Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сказание про царя Богуслава




і

огда приходила осень, то собирались Пращуры праздновать Великие Овсени, щедрые на богатство и страву. Били гусей, курей, уток коз и свиней, жёны и девчата их готовили и горы пышек с пирогами пекли.

И как только Солнце вставало над степью, мужи трубили в турьи рога и били в степную шкуру. И іремела она громом во все стороны, и дым от кострищ великих тянулся к небу, чтоб вся степь видела и слышала - это Пращуры справляют Великие Овсени!

И шли тогда к Руси и ехали все ближние племена и дальние, и те, кто слова не ведал славянского, потому как знали

- Русы всех привечают, к столу сажают и от души угощают.

И был у Русов царь Богуслав, что всегда славил богов русских, и боги давали ему мир и добро.

И когда собирались все у столов, ещё раз гремели турьи рога, и несли служки царю, на свежей траве лежащему, барана зажареного и пшена вареного, и рог мёда пенистого наливали. Отрезал царь кусок баранины и три ложки пшена клал на тарель деревянную. Потом вставал, поднимал к небу ежу и рог мёда и говорил:

-         Благослови, Боже! ДякуЕм за мёд и брашна, что ты дал нам в этом году! Пущай и в грядущем всё необходимое будет! Поднимем же рог славы и здравия богам нашим, и земле русской славянской, и всем гос-

тям нынешним! Да будет вам страва сладкая и мёды- квасы крепкие!

И вздымались рога в небо, и все люди трижды славу кричали, и выпивали по полному рогу мёда.

И несли юноши печёных козлов, кабанов, говядину, птицу всякую, рыбу, солодощи, а девицы красные ходили возле столов, разливая гостям мёды, брагу и квас.

И шло веселие русское далеко окрест.

А потом выходили Спиваки и пели думы про часы стародавние, про рыбного Януша, про Сварога, про царей Моїучара, Вершу и Вентыря и про князя Коняву, что всю Русь в седло посадил.

И наливал царь Богуслав мёд в серебряные рога и посылал Спивакам в награду.

И увидел он тут своих конников, что из степи ехали, и гнали они перед собой емцев связанных.

-      Волохов поймали! - известили царю.

-       А что ж то за Волохи?

-     А то подгляд ачи, царю наш, изведать ш тайные и разбойники!

И привели к царю десятерых емцев, царь их сам распытывал,

бо знал Волошскую речь добре, и рассказали они:

-       Велика земля Волошская, да тесная. И послали нас воеводы Волошские аж до Вологи, мы были там, возвернулись, до Днепра дошли и тут нас люди твои пояли...

Что ж, - рек царь Богуслав, - емцы тоже люди, тем паче у нас свято великое, дайте им поесть-попить.

-        Мы не настоящие Волохи, мы с Дячины. Видим, ты добрый царь, прими нас, и мы тебе верно служить станем!

-       А где ж ваши семьи и родичи?

-      Не имеем ни семей и ни родичей, Волохи всех перебили, а нас ещё детьми похватали и служить на себя заставили.

Тут царь Богуслав принимал их под свою руку, и они клялись на ножах острых верно служить ему. И стали с тех пор емцы записывать на шкурах дела царёвы.

А когда началась Великая Война против Волохов, то шли на них все степные народы, как туча грозная. И от той тучи затмился, заволновался синий Дунай. И сто лет война шла тя тяжкая, и Волоха она обессилила до конца. И шла на Волоха Седьмая Руса, шла Хорпа с Васильками, шла Бору са лесная, Оса и Комыри, какие издавна жили с Русою, Скоча шла и Ира с Голою, Ставры с Сурожцами, Тыша-Руса и Дяка с Тиверой, Улича и Фряка с Белохор- ватою. И каждое племя гнало свои возы и грабило Рому, как раньше Рома их грабила, и дошли аж до Тёплого моря. И сто годов шла та война, а может и больше, и стали Волохи мира просить и великие гроши за то давать.

Слава же богам нашим и людям, а Роме - ганьба вечная!

СказаниЕ про беду степную

 

 

л

З Ой, что там за Туча-Хмара поднялась, ой почто она ' надвигаться стала? Ой, почто Русичи собрались, ой почто они измечились? И почто великая Туча с полудня идёт-сунется прямо к полуночи?

И летит в небе птица всякая, и бегут в степи звери разные, туры бегут и сайгаки, корсаки скачут вместе с волками, и зайчат с дрофою не трогают, и стрепеты подскакивают, крылами бьют, и лисы бегут наляканные.

Ой, что ж сталося в той степи, что в зелёной приклю- човалось? Что за Лихо злое бежит, что за Диво кричит и скачет, и какая Беда нынче Русам выпала?

И летят по степи возы, а в тех возах овцы лежат связанные, а рядом коровы бегут с быками, и люди русские на конях с мечами.

И во главе дружины стоит воевода Рус Старый на своём буланом коне, а по правую руку его - витязь младший - всадник Русич Тугой Перечич, а по левую руку - комонец Всятич.

