подбородки опускаются и начинают дрожать непосредственно перед началом плача. В биоэнергетической терапии иногда необходимо убедить пациента опустить подбородок прежде чем он сможет позволить себе начать плакать. Человеческий голос наиболее выразительное средство человека. Пол Мозес в своей книге «Голос невроза» описывает звуковые элементы в голосе и показывает их отношение к личности. В дальнейшем я буду обсуждать лежащие в данной основе концепции, которые дают возможность интерпретировать личность, исходя из голоса. Телесный язык признает важность присутствия голоса. Если у кого-то в деле «нет голоса», это означает, что он не идет в расчет. Ему «нечего говорить». Потеря голоса может, следовательно, означать потерю положения в обществе. Функции плеч, рук и кистей рук делают свой вклад в телесный язык. Человек «взваливает на свои плечи ответственность», если он несет ее. Он «расталкивает локтями себе дорогу», если агрессивен; и «берет в руки оружие», когда встречает опасность. Если кто-то «держит себя в руках», мы гордимся им. Чье-то участие в делах описывается как «иметь свою руку». Кисть руки является главным инструментом при прикасании. Она содержит больше осязательных нервных окончаний, чем любая другая часть тела. Прикосновение, таким образом, является в большей степени функцией контакта кисти, но это не механическое действие. В человеческих отношениях прикасание является чувственным контактом с другим лицом. Итак, выражение «я тронут вами» является другим способом высказывания того, что вы пробудили во мне ответные чувства — более тонкий способ высказывания, так как это также подразумевает идею близости. «Контактировать» означает быть осведомленным. Это выражение показывает тесную связь между прикасанием и знаниями. Младенцы узнают качества предметов, помещая их в рот, где вкус является важной чувствительной модальностью. Дети, однако, учатся дотрагиваться. Связь между прикасанием и узнаванием ставит важный вопрос перед терапией. Можно ли реально узнать другого человека, не прикасаясь к нему? Или как вы сможете почувствовать другого человека, не прикасаясь к нему? Традиционный психоанализ с его избеганием любого физического контакта между пациентом и аналитиком, я полагаю, из-за страха, что подобный контакт может пробудить сексуальные чувства, поставил барьер между двумя людьми, которые нуждаются в соприкосновении друг с другом более непосредственным способом, чем через слова. При прикасании к телу пациента терапевт может ощутить в нем многие вещи: мягкость и жесткость его мускулатуры, сухость его кожи, жизненность его тканей. Через свое касание он может передать пациенту идею, что он чувствует и принимает пациента как физическое существо и что прикасание является естественным способом контактирования. Для пациента физическое прикосновение терапевта является признаком его заботы. Это возвращает к тем дням, когда пребывание на руках у матери и ее прикосновение было выражением нежной и ласковой заботы матери. В нашей культуре многие люди страдают от отсутствия телесного контакта, восходящего ко времени их раннего детства. В результате этого лишения они хотят, чтобы к ним прикасались бережно и держали на руках, но они боятся попросить об этом. Они чувствуют запрет на физический контакт, потому что умственно и физически он слишком тесно связан с сексуальностью. Так как запрет такого рода осложняет для людей реальный контакт друг с другом*, то терапевтически важно уничтожить эго. Таким образом, терапевт должен показать, что он не боится прикоснуться к пациенту. Но если терапевт кладет руки на пациента, это поднимает вопрос о качестве касания. Можно прикоснуться к пациенту, особенно противоположного пола таким образом, что прикасание будет восприниматься как сексуальное, а физический контакт эротически. Подобное прикасание подкрепляет глубочайшую тревогу пациента относительно физического контакта и усиливает запрет на глубоком уровне, несмотря на заверение терапевта, что все в порядке. Не все в порядке. Любое сексуальное вовлечение терапевта является предательством доверия в терапевтических отношениях, и оно подвергает пациента той же самой травме, которую он испытал в детско-родительских отношениях. Если предательство воспринимается как норма, это ведет к паттерну сексуального внешнего притворства, которое