Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 3. Функциональные стили речиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Раздел 1. Нормы современного русского литературного языка 1. Что такое совр. рус. лит-ный язык? Язык 19-21 вв. в своей нормированной, образцовой разновидности. 2. Что такое культура речи? Владение нормами лит-ного языка в его устной и письменной форме, при которой осуществ. определённый выбор и организация языковых сред-в, которые позволяют в определённой ситуации общения обеспечить необх. эффект в достижении коммуникации. 3. Основные аспекты культуры речи · нормативный (владение языковыми нормами – совок. явлен., разрешённых системой языка, закреплённых в речи носителей языка и явл. обязательными для всех владеющих лит-ным языком) · коммуникативный (точность, понятность, лаконичность и выразительность речи) · этикетный (владение нормами языкового поведения, принятыми в данном обществе) 4. Какие варианты языковых единиц существуют? · орфоэпические (произношение одного или нескольких звуков) · акцентологические (место ударения в слове) · морфологические (использование различных морфем (окончаний, корней, суффиксов) · синтаксические (варианты построения словосочетаний и предложений) 5. Какие правила употреб. языковых единиц необх. знать для того, чтобы говор. правильно? · лексические (употребление заимствованных слов, неологизмов, многозначных и т.д.) · морфологические (употреб. прилагат., местоимений, дееприч., согласов. подлеж. и сказуемого) · синтаксические (использов придаточн. предложен., перевод из прямой речи в косвенную) 6. Виды лексики за рамками литературного языка? · территориальные и профессиональные диалектизмы · жаргонизмы и арготизмы · просторечная лексика и лексика сниженного употребления 7. Какие 2 основ. типа словарей? · лингвистический (лексич. значение, правопис., ударение в словах) · энциклопедические (описыв. понятия – вещи, реалии) 8. Что обозначает орфо- (орто-) первая часть названий лингв. словар. орфо- = «правильный» в них описыв. трудные случаи рус. языка (словари трудностей, словари правильности) 9. Типы ортологических словарей · орфографические (правописание слов) · орфоэпические (произношение и постановка ударений) · грамматические (нормы словоизм., словообразов., построен. словосочетаний) · лексических трудностей (прав. употреб. синонимов, антонимов, паронимов)
Раздел 2. Риторика 1. Что такое риторика? Ораторское искусство, искусство говорить красиво и убедительно 2. Классификация видов красноречия · монологическое и диалектическое · эмоциональное и рациональное · соц.-полит., академич., соц.-бытовое, судебное, богословско-церковное · информативное и убеждающее 3. 3 вида академического красноречия · собств. академическое (в среде учёных) · вузовское · школьное 4. Жанры академического красноречия · лекция · научный доклад · научн. сообщ. · научн. обзор 5. Этапы последовательности подготовки к выступлению
6. Что такое информативное и убеждающее выступления? Инфор. – цель – сообщ. слушат. новых фактов и теор. положений, не нуждающ. в док-ве Убежд. – цель – док-во истинности или ложности высказ. тезиса 7. Требования к названию речи · ясность, чёткость, краткость · отражение содержания выступления · привлечение внимания слушателей 8. Компоненты библиографического описания книги · фамилия, инициалы автора · название · год издания · место издания · общее кол-во страниц · назв. издательства 9. Где находится библиогр. описание книги? · на титульном листе · на обороте титульного листа · на последней странице 10. Что такое аннотация? Кратк. хар-ка книги, в котор. читатель найдёт ответ на вопросы: для кого книга и о чём она. 11. Где помещается аннотация? На обороте титульного листа 12. Какие книги можем найти в алфавитном каталоге? Книги, точные названия которых известны, если они созданы авторским коллективом или не имеют индивид. автора 13. –« – систематическом (по определённым отраслям знаний)? Книги по определённой тематике 14. 3 части выступления · вступление · основная часть · заключение 15. Чем отличается композиция текста, план и способ изложения? Композиция – струк-ра текста (располож. и соотнош. его главных частей) План – краткое письменное изложение композиции Способ изложения – метод построения текста заданной композиции 16. Способы изложения материала (16-22) · индуктивный (от частного к общему) · дедуктивный (от общего к частному) · метод аналогии (от частного к частному - от известного к новому, путём сопостав. явлен.) · ступенчатый (последов. излож одной темы за другой) · исторический (излож. в хронологическ. последов.) · концентрический (распредение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассматр. центрального вопроса к более конкретному рассмотрен.) 