И сказал Рус Старый тихо идти, коней жалеть, не загонять. И пошли они мерным шагом к полуночи. А вскоре за ними враги показались, гнали коней, не жалели, и пыль- курява вставала за ними великая. И когда они приближались, Русы сами начинали гоном скакать, и кони у них были свежие, не уставшие, и легко скакали вперёд, и врага далеко позади нехали.

Тем часом русские стада и возы ушли к лесам полуночным, и дружина за ними пришла и табором стала.

И была в те времена в степи такая сумятица, ходьба, скачки и всякие заколоты, и один народ убегал от другого, и нападали Роды на Роды и Племена на Племена, потому как налетела в степь великая сарана, и траву всю как огнём дочерна уничтожила. И стали народы за пастбища биться, за траву и за воду чистую. И Русы тоже бились за пастбища и людей некоторых утратили.

А тут пришли в степи Волохи и стали людей хватать, забирать в отрочество, и явилось в степь Горе великое, и людская кровь лилась, как вода.

И отошли Русы в край полуночный, да и там у лесов покоя им не было.

И пришли Кощобцы и помогли Руси, и погнали они Волоха хищного к полудню аж до горы Хороповой, до Кровавец-горы, что теперь Крывань-гора называется. И били Волоха Русы с Кощобами, и гнали его, в полон брали, и коней брали, и волов, и овец отбивали отары великие, и хлеба много брали, вина и олеи и другого добра всяческого.

И дошли аж до Тыши-реки великой, и там за рекою пропали Волохи.

И вернулись назад Русы и восславили воеводу своего Руса Старого, и Перуна-Громометателя, что в войне помогал, и всех людей своих живых и погибших.

Восславим и мы тех Праотцов-Русов, пусть венчают их Боги в Нави синей навек!

 

 

СКАЗАНИЕ ПРО ЦАРЯ НЄОБОРА

тарые люди сказывали, что были времена, когда Русами царь Необор правил. И те русы Кощоб- цами звались за то, что имели сброю копытную, а ту сброю и копьё не возьмёт, а ту сброю и меч не разрубит.

И царь Необор всем велел в сброю ту одеваться, чтоб крепкими быть и чтоб враги одолеть не могли.

И был тот царь Необор роста высокого, голоса звучного, сильного, басовитого, так что коли крикнет на поле битвы, все его слышат и исполняют приказ. Царь Необор брил бороду, длинные усы отпускал и чуб на голове оставлял, а в ухе серьгу носил с синим камешком и так говорил:

-        Ежели снимут враги с меня голову, так по серьге синей узнаете её! Все наши Пращуры ещё со времён Сва- рога брили бороды, носили длинные чубы и усы, а в левом ухе серьгу имели Сварогову.

И был тот царь Необор храбрый и необоримый, и на Ромов ходил он в Панщину, и боялись его Ромы с Ромеями, и всё хотели обмануть да похитить.

Да был царь Необор всегда настороже - коли подле Ромов сидел, так мёду не пил, ни вина греческого, ни пива, ни браги, потому как похитить пьяного легче-лёгкого. И с купцами Ромейскими пировать не хотел, потому как наестся человек и отяжелеет, а отягчённый и меч не поднимет, как следует, и может во вражьих руках оказаться.

Так жил царь Необор, воевал, и не могли ни Ромы его похитить, ни Ромеи ганебные дотянуться. А брали они много людей на земле нашей, и ежели придёт Рус продавать коней, то они не столько на коней глядели, сколько на Руса. Опоят его вином с маком зелёным, а пробудится Рус уже в цепях, уже на корабле чужом плывёт, родину потерявши. И так охота к питью его приведёт ко Злу, и никто никогда до смерти не избавит его от отрочества.

И то правда, что Ромы с Ромеями много отроков потребовали, а те отроки землю им раяли, сады садили, огороды копали, яблоки, капусту и горох собирали и тех Ромов с Ромеями, как хилых, кормили. А сами они были слабыми и ничего не умели делать. И вот они сделали Панщину, куда Русов жить звали, а сами хотели над ними панами быть.

И крепко остогыдло-опротивело то царю Необору, и ходил он всё возле Дуная поглядывал, как добраться до Ромов и передушить их, будто цыплят. И ходил он не год, и не два, а тридцать лет к ним примеривался. А потом напал на Волохов с верою, что одержит над ними победу. Да одолели его Ромы, похитили, к себе на Волошину отвезли и людей его взяли в отроки.

Ой, как плакали Русы на горе Карпатовой, плакали на Киевской земле, что уже становилась княжеством, а горше всех плакали на Панщине, где от него воли ждали.

И стал после Необора-царя Бож-князь на Руси царём. И побил Бож Ромов, и все их прибрежные грады разрушил, да не нашёл Необора-царя, потому как он от тоски и печали помер.

 

Глава восьмая

О ЯРУСЛАНАХ

Ярусланы или Ерусланы (также Ерусла^ь) ~ дружественный и даже братский народ по отношению к Русам- Кто они были, где обитали? «Сказания» говорят, что

«Еруслань до того была отдельно вс£гДа и сама в степи жила, стада водила* говяд плодила, гуляла...»

Ярусланы вначале кочевали в районе Волг0она (есть приток

чается, что когда Пращуры жили ещё на Д<Г>НУ* то там и Ерусланы были, «и долго те Ерусланы были друзья русам, аж пока Гунны в степи пришли, так Ерусланы за Днипро-Славуту переселились».

Позднее и князь Кий с Родами был вьїИУЖДЕн уйти с Дона и отправился сначала в Карпаты, а затем

«вёл людей на Днепр через землю ЯрУслановУ да землю Вели косу нову, и так до Роси-речки на Днипро...»

В другом сказании читаем;

«из степи пришли Ярусланы комонны^ с царём их, с Великосуном...»

«Велико-сунь» - Великое Солнце. Имена Прочих ярусланских царей не менее поэтичны - Руса-Сунь Хоробрь^,Уляг-Сунь Червоное Солнце, Яруслан Зореславович. В сказаниях Я°Дчкивается' что «Ярусламы-цари с полудня были в дружестве с Дедами Пращуре6 наших, поелику пили с ними Братскую Чашу и язык знали, разумели один другого.*-у>

7 — 3090

Когда в степях стало много врагов, Ярусланыпримкнули к Русам,

вместе сражались на попе брани и вместе справляли Тризны по убитым. Русы приглашали Ярусланов себе в князья. Так, когда готы убили князя Руси Боже-Буса и распяли на крестах семьдесят его воевод, то Русы пригласили ярусланскюго царя Адагу и других князей, чтоб те правили ими.

В «Сказании про войну царя I ?одопригоры с царём Покотигорой» объясняется происхождение понятия Я-РУС-ЛАНЬ: «когда-то была война великая с Ланями в степи, и Лани Щуров побили на той вой-

чюкыш п ш чатадл&эдго11- цев на своих девчатах, и с тех пор Русы-Лани сталися». И дети их говорили на двух языках, «однако ж они себя тоже Мусами почитали».

Становится понятным, почему Ярусланы понимали язык Русов и всегда шли им на помощь. Это была смешанная русо-аланская ветвь, соединившая в кровном родстве два народа. Они были «темавые», т.е. темноволосые, но помнили своё родство с Русами. Лани Ланцы-Олан- цы - предки современных осетин, по грузински они назывались Осы, по-русски Ясы, самоназвание - Ироны, относятся к ираноязычным племенам, ещё с начала нашей эры обитали в Приазовье и Предкавказье по соседству со скифо-славянскими племенами. «Велесова книга» отмечает дружеское отношение между ними: «иронцы не трогали наших обычаев, не нааагали дани и позволяли русам по-русски жить» (ВК, дощ.4-А). Также рассказывается, как иронский князь Скотень (Скотич) вместе с русколанским князем Свентояром поразили готов.

Ярусланы, уйдя за Днепр в процессе Великого переселения народов, помогали переместившимся туда же Родам Кия в объединении и укреплении Киевской Руси и признавали её границы. А затем, видимо, ассимилировались с Русами и вошли в состав либо Киевского княжества, либо Антии.

 

й, почто Мать Сыра-Земля гудит, ой почто лес-трава дрожит, ой почто в степи пыль стоит, что стряслось там и что содеялось, и почто Земля-Мать Сыра в ночи плачет?

СКАЗАНИЕ ПРО ЦАРЯ ЗАМАШИЧА

 

Так рекли внукам Деды старые и заставляли Землю- Мать слушать ухом, а потом посылали к царю Замашичу рассказать про то земледрожание.

А те прибегали к царю и видели, что царь Замашич сам Землю слушает и говорит, что это Русь Городищенс- кая с врагом бьётся, и надо завтра на Зорьке Красной ей на помощь идти.

И выходили полки на Зорьке, и видели дым в степи, и когда подходили к Городищам, видели множество злых врагов, что у стен с Городищанами бились и повергали их на землю во множестве.

И накинулась тут на них Замашича конница, как ветер буйный на врагов налетела, стала сечь их, будто траву, бить-рубить, наземь сбрасывать, лошадьми топтать и мечом пронзать.

И когда закончилась сеча, увидели Русы, что Городи- щан мало осталось, едва половина, а рядом с ними чужие стоят, что так же дерзко с врагами сражались. И спрашивал Замах про людей тех, и отвечали ему Городищенцы:

-Сии люди с нами Братскую Чашу пили и вместе ворога злого били. Вон те рудые-рыжие Скоча будут, а тема- вые - Еру елань наша, Русы вольные, что в степи ходят и стада свои на травах выгуливают.

Привечал царь Замашич чужих князей, до юза своего звал, угощал. А раненых велел лековагь-оздравливагь, а воинов их накормить-напоить и дать в дорогу припасов.

И с тех пор Еру елань стала с нами, а до того отдельно была всегда, сама в степи жила, стада водила, говяд плодила, гуляла.

С того времени и Скоча с Городищенской Русью в союз вступила и от врагов за стенами городищ пряталась и помогала оборону держать.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...