скрывает невозможность установить настоящий контакт через касание. Терапевтическое касание должно быть теплым, дружелюбным, заслуживающим доверия и свободным от любого личного интереса, чтобы вселять уверенность при прикосновении. Но поскольку терапевт также является человеком, его личные чувства временами могут быть помехой. Когда это случается, ему не следует касаться пациента. Следовательно, терапевт должен знать себя, быть в мире с самим собой, прежде чем он сможет контактировать с пациентом. Прохождение через свою собственную терапию является основным условием для проведения терапии с другими. От терапевта следует ожидать знания характерных особенностей прикасания, способности узнавать разницу между чувственными прикасаниями и поддерживающими, между решительными и жесткими и между чисто механическим прикасанием и тем, которое наполнено чувством. У пациента существует большая потребность дотронуться до терапевта, потому что существует табу на такое прикосновение, что является причиной возникновения чувства изоляции. Чтобы преодолеть этот запрет, я часто прошу пациента, в то время как он лежит на кровати, дотронуться до моего лица. Я использую эту процедуру после того, как раскрыл некоторые опасения пациентов. Нагнувшись над ним, я нахожусь в позиции матери или отца, глядящего на пациента как на ребенка. Сомнение, пробный жест, тревога, вызванные этим маневром, сначала поражали меня. Многие пациенты дотрагивались до моего лица только кончиками пальцев, как если бы боялись полного контакта рукой. Некоторые говорили, что опасались быть отвергнутыми, другие чувствовали, что не имеют права прикоснуться ко мне. Без одобрения лишь немногие ощущали, что могут приблизить мое лицо к своему, хотя это было то, что они хотели сделать. Во всех случаях эта процедура вела в глубь проблемы, которую нельзя было постичь только с помощью слов. В некоторых случаях прикасание пациентов носит исследовательский характер. Человек позволяет своим пальцам блуждать по моему лицу, подобно ребенку, исследующему черты лица у родителей. Иногда пациент отталкивает мое лицо прочь, возвращая неприятие, которое он однажды испытал. Однако если пациент поддается своему сильному желанию физического контакта, он охотно притянет меня к себе, держа крепко и чувствуя мое тело своими руками. Поскольку я чувствую его сильное желание, он чувствует мое принятие. Вступление в контакт со мной дает ему возможность вступить в больший контакт с самим собой, что является целью терапевтического усилия. Следующая, наиболее важная, область взаимодействия заключается в отношении человека к земле. Каждая поза, которую мы принимаем, каждый шаг. который мы делаем, включает в себя это отношение. В отличие от птиц или рыб, больше всего времени мы проводим на суше. И в отличие от других млекопитающих, мы стоим и передвигаемся на двух ногах. Это положение освобождает наши руки за счет перемещения функции поддержки массы тела на позвоночный столб и ноги. Переход к прямому положению перемещает напряжение на мышцы спины, сосредоточенные в пояснично-крестцовой области. Мы можем, например, описать индивидуума как имеющего «устойчивость» или «неустойчивость» в обществе. В последнем случае он не считается личностью. В какой-то ситуации мы можем также спросить: «Как вы стоите?». Ваша поза будет определять вашу позицию. Кто-то может «стоять за» предложение или против него. Если кто-то не «встал на свою позицию», он остался «стоять в стороне». Если человек занял какую-то позицию, то он может «твердо стоять на этом», в этом случае он «стоит на своем». Существует понятие устойчивости положения. Это отражается в таких утверждениях, как «устоять» при нападении, разрушении или болезни, или «устоять против критики». Противоположностью «стоять» как глаголу является не «сидеть», что представляет из себя иной вид действия, а болтаться, резко падать и изворачиваться. «Изворотливый» тип не стоит на одном месте, человек, который «падает», не может удержать позицию, а «болтающийся без дела», оказывается без места. Эти выражения являются метафорами, когда используются для описания поведения; в то же время применительно к личности они имеют буквальный смысл. Существуют люди, чьи тела показывают привычную сутулость, у других тела как бы падают или выражают некоторую степень слабости. Некоторые люди не могут стоять спокойно, не перенося массу своего тела с одной ноги на другую. Когда подобные термины описывают типичное положение тела, они описывают человека. Положение человека в жизни (т. е. его основная позиция как человеческого существа) ярко отражается его телом. Давайте возьмем как наиболее общий пример склонность многих людей стоять со сведенными вместе коленями. Результатом этого положения является преобразование ног в жесткую опору при утрате их гибкости (действия коленей). Это положение неестественное, а его использование означает, что человек чувствует потребность в дополнительной поддержке. Таким образом, эта поза говорит нам о том, что у данного человека есть ощущение неустойчивости (иначе зачем необходимость дополнительной поддержки?), осознает он это чувство или нет. Попытка попросить этого человека постоять со слегка согнутыми коленями во многих случаях вызовет вибрацию в ногах, а это может пробудить чувство, что «мои ноги не хотят держать меня». При правильном стоянии человек должен быть заземлен. Ступни должны довольно ровно стоять на полу, своды стоп должны быть расслаблены, но не сильно. То, что мы обычно называем плоскостопием, является сильно расслабленным сводом стопы, в результате чего масса тела перемещается на внутреннюю сторону стопы. С другой стороны, высокий свод стопы является признаком спастичности или сокращения мышц стопы. Высокий подъем стопы уменьшает контакт между стопой и землей, что означает, что ноги человека недостаточно прочно стоят на земле. Интересно отметить, что высокий подъем стопы в течение долгого времени считался более здоровым и имеющим наибольшие достоинства. Многие из нас могут вспомнить, что полицейских называли плоскостопыми из-за того, как мне кажется, что их стопы были вынуждены стать плоскими из-за «отбивания ритма», как мы все еще говорим. «Плоскостопый» было пренебрежительным выражением и означало низкую позицию на социальной лестнице. Когда я был маленький, моя мать постоянно беспокоилась по поводу моего плоскостопия. Она клала жесткую прокладку в мои теннисные туфли из-за боязни плоскостопия. Мне очень хотелось иметь теннисные туфли, потому что они были идеальны для бега и для игр в мяч, в которые мы играли. У всех остальных детей были тенниски, поэтому я начал сражение и в конце концов получил их. Однако моя мать настояла, чтобы у меня были стельки для поддержания свода стопы, что было для меня мукой, и потребовалось некоторое время, чтобы я мог освободиться от этого бедствия. Причина страданий была реальная, потому что в детстве я все время страдал от мозолей из-за тесной жесткой обуви. У меня никогда не было плоскостопия, но у меня не было и высоко! о подъема, что доставило бы радость моей матери. На самом деле мои ступни не были достаточно плоскими, и в течение тех лет, когда я работал над своей биоэнергетикой, я пытался привести мои ступни в более полное соприкосновение с землей, уплощая их. Я уверен, что в результате этой работы у меня не стало мозолей, потертостей, мои ноги окрепли. Отношение ступней к состоянию устойчивости и социальному положению нашло отражение в давнем китайском обычае туго стягивать ступни маленьким девочкам, оставляя ноги маленькими и относительно бесполезными. Для этого было две причины. Маленькие ступни были признаком более высокого социального положения; все женщины китайской знати имели маленькие ступни. Это означало, что они не должны были выполнять тяжелую физическую работу или ходить далеко, вместо этого их носили на носилках. Крестьянские женщины, которые не могли позволить себе такую роскошь, оставались с большими, широкими, плоскими ступнями. Другой причиной для связывания женских ступней было то, что это привязывало их к дому и отнимало их независимость. Несмотря на то что этот обычай был классовым, его можно рассматривать как отражение культуральных и социальных взглядов китайцев. Исследование того, как культуральные отношения отражаются в выражении тела, называется кинезисом. В биоэнергетике мы изучаем влияние культуры на само тело. На протяжении многих лет на доске бюллетеней в Институте Биоэнергетического Анализа висела картинка, изображающая профессора анатомии, стоящего перед схемой человеческой ноги с указкой в руке и обращенного лицом к обучающимся в медицинской школе. В надписи под картинкой были его слова: «Я уверен, что те из вас, кто собираются стать психиатрами, все же заинтересуются тем, что я хочу вам рассказать». Наверное, то, что он собирался сказать относительно стопы, не относилось к психиатрии. Мы в биоэнергетике всегда верили, что ноги человека могут рассказать о его личности столько же, сколько его голова. Прежде чем я ставлю диагноз личностной проблеме, я предпочитаю посмотреть, как человек стоит. Чтобы сделать это, я смотрю на его ноги. Уравновешенная личность устойчиво стоит на ногах, масса ее тела полностью распределена между носками и пятками. Если масса человека перенесена на пятки, как это случается, когда он стоит со сведенными коленями, то человек физически не сбалансирован. Легкий толчок в грудь легко опрокинет его назад, особенно если он не готов к сопротивлению. Я демонстрировал это много раз в ходе наших семинаров. О таком человеке можно сказать, что он «бесхарактерный», его «легко сбить». Эта позиция пассивна. Перенесение массы тела на носки делает человека готовым к движению вперед, придавая ему агрессивное положение. Так как балансирование не является статическим явлением, то оно требует постоянного регулирования положения тела человека и делает необходимым осознание важности его ног. Замечание типа «человек стоит двумя ногами на земле» может быть понято буквально только тогда, когда существует ощутимый контакт между ногами и землей. Такой контакт имеет место, если возбуждение или энергия попадает в стопы, создавая состояние вибрирующего напряжения, подобное описанному выше для рук, когда человек концентрирует внимание или направляет свою энергию на них. Тогда человек осознает свои стопы и способен правильно сохранить равновесие тела. Все говорят, что современный человек отчужден или изолирован, реже его описывают как вырванного с корнем или не имеющего корней. Джеймс Мишенер охарактеризовал часть современной молодежи как дрейфующие. Как культуральное явление — это предмет социологического исследования, но это также и биоэнергетическое явление; недостаток чувства укорененности должен происходить из некоторого расстройства в функционировании тела. Нарушение происходит в ногах, которые являются нашими подвижными корнями. Так же как корни дерева, наши ноги и ступни энергетически взаимодействуют с землей. Человек может чувствовать, как заряжаются и оживают его ноги, когда он идет босиком по мокрой траве или горячему песку. Человек также может получить подобное ощущение от биоэнергетического телесно переживаемого упражнения. Я обычно использую для этой цели такое упражнение: прошу человека нагнуться вперед и слегка коснуться земли кончиками пальцев. Стопы расставлены на ширину примерно двенадцать дюймов (30 см), носки чуть-чуть повернуты вовнутрь. Начав выполнять это с согнутыми в коленях ногами, человек выпрямляет их, пока не возникает напряжения в мышцах, расположенных на задней поверхности ног. Однако ноги не следует полностью выпрямлять. Нужно держать это положение около минуты или больше, до тех пор, пока человек дышит легко и глубоко. Когда ощущение попадает в ноги, они начнут вибрировать, когда оно достигает ступней, в них может начаться покалывание. Пациенты, выполняющие это упражнение, иногда говорят, что чувствуют себя «укоренившимися», когда это происходит; они могут даже ощущать свои ноги вросшими в пол. Ощущение «укорененности», или «заземленноети», наличие «устойчивости», или «выносливости», являются важными и. как мне кажется, редкими человеческими ценностями. Автомобиль лишил нас использования наших ног и ступней в полной мере. А путешествия по воздуху полностью оторвали нас от земли. Однако их основное действие на тело является больше косвенным, чем направленным. Влияние современной цивилизации в основном изменяет детско-родительские взаимоотношения, заметно уменьшая близость телесных контактов между матерью и младенцем. Мать является первой опорой для младенца, или, говоря иначе, младенец заземляется через тело своей матери. Почва и земля символически идентифицируются с матерью, которая является представителем земли и дома. Интересно отметить, что слово «укоренение» также используется при описании инстинктивных движений младенца в поисках соска. Мои пациенты терпели неудачу в развитии чувства заземленности или укорененности из-за недостатка приятного контакта с