23. 3 функц.-смыслов. типа речи (23-26) · рассуждение (словес. излож., разъясн. и подтвержд. мысли) · повествование (рассказ о событиях – передача послед. различн. действий) · описание (словесное изображение кого-либо или чего-либо) 27. Средства выражения логич. связей в тексте · функцион.-синтаксич. – указывают на: последов. развития мысли, на противореч. отношений, на причинно-следств. отношен., на переход от одной мысли к другой, на итог · местоимен., прилаг. и причастия, используемые в кач-ве сред-в связи (данный, этот) · синтаксич.: особенности построен. предлож. внутри фрагмента текста, области смысловой законченности 28. Синтаксич. сред-ва связи · последов. связь исходн. часть -> сообщ. часть (в аудитории шумят студенты) ↙ исх. -> сообщ. à исх. -> сообщ. (студенты слушают лекцию; лекцию читает профессор) · параллельная связь
исходн. часть -> сообщ. (студенты сидят в аудитории) ↓ ↓ исх.->сообщ. исх.->сообщ. (студ. слущают лекцию; студентам рассказывает проф.) 29. Виды планов (29-31) · назывной – в виде назывных предложений: содер. каждой смыслов. части текста обознач. опорным словом или словосочетанием · вопросный – в виде вопросов: -«- является ответом на вопрос плана · тезисный – в виде тезисов: -«- кратко формулиров. в одном-двух предложениях · цитатный – в виде цитат, т.е. предложен., выписан. из текста 32. Что следует вносить в рабочий план? · слова-связки (позволяют увидеть логику текста, улучшить его рубрикацию) · формулировки отдельных положений, примеры, факты, цифры 33. Что такое тезис в стр-ре док-ва? Мысль или положение, истинность котрого требуется док-ть. 34. Требования к тезису в док-ве · ясность и точное определение суждения · однозначность (оставаться одним и тем же на протяж. суждения) · не противоречивость (не должен содержать логич. противоречие) · обоснованность фактами · неочевидность · должен определять весь ход док-ва 35. Виды аргументов · сильные – не вызыв. критики, неопровержимы · слабые – могут вызыв. сомнение · несостоятел. – позвол. разоблачить, дискредитировать соперника, применивш. их 36. Какие цели может ставить перед собой оратор в выступлении? · установить контакт с ауд., вызвав расположение и доверие · заинтересовать слушателей · подготовить слуш. к восприятию выступления · обосновать постановку вопроса 37. Каково соотношение выступления и основного текста по объёму? Не более 1/8 всего объёма речи 38. Какими должны быть первые слова выступления? Обращение к слуш. (многоуважаемый председатель, уваж. члены комиссии) 39. Приёмы начала вступления · перейти сразу к изложению дела · выразить свои чувства по поводу вопроса · задать вопрос слушателям · сделать замечание, затронуть интересы слушателей · сообщить факт, история из жизни · цитата · начать образом 40. Приёмы конца вступления · резюме, коротко повторить основ. положения · призыв к действию · комплимент слушателю · шутка, факт, образ · прочесть стих, цитата · закончить на кульминации 41. Цели в заключении выступления: · суммировать сказанное, обобщить инфор. · способ. запоминанию основ. положений · сделать выступление менее официальным, повысить благожелат. отношение к себе · повысить убедительность, аргументы · призвать к выполнению тех или иных задач 42. Правила написания лаконичных речей · избежать необоснованных повторов · ликвидировать несоответств. раб. плану, случ. смысловые повторы, лексич. повторы: o тавтология – повторение, сказанного другими словами o плеонизм – многословие, излишество 43. Правила написания точных речей · избегать двусмысленности · уточнять по словарям значения заимствован. слов, неологизмов, паронимов · сочетаемость слов и фразеологизмов 44. Что такое паронимы? Слова, близкие по произношению, но имеющие разные значения, при этом они являются одной частью речи (существ., прилаг., нареч., глаг.) 45. Почему паронимы смешиваются в речи? Имеют сходное звучание, иногда близки по значению 46. Какая группа паронимов-прилаг. развивается наиболее автивно? Суффиксальные (-(и)ческ –«– (и)чн-, -ск, –«–, -н-) 47. Словари паронимов Вишнякова О.В. «Словарь паронимов русского языка», Колесников Н.П. –«– 48. Почему речь должна быть выразительной? Она лучше запоминается слушателем, инфор. в меньше степени проверяется им с точки зрения справедливости 49. Какие языковые сред-ва используются для повышения выразительности речи? · слова с различными оценочными значениями · синонимы, антонимы, фразеологизмы 50. Пример лингвистического приёма, который используется для нейтрализации замечаний собеседника Повторение в ответе замечания, но в более мягкой формулировке: подбор антонима с частицей «не» или более нейтрального синонима Раздел 3. Функциональные стили речи 1. Определение функциональных стилей речи Разновидности единого лит-ного языка, котор. создаются в зависимости от целей и задач общения и различаются отбором языковых средств
Научный, офиц.-делов., публицистич., разговорный, художественный
Это ряд факторов, которые при создании текста того или иного функционального стиля задают его параметры: лексические, грамматические, синтаксические особенности текста 3 основных: сфера, цель, способ общения
Сфера общения (научная, правовая, бытовая), цель (передача инфор., убеждение, эстетическ. воздейств.), способ общения (массовый, личный, контактный), вид речи (монолог, диалог), форма речи (письм., устная), способ изложения материала.
Его жанр
· нейтральные (общеязыковые) единицы · стилистически окрашенные · единицы, котор. становятся стилистич. значимыми в определённом тексте
Лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение
Статья, заявление, расписка
К научному
Вместо глаголов глагольно-именные словосочетания (дать оценку, провести измерения), сложносоставные сущ., причастные и деепричастные обороты, вводные слова, опред.-личные, неопред.-личные, безличные, сложные предлоги, сложноподчин. предложен. С придаточн. условия, причины
· одушевлённые – по полу · неодуш. – первая часть слова склоняется – по роду 1-ой части слова – первая часть слова не склоняется – по роду 2-ой части слова
Неточно употреблённые слова, неправильный ряд сложносоставных существительных, ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний
Синтаксическое оформление высказывания, цепочки несогласованных определений
ПО располаг. близко к определяемому слову, избегать концентрации ПО (употреблять их при контрастно расположенных словах)
Употреб. неправильного падежа, -«- предлога, выбор из нескольких возможных предлогов того, который не подходит по значению, замена беспредложной конструкции предложной
Нельзя одновременно использовать полную и краткую форму прилагательных; существительное и инфинитив; обстоятельство, выраж. сущ. и деепричастный оборот (ДО); ПО или ДО и придаточное предложение должны быть согласованы с определяемым словом и употреблены в одном и том же падеже
Использование в двусоставном предложении с глаголом-сказуемым в основной части предложения, если ДО означает такое действие, которое сопутствует действию, названному в сказуемом; в односоставном безличном предложении, если в составе сказуемого есть неопредел. форма глагола и ДО указывает на действие того же лица, что и сказуемое
Цитаты, ссылки, перечисления, числительные, сокращения, таблицы и рисунки
· точность, сохранение особенностей авторского писания · полнота цитирования без сокращения текста · обязательная ссылка на источник
· к отдельным фрагментам вопросительный или восклицательный знак в круглых скобках · чтобы выделить определённые слова – изменить шрифт, в круглых скобках привести указание на выделение и инициалы автора · чтобы пояснить непонятные вне контекста слова, комментарии автора помещают после них в квадратных скобках с инициалами
«Ц» [ссылка]; «…Ц» [ссылка]; «Ц…ц» [ссылка]; «Ц…» [ссылка] – самостоят. предложение «Ц,» - а.; А: «Ц»; А: «Ц,» - а; «Ц, - а, - ц» - как прямая речь А «ц».; А, что «ц»; «Ц», т.к. а – синтаксически связана с авторским текстом
Совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассм. или упоминаемом в тексте, другом док-те, необх. и достаточн. для его общей хар-ки идентификации и поиска
Подстрочные ссылки оформляются внизу страницы, как правило, под чертой, а внутритекстовые оформляются прямо в тексте
М. – Москва, с. – страниц, т. – том
· все элементы перечисления должны быть подчинены фразе, которая предшествует перечислению · основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах и союзах
От того, из каких элементов состоит перечисление (отдельные слова: Текст: 1)…, 2)…, 3)…; развёрнутые словосочетания: 1)…; 2)…; законченные фразы: 1… . 2… .)
· словами: однозначным количественным числ., если нет единиц измерения и многозначным колич. числительным, которыми начинается абзац · цифрами: многозначными колич. числит. и числа с сокращ. обозначением единиц · не ставится точка после «л», «кг», «Н»; 5,15 и 30 л; в 30 группах (нет падежного окончания)
· обычно пишутся цифрами · при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания.: 1 букву, если заканчиваются на 2 гласные или гласную и согласную буквы; 2 буквы, если оканчиваются на согласные и гласные буквы · -«- не имеют падежных окончаний: после существительных, к которым относятся, при записи римскими цифрами, в библиографическом описании кроме № издания
При первом упоминании приводятся в круглых скобках после полного наименования, потом без расшифровки
Слово «Таблица» в нумерац. заголовке, тематический заголовок, основные заголовки графиков, подзаголовки, если они грамматически не связаны с главным, заголовки строк
Подзаголовки графиков, если они грамматически связаны с главным заголовком (сост. 1 предложение), элементы под графиком
Подпись к рисунку располагается под ним, по центру страницы; подпись состоит из слова «Рисунок», порядкового номера и заголовка, после которого точка не ставится.
Свернуть содержание каждой смысловой части текста и обозначить опорным словом то, которого достаточно для последующего развёртывания информации
· наибольшее количество инфор. приходится на первые буквы слов; первая часть сокращ. слова должна заканчиваться на согласную; обычно сокращ. середину слова · слово должно быть однозначно восстанавливаемо из контекста · малознаковые слова и новые термины пишутся полностью · общепринятые сокр., аббревиатуры, мат. знаки, короткие иностр. слова, кванторы · собств. сис-ма соглашений
· главная инфор. выраж. сказуемым и подлежащим · опускаются избыточные слова · новые понятия записываются полностью, оформл. как цитата
· лексическая – замена слова при сохранении структуры фразы · грамматическая – упрощение стр-ры предложения при сохранении лексич. наполнен. · лексико-грамматическая - … · логико-смысловая – выражение содержания некоторого отрезка текста другими языковыми средствами
· краткий – положения общего хар-ра · подробный – док-ва, пояснения · смешанный – некоторые части в виде тезисов, остальное подробно · монографический (по одному источнику) / свободный, обзор. (по неск. на одну тему) · интегральный (все основ. полож. и связи источника) / выборочный
· прочитать текст, составить план · прочитать каждую смысловую часть, отобрать основ. инфор., раскрыв. пункты плана · переформулиров. инфор. для упрощения и записать
· полностью указывать первоисточник (после назв. текста) · оставлять поля (не менее 1/3 стр.) для пометок, номеров стр. и пр. · сохранять рубрикацию · цитаты и выписки в кавычках, многоточие на месте пропуска, № стр. первоисточника · каждый пункт как новый абзац · схемы, таблицы, диаграммы
· хар-р описываемого объекта · признаки, отражающие сущность описываемого объекта · хар-ка и оценка описываемого в тексте объекта · источник знания об описываемом объекте
· содержание каждого фрагмента записывается в виде одной фразы, а план текста составляется уже после записи основных положений текста, что позволяет лучше понять структуру и логику текста · инфор. используется затем в сокращённом виде в докладе, реферате, курсовой, дипломной работе
· выделение 5 частей (введение, развитие темы, появление новой инфор., логич. развитие новой инфор., вывод) · схема микротектса (сформулиров. понятие каждой части, свернуть в словосочетание, показывать стрелочками логические связи) · тип микротекста, основн. инфор. · использование языковых средств
Проверить логичность изложения, язык и стиль работы, правильность оформления отдельных видов текстового материала
· признак деления должен оставаться неизменным · содержание главы должно быть равно суммарному содержанию параграфов · члены деления должны взаимно исключать друг друга · деление должно быть нерперывным
· обоснование актуальности темы · формулировка цели и задачи работы · определение предмета / объекта исследования · методы исследования · теор. и практ. значимость исследования
· анализ лит-ных источников, в которых отражены различные стороны предмета исследования с точки зрения полноты и глубины освещения решаемой задачи · показать, какие задачи решены, а какие ещё нужно решить для достиж. цели
· упоминать источники, не связанные с решением поставленной задачи, но изученные по ходу работы · создавать перечень реферативных выдержек из лит-ного текста без их анализа
· новая инфор., получ. в ходе исследования · обобщение рез-тов работы · согласованность с задачами исследования · не нужно полностью повторять выводы отдельных разделов
· не должен сокращать / расширять объём инфор., заключ. в тексте · точное отражение содержания, относящегося к нему текста · не должен вкл. избыточные слова, общие понятия, узкоспец. термины, сокращ. слова, формулы
· не допуск. перенос слов · без точки (если одно предложение) · заголовок и начало текста должны быть на одной странице
· сквозная порядковая нумерация · арабские цифры с точкой
Титульный лист, задание, реферат, содержание, перечень обозначений, терминов, сокращений, введение, осн. часть, заключение, список источников, приложения
· 10-12 строк – краткое описание · название работы, язык, сведения об объёме (стр., иллюстр., табл., ист.), перечень ключевых слов, текст реферата (объект, цель, метод, рез-ты, обл. применения)
Введение, название разделов и подразделов, заключение, список приложений (всё с указанием № стр. начала)
Тит. лист, задание, реферат, усл. обознач., содержание
· как форма самостоятельной учебной деятельности студентов – рассуждение на определённую тему на основе обзора лит-ры, док-во или опровержение главной мысли · краткое изложение содерж. научн. статьи – основ. полож., сведения о методе исследования и выводах · составная часть курсовой – краткое описание содержания
Научиться самостоятельно находить научн. лит-ру по теме, работать с ней, анализировать проблему, данные, аргументировано высказывать свои мысли, выстраивать логику изложения материала, правильно оформлять научную работу
Введение, основная часть, заключение
· док-во актуальности и важности проблемы, теор. и практ. значение теории или метода · выбор наиболее перспективной теории или метода и обоснование выбора
см. Раздел 2, вопрос 5, вопрос 32: · Что следует вносить в рабочий план? o слова-связки (позволяют увидеть логику текста, улучшить его рубрикацию) o формулировки отдельных положений, примеры, факты, цифры
· Этапы последовательности пос-ти подготовки к выступлению
61. Особенности отбора материала для реферата –«–? · т.о., чтобы осветить разные стороны проблемы (предпосылки, причины, условия, сущ-ть, рез-ты, последствия) · отбираем ту инфор., котор. непосредственно касается темы реферата · нельзя вкл. лишнюю инфор. 62. Возможные принципы группировки материала в реферате –«–? · подчинение – материал одного источника более подробно раскрывает тему, затронутую в другом источнике · соединение – материал 2-х источников раскрывают одноуровневые понятия, 2 разных аспекта темы, не пересекающиеся м/у собой · противопоставление – материалы 2-х источников представляют 2 точки зрения на одну проблему 63. Правила составления введения реферата –«–? Обоснование выбора темы, охарактеризовать её; сформулировать цели и задачи реферата 64. Правила составления заключения реферата –«–? · подвести общий итог работы · сформулировать выводы · выводы должны быть обоснованы 65. Отличия реферата –«– от школьного сочинения · функц. стиль: научный – худ.-публиц. · особен. содержания: мысли и рациональные оценки – мысли и чувства · особенности изложения: понятность, логичность, полнота и точность выражения мысли, аргументированность, доказанность – образность, неявный, скрытый смысл · особенности языка: точное и однозначное употребление слов, логическая обусловленность – оценочность, образцовость, метафоричность, экспрессивность |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 147. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |