Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сравнивайте полученный результат с желаемым.




Многие учителя знают простой секрет: “Есть контроль – есть и результат!” Поэтому очень важно ежедневно отслеживать свой результат, при этом не сравнивая себя с кем-то (надеюсь, вы это помните из сказанного выше). Вот что пишут об этом авторы одной из лучших книг по менеджменту М.Вудкок и Д.Френсис: “…все преимущества наблюдения за своими результатами:

· появляется обратная связь с эффективностью работы;

· возникает чувство удовлетворения по мере продвижения к цели;

· при неудаче возникает мрачное настроение;

· создается возможность переосмыслить избранную стратегию и спланировать новый метод действий”.

Сначала ответим на вопрос: “Что такое обратная связь?”. Обратная связь, или знание результатов, – это информация о том, насколько хорошо Вы выполняете что-либо. Это предполагает, что вы можете сравнить ваш прогресс с намеченным результатом на каждом этапе обучения. Таким образом, связываются цели и подцели. Подцели являются вехами на пути к главным целям и весьма существенны, т.к. чем быстрее обратная связь, тем сильнее мотивация. Обратная связь как бы подкрепляет успех в обучении. Она представляет собой способ контроля вашего выполнения и путь к правильному выполнению. Если вы преуспеваете, вы можете использовать ваш успех. С другой стороны, если у вас не все идет столь хорошо, вы можете проанализировать причины и предпринять корректирующие действия для того, чтобы снова вернуться назад, на правильный путь. Обратная связь должна быть частой, ранней и своевременной для того, чтобы стратегии корректирующего обучения могли быть применены своевременно.

А если неудача? Это очень важный момент, поэтому рассмотрим его подробнее. Обычно это происходит так: мы начинаем что-то делать, выполняя свой план. Некоторое время все идет нормально, а потом (почти неизбежно) наступает или неудача, или срыв, или тупик, другим словами, состояние, когда ничего не ухудшается и не улучшается. Мы пытаемся изменить это положение вещей, делая еще 2-3 попытки, а затем все надоедает и забрасывается до следующего решения начать новую жизнь…

Как это предотвратить? Прежде всего, необходимо четко понять, что такое бывает со всеми, это обязательный этап. Это всего лишь означает, что план действий нужно изменить. Обдумайте все еще раз, а потом действуйте! Не отказывайтесь от поставленной цели! Подумаешь, что-то не получилось. Ну и что? Неудачу можно сравнить с дорогой, по которой проезд запрещен. Но существуют ведь еще и другие дороги, которые приведут вас к цели! Лучше проанализируйте, с чем связана неудача, в чем причина, где ошибка…

8. Ошибок нет, есть только опыт!

О, это магическое слово “ОШИБКА”! Сколько людей в страхе перед ней замирают, предпочитая вообще ничего не делать, лишь бы случайно не совершить ЕЕ! Сколько прекрасных замыслов остаются нереализованными, потому что на пути можно было повстречаться с НЕЙ. Сколько сил и труда затрачивается, чтобы скрыть ЕЕ. “Боязнь сделать ошибку”, “ориентация на ошибку” – так называется в науке этот симптом, являющийся одним из краеугольных камней “комплекса неудачника”. Каждый из нас надеется на успех, боится потерпеть неудачу. Между этими мотивами постоянно идет борьба за право диктовать нам наши цели, планы, задачи. Психологами установлено, что есть люди, которые в основном надеются на успех, и такие, для которых главное – избежать неудачи. А к какой группе вы себя относите?

 

РИСУНОК 23

 

Чаще “боязнь ошибки” скрывается даже от самого себя и проявляется косвенно: в самых невероятных предлогах, чтобы не делать чего-либо, в бесконечном анализе своих переживаний, во внезапном возникновении множества мелких, но совершенно якобы неотложных дел, проще говоря, суете, - во всем что угодно, лишь бы не иметь возможность не делать, не действовать. Ведь действие чревато… А вдруг…

Важно понять, что ошибки неизбежны на всяком пути. Проблема не в том, чтобы не совершать их, а в правильном к ним отношении. Значит, вам нужно изменить свое отношение к ним! Не бояться, а относиться к ним, как к бесценному житейскому опыту, проанализировать и двигаться дальше к намеченной цели. “Опыт, - говорил О. Уальд, - это просто другое название, которое мы даем своим ошибкам”.

Ошибка – лишь промежуточный результат, она требует анализа (“Я не смог, потому что…”, “Это произошло из-за того, что…”) с предельно конкретным выводом и решением, что необходимо в дальнейшем. Главное – не застревать на ошибках и уж тем более не бросать все на полпути, удовлетворенно думая про себя: “Ну вот, я так и знал, что ничего не получится!”.

И еще один важный момент. Умные люди говорят, что успешен не тот, кто знает, что он будет делать в случае успеха, а тот, кто знает, что делать при неудаче. Поэтому заранее проиграйте возможные ситуации и варианты поведения в них. И обязательно ДЕЙСТВУЙТЕ! Спотыкайтесь, ошибайтесь, но идите к своей цели!

 

9. Празднуйте успех!

 

После каждого шага на пути к цели не забывайте поощрять себя каким-либо образом. Вместо того чтобы “зацикливаться” на ошибках, обращайте внимание на свои успехи. Поблагодарите себя за успех, пусть за маленькую, но победу. Только не забудьте, что слова благодарности должны звучать искренне, от всего сердца. Скажите самому себе: “Спасибо!” или “Я так себе признателен!”

 

РИСУНОК 24

 

А когда достигнете поставленной цели, устройте себе праздник! Поделитесь  своей радостью с другими. Праздник поможет скорее забыть разочарования, удары судьбы и сомнения в своих возможностях, которые сопровождали продвижение к цели. Гордитесь своими достижениями, ведь окрепшая уверенность в себе поведет к новым вершинам и еще большему успеху.

 

ГЛАВА 3

 

Подготовка к запоминанию

 

“Какая там еще подготовка!” – изумленно восклицают студенты. И продолжат: “Мы никогда не готовимся к запоминанию. А зачем тратить время на всякую ерунду? Бери учебник и читай!” К сожалению, большинство из нас думает именно так, поэтому и читают рассеянно, и не понимают прочитанного, и запоминается что-то отрывками. Это знакомое состояние мы называем: “Смотрю в книгу – вижу ф…!”.

 

РИСУНОК 25

 

 С кем такого не бывало? Самым парадоксальным является то, что все понимают необходимость разминки перед волейбольной игрой и необходимость настроить музыкальный инструмент перед концертом и в то же время не видят смысла в подготовке к запоминанию!

Покажите мне хоть одного человека, который бы мгновенно сосредотачивался на запоминаемом материале! Таких нет и быть не может, потому что наша психика обладает инерцией. Мы не можем мгновенно перестроиться с одного дела на другое, на это нужно какое-то время. Вот и получается, что для быстрого и качественного “вхождения” в процесс запоминания нам необходимо настроиться на материал, а уж только потом его запоминать, применяя эффективные методы и приемы.

“Как же нужно “настраиваться на материал”?” – спросите вы и сами же ответите на этот вопрос. “Конечно, заинтересоваться и сосредоточиться!” – последует незамедлительно ответ. Вот и вся настройка. Все очень просто: для того, чтобы быстро и качественно что-то запомнить, нужно заинтересоваться этим и сосредоточить свое внимание. Вот тут-то и начинаются новые вопросы.

А как мне сосредоточиться? И как мне заинтересоваться материалом, который мне не интересен?

Первое, что приходит на ум, когда нам говорят “сосредоточение”, “концентрация”, “внимание”, - это представление о некотором постоянном психическом усилии, внутреннем напряжении, непрерывной работе. Затем всплывает картина: чьи-то крепко сжатые губы, нахмуренные брови, наморщенный лоб, сузившиеся, немигающие глаза. Потом мы замечаем, что “сосредоточенный” означает для нас затаивший дыхание, одеревеневший, напряженный. Если мы попытаемся ему помешать, дотронувшись до плеча, он отстранится или оттолкнет нашу руку. Если мы будем настойчиво мешать ему, то, вероятно, он прикрикнет или недовольно прикажет, чтобы прекратили, и с раздраженным вздохом вновь примется за дело. Закончив его, он протрет глаза, потянется, ощутит усталость.

Таково наше представление. Эта модель сформировалась из собственного опыта, когда мы старательно надевали маску “сосредоточенности с хмурыми бровями”. Обычно после занятий мы жаловались на головную боль (частый спутник напряженных мышц лица) и усталость. Причем, когда сильно болела голова, мы думали о вреде занятий, а когда чувствовали сильную усталость, то хвалили себя за то что “хорошо потрудились”. И всем кажется вполне естественным, что работа, все равно, физическая или умственная, должна совершаться благодаря усилию и вызывать утомление. Однако это не так!

Давайте сравним “новичка” и “мастера” в любом деле, будь то вязание или чтение. “Новичок” от старания поднимает плечи, весь съеживается, повторяет про себя или вслух. Он совершает тяжелую работу, преодолевая … свое собственное сопротивление. “Мастер” же работает легко и быстро, с абсолютным спокойствием, сосредоточенностью. Вот мы и приходим к выводу, что сосредоточение и расслабление – одного поля ягоды. Значит, чтобы сосредоточиться, нужно расслабиться и успокоиться. Тогда возникает полная уверенность в правильности своих действий, усилие, напряжение, старание уходят, освобождая место чарующей непрерывности течения мысли и действия. Все чувства поглощены запоминанием, внимание без всякой натуги становится устойчивым и послушным. На лице появляется ясная полуулыбка.

 

РИСУНОК 26

 

Такое расслабленное “сосредоточение с удовольствием” гораздо естественнее и эффективнее, чем напряженное, скованное внимание. Вот это “сосредоточение с удовольствием” мы и будем учиться создавать. Да, да, создавать, вызывать, прибегая к некоторым “хитростям”!

 А пока нам нужно лишь запомнить мысль: чтобы сосредоточиться, необходимо расслабиться и успокоиться. Сразу напрашивается вопрос: “В каких ситуациях мы расслаблены и спокойны, а значит, можем легко и быстро сосредоточиться по своему желанию? Как правило, большинство из нас может быстро сосредотачиваться в своем кабинете или комнате за письменным столом, в читальном зале, в школьном кабинете за партой. А вы не задумывались почему? Дело в том, что, погружая себя регулярно в одну и ту же обстановку (с благоприятными условиями для сосредоточения) у вас выработался условный рефлекс сосредоточения. Ваше сознание само собой принимает состояние внимательности и сосредоточенности, как только ваше тело попадет в определенные материальные условия. Способность к сосредоточению улучшается по мере закрепления привычки заниматься в одних и тех же благоприятных условиях. Поэтому вы часто слышите от своих родителей и преподавателей, что нужно выбирать способствующую сосредоточению обстановку и привыкать работать в ней постоянно.

Что имеется в виду под “способствующей сосредоточению обстановкой”? Конечно же, благоприятные внешние условия (материальная обстановка), но не только. Еще одним не менее важным условием является ваше внутреннее состояние, способность к длительному сосредоточению. А теперь давайте вместе подумаем, от каких факторов эти условия зависят.

 

Сосредоточение

 

Итак, благоприятные внешние условия:

· проветренное помещение,

· хорошее освещение,

· отсутствие шумов и причин рассеянности,

· правильная организация рабочего места,

· расположение предметов на столе,

· оформление помещения.

 

Благоприятные внутренние условия:

· уверенность в себе, в своих способностях и в успехе работы,

· бодрое состояние,

· прямая осанка,

· умение поддерживать максимальную работоспособность,

· наличие базовых знаний,

· самоконтроль.

 

Выпишите это, пожалуйста, на отдельный листочек и повесьте перед глазами на своем рабочем месте. А когда нужно будет сосредоточиться на долгое время, проверьте, как соблюдаются все факторы, сможете ли вы быть сосредоточенны или нет. В том случае, если все факторы соблюдены, вы можете рассчитывать на длительное сосредоточение и эффективное запоминание. Если же нет, то не следует ругать память. Вы просто не сможете сосредоточиться, а значит и запомнить. Не тратьте время зря!

Вот и пришло время остановиться подробнее на каждом из вышеперечисленных факторов, влияющих на длительное сосредоточение.

 

Благоприятные внешние условия

 

 Для начала обсудим вопрос: как создать благоприятные внешние условия.

1. Проветренное помещение.

Прежде всего, перед началом работы следует проветрить помещение, что обеспечит достаточное насыщение кислородом крови. В соответствии с требованиями техники безопасности труда температура воздуха должна составлять 18-20 градусов, относительная влажность – 50-60%. Именно такой микроклимат способствует длительному поддержанию работоспособности.

Хорошее освещение.

Далее для предупреждения переутомления глаз во время запоминания (чтения) важно иметь хорошее освещение. Правилами гигиены чтения предусмотрено освещение текста рассеянным дневным светом, не слишком ярким. Если вы читаете вечером, включите настольную лампу. Электрическая лампочка должна быть не слишком яркой (30-40 Вт, хотя здесь мнения специалистов расходятся. По другим источникам – не менее 75 Вт), и лучи от нее должны падать на книгу, а не на глаза. При этом важно, чтобы лампа располагалась слева впереди от книги, если вы правша, или справа, если вы левша. Настольные лампы, если их установить неправильно, могут стать причиной чрезмерного напряжения зрения. Свет должен быть достаточно ярким для того, чтобы читаемый материал надлежащим образом освещался, и при этом не настолько ослепительным, чтобы создавать большой контраст с остальной частью помещения. Иными словами, настоятельно не рекомендуется располагаться близко к яркой лампе. Лучше всего иметь в комнате, помимо настольной лампы, хорошо сбалансированное общее освещение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...