телом своей матери. Без сомнения, их матери сами не были полностью заземленными людьми. Мать, которая сама часто меняет место жительства и образ жизни, не может обеспечить чувство безопасности и заземленности, в которых нуждается младенец. Если мы не будем признавать эти биоэнергетические факты, то будем неспособны предотвратить катастрофическое влияние на человеческую жизнь высоко механизированной и технологической культуры. Знаки и выражения тела. Язык тела — это не что иное, как невербальная коммуникация. В настоящее время он вызывает повышенный интерес, поскольку было обнаружено, что большое количество информации передается или может быть получено невербальным путем. Тон голоса человека или его взгляд часто имеют большее влияние, чем слова, которые он произносит. Когда я был маленький, дети часто пели такой припев: «Палки и камни могут сломать мои кости, а дразнилка никогда не убьет меня», подразумевая, что они были глухи к вербальным насмешкам. Но ведь есть и выражение: «Взглядом можно убить». Если мать посылает ребенку убийственный взгляд, то от него не легко уклониться. Дети лучше осознают язык тела, чем взрослые, которых в школе долгие годы учили обращать внимание на слова и игнорировать выражение тела. Каждый умный студент, изучающий поведение человека, знает, что словами можно сказать ложь. Часто невозможно узнать из слов, правдива или лжива передаваемая информация. Особенно правдиво слова звучат в личных заявлениях. Например, когда пациент говорит: «Я чувствую себя замечательно» или «Моя сексуальная жизнь великолепна, в ней нет ничего плохого», — то нельзя узнать из его слов, правдивы ли его утверждения или нет. Мы часто говорим, что хотим, чтобы люди доверяли нам. С другой стороны, язык тела не может обмануть, если человек знает, как прочесть его. Если мой пациент действительно чувствует себя отлично, его тело будет отражать это состояние. Я могу предположить, что его лицо будет сиять, глаза будут блестеть, голос будет звучным, а движения живыми. При отсутствии этих физических признаков я переспрошу его по поводу его утверждения. То же самое в значительной степени относится к замечанию по поводу сексуальности. Когда тело человека показывает через паттерн мышечного напряжения, что человек держит свои чувства внутри — поджатый таз и сдавленная шея — то невозможно, чтобы у него была «великолепная» сексуальная жизнь, потому что он не способен дать выход сильному сексуальному возбуждению. Тело не лжет. Даже тогда, когда человек пытается спрятать свои правдивые чувства за некоторую искусственно созданную позу, его тело разоблачает притворство состоянием напряжения, которое оно создает. Никто не является хозяином своего тела полностью, и это может использоваться как детектор лжи. Когда человек говорит ложь, то создается состояние телесного напряжения, которое отражается на артериальном давлении крови, пульсе и электрической проводимости кожи. Новейшие технологии анализируют голос, чтобы установить различия: тон и резонанс отражают любые чувства человека. Поэтому логично, что его используют в процедурах определения лжи. Мы знакомы с использованием почерка для определения личностных черт. Существуют люди, которые заявляют, что могут читать характер человека по походке. Если отдельный аспект телесного выражения обнаруживает, кто мы есть, то, конечно же, наше тело, взятое полностью, должно рассказать историю жизни более полно и более ясно. Действительно, мы реагируем на других людей как физические тела. Мы постоянно оцениваем друг друга с физической точки зрения, быстро определяя силу или слабость человека, его живость или полное безразличие, возраст, сексуальную привлекательность и т. д. Исходя из выражения тела человека, мы часто решаем, можем ли доверять ему, какое у него настроение и его отношение к жизни. Молодые люди сейчас говорят об энергетике человека, или вибрации, как о хорошей или плохой, в зависимости от того, как тело действует на наблюдателя. В психиатрии, в частности, субъективные впечатления, которые врач получает от выражения тела пациента, являются наиболее важными данными, с которыми предстоит работать, и практически все терапевты постоянно используют эту информацию. Однако в психиатрии, особенно в государственной, существует нежелание расценивать эту информацию как значимую и достоверную, потому что ее нелегко подтвердить объективно. Я думаю, что вопрос того, насколько мы можем доверять своим чувствам и ощущениям, является существенно важным. Дети, у которых меньше причин сомневаться в своих чувствах, больше полагаются на эту информацию, чем взрослые. Есть сказка «Новое платье короля». В нынешние времена, когда существует сильная тенденция манипулировать мыслями и поведением людей при помощи слов и образов, этот источник информации является в высшей степени важным. Представляя концепции биоэнергетики профессионалам, я часто сталкиваюсь с их требованиями статистики, цифр и хорошо проверенных фактов. Я могу понять желание получить подобную информацию, но это не должно служить причиной отрицания очевидных чувств. Мы биологически снабжены дистанционными рецепторами -глазами, ушами и носом, которые дают нам возможность оценить ситуацию, прежде чем мы сунем в нее свой нос. Если мы не будем доверять нашим чувствам, то подорвем нашу способность ощущать и понимать смысл. Чувствуя другого человека, мы можем понять, что он рассказывает о своей жизни, борьбе и неудачах. Затем мы можем понять его как человеческое существо, что является основным условием, чтобы помочь ему. Эмпатия — функция проективной идентификации, когда один человек способен почувствовать себя на месте другого и продолжает осознавать собственную идентичность как самостоятельная личность. Вследствие того что все люди по своим основным функциям похожи друг на друга, то они могут резонировать между собой, когда находятся на одинаковой длине волны. Если это происходит, то ощущения одного тела похожи на ощущения другого. Практически это означает, что если один человек принимает положение тела другого человека, то он может понять значение или почувствовать, что выражает это тело. Предположите, что вы видите другого человека, чья грудь полна воздуха, плечи подняты, брови приподняты вверх, и вы хотите знать, что означает эта поза. Примите это положение. Вдохните воздух, расправьте плечи и поднимите брови. Если вы находитесь в контакте со своим телом, то вы сразу же ощутите страх. Вы можете чувствовать или не чувствовать себя напуганным. Это зависит от того, пробудит ли это положение страх внутри вас, но вы правильно определите выражение. Тогда вы поймете, что на языке тела другой человек говорит: «Я испуган». Другой человек может не чувствовать страх, несмотря на его выражение страха. Если это так, то значит, что он не находится в контакте с тем. что выражает его тело. Это обычно происходит, когда определенная поза тела существует давно и уже стала частью тела. Паттерны хронического сдерживания или напряжения теряют свой эффективный, или энергетический, заряд и удаляются из сознания. Они не ощущаются и не переживаются. Положение тела становится «второй натурой» для человека, и с этой точки зрения мы рассматриваем его как часть характера. В итоге можно распознать такого человека по этой позе, хотя на первый взгляд она может показаться странной. Наше первое впечатление от людей — это отклики их тел, которые мы обычно игнорируем, потому что сосредоточиваемся на их словах и поступках. Слова и действия являются слишком обширным предметом для добровольного контроля. Они могут использоваться для создания впечатления, противоречащего выражению тела. Так человек, чье тело выражает страх, может говорить и действовать с показной храбростью, и с этой позицией он будет больше отождествлять себя на уровне эго, чем со страхом, который выражает его тело. В данном случае мы описали сознательную позицию как компенсацию, т. е. как попытку преодолеть лежащий внутри страх. Когда человек начинает отрицать страх, который выражает его тело, то такое поведение называется противостраховым. Язык тела не лжет, а говорит так, что может быть понят только другим телом. Дублирование выражения тела другого человека необходимо для того, чтобы для начала понять его значение. После того как оно определено, человек ассоциирует его с выражением, когда-то уже виденным. Так мы знаем, что натянутые, сжатые губы выражают неодобрение, выдвинутая вперед челюсть — вызов, а широко открытые глаза — страх. Однако чтобы убедить себя в обоснованности своей интерпретации, мы можем принять эти выражения. Сейчас мне хотелось бы попросить читателя принять следующую позицию и посмотреть, совпадет ли его интерпретация с моей. В положении стоя втяните ягодицы вперед и зажмите мышцы таза. Вы сможете заметить два эффекта: во-первых, верхняя часть туловища будет слабеть в районе диафрагмы, во-вторых, паттерн напряжения в области таза является одним из сдерживаний, или «удерживаний». Резкая слабость является потерей качеств тела и, следовательно, потерей самоутверждения. Если вы представите себе человека с хвостом, то вы нарисуете этот орган засунутым между ног. Побитая собака принимает такую же позу. Поэтому я считаю, что мы имеем все основания интерпретировать это положение тела как признак того, что человека побили, нанесли поражение или унизили. Зажатость ощущается как напряженность и пережатие выходов из таза: анального, уретрального и генитального. Во многих психологических исследованиях показано, что резкое ослабление эго вместе с сопутствующим чувством унижения и поражения плюс тенденция сдерживать чувства являются типичными для индивидуумов с мазохистскими наклонностями. Следующий шаг включает в себя корреляцию целого ряда психологических черт с определенной физической позой. Когда это соотношение установлено, оно проверяется повторно, несмотря на наблюдение за другими пациентами. Наконец, черта характера отождествляется с определенным положением тела. Когда я вижу человека, у которого ягодицы втянуты вперед и таз зажат, это указывает на мазохистский элемент в его личности. Чтение по выражению тела часто затруднено присутствием так называемых компенсаторных поз тела. Так, некоторые индивидуумы, у которых поза тела обнаруживает мазохистские тенденции, такие как втянутые ягодицы, могут, наоборот, принимать положение вызова в верхней части тела — челюсть выпячена вперед, грудь выгнута, — чтобы преодолеть мазохистскую покорность, выраженную в нижней части тела. Похожим образом преувеличенная агрессивность может служить для прикрытия лежащей в основе пассивности и податливости, безжалостность — скрывать чувство побитости, а толстокожая бесчувственность — отрицать униженность. В подобных случаях мы говорим о садомазохизме, потому что компенсирующее поведение привлекает внимание к слабости, которую оно призвано прятать. Чтение языка тела требует, чтобы человек находился в контакте со своим собственным телом и чувствовал то, что оно выражает. Поэтому биоэнергетические терапевты сами проходят курс лечения, направленный на то, чтобы вступить в контакт со своим телом. Редкие люди в нашей культуре свободны от мышечного напряжения, которое структурирует их ответы и определяет роли, которые они играют в жизни. Эти паттерны напряжения отражают травмы, которые они переживали в процессе роста: отвержение, лишение, соблазн, подавление и фрустрацию. Все переживали эти травмы с разной интенсивностью. Если, например, отвержение доминировало в жизненном опыте ребенка, то в нем разовьется шизоидный стереотип поведения, который как физически, так и психологически отразится в его личности. Это становится второй натурой индивидуума и не может быть изменено ничем, кроме как восстановлением его первой натуры. То же самое справедливо для всех других образцов поведения. Выражение «вторая натура» часто используется для описания психологического и физического положения, которое, хотя и «неестественно», но настолько стало частью человека, что кажется привычным для него. Этот термин подразумевает, что есть также и «первая натура», свободная от этих структурированных положений. Мы можем определять эту первую натуру положительно или отрицательно. Мы можем сказать, что на телесном уровне отсутствует хроническое мышечное напряжение, которое ограничивает чувства и движения, а на психологическом -рационализация, отрицание и проекции. Несомненно, это должна быть натура, которая сохраняет красоту и грацию, которой все животные обычно одарены с рождения. Важно различать разницу между «второй» и «первой натурой», потому что слишком многие люди принимают напряжения и искажения своего тела за «природные», не сознавая, что они принадлежат ко «второй натуре» которая ощущается естественной только из-за длительной привычки. Мое глубокое убеждение, что здоровая жизнь и здоровая культура могут быть построены только на «первой натуре» человека. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 199. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |