Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура и принципы развития образования в РБ.
Образование– процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. В соответствии с Законом «Об образовании» РБ(1991, 2002) государственная политика ориентирована на построение общеобразовательной системы, обеспечивающей развитие каждой личности с учётом её потребностей и интересов, склонностей и способностей, всемерное поощрение таланта и образованности. На основе Закона «Об общем среднем образовании» государственная политика в сфере общего образования направлена на:
Под системой образования понимают общую её организацию, совокупность и структуру уч.-восп. заведений и культурно-просветительских учреждений различных типов, призванных решать образовательно-воспитательную работу среди детей, молодёжи и взрослых. Перед отечественным образованием стоят три основных задачи:
Национальная система образования в РБ в структурном отношении включает в себя образовательно-воспитательные учреждения, которые осуществляют:
В систему образования входят также образовательные стандарты общего среднего образования, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; органы управления и исполнительные и распорядительные органы руководства им (Министерство образования и науки РБ и ведомства, органы управления народным образованием на местах) и научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением вопросов обучения и воспитания, участников образовательного процесса. Дошкольное образование призвано обеспечить полноценное развитие ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей, подготовку к получению основного образования на последующих уровнях. Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина РБ, овладение им основами наук, государственными языками РБ, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни. Структура средней общеобразовательной школы соответствует трём этапам развития ребёнка: детство – 1 ступень(1-4 классы); отрочество – 2 ступень (5-9 классы); юность – 3 ступень (10-11 классы). Начальная школа обеспечивает развитие личности ученика, формирование его первоначальных взглядов на природу, человека, общество. Учащиеся начальной школы приобретают необходимые умения учебной деятельности, обучаются письму, счёту, овладевают элементами теоретического мышления, культуры языка и поведения, основами личной гигиены, здорового образа жизни. Функция следующей ступени основной школы (5-9 классы) – дальнейшее обеспечение развития личности ребёнка, усвоения им основ наук и формирования научного мировоззрения, овладения основными социокультурными правилами и моральными нормами. Этот школьный период должен дать такую подготовку, которой будет достаточно для активного включения в общественную жизнь, для приобретения профессии. Школа третьей ступени (10-11 классы) завершает общеобразовательную подготовку учащихся. Учебно-воспитательный процесс строится на основе дифференциации, которая учитывает способности, склонности и желания учащихся и их родителей и обеспечивает реализацию общеобразовательных запросов ученика. На этом этапе формируется система жизнедеятельности (стиля жизни) и стиля учебной деятельности, соответствующие способностям учащегося и условиям жизни, готовность к активному участию в общественной жизни; готовность к непрерывному образованию и выбору профессии. Профессионально-техническое образование призвано осуществлять подготовку лиц к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учётом общественных потребностей и обеспечивает приобретение ими проф. ЗУНов, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих. Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечение отраслей хозяйства республики квалифицированными специалистами. В положении о средней образовательной школе Беларуси сформулированы основные принципы построения системы образования в РБ: - доступность, - открытость; - свободное развитие личности; - научность, - бесплатность общего образования; - единство национального и общечеловеческого в обучении и воспитании, - демократичность, - гуманность, -вариативность типов школ по содержанию образования и организации уч.-восп. процесса, -преемственность и непрерывность образования, - единство обучения, духовного и физического совершенствования, - светский характер образования, - поощрение и всемерное содействие талантов и способностей, - обязательное базовое 9-летнее образование. Структура средней общеобразовательной школы соответствует трём этапам развития ребёнка: детство – 1 ступень(1-4 классы); отрочество – 2 ступень (5-9 классы); юность – 3 ступень (10-11 классы). Начальная школа обеспечивает развитие личности ученика, формирование его первоначальных взглядов на природу, человека, общество. Учащиеся начальной школы приобретают необходимые умения учебной деятельности, обучаются письму, счёту, овладевают элементами теоретического мышления, культуры языка и поведения, основами личной гигиены, здорового образа жизни. Функция следующей ступени основной школы (5-9 классы) – дальнейшее обеспечение развития личности ребёнка, усвоения им основ наук и формирования научного мировоззрения, овладения основными социокультурными правилами и моральными нормами. Этот школьный период должен дать такую подготовку, которой будет достаточно для активного включения в общественную жизнь, для приобретения профессии. Школа третьей ступени (10-11 классы) завершает общеобразовательную подготовку учащихся. Учебно-воспитательный процесс строится на основе дифференциации, которая учитывает способности, склонности и желания учащихся и их родителей и обеспечивает реализацию общеобразовательных запросов ученика. На этом этапе формируется система жизнедеятельности (стиля жизни) и стиля учебной деятельности, соответствующие способностям учащегося и условиям жизни, готовность к активному участию в общественной жизни; готовность к непрерывному образованию и выбору профессии. Новыми типами учебных заведений для РБ являются гимназия, лицей, колледж, высшее проф. училище. Они призваны обеспечивать повышенный уровень общего среднего и проф. образования. Содержание образования в этих уч. заведениях более насыщенное, направлено как на получение фундаментальной общеобразовательной подготовки, так и на удовлетворение запросов учащихся. В них делается ставка на энциклопедизм образования и на углубленное специальное образование различного профиля. Это первый признак учебных заведений нового типа: интеллектуальная насыщенность содержания образования. Второй признак – высокий уровень методики обучения. В уч. заведениях нового типа работают лучшие учителя, преподаватели вузов, социологи и психологи. Третий признак – единая психолого-пед. направленность при всей их многопрофильности (наличие различных отделений, кафедр, секций). Четвёртый признак – новая система пед. отношений между воспитателями и воспитанниками. Основная цель и задачи, которые призваны решать уч. заведения нового типа, обуславливаются потребностями совр.. общ. развития. Это существенное улучшение качества общего образования, повышение уровня проф. подготовки и создание условий для непрерывного образования. Гимназия , являясь старшей ступенью общеобразовательной школы, призвана обеспечить реализацию гос. требований к образованию в сочетании с повышенным его уровнем, широкой гуманитарной и общекультурной подготовкой учащихся. Современная гимназия ориентирована также на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Лицей определяется как профессионально ориентированное уч. заведение, обеспечивающее повышенный уровень общего среднего образования в сочетании с профильной подготовкой учащихся по направлениям и специальностям высшей школы. Основной целью лицея является «создание благоприятных условий для развития творческого, интеллектуального потенциала учащихся, освоение общекультурных ценностей наследия бел. народа, подготовка способных юношей и девушек для продолжения образования в высших учебных заведениях. Новым типом уч. заведения является колледж – уч. заведение в системе непрерывного образования, обеспечивающее углубленное среднее образование, интегрированное с общим средним и высшим. Главные задачи колледжа:
Профессиональное училище обеспечивает углубленное проф.-техн. образование, интегрированное со средним специальным. Профессиональный лицей призван обеспечивать не только проф.-техн., но и полноценное, профессионально ориентированное общее среднее образование, дающее возможность поступать в высшие учебные заведения. Государственная «Концепция развития профессионально-технического образования в РБ» (2000) предполагает формирование доступной, открытой, гибкой системы проф. обучения, учитывающей требования рынка труда и запросы личности, обеспечивающей бесплатное получение профессии, а также общего среднего образования, позволяющего продолжить обучение в системе среднего специального образования или высшего образования. Выделяют три формы получения образования:
Достижение основных целей реформы осуществляется посредством практической реализации следующих задач:
Как идёт реформирование школы? В целях более полного удовлетворения индив. образоват. запросов учащихся увеличен объём часов, отводимых на школьный компонент (факультативы, курсы по выбору, стимулирующие, индив., групповые консультации). Учебные занятия осуществляется с 1 сентября по 1 июня. Шестой день недели отводится для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе занятий на учебно-производственных объектах. В этот день могут осуществляться факультативные занятия. Изучение учебных предметов в общеобразовательных учреждениях проводится на базовом уровне. Могут проводиться факультативные занятия естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, худ., театральной, спортивной и иной направленности. В гимназиях и лицеях отдельные учебные предметы изучаются на повышенном уровне. Иностранный язык начнут изучать с 3-го класса по 3 часа в неделю. В гимназиях и лицеях могут быть следующие направления: физико-математический, химико-биологический, филологический и обществоведческий. Гимназических и лицейских классов в общеобразовательных школах не будет. В 1-9 классах общеобразовательных школ на факультативных занятиях могут реализовываться театральные, музыкальные, хореографические, художественные направления, а в 1-11 ещё и спортивные. В этом году в систему образования придут 650 молодых специалистов. С 1 сентября за парты сядут более 10,5 тысяч первоклассников, около 4 тысяч учащихся придут на первый курс в ПТУ. В Гродненской области в системе ПТ-образования 10 колледжей, 17 лицеев, 1 ПТУ. В этом году рабочие специальности получили около трёх с половиной тысяч выпускников. Студентами вузов дневной формы обучения в Беларуси стали 50 тысяч 272 человека. В государственные вузы зачислено 46 тысяч 038 студентов, из них за счёт средств республиканского бюджета будут обучаться 25 тысяч 871 человек, на условиях оплаты – 21 тысяча 67 студентов. В вузы частной формы собственности на дневную форму обучения зачислено 3 тысячи 334 человека. Среди поступивших на дневную форму обучения выпускники сельских школ составляют 7 тысяч 443 человека, в том числе текущего года – 6 тысяч 893 человека; выпускники городских школ – 39 тысяч 82 человека, в том числе текущего года – 35 тысяч 215 человек; выпускники ссузов – 3 тысячи 270 человек; выпускники учреждений профтехобразования – 452 человека. В ГрГУ им. Я. Купалы поступили 4032 человека. Конкурс на бюджетную форму дневного отделения составил 2,4 человека на место, средний балл на бюджетную форму – 8,6. Актуальной остаётся проблема предоставления общежития. По итогам централизованного тестирования Гродненская область сохранила лидерство: первые места по пяти школьным предметам, вторые – по пяти. А 100-балльных сертификатов у представителей нашего региона – 11 (это третья позиция в республике). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 176. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |