Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Морфологические нормы русского языка.




Практические задания

1. Какие из предложенных высказываний относятся к языку, а какие – к речи? Обоснуйте свой ответ.

… - это система знаков. … - всегда динамичная система, постоянно пребывающая в развитии. …является материальным воплощением абстрактных законов. … нельзя произнести, поскольку это чистая абстракция. … существует здесь и сейчас, полностью зависит от субъектов общения.

2. Определите, в каких случаях авторы высказывания являются носителями «хорошей речи», а в каких – нет. Аргументируйте свою позицию:

В нашем-то амбаре пацуки так и шмыгають! Будьте любезны, соблаговолите передать мне билет, ибо мне уже надоело ждать, пока вы пошевелитесь. Я извиняюсь, а где здесь деканат? Скажите, пожалуйста, вы выходите? Не, ну понятно, что на пару надо приходить вовремя, но знаете, как спать хочется? Тебе удивительно идет эта кофточка!

3. Пользуясь словарями, найдите предложенную информацию. Назовите словари, которыми вы пользовались:

а) значения английских слов: shareware, site, manager;

б) правильное ударение в словах: гренки, звонит, туфля, сливовый, тефтели, феномен;

в) все значения, которые имеют в русском языке слова: стол, идти, дорогой;

г) даты правления Ивана IV, основные события во внешней политике страны в этот период.

 

4. Произнесите, изменяя интонацию в зависимости от обстоятельств речи фразу: «Иди сюда»

а) если это призыв посмотреть что-то неожиданное, удивительное;

б) если это обращение взрослого к ребенку, отбежавшему от него слишком далеко;

в) если это просьба о срочной помощи.

Какие неречевые структуры языка помогают передать все эти оттенки?

 

РАЗДЕЛ II. Правильное использование норм русского языка

Тема2. Понятие нормы языка. Орфоэпические нормы русского языка.

Подготовьте теоретический материал по плану:

1. Понятие нормы языка. Историческая изменчивость и устойчивость нормы.

2. Типология речевых ошибок.

3. История развития фонетических норм. Старомосковское и петербургское произношение.

4. Нарушение орфоэпических норм в смоленских говорах и в просторечии .

 

Литература.

1. Аванесов Р.И.. Русское литературное произношение. — М., 1972

2. Горбачевич К.С.. Нормы современного русского языка. — М., 1989

3. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И. Аванесова. — М., 1987

4. Русское литературное произношение и ударение: Словарь-справочник / Под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова. — М., 1959

5. Скворцов Л.И.. Правильно ли мы говорим по-русски?: Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. — М., 1980

Практические задания

1. Обратите внимание на повседневную речь, которую вы слышите. Приведите по 2-3 примера нарушения норм каждого из языковых уровней. Постарайтесь объяснить, с чем связаны эти нарушения. Предложите правильную форму.

Образец: Бежи быстрее. — Нарушена морфологическая норма.

В русском языке в форме повелительного наклонения этого глагола нет чередования, в отличие от спрягаемых форм (например, он бежит, мы бежим). Правильно: беги быстрее.

2. Чем отличаются слова в приведенных ниже парах? С чем связано существование двух вариантов? Отметьте случаи, где нормативным является только один вариант в паре:

сли΄вовый - сливо΄вый, зво΄нит - звони΄т, тво΄рог – творо΄г, чудесный фильм – чудесная фильма, нет мыши – нет мыша, белый лебедь – белая лебедь; живет в Сафоново — живет в Сафонове, в городе Гагарине — в городе Гагарин, с Романом Павлюченко — с Романом Павлюченкой, не менее шестисот пятидесяти двух человек — не менее шестьсот пятьдесят двух человек.

3. Проверьте по “Орфоэпическому словарю русского языка” произношение слов и запомните его:

а) буднично, нарочно, скворечник, скучный, Лукинична, сердечность, сердечный, прачечная, девичник, пустячный, черничник;

б) безе, деликатес, дельта, кратер, критерий, модель; патент, тест, текст, фланель, кларнет, темп, террор, анестезия, бизнес, тент, фонетика;

в) белесый, поблеклый, афера, леска, свекла, оседлый, житие, истекший, перекресток, желчный, опека, маневренный, хребет, разноплеменный, головешка, крестный, платеж.

4. Прочитайте, избегая диалектного произношения:

вдруг, семь, восемь, ставка, дорога, полог, цепь, журавль, морковка, свекровь, наставьте, перечеркивать, роща, тяжелеть, Смоленщина, ругают, еще чаечку, щавель, собака, заставь, тогда, приказчик.

5. Найдите в предложениях отражение просторечия и устраните ненормативные формы:

Я на транваях не ездию: уж больно они медленно ходют. Ты покамесь куру разделай, а я какаву сварю. Одень платье покрасивше. Что это за интригант в полувере по колидору идет? После этого инциндента всем стало трошки неконфортно. И она кажный раз как сядет коло стола, так и давай на тубаретке качаться. А сестра его в полуклинике дохтором работает.

 

Нормы ударения в русском языке

Подготовьте теоретический материал по плану:

1. Понятие ударения. Особенности ударения в русском языке.

2. Функции ударения

3. Наиболее распространенные акцентологические ошибки.

Литература.

1. Культура русской речи. Учеб. Для вузов. Ред. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев. – М, 1994. – 549 с.

2. Русский язык и культура речи. Учебник. Под ред. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – 412 с.

3. Русский язык для студентов-нефилологов. Учеб. Пособие М.Ю.Федосюк и др. – М.: Флинта, 1997. – 256 с.

4. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И. Аванесова. — М., 1987

5. Русское литературное произношение и ударение: Словарь-справочник / Под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова. — М., 1959

6. Скворцов Л.И.. Правильно ли мы говорим по-русски?: Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. — М., 1980

Практические задания

1. Какие особенности русского ударения демонстрируют приведенные ниже группы слов?

Голубь – голубей, голень – голеней, церкви – по церквам, группы – по группам, выдать – отдать – передавать, грушевый – вишневый, придать приданое, отдать - отданное.

2. Произнесите приведенные ниже слова, ставя по-разному ударения. Составьте словосочетания с обоими вариантами. Какие функции ударения реализуются в этих примерах?

Атлас, руки, щеки, высыпаться, вертел, хлопок, бури, берегу, пили, пропасть, всыпать, ворот.

3. Образуйте предложенные формы и слова. Поставьте в них ударения.

а) прилагательные от существительных:

госпиталь, герб, мизер, Украина, зубец, лубок, тигр, опт, кухня, август;

б) глаголы от существительных:

премия, пломба, маркер, норма, блок, поза;

в) существительные от глаголов и глагольных сочетаний:

ходатайствовать, созывать, намереваться, упрочить, знаменовать, обеспечить, мыслить, исповедать веру, проводить мусор, писать иконы.

4. Скажите в прошедшем времени:

Она поймет, как помочь заболевшему ребенку. Если возникнет угроза инфекции, ферма, разумеется, сразу вызовет ветеринара. Разве эта небольшая фирма возьмет такой кредит? Ее сестра, конечно, проспит до полудня после долгой утомительной поездки. Анна прождет меня целый час. Эта партия все время лжет, скоро совсем изолжется.

 

Морфологические нормы русского языка.

Подготовьте теоретический материал по плану:

1. Морфологические нормы. Их разновидности. Нарушения морфологических норм в просторечии.

2. Имя существительное. Нормы употребления рода, числа, падежей имени существительного. Склонение имен собственных.

3. Имя прилагательное и наречие. Нормы употребления. Стилистические возможности словообразования.

4. Имя числительное. Употребление разных разрядов числительных. Склонение числительных.

5. Местоимение. Предложные формы местоимений ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

6. Глагол. Нормы употребления глагола и глагольных форм

Литература.

1. Русский язык и культура речи. Учебник. Под ред. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – 412 с

2. Голуб. Стилистика русского языка И.Б. — М., 2001.

3. Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике. — М., 1983.

4. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. - М., 1980.

5. Калауцкая Л.П. Склонение фамилий и личных имен в русском языке. — М., 1984.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1991.

7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. — М., 1976.

8. Язовицкий Е.В. Говорите правильно: пособие для учащихся. — М.-Л., 1964.

Практические задания

1. Составьте словосочетания сущ. + прил. Значение незнакомых слов проверьте по словарю:

Буржуа, кенгуру, фламинго, кашне, боа, миледи, купе, сопрано, бюро, гетто, боржоми, бренди, импресарио, кабальеро, пони, салями, кольраби, марабу, хинди, контральто, мадам, протеже, крупье, мадемуазель, янки, конферансье, шимпанзе, интервью, жалюзи, жюри, рефери, драже, алоэ, харакири, досье, денди, пани, кабаре, кимоно, киви, какао, коммюнике, клише, пюре, миссис, пенальти, рагу, ралли, резюме, сомбреро, табу, фиаско, харчо, шоссе, эмбарго, эскимо.

2. Выпишите слова, имеющие только множественное число:

очки, травы, бухгалтеры, кавычки, салки, сплетни, быки, часы, кудри, усы, науки, ягоды, каникулы, перила, духи, будни, брызги, бобры, мелочи, макароны, нелады, проводы, сливки.

3. Просклоняйте во всех падежах предложенные ниже числительные и словосочетания.

Пять тысяч шестьсот девяносто два, сто четыре, пятьсот двадцать первый, четыреста двадцать, полтора дня, восемь с половиной, полторы ложки, двое детей, девятеро козлят, четыре с половиной бочки.

4. Найдите и исправьте ошибки в употреблении местоимений.

1) Павел Петрович и Евгений заговорили одновременно, и его возмутило, что его перебивают. 2) Добрый молодец скакал на лихом коне, и грива его развевалась по ветру. 3) Написаны комментарии к обоим документам, но они требуют серьезной доработки. 4) Писатель обращается к обществу, чтобы они совершенствовали существующие порядки. 5) Правительство нередко начинает реформы, возмущающие свой народ.

5. Найдите ошибки в образовании грамматических форм. Замените просторечные формы литературными.

1) Ложи книгу назад! 2) Не сади брата на край - расшибется. 3) Он уплотит потом эти 300 рублев. 4) Не махай рукой, а слазь с моего велосипеда. 5) Глядь – а в номере не хватает двух блюдцев и трех полотенцев. 6) Едь ты лучше в деревню, а в Москву не езди. 7) У обоих девочек глаза были синие, как у ихнего отца.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 1106.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...