Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура материальной культуры




В рамках материальной деятельности следует выделить практически-преобра-зовательную деятельность.

По характеру объекта (природа, и люди) она имеет двоякую направленность. Материальная культура направленности имеет две области, образованные плодами практически-преобразовательной и практически-коммуникативной деятельности людей. Каждая из низ дифференцирована.I раздел материальной культуры - вещественные плоды материального производства, предназначенные для человеческого потребления, ткпс технические сооружения, оснащающие материальное производство. Это так называемая “материальная культура” - все сохранившееся от прошлых эпох наследие - орудия труда, оружие, постройки, бытовой инвентарь, одежда, плоды сельского хозяйства, ремесленного, промышленного производства. Это и “производственно-техническая” культура - все исторически сформировавшиеся, динамичные, постоянно обновляющиеся способы (технологии) производственной деятельности общественного человека.II Подразделение материальной культуры - культура воспроизводства человеческого рода, способы поведения человека в сфере интимных отношений. Сфера естественно-родового отношения мужчины и женщины в известной мере характеризует степень общей культуры человека. Таким образом, выделение двух областей материальной культуры обусловлено строением самого фундамента общественной жизни. Однако производство и воспроизводство материальной жизни нуждается, в свою очередь, в двояком материальном обеспечении:

1) они нуждаются в оптимальных физических качествах человека, необходимых и для воспроизводства человека и осуществления трудовой деятельности.

2) поскольку вся материальная практика человека имеет социальный характер, она требует социально-организационного обеспечения.Так выделяются еще две области материальной культуры - физическая культура и культура социально-политическая (многообразие учреждений и практических действий, которые составляют реальное “тело” общественного бытия, то, как обычно называют “социальной материей”).Духовная культура включает 4 раздела деятельности:

I. Проективный виддеятельности.

Он предшествует материальной практике, предполагая ей идеальные модели будущих конструкций (результаты этой деятельности: идеальные модели, проекты и чертежи технических сооружений, конструкций, машин; модели социальных преобразований, проекты новых форм политического устройства, новых социальных институтов и учреждений, объектом такого проектирования становится и сам человек, когда он разрабатывает модели воспитания, изменения и совершенствования своей природы, своего будущего). В этой сфере духовная культура реализуется вектор активности, направленности в будущее, разрабатывается идеал.II. Эта область духовной культуры охватывает плоды познавательной деятельности человека. Она выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. Знания являются важнейшим структурным элементом в этой области духовной культуры.Можно выделить знания человека: потенциальное знание; знание – опознание; знание – воспоминание; знание – понимание; знание – оценка; знание - убеждение.III. Строение этого раздела Духовной культуры связанного с ценностно-ориентационной деятельностью, еще более своеобразно. Мир человека - это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслом и значениями.В мире человека обнаруживаются различные виды ценностей (см. об этом выше).IV. Область духовной культуры - духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления. Формы эти определяются особенностями предмета коммуникации:1)другой человек - непосредственный партнер в общении; 2)общение возможно в группе (семья, круг друзей, коллектив); 3)специфическая форма общения - опосредованное общение между людьми разных поколений, эпох, культур через объективированные результаты духовной деятельности (речи, книги, произведения искусства и т.д.).

                   Художественная культура особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности (художественного восприятия, мышления, творчества, переживания и т.п.).

                   Художественная культура имеет особые функции материального воплощения, духовна в своей основе, имеет как правило, изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Эта органичность, неизвестная другим формам духовной деятельности, и позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный и центральный слой культуры, который в плотную подходит, с одной стороны к слою материальной культуры (близость архитектуры к технике), а с другой - к слою культуры духовной (близость ,………литературы к науке).      Внутреннее строение художественной культуры исследовано пока не достаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной схеме “художник-искусство-публика”. Это некая самоуправляемая схема, где элементами являются “художественное производство - художественные ценности - художественное потребление”. В художественной культуре человеческая деятельность представлена всеми своими видами, которые не ,,,,,,,, сливаются, отождествляются в самом искусстве, но, специфически преломленные, входят в художественную культуру, окружающую искусство своими институтами.

                   Выделяются 4 вида деятельности в художественной культуре:

Преобразовательная деятельность внедряется в художественную культуру в форме художественного производства.

Коммуникативная деятельность входит в нее в виде потребления произведений искусства, поскольку восприятие произведений искусства есть своего рода общение публики с автором или его ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Ценностно-ориентационная деятельность специализируется на оценках произведений искусства.

Познавательная деятельность проявляется в виде специфического интереса к искусству, изучаемого в рамках искусствоведческих наук.Таким образом, феномен культуры обязан в своем происхождении, бытии и функционировании деятельности субъекта (человечества, народов социальных групп, индивидов). При всем многообразии конкретных форм проявления культура выступает как некое целое, система.III. Задачи, метод, основания типологии культуры.Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. Типология культуры - метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа; результат типологического описания и сопоставления. В научном сообществе как более или менее равноправные существуют различные основания для типологии культуры. Основаниями выступают определенные совокупности показателей, включающие в себя значимые характеристики исследуемых культур в соответствии с поставленными задачами. Прерогативой исследователя является выбор основания для типологии, причем таких оснований может быть несколько. Современное культурологическое знание представлено различными типологиями, классификациями культур. Это не означает, что одни из них более правильны, чем другие. Смысл заключается в том, что сами исследовательские задачи диктуют необходимый набор показателей, которые и выступают основанием для той или иной типологии культуры. “В сегодняшней познавательной парадигме исследовательские намерения рассматриваются как значимый фактор, влияющий на весь ход научной работы, включая получаемые данные и их интерпретацию. Поэтому невозможна “объективная” классификация культур “самих по себе”, каковыми они являются “на самом деле”” (Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. С. 204).Весьма плодотворными с научной точки зрения являются основания для выделения типов культур, сложившиеся в рамках этнографии: антропологическая, по хозяйственно-культурным типам и лингвистическая классификации.Антропологическая классификация этносов, основанная на принадлежности к родным расам и антропологическим типам, позволяет выяснить и обосновать объективно проявляющиеся культурные различия. Раса в антропологии - это группа людей, родственная по происхождению, имеющая сходные физические признаки, общие древние и современные территории. Существует деление на расы 1 и 2 порядка.Расы 1 порядка, складывающиеся в эпоху верхнего палеолита (40 - 10 тыс. лет до н.э.), в процессе адоптации к природно-географическим условиям первоначально делились на три основных: европеоидную ("белую"), экваториальную (негроавстролоедную и "черную"), монголоидную ("желтую"). В настоящее время на этом же уровне выделяется из монголоидной - американоидная, а из экваториальной - австралоидная. При образовании рас первого порядка главным фактором выступает физическая, естественно - биологическое развитие, обусловленное ареалом обитания. Эти физические признаки передаются по наследжству и не являются объектом собственно культурологического анализа. Гораздо сложнее, отталкиваясь от этих особенностей, проследить социокультурные исторические взаимодействия и связи, проявляющиеся в изменении различных элементов культур. В результате социально-исторических культурных контактов рас происходят так же изменения некоторых физических характеристик людей. В этом случае речь идет об антропологических типах. В рамках одной этнической общности могут существовать несколько антропологических типов (например, в русском этносе), это является результатом миграции и взаимодействий разных расовых групп.В 50-е годы XX века этнографы М. Г. Левин и Н. Н. Чебоксаров ввели понятие "хозяйственно-культурный тип" - комплекс особенностей хозяйства и культуры, складывающийся у различных народов, находящихся на одном уровне социально-экономического развития и в сходных естественно-географических условиях. В этнографии выделяется три последовательно сменяющихся культурно-хозяйственных типа докапиталистической эпохи.Первый тип включает в себя такие виды деятельности как охота, собирательство и рыболовство, характерные для культуры первобытного человека. Этот тип часто называют присваивающим типом, поскольку он базируется на таких первоначальных видах хозяйственной деятельности, которые предполагают присвоение готового природного продукта. Но деятельность человека того времени не ограничивалось только присвоением, чтобы добыть природный продукт люди занимались изготовлением орудий труда, специальных приспособлений, создавались специфические организационные формы для ведения охоты и рыбной ловли. Ведущей характеристикой этого хозяйственно-культурного типа выступает его низкая продуктивность, практически целиком зависящая от случайных факторов.Второй хозяйственно-культурный исторический тип - ручное земледелие и скотоводство. В него входят занятия, связанные с обработкой земли при помощи еще примитивных ручных орудий, и скотоводство как относительно самостоятельная отрасль, дающая стабильный прибавочный продукт. Для него так же характерны оседлые группы охотников и рыболовов. На этой ступени проявляются имущественные неравенства, ведущие к социальному расслоению и созданию государства.Третий исторический хозяйственно-культурный тип - пашенное земледелие появляется, когда люди научились соединять уже усовершенствованные орудия сельскохозяйственного труда с тяговой силой одомашненных животных.Однако даже у народов, которые относятся к одному и тому же хозяйственно-культурному типу, появляются черты не только сходства, но и различия, которые с течением времени и по мере усиления независимости людей от природы становятся все более явственными и проявляются не только в материальной, но и духовной культуре. Практически в одно и то же историческое время народы, принадлежащие к одному хозяйственному типу, создают свои уникальные и своеобразные культуры. Таким образом хозяйственно-культурная типология позволяет решить только некоторые исследовательские задачи и не является исчерпывающей классификацией культуры. Тем не менее данная классификация не теряет своей актуальности и в настоящее время, поскольку все три хозяйственно культурных типа существуют в современной социокультурной действительности: первый распространен в долине реки Конго, Амазонки, на юге Индии, Шри-Ланке, Индонезии, Филиппинах; второй - в Южной и Юго-восточной Азии, на островах Океании, в Южной Америке, Африке; третий - в Европе, Северной Америке, в ряде стран Азии.Современное языкознание, изучающее язык во всех его аспектах, как яркий феномен культуры, предлагает две классификации: морфологическую(типологическую) и генеалогическую(генетическую

25.Субкультура.Субкультура и ее типы.Дифференциация культуры это так называемые субкультуры зависит от наличия в обществе различных классов, слоев групп населения.Роль этого фактора в наши дни уменьшается, но еще остается.Беднейшие, неимущие и маргинальные слои общества имеют самый низкий уровень культуры, который проявляется во всем - от образования, до личной гигиены.Культура высших слоев, элиты общества отличается как общим высоким уровнем, так и некоторыми внешними сторонами: строгий этикет, изысканные манеры, подчеркнутая вежливость, сохранение древних (аристократических) традиций.Средние слои и классы являются носителями наиболее распространенной, преобладающей культуры, именуемой сегодня “массовой культурой”, общий уровень которой является невысоким, средним. В то же время к этим слоям относится основная часть научной и творческой интеллигенции, являющейся носителем высшего уровня интеллекта и творческого потенциала, составляющих главный источник обновления всей культуры.

Понятие “субкультура” неоднозначно:

1) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившей своеобразную мировоззренческую окраску.

2) особая форма организации людей (чаще всего молодежи) - автономное целостное образование внутри господствующей структуры, определяющей цель жизни и мышления ее носителей, отличие своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже интересами.

3) совокупность некоторых негативно интерпетированных и ценностей традиционной культуры преступного слоя общества.

В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема" официальной" культуры. определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Субкультура - это подкультура или культура в культуре.В американской социологии с 20 х годов ХХ в. доминирует традиция исследования преступных структур общества, характеризуемых прежде всего комплексом антиправовых норм поведения.В целом современные субкультуры представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных и региональных культур, в которых наряду с основной классической тенденцией существует ряд своеобразных культурных образований, как по форме, так и по содержанию отличающихся от ведущих культурных традиций, являющихся в то же время прямым порождением последних. Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения. Эти неформальные объединения и становятся субъектами - носителями и творцами собственной культурной среды, нормативов поведения и общения, действий и ценностей, имеющих глубокий символический смысл для членов группы, создавших собственную субкультуру.На возникновение и развитие субкультур влияют изменения образа и уровня жизни общества, крупные социальные события и потрясения. Возможны появления и активизация субкультур при улучшении условий жизни какой-либо социальной группы (повышение доходов, образовательного и культурного уровня и т.д.). Второй тип субкультур можно назвать субкультурами “кризиса”, так как их появление связано с ухудшением социально-экономического положения. Этому типу соответствует большинство послевоенных молодежных структур на западе и последнего десятилетия в нашей стране.Различают традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры; "контркультуру" (некоторые молодежные субкультуры); субкультуры основных этапов жизненного цикла (детская, молодежная, культура пожилых); маргинальные культуры.Отличительными чертами субкультур являются “стили”: Стили характеризуют глубину вхождения в субкультуру. Можно выделить 3 формы элемента стиля:

1) образ - элементы костюма, прическа, косметика, бижутерия;

2) манера поведения - особенности невербального компонента общения (экспрессия, мимика, пантомимика, походка);

3) слэнг - специфический словарь и его использование.

Одна из основных функций стиля - установление границ группы, отделение от других групп.

Молодежные субкультуры выполняют особые функции. Субкультура дает условное, “магическое” решение испытываемых молодежью проблем, порожденных социально-экономическими противоречиями. Она предлагает стиль, ценности, идеологии, которые могли быть использованы для формирования особой идентичности, выходящей за пределы, предписанные социальным происхождением и статусом. Субкультура, имея классовые корни, осваивается через ближайшее социальное окружение или под влиянием средств массовой коммуникации. Субкультура предлагает входящему в нее индивиду разрешение его внутренних, экзистенциальных проблем.Субкультура, в первую очередь, помогает , пусть иллюзорно, решать молодежи ее психологические проблемы. Недостатком субкультур является то, что они концентрируются на вторичных проблемах, а исходные социально-экономические проблемы при этом не затрагиваются.Среди субкультур молодежи 50-80 х годов на западе можно выделить субкультуры молодежи рабочего класса (тэдди-бойз, моды, рокеры, бритоголовые, футбольные фанаты, панки), средних слоев (битники, хиппи). Название субкультур отражают К-Л особенность внешнего вида или поведения.

· Моды (mods) - любовь к одному из музыкальных стилей.

· Рокеры (rockers) - приверженность к рок-н-роллу.

· Бритоголовые (skinheads) - выбриты или выстрижены на голове волосы.

· Панки (Punks) - си энговый термин, обозначающий социальные низы (буквально “отбросы общества”).

· Тэдди-бойз (teddy-boys) - копирование стиля одежды молодежи из аристократических кругов (тэдди - уменьшительный вариант имени принца Эдуарда).

Субкультуры среднего класса имеют некоторые особенности. К элементам их стиля относятся: пассивное сопротивление (аполитичность, игнорирование власти), Диссоциация - отход от формальных социальных институтов, неудовлетворенность ими, поиск глубокого духовного удовлетворения (в творческой работе), сознательное опрощение (переход от обеспеченности к нищете), стремление к самовыражению, протест против стандартизации жизни, индивидуализм как реакция на обезличенность массового общества, открытость опыту, но при этом его наркотическая , религиозная, мистическая и даже магическая интерпретация.

26Культура как процесс.Термин "Динамика" близок по значению к термину "развитие". Он употребляется для обозначения поступательного движения культуры, перехода от одного состояния к другому. Развитие включает в себя как восходящую линию - прогрессивную, так и регрессивную, в которую входят и моменты застоя, возвращение к отжившим структурам и формам.Поскольку в рамках культурологии исследуются общеродовые, общесоциальные, групповые и индивидуальные аспекты процесса социокультурных изменений, то понятие "времени" для нее является достаточно гибким и фиксируется в различных масштабах.Исходя из этого исследователи выделяют три типа шкал:

· микромасштабные шкалы времени (1-25 лет);

· среднемасштабные шкалы времени для рассмотрения экономических подъемов и спадов (48-55 лет) и процессы смены поколений (25-30 лет);

· макромасштабные шкалы времени (100 и более лет).

Важнейшими характеристиками времени для культурологов выступают его ритм и темп.Культура реализует себя через равновекторные действия людей, обусловленные противоречащими друг другу и даже противоположными мотивами, целями и желаниями. Часть этих действий соответствует норме, а две другие ее части, противоположные по направленности, как бы "гасят" друг друга. Таким образом, система находится в устойчивом равновесии, процессы реорганизации не являются необходимыми, а потому социодинамика замедлена. Может сложиться кризисная ситуация, поэтому процесс обновления необходим. Если деформация происходит одновременно в нескольких подсистемах культуры, то кризис становится всеохватывающим, приобретает системный характер.Явление культуры в его историческом развитии есть расширение сфер и областей человеческого опыта, который рефлексируется и осмысливается, закрепляясь в традиции. Однако, несмотря на всю его важность традиций, которые обеспечивают устойчивость, авторитет культуры и культурных норм, нельзя себе представить развитие культуры без обновления культурного опыта. Они проявляются в изменениях, которым подвергается весь образ жизни. Изменения в культуре происходят в результате накопления культурного опыта, они не могут быть внезапными. Развертываясь во времени, культура не только обновляется, но и сохраняет себя, благодаря действию через определенные социокультурные институты механизмов преемственности, которые транслируют каждому новому поколению культурное наследие предшествующих эпох (семья, традиции, общая система образования, средства массовой коммуникации, учреждения культуры).          II. Типы культурных изменений.В теории культуры сложилась система классификации изменений разного масштаба и уровня.Критика издержек поступательно-линейных концепций развития культуры не снимает фазового или этапного типа культурной динамики, к которому применима историческая периодизация в соответствии с доминирующим типом социальных отношений. Но при этом важно подчеркнуть недопустимость сведения этих отношений лишь к классовой структуре, отвечающей формационному делению истории. Тип социальности складывается на основе преобладания межличностных отношений в доиндустриальном обществе, товарно-денежных факторов в индустриальном или же факторов, формирующих массовое общество, в постиндустриальном обществе. Это деление не совпадает с последовательной сменой всех измерений социальной и культурной жизни, но отражает некоторые общие принципы социокультурной регуляции.Изменения, ведущие к смене духовных стилей, художественных жанров и направлений, ориентаций и мод; территориальные перемены центров активной культурной деятельности; социальные сдвиги в результате изменения количественных параметров и другие перемены, входящие в общем в сферу истории культуры, а также разных ответвлений: истории искусства, литературы, моды и т.д. Отчетливое деление эта смена нашла в истории западноевропейской культуры: романский, готический, ренессансный, барокко, рококо, неоклассицизм, романтизм, реализм, модернизм (импрессионизм, постимпрессионизм, сюрреализм, авангардизм и т.д.), постмодернизм.

1. Изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры или отношений между разными ее элементами, что означает формирование новых жанров и видов искусства в результате творческого процесса или внешних влияний - всего того, что вполне корректно охарактеризовать как развитие культуры. Такие процессы никогда не отхватывают всей системы социокультурной регуляции, а происходят в тех или иных отдельных сферах или ряде сфер при сохранении устойчивых механизмов в стабилизирующих частях общей структуры. Так, интенсивное развитие культуры в период промышленной или научно-технической революции не привело к устранению традиционных верований и институтов, таких, как церковь или семья, не сняло этнического и национального разделения народов.

2. Культурный застой как состояние длительной низменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний, как приверженность общества неизменным традициям и резкое ограничение или запрет нововведений. Устойчивость обычаев, норм и стилей не обязательно означает застой, т.к. подразумевает сохранение самобытности данного общества. Однако консервация общей системы ценностей, догматизация религии или идеологии, канонизация художественной жизни, сопровождаемые отражением нововведений или заимствований, может означать застой и приводить к длительной стагнации общества в целом. В этом состоянии общество может существовать десятилетиями и даже веками, без значимых прибавлений и убавлений в своей духовной и социальной жизни.

Застой - характерная черта устойчивых малых этнических культур, адаптированных к окружающей среде, но зависящих от этой среды и неспособных выработать механизм изменений. Однако застой становится уделом и высокоорганизованных цивилизаций, сложившихся в различных регионах Востока, на том этапе, когда обогащение и дифференциация грозят подорвать всеобщие принципы регуляции ослабить механизмы консолидации общества.

3. Изменения, ведущие к ослаблению дифференциации или устранению каких-то элементов культуры или прежде устойчивых норм и идеалов, упрощению культурной жизни, что и определяется как упадок и деградация культуры. Такого рода процессы описываются этнографами на материале некоторых малых народов, попавших в орбиту сильных культур (индейцы Северной Америки, малочисленные народы Севера и т.д.). Слабые локальные культуры обнаруживают способность к выживанию, но ценой изоляции и замыкания в себе.

4. Кризис культуры определяется как ситуация или тенденция разрыва между ослаблением и разрушением прежних духовных структур и институтов и формированием новых, более отвечающих меняющимся требованиям общества.

В историческом плане социальный и духовный кризис в древних обществах предшествовал возникновению новых духовных систем, послуживших основой для формирования мировых цивилизаций. Одним из наиболее известных и ярких памятников, засвидетельствовавших кризис древних обществ Ближнего Востока, является Ветхий Завет. Поиски выхода из этого кризиса шли через формирование новых религиозных принципов, запечатленных в сакральном тексте Нового Завета.

5. Циклические изменения отличаются от эволюционных тем, что они повторимы (иногда их определяют как волнообразные). Под их воздействием общество движется по сходным циклам бытия, повторяя себя на протяжении многих поколений. Циклы могут иметь и естественное, природно-биологическое происхождение (смена времен года, смена поколений) и являются необходимыми условиями воспроизводства среды, общества или народонаселения. Устойчивую фиксацию эти циклы получают в мифологии, ритуалах, календаре.

В качестве варианта цикличности следует рассматривать инверсию, которая может охватывать как духовные, так и политичсекие изменения общественного бытия. В инверсии изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые качания - от одного полюса культурных значений к другому. Такого рода перепады возникают в том случае, если в культуре не сложилось устойчивое ядро, “золотая середина” или прочная структура. Поэтому ослабление жесткой нормативности и ограничений может приводить к распущенности нравов, бессловесная покорность по отношению к существующим порядкам и их носителям может сменяться “бессмысленным и беспощадным бунтом”, разгул страстей и чувственности может уступить место крайнему аскетизму и рассудочному рационализму. Чем меньше степень стабильности общества и чем слабее налажены отношения между его различными компонентами, тем больший размах приобретают повороты в его духовной или политической жизни.

6. Обращение к раннему и более богатому периоду культурной жизни обычно определяется как возрождение. Эпоха европейского Возрождения получает постоянно высокий статус в большинстве работ по истории мировой культуры. Можно считать устоявшимся и широко распространенным суждением об этой эпохе как о “величайшем перевороте” в развитии мировой культуры, с которого и начинается переход к гуманистической культуре, в центре которой стоит человек, несущий в себе способность к самостоятельной, разумной и целеустремленной деятельности, направленной на осуществление идеалов красоты, гармонии и всестороннего развития своих сил.

7. Преобразование, или трансформация, культуры имеет место в том случае, если новое состояние возникает в результате изменения прежнего достояния под влиянием интенсивных процессов обновления, происходящих в данном обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия или предание нового смысла привычным традициям, а также через заимствование извне. Однако заимствованные элементы подвергаются качественному изменению целостный органичный синтез.

8. Полиморфизм культурной динамики

Тот или другой вариант культурных изменений, как правило, не охватывает культуры в целом. Напротив, отличительной особенностью всякой культуры является ее многослойный характер, в силу чего в ней могут происходить одновременно изменения, направленные в разные стороны и с разной скоростью. Движение к обновлению вызывает обычно накопление тенденций к стабилизации, что и приводит рано или поздно к откату и смене ориентаций.

Кроме того, разные компоненты культуры изменяются с разной скоростью. Наиболее устойчивой оказывается мифология; большой объем консервативности заключает в себе и религия, несущая функцию интеграции общества. Более подвижной оказывается художественная культура, гибко реагирующая на изменение духовного состояния общества или отдельных слоев. Но самой высокой способностью к изменениям отмечена наука, удваивающая свои основные параметры за 10-12 лет.

30.Эволюционные модели.Неоэволюционизм(Дж.Стюарт, М.Салинс и др.) рассматривает социокультурную систему во взаимодействии трех составляющих ее подсистем: популяция, окружение, культура.Под средой понимается и природное окружение, и изменения, полученные в результате человеческой деятельности.Французский биолог, философ и теолог, приверженец концепции "христианского эволюционизма" Пьер Тейяр де Шарден (1881-1965) понимал человека как природное существо, обладающие духовной жизнью. Именно этот внутренний мир человека и порождает особое видение окружающего.

По мнению Тейяра де Шардена, “рефлектирующее существо в силу самого сосредоточения на самом себе внезапно становится способным развиваться в новой сфере. В действительности это возникновение нового мира. Абстракция, логика; обдуманный выбор и изобретательность, математика, искусство, рассчитанное восприятие пространства и длительности, тревоги и мечтания любви … вся эта деятельность внутренней жизни есть ни что иное, как возбуждение вновь образованного центра, воспламеняющегося в самом себе. ” (Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. с.136-137).Поскольку мир находится в постоянном движении, усложнение дифференциации, и разум человека играет все большую роль и в индивидуальной жизни, и в социальной, и в жизни самой природы, то, приходит к выводу Тейяр де Шарден, начиная с некоторого момента, роль разума оказывается определяющей как в судьбах человека, так и природы. Он широко использовал понятие ноосферы для объяснения оксидаемого эволюционного развития мира: Постепенного перехода биосферы в “ноосферу”, то есть сферу разума, эволюция которой подчиняется разуму и воле человека. Ученый считал, что эволюционный процесс идет по пути согласования этих противоречий, и в этом видел смысл перехода биосферы в ноосферу. Результатом такого перехода должна стать, по его мнению, “сверхжизнь” - состояние полного окончания всех эволюционных процессов: исчезновение всяких различий между людьми (расовых, религиозных, экономических), когда человечество сольется в единое целое с природой и Богом.Современные исследования выделяют два эволюционных потока - общий и специфичный. Эволюция культуры понимается как процесс развития человеческого рода внебиологическими средствами (культивирование технологий совместного существования и взаимодействия со средой, способов социализации, знаковых систем и т.д.). Различия жизненных условий обусловливают специфику этих средств и самих культур. Процесс адаптации к конкретным условиям существования, т.е. развитие отдельных культур, называется специфичной культурной эволюцией. А универсальный процесс последовательной смены стадий перехода от простого к сложному - общей эволюцией.

Периоды Подъем Спад Внедрение изобретений
Индустриализация (первая длинная волна) 1787-1813 1814-1842 Замена водяного колеса паро-вой машиной; древесины - углем и железом.
Буржуазный период (вторая длинная волна) 1843-1869 1870-1897 Появление железных дорог, пароходов; замена железа сталью.
Неомеркантилизм (третья линная волна) 1898-1924 1925-1940 Применение электричества; двигателя внутреннего сгора-ния, внедрение химии.

28Цикличная динамика, теория эк.волн.Еще в начале XIX века были выделены "торгово-промышленные циклы", фиксирующие колебания экономики в пределах 7-11 лет, и периодические кризисы в хозяйственной жизни. В конце XIX-начале XX века были названы факторы, обусловливающие подобные колебания: введение новых технологий, открытие новых рынков, соотношение спроса и предложения, межотраслевые связи, накопление и перераспределение капитала.Современные представления об экономических волнах базируются на теории русского социального мыслителя Николая Дмитриевича Кондратьева (1892-1938). Анализ экономических изменений, соотнесенных с политическими и социальными факторами, позволил ему разработать теорию длинных экономических волн с периодом 48-55 лет.Циклическая динамика хозяйственно-экономической системы включает в себя 4 фазы: повышение, перелом, понижение и переход.Первому периоду предшествует накопление и концентрация капитала в мощных предпринимательских центрах. В это время происходит обновление и расширение основных капитальных средств, изменение и перегруппировка производительных сил. Не менее значительным фактором экономического подъема является дешевизна и обилие свободного капитала. Совокупность данных факторов приводит к рентабельности крупных инвестиций в производство, внедрению новых технологий , созданию новых производительных сил, новому капитальному строительству. Это акцентирует необходимость коренной перестройки условий производства. Тем не менее, внутри самой первой фазы заложены моменты, ведущие к неустойчивости хозяйственной системы и вызывающие рост социального напряжения и жесткую рыночную конкуренцию.Во второй фазе (переломной) инерция экономических процессов достигает предела, за которым система становится неэффективной (дефицит капитала, замедление капитального инвестирования, понижение рыночных цен приводит к угасанию экономической жизни).Третья фаза (понижение - депрессия) характеризуется спадом экономической активности. В нижней точке экономической волны наступает структурный кризис, подготавливается переход движения от депрессии к подъему (радикальные технологические изменения производства, вложения в принципиально новую технику, изменение технологической парадигмы). Уже в этой фазе, таким образом, закладывается и формируется новая организация экономической системы.Для четвертой фазы (переходной) характерно, что предшествующая экономическая структура становится неэффективной, а новые зарождающиеся формы хозяйственной жизни в рамках старой экономической структуры еще не могут переломить ситуацию. Борьба нового со старым продолжается 7 - 10 (иногда более) лет. Постепенно хозяйственная система внутренне перестраивается на уровне всех составляющих ее элементов. Таким образом складываются предпосылки и накапливаются потенциальные возможности стабилизации хозяйственно - экономической и социальной жизни в целом. После перелома волны (связанного с удешевлением капитала) опять следует подъем экономической активности, т.е. начинается новая “длинная экономическая волна”. “Материальной основой больших циклов является изнашивание, смена и распространение основных капитальных благ, требующих длительного времени и огромных затрат для своего производства, - пишет Н.Д. Кондратьев. - Смена и расширение фонда этих благ идут не плавно, а толчками, другим выражением чего и являются большие волны конъюнктуры. Период усиления строительства этих основных капитальных благ является периодом подъема, период отклонения реального уровня экономических элементов вверх от существующего уровня равновесия … является периодом длительного повышения конъюнктуры, хотя бы и прерываемого колебаниями более кратковременными. Период затишья в их строительстве, является, наоборот, периодом движения реального уровня экономических элементов, уровня равновесия и ниже него”. (Кондратьев Н.Д. Большие циклы экономической конъюнктуры. // Проблемы экономической динамики. М., 1989. с.172). Причем “в процессе развития цикла самый уровень равновесия, изменяясь, переходит на иную, как правило, на более высокую ступень.” Таким образом, делается вывод о регулярности волнообразных экономических процессов в экономической сфере культуры.Исследование экономических циклов позволило австрийскому экономисту и социологу Йозефу Шумпетеру (1883-1950) выявить механизм, объясняющий волновую смену нестабильности и накопления капитала - колебания технологических нововведений. Он утверждал, что технические инновации изменяют производство, инициируют появление структурно-новых коммерческих операций, товаров, расширяют процесс накопления денежной массы. Совокупность этих изменений лежит в основе смены фаз экономического цикла.

 

 


29Циклическая модель Сорокина.Русско-американский социолог Питирим Сорокин (1889-1968) предложил теорию волнообразной социокультурной динамики. Культуры движутся силами, заложенными в них самих, просто потому, что такова их природа, - считает Сорокин. Развитие заложенных сил в основных типах (идеациональном и чувственном) происходит до предела, затем начинается откат "волны". Чередование основных типов культуры связано с прохождением либо через идеалистический, либо через эклектичный (переходные) типы.Социодинамическая модель П.Сорокина представляет собой последовательную смену определенных типов культур, выделяемых на основе ведущих представлений о мире и методах его описания. Этот процесс выражается в трех фазах единого цикла, через которые проходят все основные сферы социокультурной системы (архитектура, скульптура, живопись; музыка, литература, театр, искусствоведение; религия, философия, наука; естественнонаучные и технико-технологические изобретения; мораль и право;политика; экономика; политические конфликты; религиозная деятельность; семейно-брачные отношения; исторический тип личности; мировоззрение; формы свободы; государственное управление). Причем в динамике каждой из этих сфер прослеживается три стадии, после завершения которых цикл возобновляется. Сорокин называет: идеациональную стадию, в которой преобладают процессы познания; идеалистическую стадию, где ведущей становится идеология; чувственную стадию с доминированием сенсорного переживания.Для каждой стадии соответствует свой тип личности.

Особо следует отметить, что концепция П. Сорокина является попыткой сконструировать свободную от линейности, эволюционизма и теории прогресса модель течения макропроцессов культуры. Эта модель является некоей идеализацией, на что вполне однозначно обращал внимание и сам П. Сорокин.

в) В XIX в. эволюционная теория Ч.Дарвина побудила ученых обратить внимание на тот факт, что человек есть продукт длительной биологической эволюции. Эволюционизм надолго становится ведущим направлением социогуманитарной мысли, опираясь на представления о единстве законов истории природы и истории человека, единстве метода естественных и социогуманитарных наук.Эволюционизм опирается на концепцию развития, разработанную английским социологом Гербертом Спенсером, который видел во всех происходящих явлениях часть общего необратимого процесса эволюции, включающего интеграцию и дифференциацию.

Эволюционизм понимает культуру как процесс адаптации людей к природному окружению. Механизмы адаптации (биологические и культурные) и составляют эволюционное развитие, которое разворачивается как дифференциация и усложнение первоначальной, синкретичной "зародышевой" формы. Выделяют 2 основных эволюционных модели: однолинейную и многолинейную.Согласно однолинейной концепции Э.Б.Тайлора, Л.Моргана, Дж.Фрезера и др. в процессе эволюции человека и его культуры выделяются три универсальных последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство и цивилизация. Развитие идет по пути усовершенствования человеческого рода путем усложняющейся организации общества и человека.Эволюционные представления были усовершенствованы в марксизме, где на основе синтеза моргановских идей и немецкой классической философии в лице Г.Гегеля, вскрывшего механизм и источники диалектического развития (возникновение, борьбу и преодоление противоположностей), обосновывается диалектико-материалистическое понимание истории. В основе прогрессивного развития человечества, по мнению К.Маркса и Ф.Энгельса, лежит диалектика производительных сил и производственных отношений.Научно-технический прогресс приводит к изменению образа жизни людей, их культуры и быта. В своем поступательном развитии человечество проходит через этапы первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической общественно-экономических формаций, стремясь к воплощению идеалов коммунизма. Прогресс рассматривается как зигзагообразное, неравномерное, антагонистическое развитие.Многолинейная эволюционная модель отказывается от всеобщих законов эволюции и признает множественность путей социокультурного развития. В рамках этой модели исследования ограничиваются обобщением эмпирических результатов, полученных при изучении региональных культур, фиксацией исторических параллелей и повторов.Основное внимание сосредоточено на проблеме культурной адаптации, понимаемой как процесс приспособления к среде, в ходе которого происходит усложнение культуры, дифференциация, возникновение новых культурных феноменов.Основное внимание сосредоточено на проблеме культурной адаптации, понимаемой как процесс приспособления к среде, в ходе которого происходит усложнение культуры, дифференциация, возникновение новых культурных феноменов.

31,. Язык культуры, Язык культуры в широком смысле этого понятия - те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры - это универсальная форма осмысления реальности, в которую "организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла)" (Парахонский Б.А. Язык культуры и генезис знания. Киев., 1988. С. 35).Ученые классифицируют языки культуры. К.Леви-Строс считал, что тотемизм явился одним из первых видов символической классификации, когда изображения животных, растений и т.п. использовались в качестве священных знаков племен. Различия между животными в рамках тотемизма составляли естественную модель для дифференциаций и классификаций разнообразных явлений как природного, так и социального мира.К настоящему времени сложилась следующая общепринятая классификация языков:- естественные языки, как основное и исторически первичное средство познания и коммуникации (русский, французский, эстонский, чешский и т.п.). Для этих языков характерен непрерывный процесс изменения, ассимиляции и отмирания. Словарный запас человека в среднем 10-15 тысяч слов, часть из них - активные, которые человек использует, другая часть - пассивные, значение которых он понимает, но не использует сам;- искусственные языки - это языки науки, где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования. Это необходимо потому, что повседневная речь многозначна, что недопустимо в науке, где необходима предельная адекватность восприятия. К искусственным языкам относятся и языки условных сигналов, например, азбука морзе, дорожные знаки;- вторичные языки (вторичные моделирующие системы) - это коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естественно-языковым уровнем (миф, религия, искусство). Поскольку сознание человека есть сознание языковое, все виды надстроенных над сознаниеммоделей могут быть определены как вторичные моделирующие системы.В современной науке проблема языка формируется как проблема междисциплинарная. Трудно представить себе ее анализ без привлечения данных логики, философии, антропологии, герменевтики, лингвистики, феноменологии, семиотики, других научных дисциплин, на которые опирается культурология. Речевой аспект языка связан с физиологией, звук - с акустикой (раздел физики), работу мозга при этом исследует нейрофизиология. Современная аналитическая работа о языке почти невозможна без привлечения теории бессознательного, отсюда - особая роль прикладной психологии.Однако особо выделяются две науки, изучающие язык культуры, - семиотика и герменевтика.Семиотика (греч. - знак) - наука о знаковых системах или семиознее культуры. Это относительно современная наука, претендующая на создание металязыка. У истоков семиотики - две научные традиции, одна из которых восходит к Ч.Моррису (1834-1896), американскому философу и социальному психологу, другая - к Ф де Соссюру (1857-1913) и Парижской школе. Ч.Моррис полагал, что понятие знака может оказаться столь же фундаментальным для наук о человеке, как понятие атома для физики и клетки для биологии. Ф. де Соссюр считал семиологию частью социальной психологии, аргументируя возможность изучения культуры общества через язык как важнейшую из знаковых систем. Французский структуралист К.Леви-Строс предполагал, что явления социальной жизни, искусство, религия и другие имеют природу, аналогичную природе языка, а следовательно, они могут изучаться теми же методами.Русская ветвь семиотики восходит к трудам А.Потебни, Г.Шпета, Ю.Лотмана и тартуской школы. А.Потебня и Г.Шпет рассматривали семиотику как сферу этнической психологии. По аналогии с ноосферой Ю.Лотман ввел понятие семиосферы - универсального семиотического пространства, существующего по определенным закономерностям.Герменевтика - одна из древних наук, которая появилась в раннем христианстве и занималась тогда трактованием религиозных текстов. Современная философская герменевтика, основателем которой считается Г.-Г.Гадамер, занимается интерпретацией текста, не только реконструируется, но и конструируя смысл.II. Понятие "текст", "знак", "символ".Культура - коллективная память. Но "язык - дом бытия" (М.Хайдеггер): чтобы событие стало явлением культуры, оно должно быть выражено в тексте. Только тогда культура может выполнять функцию хранения и передачи информации. В истории человеческого рода сформировались два канала передачи информации. Один из них - генетический (как и у всей живой природы); по другому каналу сведения передаются от поколения к поколению через разнообразные знаковые системы, единицы информации в которых английский исследователь Р.Доукинс назвал "мемами" (Медников Б.М. Гены и мемы - "субъекты" эволюции //Человек. 1990. N 4. С. 24-25).В современной европейской традиции принято рассматривать как текст все, что создано искусственно: не только книги и рукописи, но и картины, здания, интерьер, одежду и многое другое, что еще иначе называется артефактами. Ж.Деррида утверждает: "Для меня текст безграничен. Это абсолютная тотальность. Нет ничего вне текста" Текст не сводим к речевому акту, в этом качестве могут рассматриваться любые знаковые системы: иконографические, вещные, деятельностные. В таком понимании языка культуры проявляется стремление к преодолению лингвистического плана.Понятие "знак" и "символ" часто используется в одном и том же смысловом контексте. Иногда можно встретить утверждение, что знаки - это то, что отличает человека от животного мира. Есть основания полагать, что праязыки возникли из знаковых систем, сформировавшихся в животном мире. Исследователи утверждают, что эти системы могут быть весьма дифференцированными.Человеческая культура начинается там и тогда, где и когда появляется способность сознания к символизации.Знак - это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную - математическую, статистическую, логическую - обработку.Символ - одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова - удостоверение личности, которым послужил simbolon - половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре - универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него. Эстетическая информация, которую несет символ, обладает огромным числом степеней свободы, намного превышая возможности человеческого восприятия.Повседневная жизнь человека наполнена символами и знаками, которые регулируют его поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом.

  Знак Символ
1. Происхождение Из животного мира Возникает с развитием психики, когда осознано разделение на разум и чувство, различается реальный мир и его отражение в искусст-венных формах.
2. Место бытования Бытует в животном мире, в разных сферах жизни общес-тва: науке, религии, искусс-тве, в коммуникациях и т.п. Культура в целом на этом этапе, когда сформировано ее единство, через формы искусства, науки, религии. Бытует в личной жизни, в социуме, государственной, этничес-кой и т.п. общности.
3. Цель применения Информирование, коммуни-кация Репрезентация объектов, событий или идей.
4. Черты Инструментальность и адрес-ность, стремление к клас-сификации, прямая связь между знаком и обозна-чаемым. Обозначает не себя, а нечто другое, открывает доступ к сознанию, выражает общие идеи, экстралингвистичен, императивен. Образ-обобщение. Стабилизирует форму. Легко преодолевает “земное тяго-тение”, стремясь обозначить вечное и ускользающее, уводит за пределы реальности. Раскладывает образ на символические элементы, превращая его в “текст”.
5.Общее

Архетипичность значений: базируются на неизменных свойствах природы и человека.

III. Внутренний смысл знаков и символов как фундаментальная проблема внутрикультурной и межкультурной коммуникации.

Давно замечено, что явления культуры имеют два плана: материальный и нематериальный, проникновение в который происходит через освоение знакового языка видимого плана, доступного органам чувств. Эта особенность культуры была впервые осознана как специфика искусства еще философами-неоплатониками флорентийской школы. Так, Пико делла Мирандола писал: "Всякая вещь кроме своего природного бытия имеет другое бытие, называемое идеальным, сообразно с которым она была создана богом в первом разуме... Это первое бытие называют бытием идеальным или интеллигибельным (умозрительным), а второе - бытием материальным или сенсибильным (воспринимаемым чувством)... Интеллигибельная сфера является умопостигаемым миром, созданным непосредственно богом" (Пико делла Мирандола Дж. Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивлени // Эстетика Ренессанса. Т.1. М., 1981. С. 286, 288).Каков же механизм расшифровки знаково-символических систем? Знаково-символические структуры имеют место на всех уровнях познания: первичном, или поверхностном, семаитическом и смысловом - как посредники между человеком и культурой, однако новый опыт и приращенное знание могут менять способы восприятия и постижения мира. Первый уровень задается социокультурным контекстом, это уровень обыденной коммуникации. Второй уровень познания требует теоретического объяснения в рамках семантических правил формирования смысла высказывания. И лишь на третьем, глубинном, уровне происходит раскодирование смысла.

 

32 управление культурой.Каждый компонент социальной жизнедеятельности имеет соответствующие формы организации, то есть институты, обеспечивающие как его поддержание, так и воздействие на общественную жизнь в целом. Социальный институт не сводится к наличию организаций или учреждений, занимающихся отведенной им деятельностью, хотя это основное и наиболее заметное в процессе институционализации. Институт включает в себя и какие-то “блоки” целенаправленной деятельности (например ритуалы, праздники), через которые поддерживается общественная жизнь. Институт всегда представляет собой ряд компонентов:а). некоторую внутренне слаженную систему функций, закрепленных предписаниями (нормы, уставы), оправдывающими данный институт и соотносящими его с другими сферами;б). Материальные средства (здания, финансы, оборудование), обеспечивающие деятельность данного института;в). носителей (кадры), вербуемых в соответствии с принципами, соотнесенными с целями данного института (служители культа, различные слои интеллигенции).Социальные институты организуют и координируют деятельность людей в каждой сфере, без чего та деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер.На ранних этапах развития общества и в малодифференцированной социокультурной среде культурная деятельность еще не выделена как самостоятельная и поэтому не опирается на особые институты. В архаичных племенных культурах все взрослые члены (хотя и в разделении на гендерные) сообща устраивают коллективные церемонии, а вождь выполняет одновременно и функции жреца. Но и в этой среде уже происходит выделение функциональных “должностей” жреца, шамана, гадателя и знахаря, выполняющих особые функции, хотя большей частью “по совместительству” с другими формами деятельности, общими для остальных членов племени.Первичной синкретичной ячейкой социализации является семья, в которой родители и все взрослые члены так или иначе вводят подрастающее поколение в круг культурных норм, смыслов, знаний и ценностей.Однако слабая степень институциализации характерна для всей народной культуры, которая поддерживается обычно всеми членами данной группы или общности. Фольклор - та форма искусства, которая изначально формируется в процессе досугового общения, трудовой деятельности или же в соответствии со сложившимися обрядами (рождение ребенка, брак, смерть, сезонные праздники) и в которой еще отсутствует четкое деление на исполнителей и слушателей. Основным самостоятельным институтом духовной деятельности в доиндустриальных обществах является религия. Это требует выделение особо разсосредотачивающих в своих руках производство, сохранение и передачу духовных ценностей.Уже на ранних этапах человеческого общества выделяется художественная культура, для поддержания которой требовались специальные исполнители.Соотношение социальных институтов культуры на протяжении истории менялось в зависимости от степени дифференциации общественной жизни и переходя от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу. В общем плане принято выделять некоторые основные типы поддержания духовного производства, а также художественной культуры, существующие в ранние эпохи:1). Государственный, подчиненный централизованному аппарату власти;2). Церковный , опирающийся на поддержку религиозного института;3). Меценатский, или патронажный, при котором знать и богачи содержали и одаривали поэтов, литераторов, музыкантов и архитекторов;4). Ремесленный, когда предмет прикладного или монументального искусства изготовляется на местный рынок или на заказ;5). Коммерческий, возникший уже в доиндустриальном обществе и связанный с рыночными отношениями:6) Самообеспечение культуры через самостоятельные институты (церковь, образование, творческие организации, индустрия культуры).

Тем основным внешним органом, который регулирует культурную деятельность в современном обществе, является государство. В странах развитого капитализма объем культурной политики, осуществляемой государством, заметно меньше, чем в развивающихся, - в силу того, что в первых сложилась налаженная система регуляции культурной деятельности со стороны бизнеса и институтов культуры, прежде всего системы образования и науки.

Более умеренный, узкий характер имеют и направления этой деятельности, среди которых обычно присутствуют следующие (пример Швеции):-поддержка творчества и создание условий для творческой свободы;-защита национальной культуры и языка в мире расширяющихся международных коммуникаций и контактов;-создание возможностей для вовлечения различных слоев населения, особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь в зависимости от их способностей и склонностей;-противостояние негативному воздействию коммерциализации в сфере культуры;-способствование административной децентрализации в сфере культуры;-способствование развитию региональных культур и местных центров;-обеспечение сохранения культуры прошлого;-способствование новаторству и обновлению культуры

-способствование налаживанию взаимодействия и взаимопонимания между различными культурными группами внутри страны и межгосударственному взаимодействию.Влияние этой политики сказывается, в частности, в том, что, наряду с вовлечением каждой страны во все более интенсивные глобальные отношения, происходит и активизация местной культурной жизни, усиливается борьба за культурную самобытность и стремление к локальному своеобразию.Другим важнейшим институтом, оказывающим существенное воздействие на культуру в развитых странах, является бизнес. Располагая значительными средствами и функциональным интересом в сфере культуры, он оказывается важным фактором регуляции культурной политики и культуроустроения.Выделяют общие для всех целей культурной политики: 1.Утверждение общности культуры нации в целом, что означает уменьшение различий между городом и деревней, между различными этническими и племенными группами. 2)Согласование культурного и социоэкономического развития. 3)Утверждение самобытности культуры данной страны как важного фактора национального единства и солидарности.4)Пропаганда принципа преемственности культуры, т.е. связи настоящего с прошлым - традициями и достоянием общества. 5)Учет и охрана культурного наследия, что влечет за собой также требование его изучения, распространение и использование его элементов в современной жизни. 6)Осуществление демократизации культуры, обеспечение участия всех слоев населения в культурной жизни общества. 7)Плодотворный диалог между интеллигенцией и большинством населения. 8)Содействие творческой активности и поддержание высокого уровня искусства. 9)Подготовка и совершенствование кадров в различных формах культурной деятельности. 10)Содействие интеграции науки в национальную культуру на основе изучения влияния науки и техники на культурные процессы в обществе. 11)Осуществление программы ликвидации неграмотности. 12)Расширение сети культурных учреждений и их деятельности в целях распространения норм и навыков культурной жизни. 13)Содействие демонстрации достижений национальной культуры за рубежом.Помимо внешних институтов, осуществляющих культурную политику в обществе и воздействующую на ее регуляцию (государство и бизнес), в самой культуре можно выделить структуры ее самообеспечения, более или менее автономные от внешнего влияния. Эти структуры могут носить самый разнообразный характер, различаясь в зависимости от уровня хозяйственного развития общества, его политической системы, влияния религии, структуры цивилизации, степени сформированности бюрократического аппарата, степени развития творческих организаций и т.д. Тем не менее в каждой из них мы найдем следующие общие элементы: 1)творцы, т.е. мыслители, писатели, ученые, мастера искусств и т.д., создающие новые произведения, выдвигающие новые идеи, совершающие открытия и т.п.; 2)Зрители - слушатели (потребители), для которых и предназначено так или иначе культурное творчество; 3)Культуро - устроители, соединяющие творчество со зрителями, обеспечивающие выход “культурной продукции”, создание условий для творчества, для контакта со зрителями.В современном обществе возникают различные культурные учреждения и организации, которые можно классифицировать по функциональному признаку: а) ряд социальных институтов предназначен для осуществления духовного производства (издательства, киностудии, театры, любительские творческие объединения кружки, народные творческие коллективы и т.д.); б) другие институты используются для распространения культуры (кинотеатры, лектории, концертные и гастрольные объединения и т.д.). Эти функции являются главными и для таких институтов, как университеты, школы, библиотеки, музеи; в) в системе культуры имеются также особые учреждения, организующие и планирующие культурную деятельность, осуществляющие управление культурным процессом (правительственные организации культуры, творческие союзы, научно - исследовательские учреждения и т.д.). К ним примыкает и такой специфический социальный институт, как научная и художественная критика, которая оказывает влияние на деятельность людей, осуществляющих духовное производство, а также на потребление культурных ценностей широкими массами народа, формируя в известной мере их эстетический вкус, воспитывая высокие духовные потребности.


33. Религия и наука в контексте культуры.I. Специфика культурологического изучения религии и науки.Наука и религия представляют собой два фундаментальных пласта культуры и два основополагающих типа мировоззрения, взаимодополняющих друг друга. Каждая эпоха имеет свои доминанты, наряду с которыми присутствуют периферийные фоновые типы мировоззрения, фоновые типы культурных подсистем, играющие тем не менее значимую роль в развитии человеческого общества. Наука сегодня не вытеснила религиозные формы миропонимания, не уничтожила их. Она лишь оттеснила религиозность на периферию стратегической магистрали познания и миропонимания в структурах массового сознания общества.Фундаментальные познавательные установки научного и религиозного способа миропонимания пересекаются друг с другом очень плотно. С одной стороны, наука не представляет собой сплошного потока объективированного знания, полное обоснование которого сводится к доказательности, будь то теоретической или экспериментальной. С другой стороны, системы религиозной веры не сводятся к принятию лишь на веру каких-то основополагающих установок. В науке существуют структуры, которые обосновывают выводимые из них знания и принимаются на веру в качестве аскиоматической базы тех или иных научных теорий. Степень обоснования таких утверждений различна. Научное познание неотделимо связано с верой, сопровождается ею, в значительной степени начинается с некоторых элементов принятия на веру в качестве самоочевидных интеллектуально-прозрачных постулатов для исходных положений научного творчества. А религиозная вера нуждается хотя бы в частичном подтверждении убедительности догматов при помощи методов рационализации и аргументации, принятых в научном знании.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 139.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...