Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема диагностики мотивации человека и психосемантические методы




Оглавление

 

1. Проблема диагностики мотивации человека и психосемантические методы.. 4

2. Общая характеристика и основные этапы психосемантического исследования. 6

2.1. Выделение объектов. 6

2.2. Выделение признаков. 7

2.3. Получение матрицы данных. 7

2.4. Обработка данных. 7

2.4.1 Нормирование матрицы данных. 7

2.4.2. Получение матрицы сходства. 8

2.4.3. Сокращение матрицы сходства. 9

2.5. Интерпретация результатов. 13

3. Базовые методы психосемантического исследования. 14

3.1 Метод семантического дифференциала. 14

3.2 Техника репертуарных решеток. 15

3.3. Цветовой тест отношений. 16

4. Общие принципы изучения мотивации. 17

5. Использование методики семантического дифференциала для диагностики мотивов различных видов деятельности. 18

5.1. Общие положения. 18

5.2. Использование компьютерной программы OSGOOD.. 21

Оценки понятий по шкалам.. 22

Оценки понятий по факторам.. 23

Нормированные расстояния между понятиями. 24

Дендрограмма понятий. 25

5.3. Основы интерпретации результатов методики семантического дифференциала. 25

Оценка достоверности. 25

Осознаваемые потребности. 26

Базовые потребности. 26

Степень удовлетворенности базовых потребностей. 26

Актуальные потребности в настоящем.. 26

Отношение к будущему. 26

Отношение к себе. 26

Отношения к различным людям.. 27

Отношение к различным видам деятельности. 27

Источники стресса. 27

Вытесняемые понятия. 27

5.4. Пример интерпретации результатов методики семантического дифференциала. 27

6. Использование методики репертуарных решеток для диагностики потребностей, возникающих в разных ситуациях. 29

6.1. Общие положения. 29

6.2. Использование компьютерной программы KELLY.. 32

Оценки ситуаций по состояниям.. 33

Средние оценки по ситуациям.. 33

Средние оценки по состояниям.. 34

Коэффициенты корреляции между состояниями. 34

Факторные нагрузки состояний. 34

Факторные оценки ситуаций. 35

Скатерграмма ситуаций. 35

6.3. Основы интерпретации результатов методики репертуарных решеток. 36

Оценка достоверности. 36

Наиболее эмоциогенные ситуации. 36

Наиболее выраженные потребности. 36

Характеристики представлений о своих потребностях. 36

Характеристики ситуаций, актуализирующих различные потребности. 36

Содержание текущих потребностей. 37

Содержание повседневных потребностей. 37

Отношение к различным ситуациям.. 37

6.4. Пример интерпретации результатов методики репертуарных решеток. 37

7. Использование методики цветовых метафор для диагностики мотивов различных видов деятельности 39

7.1. Общие положения. 39

7.2. Индивидуальная форма проведения. 39

7.3. Групповая форма проведения. 40

7.4. Интерпретация результатов. 41

7.5. Пример интерпретации. 42

8. Заключение. 45

Литература. 47

Приложение 1. Образец протокола программы OSGOOD.. 48

Таблица 1. Оценки понятий по шкалам.. 48

Таблица 2. Оценки понятий по факторам.. 48

Рис. 1. Дендрограмма понятий. 49

Приложение 2. Образец протокола программы KELLY.. 50

Таблица 1. Оценки ситуаций по состояниям.. 50

Таблица 2. Средние оценки ситуаций. 50

Таблица 3. Средние оценки состояний. 51

Таблица 4. Факторные нагрузки состояний. 51

Таблица 5. Факторные оценки ситуаций. 52

Рисунок 1. Скатерграмма ситуаций. 52

Приложение 3. Образцы протоколов программы Osgood и заключений по результатам диагностики мотивации сотрудников коммерческой фирмы.. 54

Ольга Б. 54

Александр В. 56

Виктор М. 58

Татьяна А. 60

Лидия Г. 62

 

 


 


Проблема диагностики мотивации человека и психосемантические методы

Мотивация является одной из основных детерминант поведения человека. Выбор профессии, места работы, супруга, круга общения, рода занятий, товаров или услуг, успешность учебной и трудовой деятельности - все это, так или иначе, связано с мотивационной сферой личности. Без знания потребностей и мотивов конкретных людей вряд ли возможно прогнозировать и корректировать их поведение и состояние. Кроме того, содержание и структура мотивации человека представляет собой существенный показатель и фактор состояния здоровья и адекватности поведения. Учет мотивов, отношений и потребностей человека необходим для эффективного психологического консультирования и психотерапии, профориентации, отбора и расстановки кадров, управления, образования, рекламы, пропаганды.

Решение этих практических задач требует создания и совершенствования объективных, надежных и научно обоснованных методов диагностики мотивации человека. Между тем, методики исследования содержания и структуры мотивации личности наименее разработаны по сравнению с другими качествами личности.

В настоящее время для изучения различных аспектов мотивации человека наиболее часто используются анкетные методы. Однако опрос не всегда может дать объективную информацию о потребностях. Сложность изучения мотивов связана с тем, что прямые методы диагностики, основанные на самоотчете, часто выявляют лишь осознаваемые, а не реально действующие мотивы. Кроме того, даже адекватно осознанные мотивы могут искажаться при тестировании вследствие различной их социальной желательности, что проявляется в маскировке порицаемых и демонстрации одобряемых мотивов.

Другим направлением диагностики мотивации человека являются проективные методы. Они разрешают проблему мотивационных искажений со стороны испытуемого, поскольку их истинное содержание остается для него скрытым. Однако использование проективных тестов является трудоемкой процедурой, а их достоверность и надежность в большой мере зависит от квалификации и опыта экспериментатора. Кроме того, разрешающая способность большинства проективных методик не позволяет использовать их для точных количественных измерений, допуская лишь качественное определение тех или иных черт.

Таким образом, традиционные психодиагностические методы не позволяют с достаточной степенью точности выявлять содержание мотивации. Поэтому, актуальной задачей является поиск защищенных от неискренности испытуемого методов диагностики реальных его отношений к действительности.

В настоящее время в диагностике направленности личности интенсивно развивается третье направление - психосемантические методы. Методы экспериментальной психосемантики используются для измерения индивидуальной системы субъективных значений различных объектов для человека. Экспериментальная психосемантика возникла на границе разделов семиотики, психолингвистики, психологии восприятия и личности. Теоретические и методические основы экспериментальной психосемантики были заложены в работах американских психологов Чарльза Осгуда "Измерение значения" (1952) и Джорджа Келли "Психология личностных конструктов" (1955). В дальнейшем экспериментальные психосемантические методы получили широкое распространение за рубежом при исследовании самооценки, межличностных отношений, средств массовой информации и пропаганды, рекламы, искусства, дизайна, политики, в области клинической психологии, профессионального и семейного консультирования, в сфере образования. В 80-х годах появились первые книги по экспериментальной психосемантике на русском языке, написанные московскими психологами А.Г.Шмелевым, В.Ф.Петренко и В.И.Похилько [3; 4; 6; 10], а также первые переводы зарубежных книг по психосемантике [9]. В настоящее время в отечественной психологии психосемантические методы наиболее часто используются в консультировании и психотерапии [1], а также в социально-психологических исследованиях [5].

Рост популярности экспериментальных психосемантических методик обусловлен уникальными возможностями по изучению сознания человека. Действительно, психосемантические методы наиболее адекватны для исследования представлений человека о различных объектах действительности и отношений к ним, что составляет суть сознания. Условием эффективного использования психосемантических методик стала простая и удобная математическая модель индивидуального сознания - семантическое пространство. Семантическое пространство - это система признаков, описывающих объекты некоторой действительности. Различные признаки можно представить как координатные оси многомерного семантического пространства, объекты - как точки в этом пространстве, значения признаков этих объектов - как координаты или проекции точек на оси, а различия между объектами - как расстояния между точками.

Испытуемый в психосемантическом исследовании оценивает ряд объектов по специально разработанным шкалам. В отличие от традиционных психодиагностических методик результат испытуемого представляет собой не строку, а целую матрицу значений показателей, где в строках представлены оцениваемые объекты, а в столбцах - оценочные признаки. Матрица данных каждого испытуемого подвергается многомерному статистическому анализу с целью получения расчетных показателей и повышения наглядности результатов.

Таким образом, в психосемантике личность представляет собой не точку в многомерном пространстве объективных признаков, а целое пространство субъективных признаков, точки в котором представляют различные объекты действительности (Рис. 1, 2). Измерение субъективных значений основано не на межиндивидуальных, а на внутрииндивидуальных различиях, то есть, результаты оценки испытуемым некоторого объекта сравнивается не с результатами оценки этого объекта другими испытуемыми, не с групповой нормой. Эталоном служат собственные оценки этим испытуемым других объектов. Психосемантические методы направлены на диагностику не столько устойчивых поведенческих черт личности, сколько динамичных ситуационно обусловленных особенностей сознания. Поэтому, психосемантические методы не исключают, а дополняют традиционные психодиагностические методики, предназначенные для изучения поведения (анкеты) и бессознательных переживаний (проективные тесты), позволяя получить информацию о сознании человека.

 

 
Нейротизм

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 122.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...